ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-117/2017 от 01.06.2018 Ижемского районного суда (Республика Коми)

Дело 5-2/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с.Ижма 01 июня 2018 года

Судья Ижемского районного суда Республики Коми Засыпкина Т.И.,

при секретаре Орловой Н.А.,

рассмотрел материал по делу об административном правонарушении в отношении: Канев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, индивидуального предпринимателя, проживающего по адресу: ФИО5, <адрес>, <адрес>, <адрес>, в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Управления - начальником отдела по охране объектов культурного наследия Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия в отношении индивидуального предпринимателя Канев Н.А. был составлен протокол по делу об административном правонарушении по ст. 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с тем, что в ходе проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении индивидуального предпринимателя Канев Н.А. внеплановой выездной проверки установлены нарушения, предусмотренные пп.1 п.1 ст. 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в нарушении ИП Канев Н.А. требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия и осуществлении строительства без проведения археологических полевых работ в порядке установленном ст. 45.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации»; пп.1-3 ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», выразившиеся в проведении земляных строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, в нарушение ст.36 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» без соблюдения особого режима использования земельного участка, при отсутствии проектной документации.

В соответствии с частью 3 статьи 23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях составленный в отношении ИП Канев Н.А. протокол, поступил на рассмотрение судьи Ижемского районного суда Республики ФИО5.

В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении Канев Н.А. с правонарушением не согласен, суду пояснил, что проживает в д. Ласта Ижемского района, о выявленном объекте культурного наследия- археологическом памятнике «Стоянка Ласта II» ему не было известно. Обучался он в школах Ижемского района, в том числе и в д. Ласта. Однако, ни в период обучения, ни при посещении краеведческих музеев, ни в последующей жизни ни от кого он не слышал о наличии на территории населенного пункта, где проживает, объекта культурного наследия- археологический памятник «Стоянка Ласта II». Не известно об этом и другим жителям д. Ласта. С 2013 года он является индивидуальным предпринимателем, основной вид деятельности - выращивание крупного рогатого скота. Он создал фермерское хозяйство, при этом использует старую ферму, оставшуюся от колхоза СПК «Центр». На территории д. Ласта имеется 5 зданий ферм и между этими фермами ему был выделен земельный участок, на котором он планировал построить новый коровник. С заявлением о выделении земельного участка он обратился в администрацию МР «Ижемский». В 2015 г. был произведен акт выбора земельного участка. К месту расположения земельного участка приезжали представители районной администрации. Документы согласовывались и с другими ведомствами. При этом, никто не предупреждал его о наличии в пределах предоставленного земельного участка памятника культурного наследия. Какой-либо особый режим данному земельному участку не вводился, и ограничения не устанавливались. Земельный участок он получил на законных основаниях и не считает, что в его обязанность входила организация какой-либо дополнительной проверки. Если бы администрация района знала о наличии на предоставленном земельном участке памятника археологического наследия, то данный участок ему не был бы предоставлен. Земельный участок ему был предоставлен в аренду на 10 лет и заключен договор аренды. В июле 2017 года он снял верхний слой на глубину примерно 20 см и произвел обсыпку территории. В последствии жители д. Ласта ему сообщили, что видели посторонних людей, которые фотографировали участок земли, где он начал проводить работы, однако, сам он с этими людьми не виделся и не разговаривал и цель их визита ему была не ясна. В августе 2017 года приехал представитель Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия ФИО1, от которой и стало известно о наличии памятника культурного наследия, работы сразу были приостановлены.

Представитель Канев Н.А. - ФИО9 пояснил, что в действиях его доверителя отсутствует вина, и он не может нести административную ответственность. Земельный участок Канев Н.А. был предоставлен администрацией района на законных основаниях. Администрация района указывает, что в списках имеется такой памятник культурного наследия, однако где он находится, не знает. До предоставления земельного участка, администрация района должна была проверить имеются ли какие- либо ограничения в пользовании таким участком и уведомить об этом арендатора. Однако, этого сделано не было. Напротив, в градостроительном плане (пункт 3.2) указано, что на земельном участке объекты культурного наследия отсутствуют. В законе отсутствуют сведения о том, что гражданин в обязательном порядке должен согласовывать проведение работ с Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия.

Из отзыва администрации муниципального района «Ижемский» по делу об административном правонарушении следует, что Канев Н.А. является застройщиком, главой К(Ф)Х, осуществляющим строительство молочно-товарной фермы на 100 коров в д. Ласта Ижемского района.

Инвестиционный проект «Строительство молочно-товарной фермы в КФХ Канев Н.А. на 100 голов в д. Ласта Ижемского района» прошел конкурсный отбор крестьянских (фермерских) хозяйств для предоставления грантов на развитие семейных животноводческих ферм в Министерстве сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми.

