Дело № 5-111/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Резолютивная часть постановления объявлена 20 августа 2018 года
Мотивированное постановление изготовлено 22 августа 2018 года п.Омсукчан
И.о. судьи Омсукчанского районного суда Магаданской области Корнеев П.М., рассмотрев в помещении Омсукчанского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.13.23 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного редактора Муниципальное казенное учреждение «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ уроженки <адрес>, гражданки РФ, проживающей по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, сведений о привлечении которой ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений в материалах дела не имеется,
У С Т А Н О В И Л:
10 июля 2018 года специалистом – экспертом Отдела по защите прав субъектов персональных данных, надзора в сфере массовых коммуникаций и информационных технологий ФИО3 было установлено, что должностным лицом – главным редактором Муниципального казенного учреждения «Редакция газеты «Омсукчанские вести» (далее МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести») ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - Нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов, письменных уведомлений, уставов и договоров.
Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 04.07.2018 в ходе проведения систематического наблюдения в отношении печатного средства массовой информации газеты «Омсукчанские вести» (свидетельство о государственной регистрации от 29.12.1993 №К0100), установлено, что МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести»» не соблюдаются требования Федерального закона от 29.12.1994 № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Должностное лицо – главный редактор МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1, будучи надлежащим образом, извещенной о времени и месте судебного заседания, о чем свидетельствует телефонограмма работника суда от 31.07.2018, в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье от нее не поступало.
Административный орган, будучи надлежащим образом, извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, об отложении рассмотрения дела, ходатайств от него судье не поступало.
При таком положении, с учетом надлежащего извещения указанных лиц, полагаю, что в данном случае имеются все основания для рассмотрения дела, в их отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии вины должностного лица – главного редактора МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести»» ФИО1 в совершении вменяемого правонарушения по следующим основаниям.
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность привлечения к административной ответственности только за оконченное правонарушение.
Административное правонарушение считается оконченным с момента, когда в результате действия (бездействия) правонарушителя имеются все предусмотренные законом признаки состава административного правонарушения. В случае, если в соответствии с нормативными правовыми актами обязанность должна быть выполнена к определенному сроку, правонарушение является оконченным с момента истечения этого срока.
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Так из материалов дела об административном правонарушении следует, что в соответствии с требованиями Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации», на основании приказа руководителя Управления Роскомнадзора по Магаданской области и Чукотскому автономному округу от 25.06.2018 №43-нд проведено плановое мероприятие государственного надзора без взаимодействия с проверяемым лицом в отношении средства массовой информации - газеты «Омсукчанские вести», в ходе которого были сделаны запросы в ФГУП «ИТАР-ТАСС», ФГБУ «Российская государственная библиотека», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям о соблюдении редакцией периодического печатного издания требований Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Согласно п.2.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», производители документов в течение семи дней со дня выхода в свет первой партии тиража печатных изданий доставляют с использованием информационно-телекоммуникационных сетей по одному обязательному экземпляру печатных изданий в электронной форме, заверенном квалифицированной электронной подписью производителя документа, в Информационно-телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) и в Российскую государственную библиотеку.
Порядок доставки, хранения, учета обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, меры защиты при доставке обязательного экземпляра печатного издания в электронной форме, порядок компьютерной обработки данных обязательного экземпляра печатного издания, электронной форме в целях их классификации и систематизации, а также требования к форме доставляемого файла установлен приказом Министерства культуры Российской Федерации от 26.12.2017 №2227, который вступил в силу 25.03.2018.
Исходя из требований законодательства Российской Федерации, редакция газеты «Омсукчанские вести» была обязана направить в фонды ФГУП «ИТАР-ТАСС» и ФГБУ «Российская государственная библиотека» проверяемый в рамках систематического наблюдения обязательный экземпляр газеты в электронном виде «Омсукчанские вести» от 01.06.2018 №22 в течение 7 дней со дня выхода в свет, то есть с 01.06.2018 по 07.06.2018 включительно.
По информации, поступившей из ФГБУ «Российская государственная библиотека» от 28.06.2018 №РКН342-2018, редакция газеты «Омсукчанские вести», на сайте ФГБУ «РГБ» не зарегистрирована, обязательные экземпляры печатного издания «Омсукчанские вести» в электронном виде не поступают.
Согласно ответу ФГУП «ИТАР-ТАСС» от 28.06.2018 №523/18, электронные копии обязательных печатных экземпляров газеты «Омсукчанские вести» в фонды ФГУП «ИТАР-ТАСС» также не поступали.
Главный редактор МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 в своем объяснении (исх. №23 от 09.07.2018), подтвердила факт того, что обязательные экземпляры газеты «Омсукчанские вести» в электронном виде, на официальных сайтах ФГУП «ИТАР-ТАСС» и ФГБУ «РГБ» не размещаются.
Следовательно, проверяемый в рамках систематического наблюдения экземпляр газеты от 01.06.2018 №22, подлежащий направлению в ФГБУ «Российская государственная библиотека» в электронном виде в установленный законом семидневный срок с 01.06.2018 по 07.06.2018 включительно, в фонды ФГБУ «РГБ» и ФГУП «ИТАР-ТАСС» не направлен.
При указанных обстоятельствах, правонарушение является оконченным с момента истечения указанного срока, то есть правонарушение совершено должностным лицом – главным редактором МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 - 08.06.2018.
МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» является производителем периодического печатного издания - газеты «Омсукчанские вести». Согласно ст.1 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» производитель документов - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и формы собственности или физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра (издатель, редакция средства массовой информации, «...», и иные лица, осуществляющие подготовку, публикацию (выпуск) и рассылку (передачу, доставку) обязательного экземпляра).
