ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1194/2016 от 09.01.2017 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

КАМЧАТСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

«09» января 2017 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лобановская Евгения Александровна, при секретаре ФИО4, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – ФИО3 с ограниченной ответственностью «МВ-Лайн», юридический адрес: 690065, <адрес>, ОГРН 1082536002955, ИНН 2536199504, КПП 254001001, зарегистрированного Инспекцией ФНС по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 с ограниченной ответственностью «МВ-Лайн» (далее по тексту – ООО «МВ-Лайн», ФИО3), посредством судна т/х «Анатолий Торчинов», под управлением капитана ФИО2, допустило нарушение законодательства РФ в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна в запретном районе, а именно: судно т/х «Анатолий Торчинов» ДД.ММ.ГГГГ следовало курсом 54,5 гр, со скоростью 12,0 узлов, в период с 00:45 в координатах 55°20,57" с.ш. и 165°02,03" в.д. по 04:05 (время UTC), в координатах 55°43,04" с.ш. и 166°01,38" в.д. находилось в Тихом океане, Берингово море, исключительной экономической зоне РФ в 30 мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5» без разрешения Минприроды РФ или администрации заповедника. Кратчайшее расстояние до Северо-Западного мыса острова Беринга 17,0 м.мили, нарушило требования: ст. 66 Водного кодекса РФ; ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире»; ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пп. 11 п. 6.1, п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» им. ФИО5 (приказ МПР России от ДД.ММ.ГГГГ).

Законный представитель ФИО3 участия в рассмотрении дела не принимал, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, сведений о причинах неявки, ходатайств об отложении рассмотрения дела от него не поступило, в связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1, п. 4 ч. 1 ст. 29.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело рассмотрено в его отсутствие.

ФИО3ФИО3 А.В. о времени и месте рассмотрения дела извещался, в суд не явился.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, нахожу факт совершения административного правонарушения ФИО3 и его вину в содеянном, полностью доказанными совокупностью следующих доказательств.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ст. 66 Водного кодекса РФ водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия. Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных настоящим Кодексом, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

Как установлено ст. 23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О животном мире» на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как следует из пп. 11 п. 6.1, п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» им. ФИО5 (приказ МПР России от ДД.ММ.ГГГГ) на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нахождение, проход и проезд посторонних лиц, морских и иных плавсредств, автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования. Пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.

Из указанных норм следует, что для прохода судна по территории «Командорского заповедника» необходимо наличие разрешения Минприроды России или администрации заповедника.

ДД.ММ.ГГГГ исполняющим обязанности заместителя директора ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5» в отношении ООО «МВ-Лайн» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначено проведение административного расследования (л.д. 1-2).

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные полученные в ходе осуществления мониторинга и охраны 30 мильной морской территории «Командорского заповедника», а именно ДД.ММ.ГГГГ в акватории заповедника было обнаружено грузовое судно т/х «Анатолий Торчинов», которое не имело разрешения Минприроды и администрации заповедника для нахождения на территории заповедника.

Согласно данным ООО ИТЦ «СКАНЕКС», имеющего бессрочную лицензию на осуществление космической деятельности к от ДД.ММ.ГГГГ, судно т/х «Анатолий Торчинов» ДД.ММ.ГГГГ, следовало курсом 54,5 гр, со скоростью 12,0 узлов, в период с 00:45 (время UTC), в географических координатах 55°20,57" с.ш. и 165°02,03" в.д. по 04:05 (время UTC) в географических координатах 55°43,04" с.ш. и 166°01,38" в.д. находилось в Тихом океане, Берингово море, ИЭЗ РФ в 30 мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5» (л.д 15-17, 18-19).

В ходе административного расследования, в отношении ООО «МВ-Лайн», было установлено следующее:

Собственником судна т/х «Анатолий Торчинов» является ОАО «Сахалинское морское пароходство», что подтверждается свидетельствами о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-62).