Муниципальной программой МО МР «Ижемский» «Развитие экономики» предусмотрено финансирование мероприятия «Субсидирование части затрат организациям (фермерским) хозяйствам на строительство (реконструкцию) животноводческих помещений» в размере 450 000 рублей. В июле 2017 года объявлен прием заявок по данному мероприятию, участие принял один хозяйствующий субъект – ИП Канев Н.А., глава КФХ.

В целях строительства фермы ИП Канев Н.А. и администрацией района проведен ряд мероприятий.

Постановлением администрации МР «Ижемский» от 14.07.2014 № 641 был утвержден акт выбора земельного участка под строительство коровника и модуля молочного цеха в д. Ласта.

Постановлением администрации сельского поселения «Ижма» от 08.02.2016 № 27 К(Ф)Х Канев Н.А. в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в зоне коммунально-складских и промышленных объектов и производства IV-V класса по санитарной классификации П-1 площадью 6120 кв.м. ( кадастровый ).

Постановлением администрации МР «Ижемский» от 22.12.2015 № 1069 утвержден градостроительный план земельного участка.

После чего Канев Н.А. была заказана проектная документация и проведены инженерно- геодезические изыскания.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «Ижемский» на основании разработанной проектной документации было выдано разрешение на строительство объекта «Молочно-товарная ферма на 100 голов в д. <адрес>».

В 2017 году получено новое разрешение на строительство в виду того, что в 2016 году строительство фермы не было начато.

В августе 2017 года начаты работы по строительству объекта, а именно проведены работы по устройству фундамента ( 30% от общего объема).

На сегодня строительство объекта приостановлено до неопределенного срока.

Администрацией района выдано разрешение на строительство капитального объекта ориентировочно в том месте, где расположен объект культурного наследия «Стоянка Ласта II», однако в виду отсутствия точных границ говорить об этом однозначно нельзя.

Вся градостроительная документация разрабатывается в отделе строительства, архитектуры и градостроительства администрации района на основании утвержденных Решением Совета от 22.11.2016 № 5-15/6 генерального плана и правил землепользования и застройки сельского поселения «Ижма» в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. В правилах землепользования и застройки содержится информация о наличии объектов культурного наследия, но отсутствует информация о точном местоположении данных объектов, в том числе объекта культурного наследия «Стоянка Ласта II» ( ни координат, ни площади, ни границ).

Статьей 51 Градостроительного кодекса РФ не предусмотрено согласование с Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия выдачи разрешения в таких случаях.

Кроме того, в силу ч.5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Указанные границы могут отображаться на отдельных картах.

Границы территории объекта культурного наследия «Стоянка Ласта II» и режим использования утверждены Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от 23.11.2017 г. № 112-ОД только после проведения проверки и выдачи предписания.

Во всей разрешительной документации, имеющейся на руках у ИП Канев Н.А., сведения об ограничениях по использованию земельного участка отсутствуют.

