ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1202/17 от 27.11.2017 Псковского городского суда (Псковская область)

Резолютивная часть оглашена 27 ноября 2017 года

Дело № 5-1202/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

Мотивированное постановление изготовлено 29 ноября 2017 г. г. Псков

Судья Псковского городского суда Псковской области Кузнецова Э.В.,

при участии представителя Псковской таможни ФИО1,

при секретаре Листовой Е.В.,

рассмотрев дело в отношении общества с дополнительной ответственностью «ЮЛДИКА» (УНП 690237184, ОКПО 29185368, адрес регистрации: РБ, 222382, <...>), об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протокола об административном правонарушении, **.**.2017 около ** часов ** минут на ППУ «Долосцы», расположенного в д. ФИО2 района Псковской области, при осуществлении контроля за перемещением транспортных средств, следующих с территории Республики Б., должностными лицами Псковской таможни, входящими в состав мобильной группы, было приостановлено движение транспортного средства «М.» регистрационный номер №********, прицеп «К.» регистрационный номер №********, принадлежащего перевозчику – ОДО «ЮЛДИКА» (УНН 690237184, ОКПО 29185368 адрес регистрации: РБ, 222382, <...>), следовавшего под управлением водителя Ш.В.Ю. (паспорт гражданина Б.<данные изъяты>.

Ш. В.Ю. таможенному органу были представлены товаросопроводительные документы: CMR №******** на товар «капуста цветная свежая»; акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.**.2017 №********; фитосанитарный сертификат Б.№******** от **.**.2017 на бланке 1429959 «капуста цветная», согласно которым в транспортном средстве регистрационный номер №******** ОДО «ЮЛДИКА» перемещался товар: «капуста цветная свежая» код ТН ВЭД 0704100000 весом брутто 20640,00 кг., заявленная страна происхождения – Мадагаскар

Отправитель товара: ООО «<данные изъяты>» <адрес>.

Получатель: ООО «<данные изъяты>» <адрес>

Дата и место погрузки – **.**.2017 СВХ ВА-0601/0000003 ОАО «ТЛЦ «<данные изъяты>», <адрес>, место разгрузки: г<адрес>.

В соответствии с п.1 ст.100 ТК ТС, таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, в целях проверки сведений, подтверждающих факт выпуска таких товаров в соответствии с требованиями и условиями таможенного законодательства Таможенного союза, в том числе проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Ввиду того, что участились случаи реализации противоправных схем ввоза «санкционных» товаров из Республики Беларусь на территорию Российской Федерации с использованием белорусских и литовских реэкспортных фитосанитарных сертификатов, выданных на основании поддельных фитосанитарных сертификатов стран, не входящих в список государств, из которых Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305» установлен запрет на ввоз сельскохозяйственной продукции, вышеуказанная продукция направлена на склад временного хранения (далее – СВХ), расположенный по адресу: <...> км автодороги М 9 (ООО «Терминал М 9»), для проведения дополнительных проверочных мероприятий.

В соответствии с требованиями статей 99, 116, 119, 138 ТК ТС, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при проведении таможенного осмотра помещений и территорий, утвержденной приказом ФТС России от 16.03.2011 № 578, Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра после выпуска товаров и при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза, утвержденной приказом ФТС России от 09.06.2014 № 1057, Псковской таможней в отношении указанных товаров проведены следующие мероприятия: На основании предписания на проведение таможенного осмотра помещений и территорий № 14 от 11.05.2017, проведен таможенный осмотр помещений и территорий СВХ ООО «Терминал М 9», расположенных по адресу: <...> км автодороги М 9. Результаты таможенного осмотра помещений и территорий зафиксированы в Акте таможенного осмотра помещений и территорий № 10209000/210/110517/А000042 от 11.05.2017.

В отношении товара «капуста цветная свежая» код ТН ВЭД 0704100000 (заявленная страна происхождения – Мадагаскар), перемещаемого на транспортном средстве государственный регистрационный номер №********, на основании поручения на досмотр №******** от **.**.2017, проведен таможенный досмотр после выпуска товаров в объеме 100 % от общего количества товаров.

