ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1117/2016 от 14.12.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«14» декабря 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лошаков Тарас Николаевич при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:

общества с ограниченной ответственностью «Сварог», юридический адрес: 683023, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, ОГРН <***>, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица администрацией города Петропавловска-Камчатского ДД.ММ.ГГГГ, поставленного на учет в ИФНС по г. Петропавловску-Камчатскому ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Сварог» (далее по тексту – ООО «Сварог», Общество), расположенное по адресу: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, допустило умышленное невыполнение в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно законного требования должностного лица Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества, о представлении сведений, необходимых для разрешения дела.

ООО «Сварог» извещалось о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, законный представитель Общества ФИО3 в судебное заседание не явилась, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем на основании ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.

Защитник ФИО4, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание также не явился, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не поступило, в связи с чем на основании ч. 5 ст. 25.5, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено также в его отсутствие.

Ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО5, будучи предупрежденной об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при рассмотрении дела пояснила, что в Управление из государственной инспекции труда поступила информация с жалобой ФИО6 на ненадлежащие санитарные условия ее работы в должности архивариуса в ООО «Сварог». В отношении ООО «Сварог» было возбуждено дело по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях с проведением административного расследования. При этом была приглашена генеральный директор Общества ФИО3, которой ДД.ММ.ГГГГ лично были вручены копии определения о возбуждении дела и определения об истребовании сведений по делу от ДД.ММ.ГГГГ. При этом ФИО3 было дополнительно разъяснена обязанность представления истребованных документов в трехдневный срок, о чем также указано в определении. Вместе с тем, истребованные сведения в установленный срок представлены не были, в связи с чем по его истечении пришлось выйти на обследование по месту осуществления Обществом своей деятельности. ФИО3 на работе не было, необходимые документы работниками Общества представлены ей (ФИО1) не были, обследовать помещение архива также не представилось возможным по причине не обеспечения доступа. Поскольку в установленный срок истребованные документы представлены не были, в отношение Общества был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Также указала, что истребованные документы были представлены со значительным опозданием – только ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав ФИО5, исследовав материалы и обстоятельства дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ООО «Сварог» и его вину в содеянном полностью доказанными в связи со следующим.

В силу положений ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.

Согласно ч. 1 ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если после выявления административного правонарушения в области законодательства о защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 данного Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения (ч. 2. ст. 28.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ч.ч. 1 и 4 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных данным Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 данного Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. Перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с ч. 1 данной статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Из положений ч. 1 ст. 23.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 6.4 данного Кодекса, рассматривают органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

В соответствии с п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

При этом в силу п. 5 вышеуказанного Положения Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, в том числе, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарного законодательства.

Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с ч. 4 ст. 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях утвержден Перечень должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренные данным Кодексом.

В вышеуказанный Перечень также включены ведущие специалисты-эксперты отделов управлений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по субъектам Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО5 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении ООО «Сварог», основанием для чего послужило поступившее обращение гражданина, содержащее информацию том, что рабочее место архивариуса в магазине ООО «Сварог», расположенном по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, не соответствует требованиям санитарного законодательства (л.д. 7-8, 12).

Таким образом, в силу вышеизложенных правовых норм ведущий специалист-эксперт отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО5 является должностным лицом, осуществляющим производство по делу об административном правонарушении.

Производство по вышеуказанному делу по ст. 6.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта, было возбуждено в отношении ООО «Сварог», являющегося арендатором встроенных помещений поз. №; 21-29; 31-36; 46-49; 52-54; 57-60 первого этажа и поз. №; 11; 12; 14-16 подвала в здании КФЦ «Авангард», расположенного по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, в целях осуществления розничной торговли пищевыми продуктами, включая напитки и табачными изделиями в специализированных магазинах, на основании договора аренды нежилого муниципального помещения от ДД.ММ.ГГГГ-НФ (л.д. 34-45).

ДД.ММ.ГГГГ в рамках производства административного расследования по делу на основании ст. 26.10 и в соответствии со ст. 29.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях ведущим специалистом-экспертом отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО5 было вынесено мотивированное определение об истребовании от ООО «Сварог» сведений, необходимых для разрешения дела, а именно надлежащим образом заверенных копий:

- документа, подтверждающего полномочия законного представителя юридического лица (приказ о назначении на должность, выписка из собрания учредителей и пр.);

- документа, подтверждающего полномочия законного представителя юридического лица, уполномоченного присутствовать при проведении проверки;

- документов, подтверждающих право собственности либо аренды на помещения ООО «Сварог» (свидетельство о государственной регистрации права, договор аренды и пр.);

- списка сотрудников, работающих в архиве ООО «Сварог»;

- приказов о приеме на работу сотрудников архива ООО «Сварог»;

- программы производственного контроля и документов и документов, подтверждающих ее выполнение;

- договора на проведение дезинсекционных мероприятий, актов выполненных работ с показателями эффективности проведенной работы за август-сентябрь 2016 года;

- штатного расписания сотрудников магазина.

В указанном определении также содержалось указание на то, что за непредставление в установленный трехдневный со дня получения определения срок запрашиваемой информации предусмотрена административная ответственность по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 9-10).