Свидетель ФИО2 в судебном заседании пояснила, что является главным специалистом отдела строительства, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района «Ижемский» и непосредственно разрабатывала градостроительный план земельного участка, который был предоставлен индивидуальному предпринимателю Канев Н.А. До 2015 года земельные участки предоставлялись администрациями поселений, а с 2015 г. эта услуга входила в компетенцию администрации района. Земельный участок ИП Канев Н.А. был предоставлен в аренду для строительства фермы. В 2016 году он обратился в отдел строительства, архитектуры и градостроительства администрации муниципального района «Ижемский» с заявлением о предоставлении градостроительного плана земельного участка. Целью разработки градостроительного плана является установление соответствия предполагаемого строительством объекта территории, на которой планируется стройка, то есть можно ли строить объект на предоставленном участке. При разработке плана специалисты отдела руководствуются нормами градостроительного законодательства, в частности Градостроительного кодекса РФ, а также нормативным правовым актом МО СП «Ижма» - Правилами землепользования и застройки, в обязательном порядке используется карта градостроительного зонирования. При разработке градостроительного плана земельного участка, предоставленного ИП Канев Н.А. никаких препятствий не было обнаружено. На карте градостроительного зонирования, которая является неотъемлемой частью Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ижма» не отмечены объекты культурного наследия, в том числе объекты археологического наследия. В самих Правилах застройки перечисляются объекты культурного наследия, стоящие на государственном учете, в том числе и «Стоянка Ласта II», однако кроме названия не указаны ни место расположения, ни границы, ни описание. Предоставленный ИП Канев Н.А. земельный участок примыкает к фермам, фермы существуют очень давно, поэтому трудно было предположить, что на этом участке расположен памятник археологии. Никаких видимых отметок на территории также не существуют. По указанным причинам с обращением в Управление Республики Коми по охране объектов культурного наследия для согласования, администрация МР «Ижемский» не обращалась. Градостроительный план был разработан. В нем отсутствуют сведения о наличии объектов археологического наследия, и особый режим пользования земельным участком не устанавливался. Предприниматель не уведомлялся о наличии на участке каких-либо объектов культурного наследия. После получения градостроительного плана, застройщик обращается к проектирующей фирме, изготавливаются требуемые документы, которые также должны быть разработаны в соответствие с градостроительными нормами, после чего застройщик обращается вновь в администрацию МР «Ижемский» и получает разрешение на строительство. Все документы, представленные ИП Канев Н.А. соответствовали нормам закона, в связи с чем ему было выдано в 2016 года разрешение на строительство объекта. Разрешение выдается на определенный срок. В установленные сроки ИП Канев Н.А. не начал строительство, поэтому в 2017 году обратился с заявлением о разрешении строительства повторно. Разрешение в 2017 году ему вновь было выдано. Градостроительный план повторно не разрабатывался, поскольку его сроки действия к тому времени не истекли. Никаких препятствий для разрешения строительства объекта на предоставленном земельном участке, не имелось, в связи с чем, разрешение было выдано. ИП Канев Н.А. начал строительство фермы. В последствии стало известно, что строительные работы были приостановлены по указанию Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия. Приказ об утверждении границ и режима использования территории выявленного объекта археологического наследия «Стоянка Ласта II», был издан Управлением РК по охране объектов культурного наследия только 23 ноября 2017 года, то есть значительно позже, чем начаты работы ИП Канев Н.А. по строительству фермы. О том, что работы ИП Канев Н.А. были приостановлены, подтверждает. Представитель подрядной организации, выполняющей заказ обращался в администрацию МР «Ижемский», выясняя сроки приостановления работ и ему был дан ответ о неопределенности сроков. В настоящее время администрация МР «Ижемский» решает вопрос о предоставлении ИП Канев Н.А. иного земельного участка, с Управлением РК по охране объектов культурного наследия согласован выбор земельного участка, на котором отсутствуют памятники археологии. Полагает, что вина ИП Канев Н.А. в правонарушении отсутствует, он не знал и не мог знать о наличии объекта археологического наследия на предоставленном ему участке. Проверять наличие каких-либо объектов не входило в его обязанность.

Свидетель ФИО3 суду пояснил, что является главой сельского поселения «Ижма» с 2012 года. В 2014 году разрабатывался Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Ижма» и Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Ижма». Разработкой плана по заданию занимался проектный институт Коми Гражданпроект и полагает, что все разногласия по поводу отражения памятников культурного наследия в плане обсуждались непосредственно проектным институтом и Министерством культуры Республики Коми. Сам он как глава поселения в этом не участвовал, о разногласиях ему ничего не было известно и он их не устранял. Разработанный Генеральный план и правила застройки были предоставлены на утверждение Совету сельского поселения «Ижма» и утверждены. Территория сельского поселения «Ижма» включает в себя д. Ласта. На территории деревни среди прочих объектов расположена ферма. Ранее ферма и прилегающая к ней территория принадлежала колхозу «50 лет Победы». В последствии колхоз был расформирован, на его базе образован КФХ «Канев Н.А.». Спорный участок прилегает к ферме. Никаких опознавательных знаков на земельном участке, свидетельствующих о нахождении объектов культурного наследия, не имеется. На этом участке выгуливаются коровы. О том, что на этом участке имеются археологические памятники, предположить сложно. В Правилах землепользования и застройки перечисляются объекты культурного наследия, в том числе и «Стоянка Ласта II», однако к местности они не привязаны, границы объекта отсутствуют, отсутствует и описание объекта. В карте градостроительного зонирования (Приложение к Правилам землепользования и застройки) эти объекты не отражены. Полагает, что федеральный орган, в чью компетенцию входит охрана памятников культурного наследия, должен был каким-то образом обозначить свои объекты, объекты должны быть поставлены на кадастровый учет и в кадастровых планах должны быть отражены сведения об этих объектах, а также об обременении земельного участка. Индивидуальному предпринимателю Канев Н.А. был предоставлен земельный участок в аренду для строительства фермы и заключен договор аренды, который прошел государственную регистрацию. Предварительно комиссией было произведено натурное обследование земельного участка и никаких памятников археологии не было зафиксировано. В последствии администрацией района было выдано разрешение на строительство, где также отсутствовали сведения о расположении на земельном участке каких-либо памятников археологии. В случае если бы на карте градостроительного зонирования были отмечены памятники культурного наследия, то орган, дающий разрешение на строительство согласовывал бы разрешение с Управлением РК по охране памятников культурного наследия, и устанавливались бы особые условия использования земельного участка. Однако, этого не делалось по изложенным причинам. Никаких других документов, подтверждающих наличие памятников, в администрацию поселения не поступало. Ему известно, что после получения всех разрешительных документов, ИП Канев Н.А. начал строительные работы. Однако, работы были приостановлены в связи с тем, что археологи обследовали местность и обнаружили, что работы ведутся на земельном участке, где якобы находится памятник археологии. Границы памятника «Стоянка Ласта II», определены только в ноябре 2017 года. Однако, и сейчас информация о границах не доступна для всеобщего пользования. Со слов руководителя Управления РК по охране памятников культурного наследия ему известно, что ранее памятники археологии не обследовались из-за отсутствия денежных средств на эти цели.

