ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-117/20 от 25.05.2020 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 5-117/2020

УИД 41RS0001-01-2020-000052-93

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«25» мая 2020 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Непубличного акционерного общества «Чукотская торговая компания», ИНН 8704000068, ОГРН 1028700589807 присвоен ДД.ММ.ГГГГ, состоящего на учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу, находящегося в <адрес> Чукотского автоном-ного округа по <адрес>, не привлекавшегося к административной ответст-венности за совершение однородного административного правонарушения,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Непубличное акционерное общество «Чукотская торговая компания» (далее-АО «ЧТК», Общество) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

В период с 18 ноября 2019 года по 28 ноября 2019 года, посредством принадлежащего на праве собственности судна т/х «Танир», под управлением капитана ФИО7, осущест-вляя во внутренних морских водах РФ, в целях торгового мореплавания, переход из п/п Эгвекинот (Чукотский автономный округ) в порт Владивосток (Приморский край), с заходом в порт Петропавловск-Камчатский (Камчатский край), АО «ЧТК» осуществило рыболовство, в части хранения и транспортировки в судовой провизионной рыбной морозильной камере, без приемо-сдаточных документов, рыбной продукции: -«икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая горбуши», 30 пластиковых контейнеров, массой нетто 31,85 кг, для изготовления потребовалось 336 особей самок горбуши-сырца, общим весом 403,2 кг; -«икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая кижуча», 30 пластиковых контейнеров, массой нетто 31,35 кг, для изготовления потребовалось 147 особей самок кижуча-сырца, общим весом 409,54 кг; -«кижуч поторошеный без головы мороженый», в количестве 26 экз., массой нетто 61,5 кг, для изготовления потребовалось 83,76 кг кижуча-сырца; -«кижуч неразделанный мороженый», в количестве 55 экз., массой нетто 177 кг, для изготовления потребовалось 178,77 кг кижуча-сырца; -«горбуша неразделанная мороженая», в количестве 1 экз., массой нетто 2,1 кг, для изготовления потребовалось 2,12 кг горбуши-сырца; -«нерка копченая (полупласт)», в количестве 11 экз., массой нетто 8,7 кг, для изготовления потре-бовалось 18,41 кг нерки-сырца; -«кета копченая (полупласт)», в количестве 2 экз., массой нетто 1,45 кг, для изготовления потребовалось 2,77 кг кеты-сырца; -«кижуч копченый (полу-пласт)», в количестве 6 экз., массой нетто 6,1 кг, для изготовления потребовалось 13,36 кг кижуча-сырца; -«филе кижуча с кожей соленый», в количестве 75 экз., массой нетто 149,5 кг, для изготовления потребовалось 428,62 кг кижуча-сырца; -«горбуша потрошеная обезглав-ленная соленая», в количестве 70 экз., массой нетто 65,9 кг, для изготовления потребовалось 90,65 кг горбуши-сырца; -«корюшка неразделанная азиатская зубастая мороженая», 2 блока, массой нетто 20 кг, для изготовления потребовалось 20,2 кг корюшки-сырца. 28 ноября 2019 года поименованная рыбная продукция обнаружена сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на судне т/х «Танир», ошвартованном у причала № 1 в порту Петропавловск-Камчатский (внутренние морские воды РФ, Петропавловск-Командорс-кая промысловая подзона, географические координаты 53°00,5?сш 158°38?вд).

Своими действиями АО «ЧТК» нарушило п. 1 ст. 20 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ст.ст. 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 1, ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 13.2, подп. «а» п. 13.3,

п. 22.5 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267).

АО «ЧТК» о месте и времени рассмотрения дела извещалось в установленном законом порядке, законный представитель участия в судебном заседании не принимал, ходатайств не направлял. Как усматривается из представленного защитником Тарасенко Р.В. ходатайства от 22 мая 2020 года, АО «ЧТК» извещено о рассмотрении дела 25 мая 2020 года в 15 час. 00 мин.