На основании договора фрахтования судна т/х «Анатолий Торчинов» без экипажа (бербоут-чартер) от ДД.ММ.ГГГГ, ОАО «Сахалинское морское пароходство», передало ООО «МВ-Лайн» во временное пользование в аренду на определенный срок не укомплектованное экипажем грузовое судно т/х «Анатолий Торчинов» с целью ведения ООО «МВ-Лайн» коммерческой деятельности с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-66).

Согласно выписки из судового журнала судна т/х «Анатолий Торчинов», ДД.ММ.ГГГГ примерно 09:45 судового времени в координатах 55°20,57" с.ш. и 165°02,03" в.д. вошло, а около 13:05 судового времени в координатах 55°43,04" с.ш. и 166°01,38" в.д. вышло из 30 мильной акватории «Командорского заповедника» (л.д. 74).

Согласно объяснительной капитана судна т/х «Анатолий Торчинов» ФИО2, данную им руководству ООО «МВ-Лайн» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ судно проходило Камчатским проливом таким курсом, чтобы успеть пересечь район артиллерийских стрельб в то время, когда стрельбы не производятся. Судно вынуждено было отклониться от рекомендованного курса. Курс был проложен на расстоянии более 12 миль от западной оконечности острова Беринга. При этом руководствовался: пунктом 11.14 приказа Минрыбхоза СССР от ДД.ММ.ГГГГ, который запрещал нахождение судна в 12-ти мильной прибрежной зоне Командорских островов; Руководством для плавания «Режим плавания судов в водах, омывающих Тихоокеанское побережье России» схема 2, где указаны границы Государственного природного биосферного заповедника «Командорский»; Книга « Лоция Берингово моря » в которой сказано, что в 30-ти мильной зоне Командорских островов запрещен промысел рыбы, добыча морских животных (точную формулировку не мог привести, не помнит) и производственной деятельности, которая может нанести ущерб природе, но не сказано о запрещении плавания судов; Путевой картой по курсу не было районов запретных для плавания судов. Из этого следует, что судно не заходило в запретные для плавания районы Командорских островов и биосферный заповедник «Командорский» (л.д. 70).

ФИО3 А.В. в письме должностному лицу указал, что ДД.ММ.ГГГГ с 00:45 по 04:05 обязанности капитана т/х «Анатолий Торчинов» исполнял ФИО2, который при принятии на работу подписал контракт, согласно которого обязался осуществлять обязанности капитана в соответствие с действующим международным и национальным законодательством РФ. Каких-либо указаний, распоряжений от руководства ООО «МВ-Лайн» о пересечении ДД.ММ.ГГГГ 30-ти мильной зоны возле острова Беринг в Беринговом море ФИО2 не получал, заход в 12-ти мильную зону ДД.ММ.ГГГГ, согласно представленных объяснений ФИО2, был произведен морским судном в связи с обстоятельствами вызванными крайней необходимостью, что бы успеть пересечь район военных морских учений, в то время, когда стрельбы не производятся, в связи с погодными условиями и лоциями морских карт. Согласно телеграмм ПРИП Петропавловска ракетные стрельбы производились 12 и ДД.ММ.ГГГГ в районах: 58-39-12С, 155-39-06В, 59-12-12С, 156-10-00В, 58-40-00С, 159-24-54В и 56-06-48С, 162-08-42В. Берег: 58-13-42С, 162-01-36В, 57-16-18С, 167-38-12В, 53-38-00С, 167-45-00В, 55-02-54С, 166-22-48В, через квадраты 54-40-36С, 166-40-06В по береговой линии 54-37-36С, 166-10-18В, 54-42-12С, 165-34-12В. ДД.ММ.ГГГГ судно в 00:00, в связи с крайней необходимостью было вынуждено отклониться от заданного курса и зайти в 12-ти мильную зону от западной оконечности острова Беринга в связи с началом ракетных стрельб и как следствие возникновением опасности попадания ракет в морское судно, угрозе жизни и здоровью членам экипажа, поскольку иным образом избежать этой опасности возможности не имелось. По окончании ракетных стрельб в 04:00, судно в 04:05 вышло из 12-ти мильной зоны острова Беринга. При принятии решения о заходе в 12-ти мильную зону острова Беринга капитан руководствовался Книгой «Лоция Берингового моря» согласно которой в 30-ти мильной зоне Командорских островов запрещен промысел рыбы, добыча морских животных и производственной деятельности, которая может нанести ущерб природе, какого-либо запрета о плавании грузовых и торговых морских судов в указанной зоне Книга не содержит. На путевой карте , которой также руководствовался капитан при прокладке курса уклонения от квадратов, где проходят военные морские учения по ракетным стрельбам, районов запрещенных для плавания морских судов - не имелось. Сведения, указанные капитаном т/х «Анатолий Торчинов» в своем объяснении полностью нашли свое подтверждение в судовых записях и телеграммах ПРИП Петропавловск, а также в перечисленных выше источниках норм и правил морского судоходства. Книга Адм. «Лоция Берингового моря» является источником норм морского судоходства, принятым международным Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств, или USA/USSR Maritime Boundary Agreement (англ. Baker-Shevardnadze line agreement)) - соглашение между СССР и США о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США). При подписании Соглашения была достигнута и подтверждена нотами договоренность о его применении с ДД.ММ.ГГГГ (что предусмотрено статьей 25 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года). Таким образом, капитан ФИО2 действовал не только в состоянии крайней необходимости, что в силу положений ст. 2.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для освобождения от административной ответственности, но и в соответствии с международным законодательством о морском судоходстве, в котором отсутствуют запреты о проходе транспортного морского судна в 12-ти мильной охраняемой зоне возле острова Беринг. Кроме того, в действиях ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения и потому, что умысла в совершении этого правонарушения у него не имелось. Полагал, что действиями ФИО2 и самим фактом укрытия в 12-ти мильной зоне морского судна от ракетных стрельб на 4 часа 05 минут ущерба охраняемым законом интересов граждан и ФИО3 причинено не было, было вызвано крайней необходимостью, а потому данное правонарушение следует признать малозначительным (л.д. 38-42).