Заслушав индивидуального предпринимателя Канев Н.А., его представителя ФИО9, свидетеля ФИО2, свидетеля ФИО3 и исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административная ответственность наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Исходя из положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются общественные отношения в области обеспечения сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Объективная сторона правонарушений состоит в невыполнении или нарушении требований законодательства Российской Федерации о запрещении проведения работ, которые могут причинить ущерб памятникам, без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия.

Субъектами административной ответственности являются граждане, должностные лица и юридические лица, проводящие указанные работы.

Субъективная сторона административного правонарушения, характеризуется виной в форме умысла.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия как особым видом недвижимого имущества регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ( далее – Закон № 73-ФЗ), согласно которому правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) основываются на положениях федеральных законов и осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В соответствии с Положением об Управлении Республики Коми по охране объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 № 499, Управление является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия, предоставлению государственных услуг в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия.

До 01.01.2016 г. указанным органом являлось Министерство культуры Республики Коми ( Положение о Министерстве культуры Республики Коми, утверждено Постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2012 № 44).

В соответствии с п.п. 13 п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения.

В соответствии с п. 20 п. 1 ст. 14 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 15 Федерального Закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе: утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района.

В статье 3 Закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ « Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дано понятие объектов культурного наследия и объектов археологического наследия.

Так, к объектам культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно- прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Под объектами археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на территории сельского поселения «Ижма» ( правый берег <адрес>, в 0,7 км к юго-западу от д. Ласта) в 1964 году ФИО8 выявлен объект археологического наследия – «Стоянка Ласта II», эпоха бронзы.

В соответствии со ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.

В территорию объекта культурного наследия могут входить земли, земельные участки, части земельных участков, земли лесного фонда, водные объекты или их части, находящиеся в государственной или муниципальной собственности либо в собственности физических или юридических лиц ( п.2 ст. 3.1Закона).

Границы территории объекта археологического наследия определяются на основании археологических полевых работ ( п.3 ст. 3.1 Закона).

Проект границ территории объекта культурного наследия оформляется в графической форме и в текстовой форме ( в виде схемы границ).

Требования к составлению проектов границ территорий объектов культурного наследия, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (п. 4 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии с п. 5 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ границы территории объекта культурного наследия, включаемого в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утверждаются в составе акта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации- для объекта культурного наследия федерального значения, в составе акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, о включении указанного объекта культурного наследия в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации- для объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного ( муниципального) значения.

Границы территории выявленного объекта культурного наследия утверждаются актом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.

Сведения о границах территории объекта культурного наследия, подлежащие включению в акты соответствующих органов охраны объектов культурного наследия, указанные в пункте 5 настоящей статьи и части 4 ст. 17 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия ( памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», должны содержат текстовое и графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра объектов недвижимости (п. 7 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ в редакции, действующей на момент подготовки и утверждения Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Ижма).

Из Постановления Совета сельского поселения «Ижма» от 11 августа 2014 года № 3-19/1 «Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения «Ижма» и Правил землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Ижма» следует, что в соответствии со статьями 8, 24, 32 Градостроительного кодекса РФ и Устава муниципального образования сельского поселения «Ижма», утверждены: Генеральный план муниципального образования сельского поселения «Ижма» и Правила землепользования и застройки муниципального образования сельского поселения «Ижма».

При исследовании Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ижма» (нормативный правовой акт стр. 61) установлено, что в отделе «Объекты культурного наследия, стоящие на государственном учете ( выявленные)» имеется перечень объектов, которые обозначены лишь названием, в том числе и Стоянка «Ласта 11», однако ни местоположение, ни границы, ни описание, не указано.

