Дело № 5-11/2023
УИД 26MS0054-01-2023-004414-21
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
село Кочубеевское 08 февраля 2024 года
Кочубеевский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Рынгач Е.Е.,
с участием помощника прокурора Кочубеевского района Ставропольского края Самарина В.И.,
рассмотрев единолично в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица – руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихиной Н.А., <данные изъяты> предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено в судебном заседании, прокуратурой района проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства, по результатам которой в деятельности отдела образования Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края установлено следующее. Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Министерство) и администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в соответствии с Порядком формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 19.05.2009 года № 133-п, Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края, в том числе на обеспечение ввода объектов в эксплуатацию, в рамках реализации подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» (Приложение № 8) государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 года № 628-п, и краевой адресной инвестиционной программой на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22.11.2019 года № 456-п (с учетом изменений 23.11.2020 года № 625-п) и Законом Ставропольского края от 13.12.2019 года № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», 25.11.2020 года заключено соглашение № (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№) о предоставлении из бюджета Ставропольского края в 2020-2023 годах бюджету Кочубеевского муниципального района субсидии, включая субсидии, поступившие из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по социально- экономическому развитию Ставропольского края путем строительства объектов общеобразовательных организаций, находящихся в собственности муниципальных образований Ставропольского края, в рамках реализации подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» Приложение № 8) государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 года № 628-п, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации (далее - Соглашение). Согласно п. 1.2 Соглашения субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования на «строительство общеобразовательной школы на 440 мест в <адрес>», <адрес>. Пунктом 4.3.10 Соглашения установлено обязательство муниципалитета по достижению следующих количественных результатов использования субсидии: - процент технической готовности объекта капитального строительства на 31.12.2022- 100%; - количество новых мест, созданных в общеобразовательных организациях путем строительства - 440 мест в 2022 году. Пунктом 5.1 Соглашения установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, определен отдел образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (п. 6.1.1 Соглашения). Согласно пп. 1.1 п. 1, пп. 4.1 и 4.3 п. 4 Положения об отделе образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (далее - Отдел образования), утвержденного решением Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 27.11.2020 года № 54, Отдел образования является структурным подразделением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, обеспечивающим реализацию полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также иные полномочия в сфере образования на территории Кочубеевского муниципального округа. В соответствии с возложенными задачами Отдел образования выполняет функцию по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств, переданных из федерального и краевого бюджетов Кочубеевскому муниципальному округу на выполнение государственных полномочий, а также выступает главным распорядителем бюджетных средств отрасли «Образование». Руководителем Отдела образования на основании распоряжения о приеме работника на работу от 16.12.2020 года №-рк, является Ворончихина Н.А.. В соответствии с п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.12 и 3.19 должностной инструкции руководителя Отдела образования, утвержденной распоряжением администрации Кочубеевского муниципального округа от 26.02.2021 года №-р, к должностным обязанностям руководителя Отдела образования относится: осуществление руководства деятельностью Отдела образования и всей системой образования Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края на принципах единоначалия и обеспечение выполнения возложенных на Отдел образования задач и осуществления им своих функций; управление имуществом и финансовыми средствами Отдела образования в соответствии с действующим законодательством, подписание финансовых документов; организация работы отдела образования по решению вопросов, отнесенных к своей компетенции; заключение от имени Отдела образования муниципальных контрактов, договоров, соглашений, иных гражданско-правовых документов о сотрудничестве и совместной деятельности с физическими и юридическими лицами; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, Ставропольского края и нормативно-правовыми актами Кочубеевского муниципального округа. Вместе с тем, согласно отчету о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на 01.01.2023, подписанного руководителем отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ворончихиной Н.А., уровень технической готовности объекта капитального строительства - «строительство общеобразовательной школы на 440 мест в <адрес>», <адрес>, составил - 99,85%, что свидетельствует о нарушении требований бюджетного законодательства и о недостижении получателем субсидии, условий ее предоставления. При этом, количество новых мест, созданных в общеобразовательных организациях путем строительства в 2022 году - 0 мест. Таким образом, в действиях должностного лица - руководителя Отдела образования Ворончихиной Н.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.14 настоящего Кодекса. Указывают, что руководитель Отдела образования Ворончихина Н.А. вину не признала, пояснила, что указанное нарушение допущено по вине подрядных организаций, которые нарушили сроки выполнения работ. Срок давности привлечения административной ответственности по ч. 3 г 15.15.3 КоАП РФ составляет 2 года. Время совершения административного правонарушения - 01.01.2023 года. Место совершения - <адрес>. Обстоятельствами смягчающими административную ответственность должностного лица - руководителя Отдела образования Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихиной Н.А., в соответствии со ст. 4.2 являются совершение административного правонарушения впервые, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность должностного лица - руководителя Отдела образования Ворончихиной Н.А., учитываемых в соответствии со ст. 4.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, не имеется. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Должностное лицо – руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихина Н.А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие, также просила учесть в качестве смягчающих обстоятельств наличие на иждивении малолетнего ребенка, а также то, что административное правонарушение совершено ею впервые. Просила назначить ей наказание в виде предупреждения.
Помощник прокурора Самарин В.И. в судебном заседании настаивал на вынесении постановления о назначении административного наказания, наказание просил назначить на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив дело об административном правонарушении, судья приходит к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 31 октября 2023 года должностное лицо – руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихина Н.А. совершила административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Из материалов дела следует, что министерством строительства и архитектуры Ставропольского края и администрацией Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, в соответствии с Порядком формирования, предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных образований Ставропольского края, утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 19.05.2009 года № 133-п, Правилами предоставления и распределения субсидий из бюджета Ставропольского края бюджетам муниципальных районов и городских округов Ставропольского края на реализацию мероприятий по социально-экономическому развитию Ставропольского края, в том числе на обеспечение ввода объектов в эксплуатацию, в рамках реализации подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» (Приложение № 8) государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 года № 628-п, и краевой адресной инвестиционной программой на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 22.11.2019 года № 456-п (с учетом изменений 23.11.2020 года № 625-п) и Законом Ставропольского края от 13.12.2019 года № 95-кз «О бюджете Ставропольского края на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов».
