Дело № 5-1170/2022, 51RS0002-01-2022-002994-17,
постановление в окончательной форме составлено 26.06.2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
23 июня 2022 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:
Общества с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ОптКастомс», ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
На *** таможенный пост Мурманской таможни, расположенный по адресу: *** - поступил товар, помещённый под таможенную процедуру таможенного транзита (далее – ТПТТ) по транзитной декларации (далее – ТД) №***, CMR от ***№*** (далее – CMR), инвойсу от ***.№*** (далее – Инвойс).
Получатель товара – АО ***, отправитель – ***.
Перевозчиком товара являлась фирма *** транспортное средство №***.
В соответствии со сведениями, заявленными при помещении товара под ТПТТ, перевозчиком был заключён договор от ***№*** с таможенным представителем ООО «ОптКастомс» (свидетельство о включении в Реестр таможенных представителей от ***№***) по совершению таможенных операций и других функций в области таможенного дела от его имени, на основании которого на таможенный пост *** таможни *** была подана электронная ТД (далее – ЭТД) №***, сформированная специалистом по таможенному оформлению ФИО1, действующим на основании доверенности от *** № б/н (дата окончания полномочий ***).
В ЭТД, формализованных CMR и инвойсе заявлены товары ***
При завершении ТПТТ перевозчиком (***) предъявлена ЭТД №***, в графе 35: по товару *** указан вес ***.
В инвойсе (в формализованном виде) от ***№***, предоставленном вместе с ЭТД по товару *** указан вес ***
В СМР (в формализованном виде) от ***№*** вес указан в соответствии с транзитной декларацией №*** и инвойсом от ***№***, общим весом ***
При завершении ТПТТ перевозчиком на бумажном носителе также были представлены: ТД №***, инвойс от ***№***, СМР от ***№***.
В инвойсе от ***№***, СМР от ***№*** и ТД №*** на бумажном носителе указан вес товара в соответствии с формализованным видом – ***
*** АО *** после размещения товара на склад временного хранения (далее СВХ) направил документ отчета (далее - ДО1).
При помещении на СВХ товаров, АО *** предоставил информационное письмо от ****** об ошибке, допущенной в товаросопроводительных документах фирмой отправителем ***.
ПС «Учет и контроль товаров на ВХ» документ отчета был зарегистрирован за номером №*** с учетом обнаруженной ошибки, а именно при регистрации ДО 1 были зафиксированы расхождения по весу брутто между товаросопроводительными документами (бумажный и формализованный вид), которые предъявлены при закрытии транзита (ТД №***, №*** от *** и инвойсе №*** от ***) со сведениями указанными в ДО1 при помещении товаров на ВХ.
Расхождение по весу составило *** а именно при закрытии транзита в ТД №***, №*** от *** и инвойсе №*** от *** вес брутто ***, помещено на СВХ по ДО1 – ***
*** таможенным постом в соответствии с выявленным профилем риска при завершении ТПТТ в отношении вышеуказанного товара проведен таможенный досмотр (АТД №***).
По результатам таможенного досмотра установлено, что фактический вес товаров, перевозившийся по ТД №***, составил ***.
Всего к досмотру предъявлено *** на каждом ящике имеется ярлык, на которой нанесена информация по товару: страна происхождения, отправитель, адрес продавца, получатель, адрес получателя, наименование товара, номер сетки, размеры, тип сетки, материал из которого изготовлен товар, позиция (область) применения, вес брутто, вес нетто, номер внешнеторгового контракта. Согласно, имеющимся этикеткам на грузовых местах, вес товара составляет ***
По результатам взвешивания при проведении таможенного досмотра, фактический вес *** составил ***
По данному факту *** было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, по результатам которого *** в отношении ООО «ОптКастомс» установлен состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ, составлен протокол об административном правонарушении.
Административное дело в отношении ООО «ОптКастомс» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска ***.
В судебное заседание законный представитель ООО «ОптКастомс» не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. До судебного заседания директором общества ФИО2 представлены письменные пояснения по делу, согласно которым Общество признает вину в совершении административного правонарушения, просит учесть смягчающие вину обстоятельства и назначить наказание в виде предупреждения.
