Дело № 5-1106/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 августа 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Диких Е.С.
(<...>)
при секретаре Волобуеве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Кредитного потребительского кооператива «Сибирский сберегательный союз регионов» (далее - КПК «СССР»), ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированное в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 08 августа 2012 г., расположенное по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
В Благовещенский городской суд Амурской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица - Кредитного потребительского кооператива «Сибирский сберегательный союз регионов» (сокращенное наименование - КПК «СССР»).
Законный представитель либо защитник КПК «СССР» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило. Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя/защитника КПК «СССР».
Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 9 ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» контроль за исполнением физическими и юридическими лицами настоящего Федерального закона в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами (в случаях, установленных федеральными законами, учреждениями, подведомственными государственным органам) в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия указанных надзорных органов или учреждений в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Согласно ст. 76.1. Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Федеральный закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
В силу ст. 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России проводит проверки деятельности некредитных финансовых организаций, направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания, а также применяет к некредитным финансовым организациям предусмотренные федеральными законами иные меры.
Часть 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В силу ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как следует из представленных материалов, руководствуясь статьей 76.5 Федерального закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банком России в лице Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении КПК «СССР» вынесено предписание от 29 апреля 2019 г. № Т710-20-26/3148 в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - предписание), которым установлено требование о представлении Кооперативом для проведения проверки в десятидневный срок документов, подтверждающих расчеты проведённые КПК «СССР» в рамках договора на предоставление персонала б/н от 01.01.2017 г., заключенный с ООО МФО «Дальневосточный Кредитный Брокер» (ИНН <***>), оплата услуг по которому была перенесена на март 2019 г. согласно информации, изложенной в п.2 письма КПК «СССР» от 13.02.2019 г. В случае непредставления документов, указанных в настоящем предписании, необходимо представить справку, содержащую объяснения причин непредставления, с приложением документов, подтверждающих изложенную информацию.
Порядок взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями (в т.ч. кредитными потребительскими кооперативами) через личный кабинет установлен Указанием Банка России от 03.11.2017 г. № 4600-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета».
Предписание от 29 апреля 2019 г. № Т710-20-26/3148 в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, направлено в личный кабинет КПК «СССР», размещенном на информационном ресурсе Банка России без досылки бумажного экземпляра.
Согласно подп. 6 п. 3 ст. 5 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» при направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.
Информация о направлении предписания содержится в системе автоматизации документооборота и делопроизводства учреждения Банка России (САДД ТУ) в виде уведомления об отправке электронного документа в ЛК с указанием номера документа (№ Т710-20-26/3148), даты и времени регистрации документа (29.04.2019, 07:14 (время московское)).
В соответствии с п.4.3 Указания Банка России № 4600-У электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете.
Таким образом, предписание КПК «СССР» получено 30 апреля 2019 г.
В связи с этим, КПК «СССР» обязано было исполнить предписание в срок до 13 мая 2019 г. (включительно).
Однако кооперативом не представлены в Отделение Благовещенску документы, подтверждающие расчеты, проведенные КПК «СССР» в рамках договора на предоставление персонала б/н от 01.01.2017 г., заключенного с ООО МФО «Дальневосточный Кредитный Брокер» (ИНН <***>), оплата услуг по которому была перенесена на марта 2019 г. согласно информации, изложенной в п.2 письма КПК «СССР» от 13 февраля 2019 г.
Объяснения причин непредставления указанных документов, КПК «СССР» также не представлены.
В связи с этим, 25 июня 2019 г. начальником юридического отдела Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в отношении КПК «СССР» составлен протокол № Ту-10-ЛЮ-19-14006/1020 об административном правонарушении по ч.3 ст.15.27 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: протоколом № ТУ-10-ЮЛ-19-14006/1020 от 25 июня 2019 г. об административном правонарушении; уведомлением о составлении протокола от 30 мая 2019 г.; уведомлением о получении извещения; предписанием от 29 апреля 2019 г. № Т710-20-26/3148, вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма; ответом КПК «СССР» от 13 февраля 2019 г. № 1 на предписание № Т710-20-26/837 от 04.02.2019 г.; сопроводительным письмом от 26.06.2019 г. о направлении копии протокола и другими материалами дела.
Данные доказательства получены с соблюдением требований КоАП РФ, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется. Перечисленные доказательства являются достаточными для рассмотрения дела по существу, они оцениваются судьёй по правилам, установленным ст. 26.11 КоАП РФ, признаются достоверными относительно события административного правонарушения и имеющими доказательственную силу по настоящему делу.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо, вступая в соответствующие правоотношения, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил. Вина юридического лица в совершении административного правонарушения исключается, если будет установлено, что административное правонарушение произошло в силу чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств, обстоятельств, которые не могли быть предвиденными или являлись объективно непреодолимыми для конкретного юридического лица.
Судом не установлены причины, которые бы препятствовали юридическому лицу КПК «СССР» представить вОтделение по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка России (г. Благовещенск) в установленный срок документы (сведения) по предписанию Т710-20-26/3148 от 29 апреля 2019 г.
Действия юридического лица КПК «СССР» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, его вина материалами дела доказана.
При назначении административного наказания юридическому лицу КПК «СССР»судья учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, не установлено.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Заявление Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации о том, что отягчающим вину обстоятельством является повторное совершение однородного правонарушения, суд находит несостоятельным.
В силу ст.4.3, 4.6 КоАП РФ обстоятельством, отягчающим административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения, т.е. со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.
Как следует из приложенного в материалы дела копии постановления заместителя управляющего Отделом по Амурской области № ТУ-10-ЮЛ-19-11517/3120 от 13 июня 2019 г. о назначении административного наказания КПК «СССР» по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ, оно вступило в законную силу 05 июля 2019 г., т.е. после истечения срока исполнения КПК «СССР» предписания Т710-20-26/3148 от 29 апреля 2019 г.
Согласно ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями особенной части настоящего Кодекса, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая изложенное, с учётом положений ст. 3.1, 4.1, 3.12 КоАП РФ, соразмерности назначения наказания совершённому правонарушению, обеспечения достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства, с учетом характера правонарушения, объектом которого является правоотношения по выполнению предписаний, надзорного органа, выносимых в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, финансового положения КПК «СССР», судья полагает необходимым назначить юридическому лицу КПК «СССР» административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток.
Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо - Кредитный потребительский кооператив «Сибирский сберегательный союз регионов», ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрированное в Межрайонной ИФНС России № 1 по Амурской области 08 августа 2012 г., виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности сроком на 30 (тридцать) суток.
Срок приостановления деятельности Кредитного потребительского кооператива «Сибирский сберегательный союз регионов» исчислять с 11 часов 00 минут 12 августа 2019 года до 11 часов 00 минут 10 сентября 2019 года включительно.
Постановление судьи об административном приостановлении деятельности исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после вынесения такого постановления.
Данное постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Благовещенского
городского суда Е.С. Диких