При исследовании карты градостроительного зонирования, которая в соответствии со ст. 28 Правил землепользования и застройки сельского поселения «Ижма» является неотъемлемой частью, в нарушение ч.5 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения, сведений об указанных объектов, не содержит. Карта градостроительного зонирования содержит сведения лишь об одном месте размещения памятников культуры на территории д. Ласта и это зона кладбищ, то есть к рассматриваемому делу об административном правонарушении отношения не имеет.

Приказом Министерства культуры Республики Коми от 1 августа 2013 года № 370-од, изданным в соответствии с частью 6 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и подпунктом «п» пункта 18 статьи 9 Положения о Министерстве культуры Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2012 № 44, в целях обеспечения государственной охраны, использования и сохранения объектов археологического наследия, расположенных на территории Республики Коми, утвержден Список выявленных объектов археологического наследия, расположенных на территории Республики Коми, согласно Приложению: объекты археологического наследия МО МР «Ижемский» в том числе под № 38 –«Стоянка Ласта II» ( датировка- бронзовый век; кем выявлен- ФИО8; местоположение объекта ( адрес) – не указано).

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства культуры Республики Коми от 1 августа 2013 года № 370-од, Отделу охраны объектов культурного наследия указывалось:

-направить информацию о выявленных объектах археологического наследия в администрации муниципальных образований Республики Коми для включения сведений о памятниках археологии в территориальные планы районов и в генеральные планы поселений;

-оформить первичную учетную документацию на выявленные объекты археологического наследия.

Суд находит, что требования п. 3 Приказа Министерства культуры Республики Коми от 1 августа 2013 года № 370-од об оформлении первичной документации на выявленные объекты археологического наследия Отделом охраны объектов культурного наследия, не были исполнены, поскольку запрашиваемая информация суду административным органом не представлена.

В соответствии с п.п. «з» п. 18 ч.9 Положения о Министерстве культуры Республики Коми, утвержденного постановлением Правительства Республики Коми от 13.02.2012 № 44 «О Министерстве культуры Республики Коми», действовавшем до 01.01.2016 г., в полномочия Министерства культуры Республики Коми входило установление границ территорий объектов культурного наследия как объектов градостроительной деятельности особого регулирования.

В соответствии с подп. 6 п.9 Положения об Управлении Республики Коми по охране объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 08.12.2015 № 499 «Об Управлении Республики Коми по охране объектов культурного наследия» утверждение границ территории объекта культурного наследия регионального значения и объекта культурного наследия местного (муниципального) значения, включаемого в реестр выявленного культурного наследия относится к полномочиям Управления.

Из представленных материалов дела следует, что Управлением Республики по охране объектов культурного наследия в нарушение п.5 ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ, работа по установлению границ территории объекта культурного наследия – «Стоянка Ласта II» до апреля 2017 года не проводилась.

В Генплане и Правилах землепользования и застройки сельского поселения «Ижма» границы территории объекта культурного наследия Стоянка «Стоянка Ласта II» отсутствуют, по имеющейся информации о месторасположении указанного объекта определить точное его местоположение в д. Ласта, невозможно.

Из договора от 05 апреля 2017 г. «На выполнение научно - исследовательских работ по мониторингу состояния объектов археологического наследия, расположенных на территории Ижемского района Республики Коми в 2017 году» следует, что заключен договор между Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия (Заказчик) и Обществом с ограниченной ответственностью «Археологические изыскания» (Исполнитель), согласно которого исполнитель обязуется в срок до 11 сентября 2017 года провести научно- исследовательские работы по мониторингу состояния объектов археологического наследия, расположенных на территории Ижемского района Республики Коми. Согласно п.3 Технического задания, видами выполняемых работ являются: библиографические, архивные, картографические исследования; натурные обследования, определение современного состояния объекта, фотофиксация, сведения об использовании, антропогенная и природные угрозы; определение границ территорий ОАН на основе изучения ландшафно - топографической ситуации без проведения локальных земляных работ, вынесение их на ситуационные планы и фиксация координат их поворотных точек в системе WGS-84. Подготовка текстового и иллюстрационного материалов по результатам работ.

Из информации ООО «Археологические изыскания» от 03.08.2017 г., направленной в адрес Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия следует, что в ходе выполнения работ в рамках Договора № 3, заключенного между Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия и ООО «Археологические изыскания» и Открытого листа № 146, был установлен факт частичного разрушения выявленного объекта культурного наследия- памятника археологии «Стоянка Ласта II». В результате земляных работ был удален почвенно-растительный слой, вследствие чего разрушен первоначальный облик остатков жилища № 1- объекта, входящего в состав объекта археологического наследия.

В связи с чем, начальником Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия в период с 17.08.2017 по 18.08.2017 г. была осуществлена внеплановая выездная проверка, по результатам которой в отношении Индивидуального предпринимателя Канев Н.А. был составлен протокол об административном правонарушении по ст. 7.14 КоАП РФ.

