дело № 5 – 11 – 55/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Окуловка Новгородской области 15 мая 2020 года
Судья Окуловского районного суда Новгородской области Гусева А.С., <...> – Маклая, д. 30, с участием лица, в отношении которого ведется производств по делу об административном правонарушении, главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 и защитника последнего ФИО2, помощника прокурора Окуловского района Новгородской области Кузьмина И.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
главы администрации Кулотинского городского поселения Федорова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу <адрес>, гражданина Российской Федерации, сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,
привлекаемого к административной ответственности по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Окуловского района Новгородской области Егоровым М.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ, в отношении главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1, согласно которому последний ДД.ММ.ГГГГ, являясь должностным лицом, находясь по адресу <адрес>, не принял конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, которые были отражены в представлении «Об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства по обращению с твердыми коммунальными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ, внесенном главе администрации Кулотинского городского поселения по результатам проверки по обращению ФИО5, при этом представитель прокуратуры района о времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагирования заблаговременно уведомлен не был, а само представление «Об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства по обращению с твердыми коммунальными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено в отсутствие представителя прокуратуры района.
Материалы дела об административном правонарушении в отношении главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 переданы для рассмотрения по существу в Окуловский районный суд Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ.
Дело об административном правонарушении в отношении главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 поступило в Окуловский районный суд Новгородской области ДД.ММ.ГГГГ.
Глава администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, – умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Помощник прокурора Окуловского района Новгородской области Кузьмин И.В. доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении поддержал, одновременно показал, что в вину должностному лицу вменяется непринятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, неуведомление заблаговременно представителя прокуратуры района о времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагирования, рассмотрение акта прокурорского реагирования в отсутствие представителя прокуратуры района.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – глава администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 вину в совершении инкриминируемого правонарушения не признал и показал, что злостно и умышленно не уклонялся от выполнения требований прокурора. Заявил о готовности выполнить требования прокурора, изложенные в представлении, при наступлении благоприятных погодных условий, информация о чем была доведена до сведения сотрудника прокуратуры Окуловского района Новгородской области в ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ., одновременно указал на отсутствие целесообразности выполнения требований прокурора, в том числе в связи с тем, что указанные действия повлекут дополнительное расходование бюджетных средств. Не отрицал, что представление прокурора повторно рассмотрено не было.
Защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 указала на отсутствие умысла в невыполнении требований прокурора, изложенных в представлении последнего, и привела доводы в обоснование нецелесообразности выполнения требований прокурора по организации места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, а также уклонение от явки по его вызову влечет за собой установленную законом ответственность.
В соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами местного самоуправления.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Законность и обоснованность представления прокурора, невыполнение требований которого вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит проверке в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.
Пункт 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно п. 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года № 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42). В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (подп. 2 п. 2 ст. 13).
В силу положений подп. 18 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов отнесено к вопросам местного значения городского поселения.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами создание и содержание мест (площадок) накопления создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, и определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Из правового анализа приведенных норм следует, что в ведении органа местного самоуправления городского поселения находятся земельные участки, расположенные на территории последнего, этот же орган местного самоуправления среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти земельные участки.
Статьей 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно п.п. 2 и 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Окуловского района Новгородской области по обращению ФИО5 проведена проверка исполнения администрацией Кулотинского городского поселения требований Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе которой установлено, что в нарушение действующего законодательства Российской Федерации твердые коммунальные отходы из <адрес> вывозятся с ненадлежащего места складирования, а органом местного самоуправления места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а также правилам благоустройства муниципального образования, в данном населенном пункте не созданы.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Окуловского района Новгородской области в адрес главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 внесено представление, содержащее требования незамедлительно рассмотреть последнее с участием представителя прокуратуры района, заблаговременно уведомив о времени и месте рассмотрения последнего, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер сообщить в прокуратуру района в письменной форме в течение месяца.
Изложенные выше нормы закона в совокупности с представленными материалами свидетельствуют о том, что представление прокурора «Об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства по обращению с твердыми коммунальными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, внесенным уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленных ему законом полномочий.
