ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-114/2017 от 15.03.2017 Азовского городского суда (Ростовская область)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Азовского городского суда Ростовской области Комова Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании, с участием законного представителя ООО «Речмортранс» ФИО1, с участием старшего уполномоченного по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2 дело об административ­ном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.1 Кодекса РФ об АП в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Речмортранс», сокращенное наименование ООО «Речмортранс», юридический и почтовый адрес: <адрес> зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , ИНН , КПП ,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ из порта <данные изъяты>) в порт <данные изъяты>) прибыл теплоход «Капитан Щемилкин» (ИМО флаг – Россия, бербоутный фрахтователь – ООО «Речмортранс»).

С целью совершения таможенных операций в месте прибытия перевозчиком ООО «Речмортранс» в лице капитана указанного теплохода ФИО3 на таможенный пост Морской порт Азов Ростовской таможни были представлены, в том числе, декларация судовых припасов (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой на борту судна находилось судовое дизельное топливо общим весом 32,05 тонны.

В ходе проведения таможенного контроля при осуществлении мер по минимизации профиля риска в форме таможенного досмотра теплохода «Капитан Щемилкин» (акт таможенного досмотра ), при проверке штатных топливных танков и 35, и их последующего осушения были обнаружены емкости, не указанные в конструктивной схеме судна и соединенные врезками с другими штатными топливными танками по принципу сообщающихся сосудов, затрудняющие обнаружение находящихся в них товаров. При этом, с правого борта емкость оказалась пустой, а с левого борта в емкости находилась светло-голубая маслянистая жидкость с характерным запахом нефтепродуктов, в связи с чем, в целях определения количественного показателя товара в этой емкости было принято решение о перекачки указанной жидкости в осушенный штатный топливный танк .

Для определения фактического количества топлива, судовладельцем был привлечен сюрвейер компании «SGS», в результате замеров которого было установлено, что количество сокрытого от таможенного контроля товара (топлива), ранее находящееся в скрытых емкостях, согласно сюрвейерского акта № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, составляет 25493 кг., но данные о вышеуказанном топливе отсутствовали в стандартных документах перевозчика.

Учитывая, что в ходе таможенного контроля в отношении теплохода «Капитан Щемилкин» было установлено, что на борту данного теплохода, в емкостях, не предусмотренных конструкцией теплохода и затрудняющих обнаружение товаров, находилась сокрытая от таможенного контроля маслянистая жидкость светло-голубого цвета с характерным запахом нефтепродуктов весом 25493 кг, сведения о которой не были заявлены таможенному органу в декларации судовых припасов (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, то по данному факту ДД.ММ.ГГГГ главным государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт ФИО4 ФИО6 было вынесено определение о возбуждении дела об АП и проведении административного расследования в отношении ООО «Речмортранс» по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ и ДД.ММ.ГГГГ на товар, являющийся предметом АП - жидкость светло-голубого цвета с характерным запахом нефтепродуктов в количестве 25493 кг был наложен арест по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об АП , а непосредственно сам товар, являющийся предметом АП, передан на ответственное хранение капитану теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО3.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ на емкость, лазо-крышку и соединительные трубы, не входящие в схему судна, расположенные ниже топливного танка по левому борту теплохода «Капитан Щемилкин», так же был наложен арест по протоколу об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей по делу об АП , а непосредственно сам товар передан на ответственное хранение капитану теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО3.

В ходе проведения административного расследования, допрошенный в качестве свидетеля капитан теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО3 ФИО10 указанные обстоятельства подтвердил и пояснил, что в ходе проведения таможенного контроля (акт таможенного досмотра ), при проверке штатных топливных танков и 35 и их последующего осушения должностными лицами таможенного поста были обнаружены емкости, не указанные в конструктивной схеме судна и соединенные врезками с другими штатными топливными танками по принципу сообщающихся сосудов, затрудняющие обнаружение находящихся в них товаров, однако о данных емкостях (танках) ему ничего не было известно.

ФИО3 указал, что с правого борта емкость оказалась пустой, а с левого борта в емкости находилась маслянистая жидкость с характерным запахом нефтепродуктов, в связи с чем, в целях определения количественного показателя товара в этой емкости было принято решение о перекачки указанной жидкости в осушенный штатный топливный танк . Для определения фактического количества данной жидкости, судовладельцем был привлечен сюрвейер компании «<данные изъяты>», в результате замеров которого было установлено, что количество сокрытой от таможенного контроля жидкости, ранее находящейся в скрытой емкости, согласно сюрвейерского акта № б/н от ДД.ММ.ГГГГ составило 25493 кг.