Защитник Тарасенко Р.В., действующий на основании доверенности № 181 от 21 апреля 2020 года, направил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств в подтверждение доводу о незаконном составлении в отношении АО «ЧТК» протокола об административном правонарушении по рассматриваемому делу. Полагал протокол об административном правонарушении по настоящему делу недопустимым доказательством, ссылаясь на следующие обстоятельства. Протокол составлен в его отсутствие, при этом, в телефонном разговоре сообщил государственному инспектору Куличкову А.А., что находится в полете, не может объективно своевременно прилететь в Петропавловск-Камчатский из-за плохих погодных условий и изменения направления рейса, направил на его сотовый телефон скан доверенности, копию посадочного талона, на электронный адрес группы РКМ отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району направил ходатайство об отложении составления протокола на более поздний срок. Просил приобщать Акт проведения служебной проверки от 25 декабря 2019 года по обстоятельствам данного дела, в ходе которой установлено, что продукция животного происхождения, находившаяся в судовой морозильной камере судна т/х «Танир», осуществлявшего с 18 ноября 2019 года по 28 ноября 2019 года переход из порта Эгвекинот в порт Владивосток, судовладельцем АО «ЧТК» не добывалась и не приобреталась, появилась в морозильной камере в результате покупки ее на рынке у местного населения Чукотского автономного округа для индивидуального личного потребления и хранения ее членами экипажа на период перехода судна. Представил письменное пояснение от 18 мая 2020 года, которым просил прекратить производство по делу, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку АО «ЧТК» не совершало вменяемого деяния и противоправных действий, запрещенных законодательством, в деле не имеется доказательств, свидетельствующих о том, что спорная продукция незаконно транспортировалась Обществом. Назначение судна т/х «Танир», его характеристики, отсутствие на борту какого-либо промыслового оборудования свидетельствует о том, что судно может использоваться только для осуществления перевозки сухих грузов (перечень указан в свидетельстве о пригодности судна), не может и не могло участвовать в рыбопромысловой деятельности (добыча, переработка, хранение). Согласно данных позиционирования судов, принадлежащих АО «ЧТК», (т/х «Танир» и СТР «Гранд»), суда в спорный период не встречались, что исключает какую-либо возможную передачу рыбной продукции. Ссылаясь на ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал, что объем (масса) приобретенной каждым членом экипажа т/х «Танир» рыбной продукции является незначительным, что является основанием для признания правонарушения малозначительным, не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных отношений.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, дополнительно поступившие документы, письменное пояснение защитника Тарасенко Р.В., прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В соответствии со ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как установлено п. 1 ст. 20 Федерального закона РФ от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» использование природных ресурсов и охрана окружающей среды внутренних морских вод и территориального моря, а также обеспечение экологической безопасности, деятельность на особо охраняемых природных территориях и охрана памятников истории и культуры осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 35 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ « О животном мире» (далее-ФЗ «О животном мире»), пользование животным миром осуществляется с соблюдением федеральных и региональных лимитов и нормативов, разрабатываемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и другими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно ст. 40 ФЗ «О животном мире», пользователи животным миром обязаны осуществлять только разрешенные виды пользования животным миром; соблюдать установленные правила, нормативы и сроки пользования животным миром; применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ; не допускать разрушения или ухудшения среды обитания объектов животного мира; осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания; проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира; оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира; обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения; применять при пользовании животным миром гуманные способы.

В силу ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее-Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов») основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов являются правила рыболовства, утверждаемые уполномоченным федеральным органом исполнительной власти для каждого рыбохозяйственного бассейна, обязательные для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.

Соблюдение названных Правил рыболовства является необходимым условием для осуществления рыболовства.

Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267, далее-Правила рыболовства, в редакции, действовавшей на момент совершения правонарушения), регламентируют деятельность российских юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, включая лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и их общин, осуществляющих рыболовство во внутренних водах Российской Федерации, в том числе во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации в пределах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, а также иностранных юридических лиц и граждан, осуществляющих рыболовство в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее - пользователи).

В соответствии с п. 13.2 Правил рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны вести промысловый журнал и технологический журнал (при производстве рыбной и иной продукции из

водных биоресурсов); приемо-сдаточные документы, подтверждающие сдачу либо приемку уловов водных биоресурсов и (или) произведенной из них рыбной и иной продукции.

В силу подп. «а» п. 13.3 Правил рыболовства при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства пользователи, за исключением граждан, должны обеспечивать хранение заполненных промыслового и технологического журналов, а также приемо-сдаточных документов или их копий, заверенных подписью капитана или лица (лиц), ответственного (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов, и судовой печатью (при ее наличии) на судне или у лица (лиц), ответственного (ответственных) за добычу (вылов) водных биоресурсов (при осуществлении рыболовства без использования судов рыбопромыслового флота) в течение календарного года, в котором заполняются промысловый и технологический журналы, а также приемо-сдаточные документы или их копии; у пользователя в течение двух лет следующих за годом заполнения промыслового и технологического журналов, а также приемо-сдаточных документов или их копий.

Пунктом 22.5 Правил рыболовства установлено, что при осуществлении промышленного и (или) прибрежного рыболовства запрещается иметь на борту судов и плавучих средств, на рыболовных (рыбопромысловых) участках, а также в местах производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов водные биоресурсы (в том числе их фрагменты (части) и (или) рыбную или иную продукцию из них), не учтенные в промысловом журнале (за исключением случаев, если его заполнение предусмотрено в местах доставки и выгрузки, указанных в пункте 10 Правил рыболовства, при осуществлении рыболовства с учетом уловов в местах доставки и выгрузки), технологическом журнале (в случае если его наличие на борту судна предусмотрено Правилами рыболовства), приемо-сдаточных документах.

Согласно ч. 3 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хотя бы одного из поводов, предусмотренных частями 1 и 1.1 настоящей статьи, и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как установлено исследованием материалов дела, 28 ноября 2019 года с 13 час. 00 мин. до 21 час. 30 мин. на пирсе № 1 Торгового порта Петропавловск-Камчатский инструктором группы режимно-контрольных мероприятий отдела (погк) в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району прапорщиком ФИО6, с участием капитана судна т/х «Танир» ФИО7, проведен осмотр судна т/х «Танир», о чем составлен Акт осмотра судна от 28 ноября 2019 года, согласно которому в морозильной камере обнаружены 60 пластиковых контейнеров с икрой, предположительно лососевых пород, общим весом 67,5 кг; корюшка мороженая в количестве 20 кг; рыба, предположительно лососевых пород, весом 250 кг; рыба копченая, предположительно лососевых пород, весом 19 кг; рыба соленая лососевых пород весом 287 кг, выявлено нарушение по ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Капитан Петров П.В. получил копию Акта осмотра судна, замечаний по проведенному осмотру не имел (л.д. 48).