В ходе проведенных должностными лицами Псковской таможни проверочных мероприятий установлено, что в транспортном средстве перемещался товар: «капуста цветная» расфасован в фанерные ящики, составленные в паллеты и стянутые полимерной лентой. 25 паллет по 60 ящиков, 1 паллета – 59 ящиков. На 1559 ящиках наклеены этикетки с маркировкой: «цветная капуста/Cauliflowers Country of origin republic of Madagascar. Республика Мадагаскар, вес нетто/брутто 11,9 кг/13 кг, класс1/ урожай: март 2017, дата сбора: 03.2017, дата упаковки 15.04.2017, не содержит ГМО, условия хранения: рекомендуемая температура +2+4 градуса, влажность 85-90%, срок годности: 60-360 дней при соблюдении условий хранения PRODUCED PHAEL FLOR EXPORT Lot IB36 Bis Betafo 102 ANTANANARIVO производитель: Фаел Флор Експорт Лот ИБ36 БИС Бетафо, 102 АНЕФНАНАРИВО, республика Мадагаскар sent UAB FREGA address PANERIU G,51,LT-03202. Vilnius, Lithuania, фирма отправитель: <данные изъяты>, <адрес> Ву order: «№********» по поручению: «<данные изъяты>» Контракт №******** IMPORTER IN BELARUS: импортер в республике Беларусь: «<данные изъяты>» <адрес>». Всего в полуприцепе перемещается 1559 коробок на 26 паллетах. Общий вес брутто товара 20100,0 кг. Нарушений целостности упаковки и повреждения товара не выявлено.

По электронным каналам связи от получателя товара «<данные изъяты>» (<адрес>) письмом от **.**.2017 №******** получены сведения о таможенном декларировании указанного товара в Республике Беларусь, регистрационный номер выпуска №******** от **.**.2017. Также получателем товара представлены: акт въезда/выезда №******** в зону размещения транспортных средств с товарами, подлежащими фитосанитарному/ветеринарному контролю ООО «<данные изъяты>; копия фитосанитарного сертификата №******** государственного органа фитосанитарного контроля Республики Мадагаскар; CMR №******** на перевозку ОДО «ЮЛДИКА» товара «капуста цветная свежая» от отравителя: <данные изъяты>, <адрес> в адрес получателя: ООО «<данные изъяты>» <адрес>»; CMR №******** на перевозку товара «Капуста цветная», отгруженного TRIESTE ITALY от отправителя SIA «<данные изъяты>», Riga, Latvia, получатель: UAB «<данные изъяты>», Vilnius Lithuania, реэкспортного фитосанитарного сертификата №********, выданного государственным органом фитосанитарного контроля Литвы, обязательство о подаче таможенной декларации и представлении документов и сведений №********, с проставленным штампом Минской региональной таможни «Выпуск разрешен **.**.2017».

В целях определения региона произрастания товара «цветная капуста», перемещаемого в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** произведен отбор проб и образцов (акт от **.**.2017 №********) и принято решение о назначении таможенной экспертизы №******** от **.**.2017.

Согласно заключению таможенного эксперта №******** от **.**.2017 регион происхождения товара «капуста цветная свежая», обнаруженного в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** приходится на части территорий Юго-Восточной и Южной Европы, пыльцевые типы, характерные для флоры Республики Мадагаскар, в спектре пробы отсутствуют.

Товар «капуста цветная свежая» код ТН ВЭД ЕАЭС 0704100000 включен в раздел I. «Подкарантинная продукция с высоким фитосанитарным риском» Перечня подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза, утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318.

Согласно примечанию к указанному Перечню, подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) с высоким фитосанитарным риском при перемещении между государствами – членами Таможенного союза подлежат обязательному сопровождению фитосанитарным сертификатом.

Учитывая определение посредством проведенной экспертизы региона происхождения товара «капуста цветная свежая» (части территорий Юго-Восточной и Южной Европы), отличного от указанной в товаросопроводительных документах страны его происхождения (Мадагаскар), предъявленные представителем ОДО «ЮЛДИКА» Ш. В.Ю. таможенному органу фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** от **.**.2017 на бланке №******** не подтверждает соответствие товара «капуста цветная свежая», обнаруженного в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******* предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

Ввоз на территорию Российской Федерации товара «капуста цветная свежая» в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** осуществлен водителем Ш. В.Ю., действующим от имени ОДО «ЮЛДИКА».

