ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-11/2024 от 02.02.2024 Колпашевского городского суда (Томская область)

Дело № 5-11/2024

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

02 февраля 2024 года город Колпашево Томской области

Судья Колпашевского городского суда Томской области Ольховская Е.В.,

рассмотрев в Колпашевском городском суде Томской области в г. Колпашево, ул. Коммунистическая, 5, в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - Главы Колпашевского <адрес>Агеева А.Б., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес> Колпашевского <адрес>, проживающего по месту регистрации по адресу: <адрес>, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Агеев А.Б. являясь Главой Колпашевского <адрес> и получателем средств областного бюджета (субсидии), в срок до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечил использование средств субвенции, из областного бюджета в рамках реализации государственной программы <адрес> «Развитие образования в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа, в период с 2019 по 2023 год на строительство здания МБОУ «Саровская СОШ» с размещением 2-х групп дошкольного образования по адресу: <адрес>, в рамках заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Департаментом архитектуры и строительства <адрес> и муниципальным образованием «<адрес>» в лице Администрации Колпашевского <адрес> соглашения , дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем не достигнуты показатели результативности использования субсидии за 2022 и 2023 года, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ - нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.

Время совершения административного правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ в день, следующий за последним днем срока, отведенного для достижения значений показателей результативности использования субсидии, в котором должны были быть достигнуты условия Соглашения от ДД.ММ.ГГГГ. Место совершения правонарушения - место фактического осуществления должностных обязанностей Главы Колпашевского <адрес> Агеева А.Б. – <адрес>.

Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Агеев А.Б. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, предоставив заявление, в котором вину в совершении административного правонарушения признает в полном объеме, просит назначить минимальное возможное наказание, дело рассмотреть в его отсутствие.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие должностного лица Агеева А.Б.

Заместитель Колпашевского городского прокурора Гаврюшкова-Рубчевская А.А. в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица - Главы Колпашевского <адрес> Агеева А.Б. поддержала, просила суд признать Агеева А.Б. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание.

Судья, рассмотрев материал об административном правонарушении, заслушав заместителя Колпашевского городского прокурора, исследовав представленные доказательства, содержащиеся в материале об административном правонарушении, приходит к следующему выводу.

Статья 15 Конституции Российской Федерации устанавливает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Условия предоставления межбюджетных трансфертов установлены статьями 130, 136, 142 Бюджетного кодекса РФ, объектом правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов. Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов.

Субъектами рассматриваемого правонарушения являются должностные лица, участвующие в предоставлении и получении межбюджетных трансфертов.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Так, финансовые органы - это Министерство финансов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие составление и организацию исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации (финансовые органы субъектов Российской Федерации), органы (должностные лица) местных администраций муниципальных образований, осуществляющие составление и организацию исполнения местных бюджетов (финансовые органы муниципальных образований).

Распорядитель бюджетных средств (распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, казенное учреждение, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным кодексом РФ.

С субъективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) дано определение принципу эффективности использования бюджетных средств, предполагающему, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

В статье 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу ч. 1 ст. 59 БК РФ межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, именуются субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.

В силу статьи 135 БК РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме, в том числе, субсидий местным бюджетам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствии с частью 3 статьи 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8.1 названной статьи), предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

В судебном заседании установлено, что в рамках реализации государственной программы <адрес> «Развитие образования в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа, в период с 2019 по 2023 год в Колпашевском <адрес> планируется строительство здания МБОУ «Саровская СОШ» с размещением 2-х групп дошкольного образования по адресу: <адрес> (далее - объект, здание школы).

С целью реализации указанной программы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «Об областном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» на строительство названного здания были выделены средства областного бюджета в размере 127327,4 тыс. рублей на 2022 год, в размере 88780,5 тыс. рублей - на 2023 год, которые доведены бюджету муниципального образования «<адрес>».