Определением от 28 ноября 2019 года в отношении капитана судна т/х «Танир» ФИО7 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 78-81).

Определением от 01 декабря 2019 года государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району в отношении АО «ЧТК» возбуждено дело об административном правонарушении с проведением административного расследования по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, (л.д.1-4).

02 декабря 2019 года государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району вынесено определение о приобщении к материалам дела об административном правонарушении в отношении

АО «ЧТК» копий документов из материалов дела об административном правонарушении в отношении капитана судна т/х «Танир» ФИО7, согласно списку (л.д. 46-47).

В соответствии со свидетельством о праве собственности на судно № 200624718, на основании данных, внесенных в Государственный судовой реестр под № 200624718 от 27 марта 2019 года, судно т/х «Танир» принадлежит на праве собственности АО «ЧТК» (л.д. 49).

Частью 1 ст. 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях определено, что изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, идосмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

В соответствии с протоколом изъятия вещей и документов от 28 ноября 2019 года, в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении капитана судна т/х «Танир» ФИО7, 28 ноября 2019 года с 18 час. 00 мин. до 19 час. 30 мин. госинспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов, в присутствии двух понятых, с участием капитана судна т/х «Танир» ФИО7, произведено изъятие рыбной продукции: рыба мороженая, предположительно лососевых пород, - 11 мест, общим весом 250 кг брутто; рыба копченая, предположительно лососевых пород, -2 места, общим весом 19 кг брутто; рыба мороженая корюшка - 1 место, общим весом 20 кг брутто; икра лососевых пород - 60 мест, общим весом 67,5 кг брутто; рыба соленая, предположительно лососевых пород, - 4 места, общим весом 287 кг брутто. Изъятая рыбная продукция упакована в полипропиленовые мешки, которые опломбированы и опечатаны, передана на ответственное хранение госинспектору РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов ФИО8 (л.д. 84-87).

В соответствии с ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях обстоятельства, имеющий значение для правильного разрешения дела устанавливаются, в том числе, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей.

Исходя из положений ч. 1 ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, свидетелем по делу об административном правонарушении может являться любое лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Согласно письменным объяснениям капитана судна т/х «Танир» ФИО7 от 28 ноября 2019 года, вся имеющаяся рыба лососевых пород, находящаяся в провизионной камере судна, является собственностью экипажа, который составляет 28 чел., является не грузом, а используется в личных целях. Вся рыба приобреталась в разных поселках у местного населения, за наличный расчет, по 100 руб. за хвост, без квитанций и чека. Приемо-сдаточные документы отсутствуют. Общий вес рыбы составляет не более 450 кг, по 20 кг на человека (л.д. 82).

Как указал в письменном объяснении от 28 ноября 2019 года второй помощник капитана судна т/х «Танир» ФИО9, работающий в этой должности с 18 ноября 2019 года, судно осуществляло переход с порта Эгвекинот в порт Владивосток, по пути следования случилась поломка главного двигателя, в результате чего, судно зашло в порт Петропавловск-Камчатс-кий. При проверке судна пограничным нарядом 28 ноября 2019 года в судовой морозильной камере сотрудниками пограничного управления была обнаружена мороженая рыба лососевых пород, общим весом около 250 кг, копченая рыба лососевых пород, общим весом 19 кг, корюшка мороженая весом 20 кг, икра лососевых пород, общим весом 57,5 кг, рыба соленая лососевых пород лососевых пород в количестве 287 кг. Коносаменты на данную продукцию отсутствуют, по причине того, что рыбопродукция приобреталась для личных целей. Данная продукция приобреталась в период с 01 июля 2019 года в портах Чукотки у местного населения (л.д. 83).

Письменные объяснения капитана судна т/х «Танир» ФИО7, второго помощника капитана судна т/х «Танир» ФИО9 расцениваю допустимыми доказательствами, поскольку перед дачей объяснений им разъяснена ст. 51 Конституции РФ, процессуальные права, предусмотренные ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, каждый предупрежден об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Представленные в материалах дела ИМО декларация о грузе, копии коносаментов №№ П-11/19, 1, 51, 48, 18/19, П-12/19, 53, П-13/19, погрузочные ордера, и списки груза к ним, не содержат сведений о наличии на борту судна т/х «Танир» рыбной продукции (л.д. 52-77)

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 27.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях арест товаров, транспортных средств и иных вещей является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 01 декабря 2019 года, в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «ЧТК», предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району, с участием капитана судна т/х «Танир» ФИО7, в присутствии двух понятых, в соответствии со ст.ст. 27.1, 27.14, 27.14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наложен арест на изъятую в рамках производства по делу об административном правонарушении в отношении капитана судна т/х «Танир» ФИО7 рыбную продукцию: рыба мороженая, предположительно лососевых пород, - 11 мест, общим весом 250 кг брутто; рыба копченая, предположительно лососевых пород, - 2 места, общим весом 19 кг брутто; рыба мороженая корюшка - 1 место, общим весом 20 кг брутто; икра лососевых пород – 60 мест, общим весом 67,5 кг брутто; рыба соленая, предположительно лососевых пород, - 4 места, общим весом 287 кг брутто. Имущество, на которое наложен арест, передано на ответственное хранение генеральному директору ООО «Русь» ФИО10 на склад временного хранения (л.д. 5-8).