Таким образом, в действиях ОДО «ЮЛДИКА», выразившихся в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** товара «капуста цветная свежая», обнаруженных **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. ФИО2 района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах, содержится событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения **.**.2017 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении юридического лица ОДО «ЮЛДИКА».

Представитель ОДО «ЮЛДИКА» в судебное заседание при надлежащем извещении не явился. Представил письменное ходатайство, в котором просил производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду недоказанности вины в совершении административного правонарушения. В обоснование указал, что фитосанитарные сертификаты были получены перевозчиком от отправителя товара при приеме товара к перевозке от отправителя в Республике Беларусь и об их недействительности ОДО «ЮЛДИКА» не было известно. Обязанность по проверке точности указаний, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их разметки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки, предусмотренная п.1 ст.8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов, была выполнена перевозчиком. Обязанность перевозчика проверять правильность (достоверность) иных товаросопроводительных документов, в том числе фитосанитарных сертификатов, указанной нормой КДПГ не предусмотрена.

Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании доводы и основания, указанные в протоколе об административном правонарушении поддержал в полном объеме, полагал, что вина ОДО «ЮЛДИКА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ полностью доказана материалами дела. Полагал доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, несостоятельными. Принимая к перевозке в Литве груз, страной происхождения которого указан Мадагаскар, перевозчик должен был соблюсти меры предосторожности и проверить страну происхождения товара, так как берет на себя определенные риски.

Выслушав участника процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, **.**.2017 около ** часов ** минут на ППУ «Долосцы», расположенного в д. ФИО2 района Псковской области, при осуществлении контроля за перемещением транспортных средств, следующих с территории Республики Беларусь, должностными лицами Псковской таможни, входящими в состав мобильной группы, было приостановлено движение транспортного средства «М.» регистрационный номер №********, прицеп «К.» регистрационный номер №********, принадлежащего перевозчику – ОДО «ЮЛДИКА», следовавшего под управлением водителя Ш.В.Ю..

Ш. В.Ю. таможенному органу были представлены товаросопроводительные документы: CMR №******** от **.**.2017 на товар «капуста цветная свежая»; акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) от **.**.2017 №********; фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** от **.**.2017 на бланке №******** «капуста цветная», согласно которым в транспортном средстве регистрационный номер №******** ОДО «ЮЛДИКА» перемещался товар: «капуста цветная свежая» код ТН ВЭД 0704100000 весом брутто 20640,00 кг., заявленная страна происхождения – Мадагаскар.

В соответствии с п.1 ст.100 ТК ТС, Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305», вышеуказанная продукция направлена на склад временного хранения (далее – СВХ), расположенный по адресу: <...> км автодороги М 9 (ООО «Терминал М 9»), для проведения дополнительных проверочных мероприятий.

В ходе проведенных должностными лицами Псковской таможни проверочных мероприятий установлено, что регион происхождения товара «капуста цветная свежая», отличного от указанной в товаросопроводительных документах страны его происхождения, предъявленные представителем ОДО «ЮЛДИКА» Ш. В.Ю. таможенному органу фитосанитарный сертификат Республики Беларусь №******** от **.**.2017 на бланке №******** не подтверждает соответствие товара «капуста цветная свежая», обнаруженного в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям, что свидетельствует о несоблюдении ОДО «ЮЛДИКА» установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований.

Таким образом, в действиях ОДО «ЮЛДИКА» содержится событие административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ. Данное обстоятельство явилось основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с уполномоченными органами исполнительной власти, в данном случае – таможенными, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Понятия «ввоз товаров», «запреты и ограничения», «меры нетарифного регулирования» применительно к случаям перемещения товаров из третьих стран на таможенную территорию Таможенного союза раскрыты в ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза.

Так, под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Под мерами нетарифного регулирования понимается комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

На уровне национального законодательства правоотношения в таможенной сфере урегулированы Федеральным законом от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

В соответствии со ст. 2 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Таможенное регулирование в Российской Федерации в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в Российской Федерации. Таможенное дело в Российской Федерации представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации.