Согласно статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежат выяснению: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

На основании частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Как видно из материалов дела:

Постановлением администрации МР «Ижемский» от 14.07.2014 № 641 был утвержден акт выбора земельного участка под строительство коровника и модуля молочного цеха в д. Ласта.

Из Акта выбора земельного участка для строительства коровника и модуля молочного цеха в д. Ласта от 27 июня 2014 года, составленного комиссией в составе заместителя руководителя администрации МР «Ижемский», главы сельского поселения «Ижма», представителей РЭС ПО «ЦЭС» филиала ОАО «МРСК Северо-Запала» «Комиэнерго», Ижемского районного комитета по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми, Филиала ОАО «Ростелеком», Отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации МР «Ижемский», Отдела строительства администрации МР «Ижемский» следует, что выбранный участок решено признать пригодным для строительства. К акту выбора приобщена схема земельного участка.

Постановлением администрации сельского поселения «Ижма» от 19.01.2016 г. № 2 Канев Н.А.- главе К(Ф)Х утверждена в составе земель сельскохозяйственного назначения схема расположения земельного участка в зоне коммунально-складских и промышленных объектов и производства IV-V класса по санитарной классификации П-1 площадью 6120 кв.м. с разрешенным использованием: для размещения модульного здания животноводческой фермы по адресу: ФИО5, <адрес>, д. Ласта, в 30 м на юг от <адрес>, кадастровый квартал <данные изъяты>. К постановлению приобщена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием характерных точек границы.

Из схемы видно, что указанный земельный участок расположен между коровниками.

Постановлением администрации сельского поселения «Ижма» от 08.02.2016 № 27 К(Ф)Х Канев Н.А. в аренду сроком на 10 лет предоставлен земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в зоне коммунально-складских и промышленных объектов и производства IV-V класса по санитарной классификации П-1 площадью 6120 кв.м. ( кадастровый ) по адресу: ФИО5, <адрес>, д. Ласта, <адрес>. В этот же день заключен договор аренды земельного участка. Договор зарегистрирован в ФИО5 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ.

Кадастровый паспорт предоставленного Канев Н.А. земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ сведений об ограничении или обременении данного земельного участка не содержит.

Сведений, что на предоставленном в аренду земельном участке имеются объекты культурного наследия, договор аренды земельного участка не содержит.

Постановлением администрации МР «Ижемский» от 22.12.2015 № 1069 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: ФИО5, <адрес>, д. Ласта, <адрес>, согласно приложению.

Согласно Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером: 11:14:0201001:1138, утвержденного постановлением администрации МР «Ижемский» № 1069 от 22.12.2015 следует, что объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, отсутствуют.

Как установлено судом, после этого ИП Канев Н.А. была заказана проектная документация и проведены инженерно- геодезические изыскания.

24 февраля 2016 года администрацией МР «Ижемский» на основании разработанной проектной документации было выдано разрешение на строительство объекта «Молочно-товарная ферма на 100 голов в д. <адрес>».

В связи с тем, что строительство фермы в 2016 году не было начато, 31 марта 2017 года администрацией муниципального района «Ижемский» ИП Канев Н.А. было выдано новое разрешение на строительство молочно- товарной фермы на 100 коров в д. <адрес>. В указанном разрешении в графе « работы по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта» имеется прочерк. В графе « краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта» имеется также прочерк.

Из договора подряда на выполнение строительных работ от 17 июля 2017 года следует, что ИП Глава К(Ф)Х Канев Н.А. (Заказчик) заключил договор на строительство молочно-товарной фермы на 100 голов в д. <адрес> в соответствии с проекто- сметной документацией, с ООО «Изъва-строитель», начальный срок выполнения работ: 17 июля 2017 года, конечный срок выполнения работ: 31 декабря 2017 года».

Из вышеизложенного следует, что все разрешительные документы ИП Канев Н.А. на строительство объекта выданы компетентными органами и каких-либо сведений о наличии на предоставленном земельном участке памятника археологии, документы не содержат. Особый режим использования земельного участка, не устанавливался.

Судом установлено, что работы по строительству объекта индивидуальным предпринимателем начаты в июле 2017 года.

Административный орган указывает на нарушения ИП Канев Н.А. при производстве строительных работ норм Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ, а именно: п.п.1 п. 5 ст. 5.1; п.п. 1-3 ст. 36 Закона.

Статья 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ содержит требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и особого режима использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия.

Согласно п.5 ст. 5.1 Закона, особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использования лесов и иных работ при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия ( памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам.

Статья 36 Федерального закона от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ устанавливает меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, принимаемые при проведении изыскательных, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ.