Изучив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «ОптКастомс» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д.1-12);
- ЭТД №***, копией CMR от ***№*** и копией инвойса от ***№***(л.д. 32-37);
- копией договора от ***№***(л.д. 38-42);
- копией свидетельства от ***№***(л.д. 58);
- копией акта таможенного досмотра №*** от ***, по результатам которого выявлено, что фактический вес товаров, перевозившийся по ТД №*** составил ***. Всего к досмотру предъявлено *** на каждом ящике имеется ярлык, на которой нанесена информация по товару: страна происхождения, отправитель, адрес продавца, получатель, адрес получателя, наименование товара, номер сетки, размеры, тип сетки, материал из которого изготовлен товар, позиция (область) применения, вес брутто, вес нетто, номер внешнеторгового контракта. Согласно, имеющимся этикеткам на грузовых местах, вес товара составляет *** По результатам взвешивания при проведении таможенного досмотра, фактический вес *** составил ***
- письмом ООО «ОптКастомс» от *** № б/н, согласно которого совершение таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров по ЭТД №***, проводилось ООО «ОптКастомс» в сжатые сроки, строго по имеющимся у перевозчика документам. Грузовое отделение транспортного средства №*** было опломбировано, возможности взвешивания и просто физического доступа к товару у Общества не было. ООО «ОптКастомс» сообщает, что в грузовом отделении транспортного средства №*** находилось пять партий товара различных отправителей и получателей. Без специальной подготовки, без фактического взвешивания товара определить расхождение по весу не представлялось Обществу возможным. ООО «ОптКастомс» обращает внимание, что расхождение по весу брутто товара не повлияло на доставку в таможенный орган назначения. ЭТД №*** была подписана электронной цифровой подписью ФИО1 являющейся работником Общества и действующей на основании доверенности (л.д.30-31);
- протоколом об административном правонарушении №*** от ***, в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 92-95);
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину ООО «ОптКастомс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
В соответствии со ст. 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.
В соответствии со ст. 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации… транзитная декларация. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.
В соответствии со ст. 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании и весе брутто и весе товаров брутто товаров.
В соответствии со ст. 83 ТК ЕАЭС декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать… перевозчик, в том числе таможенный перевозчик, - при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.
В соответствии с ч. 2 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант обязан… произвести таможенное декларирование товаров.
Таким образом, по результатам таможенного контроля таможенным органом установлено, что сведения о весе товаров в графе 35 ЭТД №*** не соответствуют фактическому весу, установленному по результатам таможенного досмотра.
Следовательно, при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенному органу отправления: таможенный пост *** таможни, были сообщены недостоверные сведения о весе брутто товаров, путём представления ТД №***.
Таким образом, таможенным представителем ООО «ОптКастомс», таможенному органу отправления таможенному посту *** таможни при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сообщены недостоверные сведения о весе брутто товара, путем представления недействительного документа: ЭТД №***.
Субъектом данного административного правонарушения является лицо, фактически сообщившее в таможенный орган недостоверные сведения о товарах, при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита.
Согласно пункту 2.1 Договора от ***№*** (далее – Договор) таможенного представителя ООО «ОптКастомс» (далее – Представитель) с декларантом, компанией *** (далее – Декларант), Представитель предоставляет следующие услуги:
декларирование товаров и транспортных средств;
представление таможенному органу документов и дополнительных сведений, необходимых для таможенного оформления и таможенного контроля;
совершение других действий, необходимых для таможенного оформления и осуществления таможенного контроля, в качестве лица, обладающего полномочиями в отношении декларируемых товаров и транспортных средств.
Пунктом 3.1 Договора определено, в том числе:
требовать от Декларанта предоставления документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и осуществления таможенного контроля….
Проверять достоверность полученных от Декларанта документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и осуществления таможенного контроля.
Статьей 84 ТК ЕАЭС установлены права декларанта, в число которых входит право осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, выполнять с ними грузовые операции, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 404 ТК ЕАЭС при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств–членов о таможенном регулировании (пункт 2 статьи 405 ТК ЕАЭС).
Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом (пункт 7 статьи 405 ТК ЕАЭС).
За несоблюдение требований международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования юридические лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, несут ответственность в соответствии с законодательством государств–членов (статья 400 ТК ЕАЭС).
В соответствии с пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 02.06.2004 № 10 в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Анализируя вышеизложенные нормы таможенного законодательства и установленные обстоятельства, прихожу к выводу о признании ООО «ОптКастомс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 2.1 КоАП России установлено, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Таким образом, законодательно установлена административная ответственность за совершение рассматриваемого правонарушения виновного юридического лица.
ООО «ОптКастомс» являясь юридическим лицом, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, знало об обязанности сообщения в таможенный орган достоверных сведений о весе брутто товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, и имело возможность сообщить достоверные сведения о весе брутто товара в ЭТД №***. До заявления таможенной процедуры таможенного транзита, для уточнения сведений о весе брутто декларируемого товара ООО «ОптКастомс» могло воспользоваться правами декларанта, указанными в статье 84 ТК ЕАЭС, в том числе, правом осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем. Однако, работа по составлению документов действительных для таможенных целей, и по сообщению в таможенный орган достоверных сведений о весе брутто товара при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита по ЭТД №***, не была организована надлежащим образом, и ООО «ОптКастомс» не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил. Объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ООО «ОптКастомс» таможенных обязанностей, не установлено.
Учитывая вышеизложенное, ООО «ОптКастомс» нарушило требования законодательства ЕАЭС, а именно сообщило в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто товара при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, не представлено.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающими наказание юридическому лицу, признаю: совершение правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание юридическому лицу в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение Общества, учитывая наличие смягчающего наказание обстоятельств, при этом отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства и имущественного ущерба, прихожу к выводу о назначении юридическому лицу наказания в виде предупреждения, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 3.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «ОптКастомс», ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья М.С. Дурягина