По итогам проведенного административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «МВ-Лайн» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д. 103-108).

Из вышеизложенного следует, что ООО «МВ-Лайн», являющееся судовладельцем судна т/х «Анатолий Торчинов», допустило нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна по запретной в 30 мильной акватории «Командорского заповедника» без разрешения Минприроды России и администрации «Командорского заповедника».

Исследовав и оценив в совокупности доказательства, добытые при рассмотрении дела, считаю вину ООО «МВ-Лайн» в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирую его действия по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При этом доводы ФИО3 о том, что ООО «МВ-Лайн» подлежит освобождению от административной ответственности поскольку судно т/х «Анатолий Торчинов» зашло в 30-ти мильную особо охраняемую акваторию ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5» с целью укрытия от ракетных стрельб, что является вынужденной мерой, несостоятельны по следующим основаниям.

Согласно информации с официального сайта заповедника http://komandorsky.ru/, пребывание на территориях государственных природных заповедников лиц, не являющихся работниками этих заповедников или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии разрешения. Для посещения зоны хозяйственного использования в северной части острова Беринга (Северное и Северо-Западное лежбище морских млекопитающих, озеро Саранное, <адрес>, бухты Подутесная и Старая Гавань) не требуется разрешение или согласование заповедника. Для посещения буферной зоны, заповедной зоны или охраняемой акватории государственного природного биосферного заповедника «Командорский» необходимо получение разрешения.

При этом сайт содержит информацию о порядке получения разрешений для судов осуществляющих перевозки грузов в <адрес> или транзитный проход через акваторию заповедника, а также порядок оформления документов для ведения деятельности для лиц выполняющих, на территории заповедника научно-исследовательские или научно-технические работы, фото- и видео-съемку или иные работы.

Разрешение на посещение акватории заповедника выдается юридическому лицу – владельцу или арендатору судна на основании письменной заявки на посещение акватории государственного заповедника «Командорский» установленной формы.

Заявка на получение разрешения на посещение акватории заповедника может быть подана: по электронной почте: ostrova.ohrana@gmail.com; факсимильной связью по факсу +7(41547)22-225, 22-155; письменно по адресу: 684500 Камчатский край, <адрес>.