Решением Думы Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в решение Думы Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального образования «<адрес>» на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» увеличены плановые назначения по прочим безвозмездным поступлениям в бюджет муниципального района за счет получения субсидии на строительство здания школы на сумму 127327,4 тыс. рублей; решением Думы Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ плановые назначения по прочим безвозмездным поступлениям в бюджет района за счет получения субсидии на строительство указанного здания увеличены на 88780, 5 тыс. рублей.

ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом архитектуры и строительства <адрес> и муниципальным образованием «<адрес>» в лице Администрации Колпашевского <адрес> заключено соглашение о предоставлении субсидии местному бюджету из областного бюджета на строительство объекта (далее - Соглашение), в соответствии с которым установлено, что общий объём бюджетных ассигнований составляет в 2022 году 157233143,99 руб., из них 127327400,00 руб. (80,98%) - средства областного бюджета и 29 905 743,99 (19,02%) - средства местного бюджета; в 2023 году - 105115439,26 руб., из них 88780500,00 руб. (84,46%) - средства областного бюджета и 16334939,26 руб. (15,54 %) - средства местного бюджета.

Дополнительным соглашением между Департаментом архитектуры и строительства <адрес> и муниципальным образованием «<адрес>» в лице Администрации Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ общий объём бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете муниципального образования «<адрес>» на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, на 2023 год был скорректирован в связи принятием постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа «О внесении изменений в сводную бюджетную роспись областного бюджета на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», и составил 75547498,95 руб., из которых 63807417,61 руб. - средства субсидии, 11740081,34 руб. - средства бюджета муниципального образования за счет собственных доходов.

В целях расходования названных денежных средств ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом», учредителем которого согласно п. 1.4 Устава учреждения, утвержденного постановлением Администрации Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, является МО «<адрес>», с ООО «Стройдоммонтаж-М» заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта (далее - Контракт).

В соответствии с пунктом 1.2 Соглашения предоставление субсидии осуществляется в соответствии с перечнем мероприятий (перечнем объектов капитального строительства муниципальной собственности и (или) объектов недвижимого имущества, приобретаемых в муниципальную собственность), в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в том числе в целях достижения результата регионального проекта по муниципальному образованию, согласно приложению и приложению к Соглашению.

Согласно пунктам 4.3.1 - 4.3.5 Соглашения получатель субсидии (Администрация Колпашевского <адрес>) обеспечивает выполнение обязательств, установленных настоящим Соглашением, в том числе достижение значений показателей результативности использования субсидии (достижения значения результата регионального проекта), исполнение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству объектов капитального строительства, предоставление Главному распорядителю средств областного бюджета отчетов о достижении значений показателей результативности по форме согласно приложению к Соглашению в следующие сроки: 15 января года, следующего за годом, в котором получена субсидия.

Приложением к Соглашению определено, что мероприятием, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия, является строительство здания МБОУ «Саровская СОШ» с размещением 2-х групп дошкольного образования по адресу: <адрес>.

Из приложения к Соглашению следует, что показателями результативности использования субсидии являются техническая готовность объекта и число созданных мест в муниципальной общеобразовательной организации. Так, по состоянию на 2022 год техническая готовность объекта должна была составлять 60 %, в 2023 году - 100 % с созданием в общеобразовательной организации по окончании строительства 140 мест.

Вместе с тем, согласно отчету о достижении значений показателей результативности техническая готовность объекта (здания МБОУ «Саровская СОШ») по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 52 %.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ обязательства по Контракту не исполнены, работы подрядчиком в полном объеме не выполнены, техническая готовность объекта также составляет 52%.

В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела было установлено, что Главой Колпашевского <адрес> Агеевым А.Б., являющегося получателем средств областного бюджета (субсидии), в срок до ДД.ММ.ГГГГ не обеспечено использование средств субвенции, из областного бюджета в рамках реализации государственной программы <адрес> «Развитие образования в <адрес>», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГа, в период с 2019 по 2023 год на строительство здания МБОУ «Саровская СОШ», не достигнуты показатели результативности использования субсидии за 2022 и 2023 год. Согласно отчету о достижении значений показателей результативности техническая готовность объекта – здания МБОУ «Саровская СОШ» по состоянию ДД.ММ.ГГГГ составила 52%, в соответствии с приложением к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на 2022 год техническая готовность объекта должна была составлять 60 %, в 2023 году - 100 % с созданием в общеобразовательной организации по окончании строительства 140 мест.