Как определено ст. 4 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" Порядок фактического пересечения товарами и транспортными средствами Государственной границы Российской Федерации регулируется законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, а в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, - законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Статьей 12 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" обеспечение, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдения установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации является функцией (обязанностью) таможенных органов.

Согласно статье 5 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" под ввозом товаров в Российскую Федерацию понимается фактическое пересечение товарами Государственной границы Российской Федерации, в результате которого товары прибыли из других государств - членов Таможенного союза или с территорий, не входящих в единую таможенную территорию Таможенного союза, на территорию Российской Федерации, и все последующие действия с указанными товарами до их выпуска таможенными органами, когда такой выпуск предусмотрен таможенным законодательством Таможенного союза и (или) Федеральным законом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что при ввозе в Российскую Федерацию товаров, в отношении которых утверждены фитосанитарные требования, не освобождает лицо, совершающее какие-либо операции с такими товарами на территории какой-либо страны участницы Таможенного союза с целью перемещения их в Российскую Федерацию от обязанности по соблюдению таких требований, в связи с чем факт выпуска таких товаров в свободное обращение таможенным органом страны, участницы Таможенного союза (за исключением Российской Федерации), не имеет правового значения для определения наличия объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ.

При этом для определения наличия объективной стороны данного административного правонарушения, ключевое значение, в этом случае, имеет установление факта несоблюдения лицом, перемещающим товар, установленных фитосанитарных требований при ввозе товара на территорию Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3.1 Положения о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее – Положение), утвержденного Решением № 318, карантинному фитосанитарному контролю (надзору) подлежит каждая ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза партия подкарантинной продукции, включенной в Перечень подкарантинной продукции.

Согласно пункта 2 раздела I. Общие положения Протокола о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12) Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор), с пунктом 2.1 Положения: "фитосанитарный сертификат" - документ международного образца, сопровождающий подкарантинную продукцию (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) и выдаваемый уполномоченным органом по карантину растений страны-экспортера (реэкспортера) по форме, установленной Международной конвенцией по карантину и защите растений от 6 декабря 1951 года, и удостоверяющий, что подкарантинная продукция (подкарантинные грузы, подкарантинные материалы, подкарантинные товары) соответствует фитосанитарным требованиям страны-импортера. Понятие "фитосанитарный сертификат", используемое в Положении, включает в себя и реэкспортный фитосанитарный сертификат.

Условия оформления и выдачи экспортных и реэкспортных фитосанитарных сертификатов установлены Международным стандартом по фитосанитарным мерам № 12 «Руководство по фитосанитарным мерам» в редакции от 2011 г. (далее - Международный стандарт).

Сведения, необходимые для идентификацции продукции указываются в фитосанитарном сертификате в соответствующих графах, в том числе:

Графа 5 – местопроисхождение;

Графа 8 - отличительные признаки (маркировка) (количество мест и описание упаковки), наименование продукции, ботаническое название растений.

В п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору) определено, что "выпуск продукции в обращение" - поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории ЕАЭС в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. Также указано, что в технических регламентах ЕАЭС также могут содержаться требования к терминологии, упаковке, маркировке, этикеткам и правилам их нанесения, санитарные требования и процедуры, а также ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные требования, имеющие общий характер.

Указанный товар «капуста цветная свежая» по наименованию также попадает под действие Технических регламентов Таможенного союза, которые вступили в силу с 01.07.2013:

- «О безопасности пищевой продукции», утв. Решением Комиссии ТС № 880 от 09.12.2011(далее - ТС ТР 021/2011);

- «Пищевая продукция в части ее маркировки», утв. Решением Комиссии ТС № 881 от 09.12.2011(далее - ТР ТС 022/2011).