В соответствии с ч. 1 ст. 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. Определение обязательно для исполнения экспертами или учреждениями, которым поручено проведение экспертизы.

До направления определения для исполнения судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право заявлять отвод эксперту, право просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц, право ставить вопросы для дачи на них ответов в заключении эксперта (ч. 4 ст. 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Определением государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району от 10 декабря 2019 года, для всестороннего, полного, объективного выяснения всех обстоятельств дела, назначена производственно-технологическая экспертиза для определения веса нетто, видового состава рыбной продукции, на которую наложен арест протоколом об аресте товаров, транспортных средств и иных вещей от 01 декабря 2019 года, определить какое количество рыбы-сырца потребовалось на ее изготовление, установить среднерыночную стоимость 1 кг сырца по видам водных биоресурсов по состоянию на ноябрь 2019 года, явившихся предметом административного правонарушения. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО11, в распоряжение эксперта предоставлена рыбопродукция, находящаяся на ответственном хранении в ООО «Русь» (л.д. 107-110).

Согласно заключению эксперта № 103/19-Э от 19 декабря 2019 года по производственно-технологической экспертизе, представленная на экспертизу рыбная продукция представляет собой: -икра зернистая дальневосточных лососе-вых рыб соленая горбуши, упакованная в 30 емкостей прямоугольной формы, объемом 1000 мл, массой нетто 31,85 кг, для изготовле-ния потребовалось 336 особей самок горбуши-сырца, общим весом 403,2 кг;

-икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая кижуча, упакованная в 30 ем-костей прямоугольной формы, объемом 1000 мл, массой нетто 31,35 кг, для изготовления потребовалось 147 особей самок кижуча-сырца, общим весом 409,54 кг;

-кижуч поторошеный без головы мороженый, в количестве 26 экз., массой нетто 61,5 кг, для изготовления потребовалось 83,76 кг кижуча-сырца;

-кижуч неразделанный мороженый, в количестве 55 экз., массой нетто 177 кг, для изготовления потребовалось 178,77 кг кижуча-сырца;

-горбуша неразделанная мороженая, в количестве 1 экз., массой нетто 2,1 кг, для изго-товления потребовалось 2,12 кг горбуши-сырца;

-нерка копченая (полупласт), в количестве 11 экз., массой нетто 8,7 кг, для изготовления потребовалось 18,41 кг нерки-сырца;

-кета копченая (полупласт), в количестве 2 экз., массой нетто 1,45 кг, для изготовления потребовалось 2,77 кг кеты-сырца;

-кижуч копченый (полупласт), в количестве 6 экз., массой нетто 6,1 кг, для изготовления потребовалось 13,36 кг кижуча-сырца;

-филе кижуча с кожей соленый, в количестве 75 экз., массой нетто 149,5 кг, для изготов-ления потребовалось 428,62 кг кижуча-сырца;

-горбуша потрешеная обезглавленная соленая, в количестве 70 экз., массой нетто 65,9 кг, для изготовления потребовалось 90,65 кг горбуши-сырца;

-корюшка неразделанная азиатская зубастая мороженая, 2 блока, массой нетто 20 кг, для изготовления потребовалось 20,2 кг корюшки-сырца (л.д. 114-128).

Порядок назначения производственно-технологической экспертизы, закрепленный ч. 4 ст. 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, соблюден, экспертное заключение соответствует требованиям ст. 26.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и объективно согласуется с другими доказательствами по делу, эксперт ФИО12 предупреждена об административной ответственности, предусмотренной ст. 17.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за дачу заведомо ложного заключения, в связи с чем, оснований усомниться в допустимости экспертного заключения № 103/19-Э от 19 декабря 2019 года не имеется, расцениваю его допустимым доказательством.

09 декабря 2019 года АО «ЧТК» представлена правовая позиция (объяснение) в рамках производства по делу об административном правонарушении, в котором выражено несогласие с вмененным административным правонарушением, так как рыбная продукция приобретена членами экипажа судна т/х «Танир» на территории Чукотского автономного округа, для личного потребления, не предназначалась для оптовой или розничной реализации и не принадлежит собственнику (судовладельцу) судна т/х «Танир». Судно т/х «Танир» является грузовым судном, предназначено для перевозки грузов, не оборудовано для ведения промысла, переработки и изготовления рыбной продукции. В ходе проведения проверочных мероприятий на судне не обнаружены орудия лова, производственные цеха для переработки и изготовления продукции животного происхождения, отходы пищевого производства рыбной продукции. Размеры судна и отсутствие на не нем орудий промысла не позволяет осуществлять промысел водных биологических ресурсов. На судне не обнаружено рыбной продукции в виде рыбы-сырца. Вся изъятая продукция подвергнута обработке, часть ее является готовой к употреблению в пищу. Данные обстоятельства свидетельствуют, что продукция не была добыта членами экипажа, а фактически лишь транспортировалась на судне, что свидетельствует о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При хранении и перевозке продукции животного происхождения в границах Российской Федерации физическими лицами для личного потребления оформление ветеринарных сопроводительных документов не требуется. Общество не является собственником продукции, ее добычу и приобретение, хранение или перевозку не осуществляло, в связи с чем, отсутствует состав административного правонарушения, в связи с недоказанностью объективной стороны правонарушения и ненадлежащим субъектом административного правонарушения (л.д. 99-102).

