Дело №5-1101/2021
51RS0002-01-2021-002893-13
Постановление в окончательной форме составлено 21 мая 2021 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
19 мая 2021 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Мишина Г.Ю., (<...>), рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью «Монолитлогистик», ***, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,
УСТАНОВИЛ:
*** в место доставки – постоянную зону таможенного контроля, расположенную на СВХ ООО «***» по адресу *** находящуюся в регионе деятельности *** таможенного поста Мурманской таможни, в адрес ООО *** по процедуре таможенного транзита по электронной транзитной декларации №*** автомобильным транспортом прибыли товары. ЭТД №*** была подана в электронном виде на таможенный пост ***.
В рамках проведения таможенного контроля было установлено следующее.
В ЭТД №*** в графе 31 товара №*** указаны сведения о наименовании товара: ***
Таможенному посту *** для помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита с ЭТД №*** были представлены: СМR №*** от *** на бумажном носителе, коммерческий счет (Invoice) №*** от *** со спецификацией на бумажном носителе.
Согласно спецификации к коммерческому счета (Invoice) №*** от *** на бумажном носителе, установлено, что сведения о наименовании товаров и их количестве, указанные в спецификации к коммерческому счету (Invoice) №*** от *** отличаются от сведений о наименовании товаров и их количестве, заявленных в ЭТД №***, а именно в ЭТД указано *** наименований товаров, согласно спецификации к счету – *** наименований товаров.
Таможенная процедура таможенного транзита в отношении товаров, поступивших по ЭТД №***, завершена ***. Товары были помещены на временное хранение по ДО-1 №*** от ***.
*** был произведен таможенный досмотр товаров, заявленных в ЭТД №***. По результатам проведённого таможенного досмотра (АТД №***) подтвержден факт поступления товаров в количестве, превышающем количество наименований товаров, указанных в графе 31 ЭТД №***.
Таким образом, по результатам проверки документов и сведений, с учетом фактического контроля, установлено, что наименование товаров и их количество, указанных в ЭТД №*** не соответствует наименованию товаров и их количеству, указанных в оригиналах документов на бумажном носителе в спецификации к коммерческому счету (Invoice) №*** от *** на бумажном носителе.
По данному факту *** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам проведения которого, *** в отношении ООО «Монолитлогистик» установлен состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении.
Административное дело в отношении ООО «Монолитлогистик» *** поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание защитник и представитель ООО «Монолитлогистик» не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменном ходатайстве И.о. директора Общества ФИО1 просил рассмотреть дело в отсутствие Общества в связи с эпидемиологической ситуацией, также просил принять во внимание пояснения ООО «Монолитлогистик», направленные ранее в адрес таможенного органа.
Судья в соответствии с ч.2 ст. 25.1 КоАП РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии законного представителя и защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица ООО «Монолитлогистик» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Факт совершения ООО «Монолитлогистик» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №*** от *** (л.д.1-8);
- копией ЭТД №*** от ***, в которой в графе 31 товара №*** указаны сведения о наименовании товара: *** (л.д.9)
- копией товарно-транспортной накладной СМR №*** от *** на бумажном носителе, в которой указано наименование товара *** (л.д.10);
- копией коммерческого счета (Invoice) №*** от *** со спецификацией на бумажном носителе, в котором указано *** наименований товаров (л.д.11-25)
- актом таможенного досмотра от ***№***, в котором отражено, что к досмотру представлены товары в количестве, превышающем количество наименований товаров, указанных в графе 31 ЭТД №*** (л.д.26-54)
- отчетом ДО-1 №*** от ***, согласно которому на хранение принято *** наименований товаров (л.д.55-59)
- письмом ООО «Монолитлогистик» от ***, из которого следует, что сведения о наименовании товаров, указанных в ЭТД №*** были сообщены таможенному органу должностным лицом ООО «Монолитлогистик» при помещении этих товаров под таможенную процедуру таможенного транзита (л.д.67)
- письмом ООО «Монолитлогистик» от ***, из которого следует, что таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД №*** совершались сотрудником Общества ФИО2. Для заявления сведений о товарах в ЭТД №*** в распоряжении ООО «Монолитлогистик» находились следующие документы: ***. В документах товар был описан как *** (код ТН ВЭД ***). ФИО2 указала в транзитной декларации сведения о наименовании товара в соответствии с имеющимися товаросопроводительными документами. При заполнении декларации сотрудница ООО «Монолитлогистик» указала в графе 31 транзитной декларации сведения о наименовании товаров в соответствии с общим наименованием указанным в инвойсе ***. По мнению ООО «Монолитлогистик», Общество не подлежит административной ответственности поскольку административная ответственность, за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, установленная частью 3 статьи 16.1 КоАП России в законодательстве *** отсутствует. (л.д.84-119)
- протоколом об административном правонарушении №*** от *** (л.д. 120-124).
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.
В соответствии с ч.3 ст.1 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее – Договор), которым учрежден Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС, Союз), в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.
Положениями пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определены основные термины и их определения:
Ввоз товаров на таможенную территорию Союза – совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами (подпункт 3).
Выпуск товаров - действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).
Перевозчик – лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
Пунктом 1 статьи 88 ТК ЕАЭС определено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки: - в отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, - в течение 1 часа с момента доставки товаров в место прибытия, а в случае доставки товаров в место прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение 1 часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа.