Согласно п. 3.1.1 Международного стандарта фитосанитарные сертификаты считаются недействительными, если содержат или отражают:

неполные или некорректные сведения;

недостоверные или путанные сведения;

спорные или непоследовательные сведения;

формулировки или сведения, не совместимые с моделью фитосанитарных сертификатов;

сведения, добавленные неуполномоченными лицами;

несанкционированные (не проштампованные, не датированные или не подтвержденные подписью) исправления или удаления;

истекший срок действия, за исключением случаев использования в качестве заверенной копии для целей реэкспорта;

нечитабельные (например, неразборчиво написанные, поврежденные);

незаверенные копии;

переданы несанкционированным способом передачи (в отношении электронных фитосанитарных сертификатов);

являются фитосанитарными сертификатами на растения, растительные продукты и другие подкарантинные материалы, запрещенные к ввозу.

Поскольку по результатам экспертного исследования образцов товара «капуста цветная свежая», перемещаемых в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** не подтверждена его страна происхождения, указанная в Графе 5 «местопроисхождение» фитосанитарного сертификата Республики Беларусь №******** от **.**.2017 на бланке №********, данный фитосанитарный сертификат содержит недостоверные сведения, и недействителен, в связи с чем ввоз ОДО «ЮЛДИКА» указанного товара на территорию Российской Федерации произведен с нарушением предъявляемых карантинных фитосанитарных требований.

Кроме того, товар «капуста цветная свежая», происхождением из части территорий Юго-Восточной и Южной Европы, и ввезенный в Республику Беларусь из Литвы, т.е страны входящей в Европейский Союз, включен в Перечень запрещенной к ввозу сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия, установленный Постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 «"О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 г. N 560, от 24 июня 2015 г. N 320 и от 29 июня 2016 г. N 305», запрещен к ввозу в Российскую Федерацию на основании Указов Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», от 24.06.2015 г. N 320 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» и от 29.06.2016 г. N 305 «О продлении действия отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации», изданных в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и в соответствии с федеральными законами от 30.12.2006 г. N 281-ФЗ «О специальных экономических мерах» и от 28.12.2010 N 390-ФЗ «О безопасности».

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное виновное действие (бездействие) физического либо юридического лица, за которое установлена административная ответственность. Бездействием является виновное общественно вредное противоправное пассивное поведение, выражающееся в не совершении действия, которое лицо могло и должно было совершить в силу возложенных на него обязанностей.

Ответственность по ст. 16.3 КоАП РФ наступает в случае несоблюдения лицом установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров не только на таможенную территорию Евразийского экономического союза, но и в Российскую Федерацию, то есть объектом административной правовой охраны являются общественные отношения, возникающие в процессе ввоза товаров как на таможенную территорию Таможенного союза, так и в Российскую Федерацию.

Противоправность вменяемого перевозчику деяния заключается в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** товара «капуста цветная свежая», обнаруженного **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. ФИО2 района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах.

Субъектом данного правонарушения, является лицо, на которое возложена обязанность соблюдения установленных карантинных фитосанитарных требований, в данном случае ОДО «ЮЛДИКА», которое фактически осуществило ввоз товара на территорию Российской Федерации при несоблюдении карантинных фитосанитарных требований.

При этом необходимо особо отметить, что отношения между перевозчиком и таможенным органом России, иными государственными органами, с которыми перевозчик вступает в правоотношения при перевозке груза, являются административно-властными отношениями государственного органа по отношению к перевозчику и регулируются таможенным законодательством Таможенного союза, Межгосударственными соглашениями и решениями Евразийской экономической комиссии, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, иными законодательными актами Российской Федерации, а при несоблюдении приведенных в них требований, КоАП РФ.

Договорные отношения перевозчика с грузоотправителем и грузополучателем, не вступающими в отношения с таможенными органами РФ, не могут являться оправданием неисполнения перевозчиком таможенных, фитосанитарных, карантинных и иных установленных государством правил и норм при физическом перемещении подконтрольного груза на территорию Российской Федерации.

Нарушение обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем или получателем товара, с другой стороны, о предоставлении достоверных сведений о перевозке, не может повлиять на выполнение перевозчиком обязанностей перед таможенными органами Российской Федерации, в том числе представлять таможенному органу и иным органам контроля действительные документы, содержащие достоверные сведения о ввозимом в Российскую Федерацию товаре.

Ни один международный акт, в том числе и Конвенция о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 года не исключает возможности перевозчика принять меры к надлежащему исполнению своих обязанностей, и ни в какой мере не освобождает перевозчика от обязанности соблюдать требования таможенного и иного законодательства. Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.