25.11.2020 года заключено соглашение № (с учетом изменений, внесенных дополнительными соглашениями от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№) о предоставлении из бюджета Ставропольского края в 2020-2023 годах бюджету Кочубеевского муниципального района субсидии, включая субсидии, поступившие из федерального бюджета, на реализацию мероприятий по социально- экономическому развитию Ставропольского края путем строительства объектов общеобразовательных организаций, находящихся в собственности муниципальных образований Ставропольского края, в рамках реализации подпрограммы «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования» Приложение № 8) государственной программы Ставропольского края «Развитие образования», утвержденной постановлением Правительства Ставропольского края от 29.12.2018 года № 628-п, в соответствии с лимитами бюджетных обязательств, доведенных Министерству как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Соглашения субсидия предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств муниципального образования на «строительство общеобразовательной школы на 440 мест в <адрес>», <адрес>.
Пунктом 4.3.10 Соглашения установлено обязательство муниципалитета по достижению следующих количественных результатов использования субсидии: - процент технической готовности объекта капитального строительства на 31.12.2022- 100%; - количество новых мест, созданных в общеобразовательных организациях путем строительства - 440 мест в 2022 году.
Пунктом 5.1 Соглашения установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом, уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны муниципалитета возлагаются функции по исполнению (координацию исполнения) настоящего Соглашения и представлению отчетности, определен отдел образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края (п. 6.1.1 Соглашения).
Согласно пп. 1.1 п. 1, пп. 4.1 и 4.3 п. 4 Положения об отделе образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края от 27.11.2020 года № 54, Отдел образования является структурным подразделением администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края, обеспечивающим реализацию полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, а также иные полномочия в сфере образования на территории Кочубеевского муниципального округа.
В соответствии с возложенными задачами Отдел образования выполняет функцию по осуществлению контроля за целевым и эффективным использованием средств, переданных из федерального и краевого бюджетов Кочубеевскому муниципальному округу на выполнение государственных полномочий, а также выступает главным распорядителем бюджетных средств отрасли «Образование».
Руководителем Отдела образования на основании распоряжения о приеме работника на работу от 16.12.2020 года №, является Ворончихина Н.А..
В соответствии с п.п. 3.1, 3.3, 3.4, 3.12 и 3.19 должностной инструкции руководителя Отдела образования, утвержденной распоряжением администрации Кочубеевского муниципального округа от 26.02.2021 года №-р, к должностным обязанностям руководителя Отдела образования относится: осуществление руководства деятельностью Отдела образования и всей системой образования Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края на принципах единоначалия и обеспечение выполнения возложенных на Отдел образования задач и осуществления им своих функций; управление имуществом и финансовыми средствами Отдела образования в соответствии с действующим законодательством, подписание финансовых документов; организация работы отдела образования по решению вопросов, отнесенных к своей компетенции; заключение от имени Отдела образования муниципальных контрактов, договоров, соглашений, иных гражданско-правовых документов о сотрудничестве и совместной деятельности с физическими и юридическими лицами; осуществление иных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации, <адрес> и нормативно-правовыми актами Кочубеевского муниципального округа.
Согласно отчету о достижении значений результатов использования Субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, на 01.01.2023, подписанного руководителем отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ворончихиной Н.А., уровень технической готовности объекта капитального строительства - «строительство общеобразовательной школы на 440 мест в <адрес>», <адрес>, составил - 99,85%, что свидетельствует о нарушении требований бюджетного законодательства и о недостижении получателем субсидии, условий ее предоставления. При этом, количество новых мест, созданных в общеобразовательных организациях путем строительства в 2022 году - 0 мест.
Согласно положениям ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Субъекты комментируемого правонарушения являются специальными субъектами бюджетных правоотношений, понятие которых раскрывается в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.
С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.
Таким образом, должностное лицо - руководитель отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихина Н.А. не надлежащим образом исполнила свои служебные обязанности, что повлекло нарушение п. 4.3.10 Соглашения, в связи чем, условия расходования межбюджетного трансферта (субсидии) нарушены.
Вина Ворончихиной Н.А. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: - постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.10.2023 года; - материалами проверки; - соглашением № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ; - перечнем обязательств капитального строительства и объектов недвижимого имущества; заявкой о перечислении субсидий; результатами использования субсидий; графиком; отчетом об использовании условий предоставления субсидий и ее использовании, предоставленной из бюджета Ставропольского края; иными документами.
Проверив имеющиеся в деле материалы, суд находит правильной квалификацию действий должностного лица по части 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, как нарушение порядка и (или) условий расходования межбюджетных трансфертов.
К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, суд относит совершение данного административного правонарушения впервые без содержания негативных последствий, а также наличие у Ворончихиной Н.А. на иждивении малолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
При этом, частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.
По условиям части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
В соответствии со ст. 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, может быть вынесено постановление о назначении административного наказания.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым привлечь должностное лицо Ворончихину Н.А. к административной ответственности по ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и подвергнуть ее административному наказанию в виде предупреждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать должностное лицо – руководителя отдела образования администрации Кочубеевского муниципального округа Ставропольского края Ворончихину Н.А. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Ставропольский краевой суд через Кочубеевский районный суд в течение 10 суток.
Судья Е.Е. Рынгач