По окончании административного расследования 27 декабря 2019 года в отношении АО «ЧТК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 148-162).

Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с положениями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени и месте совершения правонарушения, о юридическом лице АО «ЧТК», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

При изложенных обстоятельствах, в ходе рассмотрения дела установлено, что в период с 18 ноября 2019 года по 28 ноября 2019 года, посредством принадлежащего на праве собственности судна т/х «Танир», под управлением капитана ФИО7, осуществляя, в

целях торгового мореплавания, переход из п/п Эгвекинот (Чукотский автономный округ) в порт Владивосток (Приморский край), с заходом в порт Петропавловск-Камчатский (Камчатс-кий край), во внутренних морских водах РФ, АО «ЧТК» осуществило рыболовство, в части хранения и транспортировки в судовой провизионной рыбной морозильной камере, без приемо-сдаточных документов, рыбной продукции: -«икра зернистая дальневосточных лосо-севых рыб соленая горбуши», 30 пластиковых контейнеров, массой нетто 31,85 кг, для изго-товления потребовалось 336 особей самок горбуши-сырца, общим весом 403,2 кг; -«икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая кижуча», 30 пластиковых контейнеров, массой нетто 31,35 кг, для изготовления потребовалось 147 особей самок кижуча-сырца, общим весом 409,54 кг; -«кижуч поторошеный без головы мороженый», в количестве 26 экз., массой нетто 61,5 кг, для изготовления потребовалось 83,76 кг кижуча-сырца; -«кижуч нераз-деланный мороженый», в количестве 55 экз., массой нетто 177 кг, для изготовления потре-бовалось 178,77 кг кижуча-сырца; -«горбуша неразделанная мороженая», в количестве 1 экз., массой нетто 2,1 кг, для изготовления потребовалось 2,12 кг горбуши-сырца; -«нерка копче-ная (полупласт)», в количестве 11 экз., массой нетто 8,7 кг, для изготовления потребовалось 18,41 кг нерки-сырца; -«кета копченая (полупласт)», в количестве 2 экз., массой нетто 1,45 кг, для изготовления потребовалось 2,77 кг кеты-сырца; -«кижуч копченый (полупласт)», в коли-честве 6 экз., массой нетто 6,1 кг, для изготовления потребовалось 13,36 кг кижуча-сырца; -«филе кижуча с кожей соленый», в количестве 75 экз., массой нетто 149,5 кг, для изготов-ления потребовалось 428,62 кг кижуча-сырца; -«горбуша потрошеная обезглавленная соле-ная», в количестве 70 экз., массой нетто 65,9 кг, для изготовления потребовалось 90,65 кг горбуши-сырца; -«корюшка неразделанная азиатская зубастая мороженая», 2 блока, массой нетто 20 кг, для изготовления потребовалось 20,2 кг корюшки-сырца. 28 ноября 2019 года поименованная рыбная продукция обнаружена сотрудниками ПУ ФСБ России по восточному арктическому району на судне т/х «Танир», ошвартованном у причала № 1 в порту Петро-павловск-Камчатский (внутренние морские воды РФ, Петропавловск-Командорская промыс-ловая подзона, географические координаты 53°00,5?сш 158°38?вд).

Своими действиями АО «ЧТК» нарушило п. 1 ст. 20 Федерального закона от 31 июля 1998 года № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», ст.ст. 35, 40 Федерального закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире», ч. 1, ч. 4 ст. 43.1 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», п. 13.2, подп. «а» п. 13.3, п. 22.5 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (утв. Приказом Минсельхоза России от 23 мая 2019 года № 267).

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, полученные при рассмотрении дела, считаю доказанной вину АО «ЧТК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Нахожу необоснованными, изложенные в письменном объяснении от 09 декабря 2019 года доводы о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 10.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доводы защитника ФИО4 о том, что АО «ЧТК» не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку требования о рыболовстве не распространяются на судно т/х «Танир», так как оно не является судном рыбопромыслового флота, АО «ЧТК» не осуществляло рыболовство, рыбная продукция не принадлежит Обществу, не свидетельствуют об отсутствии в действиях АО «ЧТК» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27, ст. 1 Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов. Так, в соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях, в то время как промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, в частности, отсутствие учета либо ненадлежащий учет водных биоресурсов в промысловом журнале и (или) иных от-четных документах при условии, что законодательством установлена обязанность по ведению таких документов (п. 6 того же Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» под рыболовством понимается деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов.

Пункт 10 статьи 1 указанного Федерального закона дает понятие промышленного рыболовства, под которым понимается предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

Общее определение для всех видов рыболовства, предусмотренных Федеральным законом «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», разъясняется как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, а также в отдельных случаях - как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. Тем самым, понятие «рыболовство» охватывает не только изъятие водных биоресурсов из среды обитания, но и оборот добытого улова. Из данного определения видно, что понятие рыболовства значительно шире понятия вылова (добычи) водных биоресурсов.