Согласно части 2 статьи 26 Устава Колпашевского <адрес>, утвержденного решением Думы Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Устав), обеспечение исполнения бюджета Колпашевского <адрес>, осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд и заключение договоров и соглашений с государственными органами возложены на Администрацию Колпашевского <адрес>.

В силу статьи 25 Устава Глава <адрес> возглавляет Администрацию Колпашевского <адрес>.

Согласно части 3 статьи 26 Устава Глава Колпашевского <адрес> руководит <адрес> на принципах единоначалия.

Решением Думы Колпашевского <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Главой Колпашевского <адрес> избран Агеев А.Б.

Правовая обязанность Главы Колпашевского <адрес> соблюдать нормы законодательства Российской Федерации вытекает из общеправового принципа, в соответствии с которым любое лицо должно соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Правовая возможность исполнения установленных законом норм и правил определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения требований действующего законодательства, то есть наличия обстоятельств, не зависящих от воли лица. Наличие указанных обстоятельств в суде не установлены.

Таким образом, Агеев А.Б., как должностное лицо, в силу возложенных на него полномочий является надлежащим субъектом вменяемого ему правонарушения.

Оценив представленные доказательства, судья приходит к выводу о наличии в действиях Главы Колпашевского <адрес> Агеева А.Б. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина Агеева А.Б. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждена совокупностью письменных доказательств, исследованных в судебном заседании.

В соответствии со ст. 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2016 года N 5-П, относительно правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.

Однако использование такой возможности всякий раз, когда правоприменительный орган считает наказание несоразмерным, способствовало бы, как отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях от 17 января 2013 года N 1-П и от 25 февраля 2014 года N 4-П, формированию атмосферы безнаказанности, несовместимой с принципом неотвратимости ответственности, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 2) и 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.

Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным, то есть не предусматривает материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения. Правонарушение считается оконченным независимо от наступления вредных последствий. Административная ответственность в данном случае направлена на дисциплинирование субъектов бюджетных правоотношений, укрепление законности и правопорядка, формирование уважительного отношения к закону.

В соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности по делам об административных правонарушениях за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, составляет два года со дня совершения правонарушения.

Правонарушение, по факту совершения которого имеются материалы, посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.

Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ недопустима в отношении государственных или муниципальных органов и учреждений, поскольку совершенное административное правонарушение против порядка управления создает угрозу причинения вреда безопасности государства, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушении, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей.

Данное обстоятельство исключает возможность замены административного штрафа предупреждением.

Анализируя исследованные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о доказанности наличия события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, а также вины Агеева А.Б. в совершении указанного административного правонарушения.

Обстоятельств, исключающих производство по делу, судьей не установлено.

При назначении наказания судья исходит из того, что в соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, предусмотренными ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

Обстоятельств отягчающих и смягчающих ответственность Агеева А.Б., в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, судьей не установлено.

При назначении административного наказания судья в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершённого административного правонарушения, а также личность лица привлекаемого к административной ответственности, признание вины, его имущественное положение, отсутствие отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем, считает возможным назначить должностному лицу Главе Колпашевского <адрес> Агееву А.Б. административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.10, 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – Главу Колпашевского <адрес>Агеева А.Б., родившегося ДД.ММ.ГГГГ, (ИНН 700703462223) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате в течение 60 дней по следующим реквизитам: получатель УФК по <адрес> (

Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

Копию документа, свидетельствующего об уплате штрафа, необходимо предоставить в Колпашевский городской суд Томской области по адресу: г. Колпашево, ул. Коммунистическая, 5. При отсутствии указанного документа, постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для взыскания штрафа в принудительном порядке.

Довести до сведения, что согласно ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный ст.32.2 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья:Е.В.Ольховская

Подлинный судебный акт подшит в дело № 5-11/2024

Колпашевского городского суда Томской области

УИД: 70RS0008-01-2024-000103-72