Представление прокурора Окуловского района Новгородской области в администрации Кулотинского городского поселения зарегистрировано как входящая корреспонденция ДД.ММ.ГГГГ за №.
Представление прокурора Окуловского района Новгородской области главой администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 рассмотрено, ответ о чем в адрес прокурора Окуловского района Новгородской области направлен ДД.ММ.ГГГГ. Ответ главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 «О рассмотрении представления» не содержит указания на меры, принятые в целях устранения выявленных прокуратурой Окуловского района Новгородской области нарушений действующего законодательства, напротив, из текста ответа следует, что требования представления исполнены не будут по причине отсутствия заявления регионального оператора о включении сведений о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в <адрес>
На основании изложенного суд приходит к выводу, что должностное лицо при наличии к тому полномочий, определенных Федеральными законами от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» умышленно не выполнил требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом и указанные в представлении «Об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства по обращению с твердыми коммунальными отходами».
Факт совершения главой администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 вменяемого административного правонарушения подтвержден представлением «Об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере жилищно – коммунального хозяйства по обращению с твердыми коммунальными отходами» от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей, обращением ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, обращением и повторными обращением жителей <адрес>, ответом администрации Кулотинского городского поселения №, ответом администрации Кулотинского городского поселения №, реестром мест временного складирования отходов Кулотинского городского поселения, ответом администрации Кулотинского городского поселения «О рассмотрении представления» от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, иными материалами дела об административном правонарушении. Все исследованные доказательства являются относимыми, допустимыми, достоверными и в их совокупности достаточными для разрешения настоящего дела.
Одновременно суд полагает необходимым уточнить обстоятельства совершения административного правонарушения, инкриминируемого главе администрации Кулотинского городского поселения ФИО1, относительно обстоятельств совершения правонарушения, указанного в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.
В постановлении по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ указано, в том числе, что в нарушение ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» глава администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 не уведомил заблаговременно представителя прокуратуры района о времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагировании и не обеспечил рассмотрение представления прокурора района с участием последнего.
Согласно п. 3 ст. 7 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Согласно п. 2 ст. 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
Требование об обязательном участии в рассмотрении внесенных актов прокурорского реагирования содержится в п. 16 приказа Генерального прокурора РФ от 07 декабря 2007 года № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», обязательного к исполнению сотрудниками органов системы прокуратуры Российской Федерации.
Таким образом, вменение главе администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 не уведомление представителя прокуратуры района о времени и месте рассмотрения акта прокурорского реагировании и не обеспечение рассмотрения представления прокурора района с участием последнего не основано на законе, поскольку Федеральный закон от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» обязывает только коллегиальные органы сообщать прокурору о дне заседания по рассмотрению представления прокурора, в остальных случаях присутствие прокурора при рассмотрении представления является его правом, которому не корреспондирует обязанность единоличных органов власти сообщать прокурору о дне заседания по рассмотрению акта прокурорского реагирования, и потому суд находит доказанной вину главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 только в не исполнении требований прокурора в части принятия конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.
На основании исследованных доказательств суд квалифицирует действия главы администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 по ст. 17.7 КоАП РФ.
Поскольку обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не имеется, глава администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 подлежит административной ответственности за содеянное.
Санкцией ст. 17.7 КоАП РФ предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
В соответствии с ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд признает обстоятельством, смягчающим административную ответственность, факт привлечения к административной ответственности впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
При назначении наказания главе администрации Кулотинского городского поселения ФИО1 суд учитывает личность виновного, характер совершенного им административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11, ст. 17.7 КоАП РФ, суд
постановил:
Главу администрации Кулотинского городского поселения Федорова ФИО8 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам: <данные изъяты>
Разъяснить главе администрации Кулотинского городского поселения Федорову ФИО9, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Предупредить главу администрации Кулотинского городского поселения Федорова ФИО10 об административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, согласно которой неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.С. Гусева