ФИО3 так же пояснил, что согласно Международной Конвенцией МАРПОЛ 73/78 (правило 19) в 2010 году танкер «Капитан Щемилкин» (ИМО ) произвел модернизацию на Астраханском заводе «<данные изъяты>» и согласно информации об остойчивости и прочности для капитана от ДД.ММ.ГГГГ (выдана <данные изъяты>), емкости, не указанные в конструктивной схеме судна 1989 года, были указаны в информации об остойчивости и прочности для капитана от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, в таблице 3.2 характеристики цистерн запасов и балласта скрытые емкости были указаны как танк запаса ТТ (тяжелое топливо) ЛБ (левого борта) и танк запаса ДТ (дизельное топливо) ПБ (правого борта) .

Из пояснений ФИО3 так же следует, что за время его пребывания на танкере «Капитан Щемилкин» конструктивных изменений как корпуса, так и судовых систем не производилось и о скрытых емкостях, обнаруженных при таможенном контроле, а так же о находившихся в одной из емкостей маслянистой жидкости с характерным запахом нефтепродуктов неизвестного происхождения ему известно не было.

Допрошенный в качестве свидетеля старший механик теплохода «Капитан Щемилкин» В.В. - Броцкий ФИО11 пояснил, что в его должностные обязанности входит контроль расхода топлива, контроль запаса топлива, а также поддержание в рабочем состоянии агрегатов судна, в связи с чем, подача топлива при последней бункировке осуществленной в Турции ДД.ММ.ГГГГ производилась лично им и забункировано было 30000 кг. При этом, поручение на бункировку ФИО5 было дано судовладельцем, учитывая необходимость иметь запас топлива для перемещения в порт Азов.

ФИО5 указал, что на пути следования в порт Азов теплоход «Капитан Щемилкин» причаливаний не осуществлял, а также к борту судна не швартовались иные суда, погрузки на пути следования также не осуществлялись, при этом, с целью личного обогащения путем экономии топлива на теплоходе «Капитан Щемилкин» ему удалось сэкономить около 27 тонн топлива, которые были помещены в коффердан (танк), расположенный под основной цистерной для дальнейшей перепродажи топлива в порту Азов.

ФИО5 так же пояснил, что капитан теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО3 о его действиях с топливом, по его сокрытию, не знал, а об обстоятельствах появления на судне специально оборудованных баков (цистерн) для перемещения топлива с сокрытием ему стало известно в ДД.ММ.ГГГГ году во время ремонта в порту Измаил.

ДД.ММ.ГГГГ по результатам административного расследования должностным лицом таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни - старшим уполномоченным по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2 в присутствие законного представителя ООО «Речмортранс» - ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ООО «Речмортранс».

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела и вручен законному представителю ООО «Речмортранс» ФИО1, что подтверждается ее подписью в протоколе.

Законный представитель ООО «Речмортранс» ФИО1 в судебное заседание явилась, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ не признала, при этом пояснив, что они активно помогали сотрудникам таможенного поста и сотрудничали при проведении административного расследования, т.е. оказывали содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Старший уполномоченный по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2 в судебное заседание явилась, подтвердила факт сотрудничества представителей ООО «Речмортранс» при проведении административного расследования в рамках возбужденного дела об административном правонарушении по ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Выслушав законного представителя ООО «Речмортранс» ФИО1, старшего уполномоченного по особо важным делам таможенного поста Морской порт Азов ФИО2,исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, отсутствие доказательств пропуска срока привлечения ООО «Речмортранс» к административной ответственности, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ, прихожу к следующему выводу:

Частью 2 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза в виде наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 4 ТК ТС, припасами являются, в том числе, товары необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река - море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования.

В соответствии с п. 1 ст. 363 ТК ТС, перемещение припасов через таможенную границу осуществляется в соответствии с положениями Главы 50 ТК ТС, а в части, не урегулированной указанной главой, в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза.

Пунктом 1 ст. 158 ТК ТС установлено, что перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию Таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товаров, перевозимых водными судами, на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет таможенному органу, в том числе декларацию о судовых припасах, имеющихся на водном судне.

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства 1965 года (далее - Конвенция) в качестве стандартного документа перевозчика утверждена декларация о судовых припасах. В соответствии с п. 2.4 Конвенции, декларация о судовых припасах является основным документом, требуемым государственными властями при приходе и отходе водного судна, содержащим сведения о судовых припасах.

Согласно п. 2 ст. 364 ТК ТС, припасы подлежат таможенному декларированию без помещения товаров под таможенные процедуры. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, определяется решением Комиссии таможенного союза.