При таких обстоятельствах, АО «ЧТК», осуществляя хранение и транспортировку рыбной продукции в судовой прови-зионной рыбной морозильной камере судна т/х «Танир» обязано, фактически осуществило рыболовство, поэтому обязано было выполнять требования Правил рыболовства и иметь приемо-сдаточные документы на рыбную продукцию.

Не принимается во внимание, в силу вышеизложенного, представленный защитником ФИО4 Акт проведения служебной проверки от 25 декабря 2019 года, в ходе которой установлено, что рыбная продукция, обнаруженная в судовой морозильной камере судна т/х «Танир», судовладельцем АО «ЧТК» не добывалась и не приобреталась, появилась в морозильной камере в результате покупки ее на рынке у местного населения Чукотского автономного округа для индивидуального личного потребления и хранения ее членами экипажа на период перехода судна. Указанным актом подтверждается факт хранения и транспортировки рыбной продукции на т/х «Танир» без приемо-сдаточных документов, при установленных по делу обстоятельствах.

Защитник ФИО4 полагал протокол об административном правонарушении по настоящему делу недопустимым доказательством, ссылаясь на следующие обстоятельства. Протокол составлен в его отсутствие, при этом, в телефонном разговоре сообщил государственному инспектору ФИО5, что находится в полете, не может объективно своевременно прилететь в Петропавловск-Камчатский из-за плохих погодных условий и изменения направления рейса, направил на его сотовый телефон скан доверенности, копию посадочного талона, на электронный адрес группы РКМ отдела в г. Елизово ПУ ФСБ России по восточному арктическому району направил ходатайство об отложении составления протокола на более поздний срок.

Статья 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что ходатайства заявляются в письменной форме и подлежат немедленному рассмотрению.

В материалах дела отсутствуют письменные ходатайства директора АО «ЧТК» ФИО13 и защитника ФИО4 об отложении составления протокола, в связи с чем, оснований для вывода о нарушении процессуальных прав при составлении протокола об административном правонарушении в отношении АО «ЧТК» не имеется.

Изложенные защитником обстоятельства, связанные с его невозможность прибыть на составление протокола, не влекут признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу.

Протокол об административном правонарушении составлен 27 декабря 2019 года в отсутствие законного представителя АО «ЧТК», заблаговременно извещенного о месте и времени его составления, с соблюдением требований ч. 4.1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Основания для признания протокола, составленного в отношении АО «ЧТК», недопустимым доказательством по делу отсутствуют. Данный протокол составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении в соответствии с ч. 2 названной статьи, в этом процессуальном документе отражены, событие административного правонарушения описано в полном соответствии с диспозицией ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Протокол отвечает требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и содержит сведения, имеющие доказательственное значение.

Предусмотренные ч. 3 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях требования, предъявляемые к доказательствам по делу об административном правонарушении, не нарушены.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ, АО «ЧТК» является самостоятельным юридическим лицом, имеет в собственности обособленное имущество, учитывает его на самостоятельном балансе, имеет расчетные счета, круглую печать, следовательно, может самостоятельно нести ответственность за свою деятельность. Руководство деятельностью АО «ЧТК» осуществляет директор ФИО13 (л.д.12-45).

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.

В силу ст. 61 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 года № 81-ФЗ, п.п. 25, 33, п. 10 ст. 36 Устава службы на судах рыбопромыслового флота РФ (утв. Приказом Рос-комрыболовства РФ № 140 от 30 августа 1995 года), на капитана судна возлагается управление и поддержание порядка на судне, выполнение производственных задач. Капитан возглавляет экипаж судна и является его руководителем; капитан обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов; в рейсе выполнять правила плавания и ведения промысла.

Согласно судовой роли, капитаном судна т/х «Танир» на момент совершения административного правонарушения являлся Петров П.В. (л.д.51).

Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения АО «ЧТК» обладало всеми организационно-распорядитель-ными функциями по отношению к деятельности судна т/х «Танир», его капитану и экипажу, обязано было правильно организовывать труд своих работников, имело правовую и реальную возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поэтому АО «ЧТК» должно нести ответственность в случае несоблюдения ими норм действующего законодательства в области рыболовства.

Существенных нарушений норм материального и процессуального права не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, которые в силу ст. 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях могли бы повлечь прекращение производства по делу, не установлено.

В соответствии ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Согласно положению ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

В силу ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельством, смягчающим ответственность АО «ЧТК», в соответствии со ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю привлечение к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих ответственность АО «ЧТК», в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Рассматривая довод защитника ФИО4, который, ссылаясь на ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, указал, что объем (масса) приобретенной каждым членом экипажа судна т/х «Танир» рыбной продукции является незначительным, что является основанием для признания правонарушения малозначительным, не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных отношений, прихожу к следующему.

В силу ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 2 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Обсуждая вопрос о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на сохранение водных биоресурсов (п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства»).

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Исключительные обстоятельства, находящиеся за рамками общих условий осуществления хозяйственной деятельности АО «ЧТК», свидетельствующие о наличии по данному делу признаков малозначительности совершенного административного правонарушения, предусмотренных ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлены.

Утверждение защитника о незначительном объеме обнаруженной на т/х «Танир» рыбной продукции не может служить критерием для определения малозначительности административного правонарушения.