Исходя из изложенного, в деянии общества с дополнительной ответственностью «ЮЛДИКА» усматривается состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе в Российскую Федерацию в транспортном средстве «М.» регистрационный номер №******** товара «капуста цветная свежая», обнаруженного **.**.2017 на ППУ «Долосцы», расположенного в д. ФИО2 района Псковской области, происхождение которых отличается от наименования и местоположения страны происхождения, указанной в фитосанитарных сертификатах, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.

В соответствии с общими принципами, данный состав административного правонарушения является формальным, а именно, правонарушение считается оконченным с момента совершения действий, входящих в объективную сторону правонарушения, независимо от наступления вредных последствий. В этой связи существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий в результате допущенного правонарушения, а в стремлении преодолеть законодательно установленные запреты в сфере внешнеэкономической деятельности.

Факт совершения перевозчиком ОДО «ЮЛДИКА» административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и его виновность объективно подтверждается следующими доказательствами: CMR №********; фитосанитарным сертификатом Республики Беларусь №******** на бланке №********; заключением таможенного эксперта №******** и другими доказательствами, находящимися в материалах дела, в их совокупности.

Доводы возражений перевозчика о недоказанности вины в совершении административного правонарушения, поскольку обязанность перевозчика проверять правильность (достоверность) иных товаросопроводительных документов кроме накладной, а также состояния самого груза и его упаковки, в том числе фитосанитарных сертификатов, не предусмотрена КДПГ, не выглядят обоснованными.

В данном случае, в связи с возложением законодательством Таможенного союза и правовыми актами Российской Федерации соблюдения карантинных фитосанитарных требований, иных запретов (ограничительных мер), именно на перевозчика, как лицо, осуществляющее ввоз в Российскую Федерацию плодоовощной продукции, при принятии решения о перевозке такого товара, перевозчик должен оценить все возможные последствия неподтверждения страны происхождения товара, указанной на этикетках, с чем связаны как высокие фитосанитарные риски для страны ввоза, так и наличие в этой стране запретов на поставку товара определенных стран. Должная заботливость и осмотрительность перевозчика в этом случае заключается не столько в визуальной проверке сведений на упаковке и в переданных ему отправителем коммерческих и разрешительных документах, сколько в сопоставлении места отгрузки товара и имеющихся сведений о его реальном происхождении с наличием в стране ввоза ограничительных мер на поставку таких товаров из конкретных стран.

Таким образом, перевозчик ОДО «ЮЛДИКА» совершил административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 г. №318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе» карантинных фитосанитарных требований, запрета, установленного постановлением Правительства РФ от 07.08.2014 г. N 778 при ввозе товара «капуста цветная свежая» в Российскую Федерацию.

Санкция ст.16.3 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 названного Кодекса).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При назначении административного наказания судья учитывает характер и степень общественной опасности правонарушения, тот факт, что ранее ОДО «ЮЛДИКА» не привлекалось к административной ответственности, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, и с учётом мнения представителей Псковской таможни, полагает целесообразным назначение наказания в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Издержки по делу отсутствуют, товар не изымался.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Общество с дополнительной ответственностью «ЮЛДИКА» (УНП 690237184, ОКПО 29185368, адрес регистрации: РБ, 222382, <...>) признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ и назначить наказание в виде штрафа в размере 50000 руб.

Реквизиты для перечисления штрафа и издержек следующие:

Банк получателя: Операционный департамент Банка России, Москва, 701

БИК 044501002

Получатель: ИНН <***> КПП 773001001

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

Счёт получателя: 40101810800000002901

КБК 15311009000010000180

ОКТМО 45328000

Код таможни: 10209000

Поле «Назначение платежа» оплата по постановлению об АП № 5-1202/2017.

УИН штрафа 15310102090001327171

УИН издержек 15311102090001327176.

В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции: VO70010.

В поле 21 платежного документа указывается пятая очередность платежа.

В соответствии ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, (документ об оплате штрафа может быть представлен в Псковский городской суд (каб. 14, 1 этаж) и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 или 1.1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток (а в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи, в течение одних суток) судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 года.

Судья подпись Э.В. Кузнецова