Исключение составляют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). В подобных случаях капитан судна, его владелец или арендатор имеют право подать заявку на посещение акватории любым доступным способом (в т.ч. посредством телеграфа, радио и телефонной связи).

Заявка на посещение акватории заповедника подается заблаговременно, дирекция заповедника вправе рассматривать заявку в течение трех рабочих дней с момента ее получения.

Сканированная копия разрешения направляется контактному лицу, указанному в заявке. При необходимости подлинник разрешения можно получить в Отделе охраны заповедника.

В разрешении на посещение акватории заповедника указывается владелец (арендатор) судна, страна-флаг, порт приписки, фамилия и.о. капитана судна, количество членов экипажа и пассажиров. Указываются цель и сроки посещения, разрешенные для пребывания участки акватории. Разрешение заверяется печатью отдела охраны заповедной территории и подписью главного государственного инспектора/его заместителя по охране территории, или лицом, исполняющим обязанности вышеуказанных должностных лиц.

Оригинал разрешения или его копия, заверенная печатью капитана судна, должна находиться на борту с момента посещения акватории заповедника до окончания рейса. Бланк разрешения является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер, которые указываются на бланке разрешения.

Выдаваемое в целях осуществления транспортных операций разрешение, не предусматривает посещение буферной зоны территории заповедника. Разрешение на посещение акватории заповедника с целью осуществления транспортных операций выдаётся бесплатно.

Также на сайте указано, что перечисленные на нем правила являются не просьбами или рекомендациями, а обязательными для исполнения нормами, нарушение которых ведет к административной и уголовной ответственности.

Следовательно, для судов осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника, а также для судов осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника связанный с форс-мажорными обстоятельствами, которыми в данном случае являются ракетные стрельбы, требуется получение разрешения.

При этом сведений о запросе разрешения на транзитный проход через акваторию заповедника связанный с форс-мажорными обстоятельствами, капитаном судна и администрацией ФИО3, любым доступным способом, не направлялось, доказательств такого запроса материалы дела не содержат и суду представлено не было.

Доводы ФИО3 о том, что ФИО3 не давало указания капитану о проходе судна через 30-ти мильную особо охраняемую акваторию ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5», не освобождает ООО «МВ-Лайн» от административной ответственности, в связи с тем, что в силу действующего законодательства работодатель обязан организовать трудовую деятельность работников, осуществлять контроль за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам несения службы на судах, обеспечивать работников оборудованием, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей, осуществлять иные полномочия и нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление. При этом на судне представителем судовладельца признается капитан, который обязан обеспечить соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил и других нормативных актов, в рейсе обязан выполнять правила плавания. Следовательно, ФИО3 несет ответственность за действия ФИО2, который как капитан судна, являлся представителем судовладельца.

Доводы ФИО3 об отсутствии на карте , которой руководствовался капитан, районов запрещенных для плавания морских судов, не указывают на отсутствие в действиях ФИО3 состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку ФИО3, являясь коммерческой организацией, осуществляющей свою хозяйственную деятельность, связанную с перевозкой грузов морскими судами, при планировании маршрута доставки грузов, пролегающего поблизости от акватории государственного заповедника «Командорский», должно было предвидеть о возможности возникновения форс-мажорных обстоятельств, а следовательно, обязано было предвидеть возможность возникновения негативных последствий для ФИО3, в связи с чем, могло и обязано было проинформировать (проинструктировать) капитана судна о правилах прохода акватории государственного заповедника «Командорский». В связи с чем, остальные доводы жалобы в этой части также признаю несостоятельными.

Доводы о возможности признания правонарушения малозначительным, не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Понятие малозначительности административного правонарушения является оценочной категорией и определяется судом в каждом конкретном случае с учетом выявленных обстоятельств дела.