Принимая во внимание, что действующее законодательство предъявляет повышенные требования к осуществлению деятельности в сфере рыболовства, строго регламентируя правила ведения промысловой документации, в том числе, приемо-сдаточные документы, установленные в целях государственного регулирования контроля вылова водных биоресурсов, их охраны и рационального использования, ненадлежащее отношение к соблюдению указанных правил, следует расценивать как существенное нарушение охраняемых общественных отношений.

Таким образом, не имеется оснований для признания рассматриваемого административного правонарушения, с учетом обстоятельств дела, наличия рыбной продукции на борту судна т/х «Танир» без приемо-сдаточных документов, малозначительным на основании ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с санкцией ч. 2 ст. 8.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях кратность, применяемая к исчислению суммы административного штрафа для юридического лица, определяется от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и может выражаться в величине, кратной стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения.

В соответствии с положениями ч. 2 ст. 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

В соответствии с ч. 2 ст. 27.11, п. 2 ч. 1 ст. 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, стоимость изъятых вещей определяется в рублях на основании государственно регулируемых цен на вещи, явившиеся предметом административного правонарушения, при отсутствии государственных регулируемых цен, стоимость вещей определяется в соответствии с их рыночной стоимости на момент совершения административного правонарушения, в случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта. Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов.

Если правонарушитель произвел продукцию из водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, размер штрафа следует исчислять исходя из стоимости биоресурсов, как это предусмотрено санкцией ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а не из стоимости произведенной продукции.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, согласно заключению эксперта № 103/19-Э от 19 декабря 2019 года, среднерыночная стоимость 1 кг рыбы-сырца по видам водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, определена на период лососевой путины 2019 года и составила: горбуша-сырец - 56 руб. 00 коп., нерка-сырец - 78 руб. 00 коп., кижуч-сырец - 72 руб. 00 коп., кета-сырец - 75 руб. 00 коп., корюшка-сырец - 100 руб. 00 коп. (л.д. 123-131).

Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил добычи (вылова) водных биологических ресурсов и иных правил, регламентирующих осуществление промышленного, прибрежного и других видов рыболовства» стоимость таких ресурсов должна определяться на момент окончания или пресечения административного правонарушения на основании государственных регулируемых

цен в случае, если таковые установлены, либо исходя из рыночной стоимости биоресурсов (в частности, с учетом данных, полученных от рыбодобывающих предприятий, торгово-промышленных палат). В случае необходимости стоимость биоресурсов может быть определена на основании заключения эксперта (п. 1 ч. 1 ст. 3.5, ч. 1 и 2 ст. 27.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В связи с тем, что в заключении эксперта № 103/19-Э от 19 декабря 2019 года среднерыночная стоимость 1 кг рыбы-сырца по видам водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, определена на период лососевой путины 2019 года, в то время, как стоимость надлежало определить на момент пресечения административного правонарушения, то есть, по состоянию на 28 ноября 2019 года, судом дополнительно направлены запросы в Союз «Торгово-промышленная палата Камчатского края» и в ООО «Камчатский центр независимой оценки».

Согласно сведениям, поступившим из Союза «Торгово-промышленная палата Камчатского края» исх. № 195 от 13 мая 2020 года и исх. № 203-1 от 20 мая 2020 года, не представляется возможным предоставить информацию о средней рыночной стоимости 1 кг рыбы-сырца (горбуша, нерка, кижуч, кета, корюшка) на конкретную дату, а именно, на 28 ноября 2019 года, с учетом подзоны.

В соответствии с ответом эксперта ООО «Камчатский центр независимой оценки» ФИО11 исх. № 022 от 14 мая 2020 года, по результатам анализа имеющейся информации о ценах, сложившихся на территории Камчатского края, цена 1 кг рыбы-сырца на 28 ноября 2019 года составляла: горбуша-сырец - 56 руб. 00 коп., нерка-сырец - 78 руб. 00 коп., кижуч-сырец - 72 руб. 00 коп., кета-сырец - 75 руб. 00 коп., корюшка-сырец - 100 руб. 00 коп. Указанные сведения принимаются при расчете стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Предметом административного правонарушения явились водные биоресурсы: горбуша-сырец - 495,97 кг, кижуч-сырец – 1114,05 кг, кета-сырец – 2,77 кг, нерка-сырец – 18,41 кг, корюшка-сырец – 20,2 кг.

Таким образом, однократная стоимость водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, составила: (495,97 кг х 56 руб. 00 коп.) + (1114,05 кг х 72 руб. 00 коп.) + (2,77 кг х 75 руб. 00 коп.) + (18,41 кг х 78 руб. 00 коп.) + (20,2 кг х 100 руб. 00 коп.) = 111 649 руб. 65 коп.

В соответствии с ч. 3 ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом: 1) вещи и документы, не изъятые из оборота подлежат возвращению законному владельцу, а при не установлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» незаконно добытые (выловленные) водные биоресурсы и продукты их переработки, а также суда и орудия незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы, относящиеся к осетровым, лососевым видам рыб, крабам, включая крабоиды, морским гребешкам, трепангам, морским ежам, подлежат возвращению в среду обитания. Указанные водные биоресурсы в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также продукты их переработки, в том числе икра, подлежат незамедлительному уничтожению. Другие безвозмездно изъятые или конфискованные водные биоресурсы и продукты их переработки подлежат реализации или уничтожению.