В соответствии с п. 1 ст. 36 Закона, проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использовании лесов и иных работ осуществляется при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 36 Закона, изыскательные, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы, указанные в статье 30 настоящего Федерального закона работы по использованию лесов и иные работы в границах объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных статьей 5.1 настоящего Федерального закона требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия определенным пунктом 2 статьи 45 настоящего Федерального закона, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия.

Согласно п. 3 ст. 36 Закона строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В силу положений п. 1 ст. 45 Закона, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 5.1 части 5 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого проекта, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, выдается разрешение на строительство в соответствии с указанным Кодексом.

Из анализа перечисленных норм Федерального закона № 73-ФЗ, Градостроительного кодекса РФ следует, что требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия и меры обеспечения сохранности объекта культурного наследия законодательно закреплены в отношении объектов, включенных в реестр либо выявленных объектов культурного наследия и установлении особого режима использования.

Как установлено судом, работа по установлению границ территории объекта культурного наследия –«Стоянка Ласта II» начата только 03 августа 2017 года, тогда как к этому времени подрядной организацией по заказу ИП Канев Н.А. была выполнена часть земляных работ, в том числе и по снятию почвенного слоя.

Вывод суда в этой части подтверждается Приказом Управления Республики Коми по охране объектов культурного наследия от 23 ноября 2017 года № 112-од «Об утверждении границ и режима использования территории выявленного объекта археологического наследия Стоянка «Ласта 11». К приказу приобщены: описание границ территории выявленного объекта культурного наследия «Стоянка «Ласта 11», координаты поворотных точек границ территории, схема границ территории. Установлен режим использования территории выявленного объекта археологического наследия «Стоянка Ласта 11», которым в границах территории памятника запрещается: проектирование и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, нарушающих целостность объекта археологического наследия и создающих угрозу его повреждения, разрушение или уничтожения; проведение археологического исследования без наличия у исследователя разрешения (открытого листа), выданного в соответствии с Федеральным Законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ; хозяйственная деятельность, разрушающая почвенный покров или препятствующая проведению научно- исследовательских работ (визуальному обследованию, раскопкам); организация свалки, мусора, бытовых отходов. Разрешается: проведение археологических полевых работ по изучению объекта археологического наследия, осуществляемых на основании разрешения ( открытого листа); хозяйственная деятельность не нарушающая целостность археологического памятника и не создающая угрозы его повреждения, разрушения или уничтожения (нарушения почвенного покрова), при условии согласования с органом государственной власти, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия, мероприятий по обеспечению сохранности памятника; мероприятия по консервации или музеефикации объекта археологического наследия.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что обязанность по установлению территории объекта культурного наследия, которая в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона № 73-ФЗ возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, исполнена только 23 ноября 2017 года.

Таким образом, суд находит, что разрушению выявленного объекта археологического наследия – «Стоянка Ласта II» способствовало непринятие Министерством Культуры Республики Коми, а в последствии Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия своевременных мер к определению территории объекта археологического наследия, утверждению его границ с описанием координат поворотных точек, установлению особого режима землепользования, что не позволило при утверждении Правил застройки сельского поселения «Ижма» определить местонахождение указанного объекта.

Повреждению выявленного объекта археологического наследия – «Стоянка Ласта II» способствовало также и то обстоятельство, что компетентные муниципальные органы, в чью обязанность входит соблюдение градостроительного законодательства, предоставили земельный участок под строительство объекта, при этом не приняли должных мер к проверке наличия на указанном земельном участке памятника археологии и не истребовали дополнительные сведения о его местоположении.

Обязанность по сохранению, использованию и популяризацию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) закреплена законодательно и возложена Федеральным Законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на уполномоченные органы исполнительной власти Республики Коми и муниципальные органы местного самоуправленмя.

Тогда как основным видам деятельности индивидуального предпринимателя Канев Н.А., согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от 11.08.2017 г являлось разведение молочного крупного рогатого скота, производство молока.

Правонарушение, предусмотренное ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях предполагает умышленную вину.

В соответствии с п. 1 ст. 2.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Индивидуальный предприниматель Канев Н.А., получив в аренду согласно Акта приема-передачи от 08 февраля 2016 года, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в зоне коммунально-складских и промышленных объектов и производства IV-V класса по санитарной классификации П-1 площадью 6120 кв.м. ( кадастровый ) по адресу: ФИО5, <адрес>, д. Ласта, <адрес> и имея выданные компетентными органами разрешительные документы, а именно: разрешение на строительство молочно- товарной фермы на 100 коров в д. <адрес>, в котором в графах «работы по сохранению объекта культурного наследия, затрагивающие конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта», «краткие проектные характеристики для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта» имеется прочерки и, приступив на предоставленном участке к производству земляных без согласования с органом охраны объектов культурного наследия, не предполагал и не мог предполагать о наличии на указанном участке объекта археологического наследия, вследствие чего не может нести ответственность за правонарушение в виду отсутствия вины.