Положениями указанной нормы настоящего Кодекса не закреплены какие-либо оговорки или исключения о запрете ее применения к определенным составам административных правонарушений, что позволяет ее применение на все составы административных правонарушениях и освобождение лица от ответственности при малозначительности совершенного правонарушения, учитывая конкретные обстоятельства деяния, виновность лица, характер и размер причиненного ущерба и иных обстоятельств, имеющих значение для правильного принятия решения по делу (ст.ст. 24.1,26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно пункту 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу закона, при исследовании вопроса о малозначительности административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, следует выяснять, в какой мере совершенные противоправные действия (бездействие) влияют на нарушение правил охраны особо охраняемой территории государственного заповедника.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что по вине ФИО3 судно т/х «Анатолий Торчинов» находилось и осуществляло транзитный проход в 30 мильной особо охраняемой морской акватории ФГБУ «Командорский заповедник», при этом ни капитан судна, ни ФИО3, при возникновении форс-мажорных обстоятельств, не позаботились о получении разрешения на транзитный проход, что указывает на пренебрежительное отношение ФИО3 к соблюдению Российского законодательства, устанавливающего порядок нахождения граждан на особо охраняемых территориях государственных заповедников, в связи с чем, даже при отсутствии тяжких последствий правонарушения, прекращение дела по основаниям малозначительности является нецелесообразной мерой, и не будет способствовать обеспечению реализации задач административной ответственности, а также предупреждению совершения новых правонарушений.

Несоблюдение ФИО3 требований законодательства, регулирующего правоотношения в области установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, по характеру деяния имеет высокую степень общественной опасности, поскольку подрывает основы безопасности Российской Федерации, а также посягает на установленный федеральным законодательством порядок общественных отношений возникающих в связи с охраной заповедных территорий.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с Уставом ФИО3, выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, ООО «МВ-Лайн» является самостоятельным действующим юридическим лицом, руководство деятельностью которого на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ осуществляет генеральный директор ФИО6 (л.д. 6, 46-58, 59).

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.

Согласно материалам дела капитаном судна т/х «Анатолий Торчинов», на момент совершения административного правонарушения являлся работник ООО «МВ-Лайн» ФИО2 (л.д. 68).

В силу ст. 61, п. 1 ст. 67, ст. 71 Кодекса торгового мореплавания РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 81-ФЗ, на капитана судна возлагается управление судном, в том числе судовождение, принятие мер по обеспечению безопасности плавания судна, защите морской среды, поддержанию порядка на судне, предотвращению причинения вреда судну, находящимся на судне людям и грузу. Распоряжения капитана судна в пределах его полномочий подлежат исполнению всеми находящимися на судне лицами. Капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания, а также исков, касающихся вверенного капитану судна имущества, если на месте нет иных представителей судовладельца или грузовладельца.

Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ООО «МВ-Лайн» обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к деятельности судна т/х «Анатолий Торчинов» и экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения российского законодательства в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению действующего законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, ООО «МВ-Лайн» имело правовую и реальную возможность соблюдения действующего законодательства, но не предприняло к этому соответствующих мер.

Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств исключающих производство по делу, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим ответственность ООО «МВ-Лайн», согласно ст.4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, признаю совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «МВ-Лайн», в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

При решении вопроса о назначении наказания ООО «МВ-Лайн», учитываю характер совершенного впервые административного правонарушения, обстоятельства данного дела, совокупность представленных в материалах дела доказательств, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, без конфискации судна т/х «Анатолий Торчинов».

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Привлечь юридическое лицо ФИО3 с ограниченной ответственностью «МВ-Лайн» к административной ответственности по статье 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 300000 (трехсот тысяч) рублей, без конфискации судна т/х «Анатолий Торчинов».

Копию постановления отправить в ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» им. ФИО5».

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Е.А. Лобановская

Реквизиты для уплаты штрафа в ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский»: Получатель платежа Управление федерального казначейства по Камчатскому краю (Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю), ИНН 4101097733, КПП 410101001, Банк получателя: ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю, г. Петропавловск-Камчатский, расчетный счет 40, БИК 043002001, КБК 048 116 250 200 16 000 140, ОКАТО 30402000000.