В силу ч. 3 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения: подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику; изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

Находящиеся в противоправном владении правонарушителя водные биоресурсы, а также продукты их переработки подлежат изъятию на основании ч. 3 ст. 3.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ст. 54 Федерального закона от 20 декабря 2004 года № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (п. 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 ноября 2010 года № 27 «О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство).

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено, что продукция, не соответствующая требованиям нормативных документов; не имеющая удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, подтверждающих их происхождение, не имеющая установленных сроков годности, маркировки, признается некачественной и опасной, не подлежит реализации, утилизируется или уничтожается.

Рыбная продукцию «икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая горбуши»; «икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая кижуча»; «кижуч поторошеный без головы мороженый»;«кижуч неразделанный мороженый»; «горбуша неразделанная мороже-ная»; «нерка копченая (полупласт)»; «кета копченая (полупласт)»; «кижуч копченый (полу-пласт)»; «филе кижуча с кожей соленый»; «горбуша потрашеная обезглавленная соленая»; «корюшка неразделанная азиатская зубастая мороженая», не соответствуют установленным требованиям ГОСТ 7630-96 «Межгосударственный стандарт. Рыба, морские млекопитающие, морские беспозвоночные, водоросли и продукты их переработки. Маркировка и упаковка», Федерального закона от 02 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» по причине отсутствия маркировки, поэтому подлежит изъятию и уничтожению.

При вынесении постановления суд в соответствии с абз. 2 ч. 4 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях отражает решение об издержках по делу об административном правонарушении.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при вынесении постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении судье следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях в постановлении должно быть отражено принятое решение об издержках по делу. При этом необходимо учитывать, что физические лица освобождены от издержек по делам об административных правонарушениях, перечень которых содержится в ч. 1 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и не подлежит расширительному толкованию. Размер издержек по делу об административном правонарушении должен определяться на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику.

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Исследованием материалов дела установлено, что в ходе производства по делу об административном правонарушении в отношении АО «ЧТК» издержки за проведение экспертизы по определению о назначении производственно-технологической экспертизы от 10 декабря 2019 года по Государственному контракту № 19/ОДАП/ЕП от 16 декабря 2019 года сос-тавили 30 000 руб. 00 коп., что подтверждается счетом № 103-Э от 19 декабря 2019 года (л.д. 129-138).

При изложенных обстоятельствах, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 24.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с АО «ЧТК» подлежат взысканию издержки по делу в сумме 30 000 руб. 00 коп.

При решении вопроса о назначении административного наказания АО «ЧТК», учитываю характер совершенного административного правонарушения в области природоохранного законодательства, конкретные обстоятельства данного дела, совокупность представленных доказательств, сведения о привлекаемом юридическом лице, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, которым не приняты все необходимые и достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства при осуществлении рыболовства, руководствуясь принципами справедливости и соразмерности наказания, вытекающими из Конституции Российской Федерации, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в двукратном размером стоимости водных биоресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, в размере 223 299 руб. 30 коп., с безвозмездным изъятием и уничтожением обнаруженной на судне т/х «Танир» рыбной продукции, являющейся предметом административного правонарушения по делу.

Указанный вид административного наказания является возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Непубличное акционерное общество «Чукотская торговая компания» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 223 299 руб. 30 коп.

По вступлении постановления в законную силу, безвозмездно изъять и уничтожить рыбную продукцию, переданную на ответственное хранение в ООО «Русь» (Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Красинцев, д. 3А):

-«икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая горбуши», в 30 пластиковых контейнерах, массой нетто 31,85 кг;

-«икра зернистая дальневосточных лососевых рыб соленая кижуча», в 30 пластиковых контейнерах, массой нетто 31,35 кг;

-«кижуч поторошеный без головы мороженый», в количестве 26 экз., массой нетто 61,5 кг;

-«кижуч неразделанный мороженый», в количестве 55 экз., массой нетто 177 кг;

-«горбуша неразделанная мороженая», в количестве 1 экз., массой нетто 2,1 кг;

-«нерка копченая (полупласт)», в количестве 11 экз., массой нетто 8,7 кг;

-«кета копченая (полупласт)», в количестве 2 экз., массой нетто 1,45 кг;

-«кижуч копченый (полупласт)», в количестве 6 экз., массой нетто 6,1 кг;

-«филе кижуча с кожей соленый», в количестве 75 экз., массой нетто 149,5 кг;

- «горбуша потрашеная обезглавленная соленая», в количестве 70 экз., массой нетто 65,9 кг;

-«корюшка неразделанная азиатская зубастая мороженая», 2 блока, массой нетто 20 кг.

Отнести на счет Непубличного акционерного общество «Чукотская торговая компания» издержки за проведение производственно-технологической экспертизы в сумме 30 000 руб. 00 коп.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья Р.П. Лаевская

Реквизиты для перечисления административного штрафа:

Управление Федерального казначейства по Камчатскому краю

(ПУ ФСБ России по восточному арктическому району л/с 04381Y00980)

Отделение Петропавловск-Камчатский г. Петропавловск-Камчатский

БИК 043002001 ИНН 4101169459 КПП 410101001

Р/СЧЕТ 4 КБК ОКТМО 30701000

УИН 18