В соответствии с пп. «б» п. 6 Перечня сведений, которые должны содержать транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, используемые в качестве таможенной декларации, при таможенном декларировании припасов (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от ДД.ММ.ГГГГ), в транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах, используемых в качестве таможенной декларации при таможенном декларировании припасов, подлежат указанию, в том числе, сведения об их количестве, характеристиках и параметрах в основной, дополнительной и (или) иных, отличных от основной или дополнительной, единицах измерения.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ, является установленный порядок перемещения через таможенную границу РФ и таможенного декларирования товаров и транспортных средств.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ образует сокрытие товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Речмортранс» было перемещено через таможенную границу Таможенного союза на борту теплохода «Капитан Щемилкин» топливо судовое в количестве 25493 кг (25,493 т), сокрытое от таможенного контроля путем использования способов, затрудняющих обнаружение товаров, и соответственно, сведения о котором не были заявлены таможенному органу в декларации судовых припасов (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, что является нарушением положения Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года, п. 2 ст. 156 и п. 2 ст. 364 ТК ТС и образует объективную сторону данного правонарушения.

Предметом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ является товар – судовое топливо с содержанием серы 0,33% в количестве 25493 кг (25,493 т), рыночная стоимость которого, согласно заключению эксперта ЭКС регионального филиала ЦЭКТУ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рубля.

Орудием совершения данного административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ является - емкость, лазо-крышка и соединительные трубы, расположенные ниже топливного танка по левому борту теплохода «Капитан Щемилкин».

Субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу Таможенного союза и скрывающее их от таможенного контроля.

В соответствии с п. 21 ст. 4 ТК ТС, перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах Таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

Из материалов дела следует, что перевозчиком товара – судовое топливо с содержанием серы 0,33% в количестве 25493 кг (25,493 т) является ООО «Речмортранс», а, следовательно, Общество является субъектом данного административного правонарушения, выразившегося в сокрытии товаров от таможенного контроля при перемещении через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

На основании ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вступая в таможенные правоотношения, юридическое лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений (в данном случае обязанность ООО «Речмортранс» перемещать товары без сокрытия их от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров и соответственно заявлять в декларации о судовых припасах достоверные сведения о количестве припасов и предъявить их таможенному органу),но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Из материалов дела следует, что ООО «Речмортранс» не было лишено возможности подобрать более квалифицированные кадры на должность старшего механика вышеуказанного водного судна либо более требовательно относиться к исполнению указанным лицом возложенных на него обязанностей, в том числе, при инспектировании остатков судовых припасов, которыми является и судовое топливо, а также регулярно проводить с должностными лицами инструктажи по ознакомлению и соблюдению таможенного законодательства Таможенного союза и Российской Федерации, однако, этого, должным образом сделано не было. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Речмортранс» не предприняло надлежащих мер по соблюдению таможенного законодательства в области таможенного декларирования товара и перемещения товаров, подлежащих декларированию без использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, хотя у него имелась как правовая, так и реальная возможность выполнить данную обязанность, что образует субъективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Фактические обстоятельства дела и наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, а именно: копией декларации судовых припасов (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ, копией акта таможенного досмотра , копией сюрвейерского акта от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса свидетеля капитана теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса свидетеля старшего механика теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом опроса свидетеля главного государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур таможенного поста Морской порт Азов Ростовской таможни ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ, заключением эксперта Экспертно-криминалистической службы – регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, информацией из АИС «Правоохрана – Административные правонарушения» и другими материалами дела об АП.

Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, считаю возможным квалифицировать действия ООО «Речмортранс» по ч. 2 ст. 16.1 КоАП РФ.

При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности ООО «Речмортранс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не усматривается.

При назначении наказания учитываю характер административного правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность ООО «Речмортранс» (оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении), а так же отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность ООО «Речмортранс» и прихожу к выводу о назначении ООО «Речмортранс» наказания в виде наложения административного штрафа в размере одной второй стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения –<данные изъяты> рублей.

Кроме того, при назначении наказания, принимаю во внимание тот факт, что в отношении старшего механика теплохода «Капитан Щемилкин» ФИО5 по признакам преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ возбуждено уголовное дело и товар - судовое топливо с содержанием серы 0,33% в количестве 25493 кг (25,493 т) является вещественным доказательством по данному уголовному делу, о чем свидетельствует письмо, за подписью следователя СГ ЛО МВД России в порту Ростова-на-Дону старшего лейтенанта юстиции ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9- 29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Речмортранс», юридический и почтовый адрес: <адрес>, зарегистрированное ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером , ИНН , КПП признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере <данные изъяты>) рублей 44 копейки.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: Получатель: Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН , КПП , Банк получателя: Операционный департамент Банка России, <адрес>, № счета- 40, БИК , КБК 15, ОКТМО – , очередность платежа – , В поле указывать: участник ВЭД юр.лицо; –участник ВЭД физ.лицо; – участник ВЭД индивидуальный предприниматель; – территориальные органы ФССП, в поле платежного поручения указывать – . Назначение платежа: , «административный штраф по постановлению по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «Речмортранс», УИН для оплаты штрафа .

Оригинал платежного документа об оплате штрафа необходимо предоставить в Азовский городской суд <адрес>.

Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. В случае несвоевременной оплаты штрафа, согласно ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Н.Б. Комова