Согласно пунктам 1,2 статьи 89 ТК ЕАЭС при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения: 1) при международной перевозке автомобильным транспортом: документы на транспортное средство международной перевозки; транспортные (перевозочные) документы; документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза; имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары; сведения о: государственной регистрации транспортного средства международной перевозки; перевозчике товаров (наименование и адрес); стране отправления и стране назначения товаров (наименования); отправителе и получателе товаров (наименования и адреса); продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами; количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров; товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков); весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах); наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен; месте и дате составления международной товаротранспортной накладной; идентификационных номерах контейнеров.
В соответствии со ст.104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии с п.8 ст.111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации: декларация на товары, транзитная декларация, пассажирская таможенная декларация, декларация на транспортное средство. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии с пунктом 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.
В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 года №289 (далее – Инструкция), в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» указывается общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенным органом.
Согласно пункту 10 Инструкции, сведения, заявляемые декларантом в транзитной декларации, являются необходимыми для таможенных целей.
Согласно пункту 1.1.4 Договора от ***№***, заключенного между ООО «Монолитлогистик», *** (далее - Экспедитор) *** (далее - Клиент) (далее – Договор от ***№***), Экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет Клиента выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с представлением груза и сопроводительных документов в таможенные органы, в том числе обеспечить предоставление транзитной декларации в таможенные органы ***.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Договора от ***№***, Экспедитор обязан своевременно и качественно выполнить или организовать выполнение услуг, определенных Договором от ***№***.
Пунктом 3.1.2 Договора от ***№***1определено, что Клиент обязан представить Экспедитору Поручение на экспедирование груза по форме согласно приложению 2 к Договору от ***№***
Из материалов дела следует, что ЭТД №*** в таможенный орган отправления была подана ООО «Монолитлогистик» по Поручению *** от ***№***, выданному на основании пункта 3.1.2 Договора от ***№*** и следовательно, ООО «Монолитлогистик» является субъектом ответственности за данное правонарушение.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлены права декларанта, в число которых входит, в том числе, право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, выполнять с ними грузовые операции, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.
Согласно ст.400 ТК ЕАЭС за несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств-членов.
В соответствии с п. 1 статьи 8 Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – КДПГ) (Заключена в г.Женеве 19 мая 1956 года) при принятии груза перевозчик обязан проверить:
a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров;
b) внешнее состояние груза и его упаковки.
В соответствии с п.2 статьи 9 КДПГ при отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной.
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Следовательно, документ – ЭТД №*** от *** содержит недостоверные сведения и согласно примечания 2 к статье 16.1 КоАП РФ, является недействительным документом.
Субъектом, подлежащим административной ответственности по ч.3 ст.16.1 КоАП РФ является лицо, непосредственно предоставляющее таможенному органу соответствующие документы. В данном случае документы были представлены ООО «Монолитлогистик».
Следовательно, ООО «Монолитлогистик» является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Таким образом, ООО «Монолитлогистик» при помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД №*** от *** сообщило таможенному органу отправления недостоверные сведения о наименовании и количестве товара путём представления недействительных документов: ЭТД №*** от ***.
Довод ООО «Монолитлогистик» о том, что Общество не подлежит административной ответственности поскольку административная ответственность, за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, установленная частью 3 статьи 16.1 КоАП России в законодательстве *** отсутствует, несостоятелен ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1.8. КоАП России, лицо, совершившее административное правонарушение за пределами Российской Федерации, подлежит административной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 1 ТК ЕАЭС определено, таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 ТК ЕАЭС, таможенное регулирование в Союзе основывается на принципах равноправия лиц при перемещении товаров через таможенную границу Союза, четкости, ясности и последовательности совершения таможенных операций, гласности в разработке и применении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и их гармонизации с нормами международного права, а также на применении современных методов таможенного контроля и максимальном использовании информационных технологий в деятельности таможенных органов.
Согласно пункту 1 статьи 4 Договора, лицо, совершившее административное правонарушение на таможенной территории таможенного союза, подлежит привлечению к административной ответственности по законодательству той Стороны, на территории которой выявлено административное правонарушение.
Пунктом 3 статьи 4 Договора установлено, что административный процесс (производство) ведется (осуществляется) по законодательству Стороны, в которой лицо привлекается либо подлежит привлечению к административной ответственности.
В данном случае местом выявление административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, является Российская Федерация.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
В соответствии с п.16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02 июня 2004 года №10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
ООО «Монолитлогистик», являясь профессиональным участником внешнеэкономической деятельности, не могло не знать об обязанности заявления достоверных сведений о наименовании товаров при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, и имело возможность заявить достоверные сведения о наименовании и количестве товаров в ЭТД №***, т.к. в соответствии со статьей 84 ТК ЕАЭС до подачи таможенной декларации могло осмотреть товары и установить фактическое количество товаров, подлежащих таможенному декларированию. Однако, работа по составлению документов, действительных для таможенных целей, и по сообщению таможенному органу достоверных сведений о количестве товаров не была организована ООО «Монолитлогистик» надлежащим образом и обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, т.е. объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «Монолитлогистик» таможенных обязанностей, не установлено.
Таким образом, *** при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенным представителем ООО «Монолитлогистик» т/посту *** был представлен недействительный документ - ЭТД №*** и сообщены недостоверные сведения о коичестве товаров
Учитывая вышеизложенное, ООО «Монолитлогистик» своими действиями нарушило требования таможенного законодательства ЕАЭС, а именно сообщило таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, путем представления недействительных документов, совершив при этом административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание ООО «Монолитлогистик» судьей признаются: совершение правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ООО «Монолитлогистик» наказание в виде предупреждения, поскольку данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и оно соразмерно содеянному.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
Руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью «Монолитлогистик» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска Г.Ю.Мишина