В соответствии с п. 1 ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Об отсутствии вины ИП Канев Н.А. свидетельствует также и тот факт, что земельный участок в аренду ему был предоставлен по адресу: ФИО5, <адрес>, д. Ласта, <адрес> в зоне коммунально-складских и промышленных объектов и производства, тогда как памятник археологии «Стоянка Ласта II» в представленных материалах значится: правый берег <адрес>, в 0,7 км к юго-западу от д. Ласта.

Судом установлено, что каких-либо обозначений о наличии объекта археологии на местности не имеется, в связи с чем, в отсутствие установленной территории памятника и его границ, не представляется возможным предположить, что памятник археологии располагается на земельном участке, предоставленном в аренду ИП Канев Н.А.

Тот факт, что ИП Канев Н.А. не ознакомился с Приказом Министерства культуры Республики Коми № 370-од от 01.08.2013 г., опубликованным в сетевом издании «Перечень правовых актов, принятых органами государственной власти Республики Коми, иной официальной информации», в котором содержится перечень памятников археологии; а также со схемами территориального планирования Республики Коми, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от 24.12.2010 № 469, где также перечислены объекты культурного наследия, не свидетельствует о совершении им административного правонарушения.

Административный орган, обосновывая вину ИП Канев Н.А. в правонарушении, ссылается на то, что заказчик в случае обнаружения памятника археологии в ходе проведения строительных работ, обязан незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.

В соответствии с п. 4 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ, в случае обнаружения в ходе проведения изыскательных, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ объекта, обладающего признаками культурного наследия, в том числе объекта археологического наследия, заказчик указанных работ, технический заказчик ( застройщик) объекта капитального строительства, проводящее указанные работы обязаны незамедлительно приостановить указанные работы и в течение трех дней со дня обнаружения такого объекта направить в региональный орган охраны объектов культурного наследия письменное заявление об обнаруженном объекте культурного наследия.

Вместе с тем, судом установлено, что объект археологического наследия «Стоянка Ласта II» индивидуальным предпринимателем Канев Н.А. в ходе производства строительных работ обнаружен не был, указанный объект культурного наследия открыт ФИО8 еще в 1967 году.

Доводы ИП Канев Н.А. в том, что как только ему стало известно о наличии на арендуемом земельном участке объекта археологического наследия, строительные работы были приостановлены, административным органом не опровергнуты.

При исследовании Акта осмотра объекта культурного наследия, его территории и зон охраны от ДД.ММ.ГГГГ, составленного начальником ФИО5 Республики ФИО5 по охране объектов культурного наследия ФИО1 ( л.д. 47) видно, что в акте описывается состояние объекта археологического наследия, указывается на наличие в северной части площадки временных сооружений (вагончиков) для бригады строителей, вместе с тем, отсутствуют сведения о том, что проводились строительные работы в указанный день.

Другие доказательства того, что ИП Канев Н.А. продолжал осуществление строительных работ после того, как ему стало известно об объекте археологического наследия, суду не представлено.

О том, что строительные работы были приостановлены сразу после того, как стало известно о наличии памятника археологии, подтвердили в суде представитель администрации МР «Ижемский», представитель сельского поселения «Ижма».

Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В связи с тем, что Управлением Республики Коми по охране объектов культурного наследия территория археологического объекта «Стоянка Ласта II» до ноября 2017 года не определена, не установлены границы его территории с указанием поворотных точек и координат; земельный участок ИП Канев Н.А. предоставлен в аренду без ссылки на установление особого режима пользования земельным участком; разрешительная документация ИП Канев Н.А. на строительство фермы выдана компетентными органами и в ней не указано о наличии объектов культурного наследия и не установлен особый режим пользования указанным земельным участком; ИП Канев Н.А., производя в июле 2017 года строительные и земляные работы на арендуемом земельном участке без согласования указанных работ с органом охраны объектов культурного наследия, не знал и не мог знать о нахождении на арендуемом земельном участке памятника археологического наследия «Стоянка Ласта II»; суд находит, что в его действиях- осуществление и проведение земляных, строительных работ без согласования с Управлением по охране объектов культурного наследия, отсутствует состав правонарушения, предусмотренный ст. 7.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предполагающего умышленную вину.

При указанных обстоятельствах, производство по настоящему делу подлежит прекращению, за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.29.4, 29.5, 29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя Канев Н.А. по ст.7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней с момента вручения или получения, через Ижемский районный суд Республики Коми.

Судья: Т. И. Засыпкина