Данное определение было получено ООО «Сварог» ДД.ММ.ГГГГ одновременно с получением копией определения о возбуждении дела, о чем свидетельствует подпись законного представителя юридического лица ФИО3 в соответствующей графе определения (л.д. 10), и не оспаривалось юридическим лицом в лице его представителей в рамках производства по настоящему делу.

При таких обстоятельствах, требование должностного лица подлежало исполнению в срок по ДД.ММ.ГГГГ включительно, учитывая, что 22 и ДД.ММ.ГГГГ являлись выходными днями.

Вместе с тем, законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, Обществом в установленный срок не было исполнено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ данным должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в отношении ООО «Сварог» был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в котором зафиксировано, что ДД.ММ.ГГГГ в 8 часов 30 минут в г. Петропавловске-Камчатском, <адрес>, ООО «Сварог» допущено невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, а именно: в установленный трехдневный срок с момента получения определения об истребовании сведений не представлены сведения, необходимые для проведения административного расследования в отношении ООО «Сварог», что является нарушением требований ст. 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 3-4).

Указанный протокол об административном правонарушении соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предъявляемым к его содержанию, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в нем отражены.

В письменных объяснениях, изложенных в вышеуказанном протоколе об административном правонарушении, о месте и времени составления которого юридическое лицо было извещено надлежащим образом, защитник ООО «Сварог» ФИО4 указал, что все объяснения по данному делу будут даны в ходе его рассмотрения по существу (л.д. 5).

В силу положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Сварог» является действующим самостоятельным юридическим лицом, основным видом экономической деятельности является «Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания» (л.д. 17-33).

Являясь самостоятельным юридическим лицом, ООО «Сварог» может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудовых обязанностей представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, поэтому все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица, направленных на обеспечение его деятельности.

Согласно материалам дела, генеральным директором ООО «Сварог», имеющим право действовать без доверенности от имени юридического лица, является ФИО3

Таким образом, изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ООО «Сварог» обладало всеми организационно-распорядительными функциями и административно-хозяйственными полномочиями, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения действующего законодательства и возложенных на него обязанностей. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих исполнению возложенных обязанностей по выполнению законного требования должностного лица Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, Общество имело правовую и реальную возможность выполнить законное требование должностного лица в установленный срок, но не предприняло к этому соответствующих всех зависящих от него мер.

Вступая либо будучи вовлеченным в правоотношения в области производства по делам об административных правонарушения, Общество должно не только знать о существовании определенных прав и обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить выполнение своих обязанностей, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности доказательства по делу, считаю доказанной вину ООО «Сварог» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях – умышленное невыполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Вина ООО «Сварог» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена совокупностью исследованных по делу доказательств, согласующихся между собой и дополняющих друг друга, оснований сомневаться в достоверности, допустимости и относимости которых не имеется.

Согласно положениям ст. 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при невозможности представления истребуемых сведений и документов в трехдневный срок Общество имело возможность уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение, что им сделано не было, каких-либо доказательств обратного не представлено.

При рассмотрении дела установлено, что истребованные определением должностного лица документы были представлены Обществом лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным превышением срока, установленного ст. 26.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что с достоверностью следует из представленной защитником и исследованной при рассмотрении дела копии сопроводительного письма ООО «Сварог» от ДД.ММ.ГГГГ исх. в адрес Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, которое с приложением поступило в данное Управление лишь ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) (л.д. 13-14).

С учетом характера и вышеизложенных конкретных обстоятельств совершенного административного правонарушения, существенным образом нарушающего установленный порядок охраняемых законом общественных отношений, посягающего на институты государственной власти, оснований для применения положений ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях по данному делу не имеется.

Совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Сварог» в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю устранение до рассмотрения дела по существу допущенного нарушения (представление истребованных документов).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Сварог» в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

При решении вопроса о виде и размере административного наказания, в соответствии со ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитывая характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, отсутствие в материалах дела сведений о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, считаю необходимым в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений назначить ООО «Сварог» административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При этом, принимая во внимание, что по характеру правоограничительного воздействия на юридических лиц административное приостановление деятельности является мерой исключительной, считаю, что с учетом установленных по делу обстоятельств совершенного административного правонарушения и его характера достаточных оснований для назначения юридическому лицу административного наказания в виде административного приостановления деятельности по настоящему делу не усматривается.

Оснований для применения по настоящему делу положений ч. 3 ст. 3.4, ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначения Обществу, включенному ДД.ММ.ГГГГ в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административного наказания в виде предупреждения, также не установлено.

При этом совершенное Обществом административное правонарушение выявлено не в ходе осуществления государственного контроля (надзора) либо муниципального контроля, а при проведении административного расследования по иному делу об административном правонарушении, тогда как согласно положениям ч. 1 ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены на предупреждение административного наказания в виде административного штрафа предусмотрена за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать общество с ограниченной ответсвенностью «Сварог» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа: Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю (Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю), ИНН <***>, КПП 410101001, БИК 043002001, р/с 40 отделения по Камчатскому краю Дальневосточного главного управления ЦБ РФ, ОКТМО г. Петропавловска-Камчатского 30701000, КБК 14.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Т.Н. Лошаков

Верно:

Судья Т.Н. Лошаков