В соответствии с ч.5 ст.19 Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» - редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.
В силу абз.9 ст.2 указанного Закона - под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации.
Согласно п.2.2 Устава МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» (далее - Устав Учреждения), предметом деятельности Редакции является производство и выпуск газеты «Омсукчанские вести».
На основании п.5.2 Устава, главный редактор принимает окончательные решения по вопросам производства Газеты.
Таким образом, в данном случае главный редактор МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1, должна нести административную ответственность, как должностное лицо.
Материалами дела установлено, что должностным лицом – главным редактор МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» допущено нарушение требований ч.2.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», ответственность за которое предусмотрена ст.13.23 КоАП РФ - нарушение порядка представления обязательного экземпляра документов.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст.2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц.
В силу ст.2.4 КоАП РФ должностными лицами юридического лица являются руководители и другие работники юридического лица, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций.
Согласно выходным данным газеты «Омсукчанские вести» от 01.06.2018 №22 и выписке из ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» должностным лицом, возглавляющим редакцию – главным редактором является ФИО1.
На основании ч.3 ст.2.1, ст.2.4 КоАП РФ субъекты административной ответственности за совершение правонарушений - юридические и должностные лица, причем привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц.
Вина должностного лица – главного редактора МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении №АП-49/4/174 от 10.07.2018, которым установлен факт совершения административного правонарушения, а также копиями следующих документов: докладной записки №187-дн от 04.07.2018, из которой следует, что в ходе проведения систематического наблюдения в отношении указанного юридического лица, выявлено несоблюдение им №77-ФЗ от 29.12.1994 «Об обязательном экземпляре документов»; заключения о результатах проведения проверки соблюдения обязательных требований законодательства РФ о средствах массовой информации в ходе планового систематического наблюдения в отношении периодического печатного издания газеты «Омсукчанские вести» №24 от 03.07.2018; свидетельства о регистрации средства массовой информации «Омсукчанские вести» №К0100 от 29.12.1993; запросов в ФГУП «ИТАР-ТАСС», Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям от 28.06.2018 (исх. №№4078-04/49, 4077-04/49); сведений из ЕГРЮЛ в отношении МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» по состоянию на 04.07.2018; Устава МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести»; изменений и дополнений в Устав МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести»; ответа ФГБУ «РГБ» от 28.06.2018 №РКН342-2018 из содержания которого следует, что обязательные экземпляры печатного издания «Омсукчанские вести» в электронной форме в их адрес не поступали; ответа ФГУП «ИТАР-ТАСС» от 28.06.2018 №523/18, из которого следует, что электронные копии обязательных печатных экземпляров газеты «Омсукчанские вести» в их адрес не поступали; ответа главного редактора МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 от 09.07.2018 №23, которым подтверждается факт невыполнения требований Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ.
При этом ссылка о нарушении главным редактором МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 ч.2.1 ст.77 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ, сделанная должностным лицом в описательной части протокола от 10.07.2018 №АП-49/4/173, вместо правильного указания о нарушении ч.2.1 ст.7 указанного Закона, не является нарушением КоАП РФ и не влечет за собой признание данного протокола незаконным, и прекращение производства по настоящему делу, поскольку из материалов дела приложенных к протоколу, исследованных в судебном заседании следует, что данным юридическим лицом, фактически нарушен п.2.1 ст.7 Федерального закона от 29.12.1994 №77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».
Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, прихожу к выводу, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, в совокупности представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Существенных нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Не предоставление главным редактором МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 в течение семи дней со дня выхода в свет в ФГУП «ИТАР-ТАСС» и ФГБУ «Российская государственная библиотека» проверяемого в рамках систематического наблюдения обязательного экземпляра газеты «Омсукчанские вести» от 01.06.2018 №22 в электронном виде, судьей квалифицируется по ст.13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение установленного законом порядка представления обязательного экземпляра документов.
Санкция ст.13.23 КоАП РФ предусматривает наложение на должностных лиц административного штрафа в размере - от одной до двух тысяч рублей.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ФИО1, предусмотренных ст.4.2 КоАП РФ, как и обстоятельств, отягчающих ее административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ при рассмотрении настоящего дела не установлено.
Обстоятельства, которые в соответствии со ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях исключают производство по данному делу, отсутствуют.
При определении должностному лицу – главному редактору МКУ «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 размера административного наказания, учитывая характер совершенного правонарушения, имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным в данном случае, ограничится назначением последней наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ст.13.23 КоАП РФ в минимальном размере.
Руководствуясь статьями 3.5, 4.1, 29.7, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Главного редактора Муниципального казенного учреждения «Редакция газеты «Омсукчанские вести» ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.13.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание - административный штраф в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Реквизиты для перечисления штрафа: УФК по Магаданской области, л/с <***>, ИНН <***>, КПП 490901001, расчетный счет № <***> в отделении Магадан г.Магадан, БИК 044442001, ОКТМО 44701000, КБК 09611690040046000140, УИН 09600000000011126100.
Разъяснить ФИО1 обязанность в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу добровольно уплатить штраф и сообщить в Ольский районный суд. При неуплате штрафа в указанный срок, к правонарушителю будут применены меры административной ответственности, предусмотренные ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Санкция, которой влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест сроком до 15 суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы (прокурором протеста) через Омсукчанский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение 10 (десяти) суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Установить дату изготовления мотивированного постановления 22 августа 2018 года.
Судья П.М. Корнеев