Дело № 5-1207/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
18 октября 2018 года <...>, каб. № 24
Судья Псковского городского суда Псковской области Лукьянова Л.В., при секретаре Пискуновой В.Е., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003), находящегося по адресу: 107174, <...>, о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
17.01.2018 в 22 ч. 08 мин. на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № 2628 (индекс поезда 0900-870-0660) прибыл железнодорожный вагон № 94731460, контейнер № MEDU6333911, следовавший из Латвии в Казахстан.
При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представителем ОАО «РЖД» были представлены товаросопроводительные и коммерческие документы: оригинал накладной № 01401061 от 15.01.2018, инвойс № SIUKINV228-1, от 23.11.2017, пояснение к счету № SIUKINV228-1 от 20.12.2017, на товар: «агдезивы на основе полимеров изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17». Разрешительные документы на данные товары предоставлены не были.
По результатам анализа представленных товаросопроводительных документов установлено, что перемещаемые товары «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17», коды товаров 3506910000, 3214900009 ТН ВЭД ЕАЭС отнесены к разделу II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299.
На основании п.17 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ЕАЭС, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299, п.11 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 для принятия решения о ввозе данных товаров необходимо предоставление свидетельств о государственной регистрации (далее - СОГР).
По причине отсутствия указанных разрешительных документов на ввозимые товары, перевозчику были направлены запросы № 33 от 18.01.2018, №37 от 22.01.2018 о предоставлении СОГР.
В ответ на запрос перевозчиком было предоставлено письмо отправителя № 001 от 19.01.2018, в котором поясняется, что в представленных документах неверно указана марка товара «Foster 32-17», вместо «Foster 95-44», к которому также предоставили СОГР и коммерческие документы с внесенными изменениями в отношении марки ввозимого товара.
В отношении товара «Foster 85-60» были предоставлены письма отправителя поясняющие, что товар «изолятор Foster 85-60» не предназначен для розничной продажи и будет применяться в качестве агдезива (клея) при строительстве.
Так как разъяснение, данное отправителем, не является основанием исключения товара из раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, по данному факту таможенным органом был направлен запрос № 039 от 23.01.2018 о предоставлении сведений, подтверждающих область применения перемещаемой продукции от изготовителя (производителя) продукции.
На данный запрос таможенному органу была предоставлена копия письма производителя товара Н.В. Fuller б/н от 24.01.2018., в котором указанный ранее товар не является клеем или адгезивом и предназначен для улучшения свойств «составов для уплотнения Foster 95-44».
Таможенным органом с официального Интернет-ресурса производителя Н.В. Fuller был распечатан паспорт безопасности товара «Foster 85-60» и технические характеристики с интернет-ресурса компании INFE technical insulation, занимающейся изоляцией бочек, труб, кораблей и т.д.
В обоих документах «Foster 85-60» является адгезивом (клеем), как и в инвойсе № SIUKINV228-1 от 23.11.2017.
В связи с тем, что перевозчиком ОАО «РЖД» не предоставлены разрешительные документы, а представленные товаросопроводительные документы содержали противоречивые сведения о ввозимых товарах, 25.01.2018 в рамках системы управления рисками с целью идентификации товара было принято решение о проведении таможенного досмотра товара «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17» было выдано поручение на таможенный досмотр.
В ходе проведенного таможенного досмотра при вскрытии вагона было установлено, что в нем находится товар – FOSTER 85-60, FOSTER 32-17. товар упакован в полимерные вёдра, на деревянных поддонах, т.е. фактически было установлено, что перевозчиком в письме № 001 от 19.01.2018 содержатся недостоверные сведения о ввозимом товаре «Foster 32-17».
На основании п.17 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 500 от 29.06.2011, в связи с тем, что сведения в ТСД о наименовании товара заявлены недостоверно, указанные товары были переданы оценке (осмотру, досмотру) должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По результатам проведенного контроля должностными лицами Роспотребнадзора было принято решение «ввоз запрещен» ввиду отсутствия документов, подтверждающих государственную регистрацию товаров.
В соответствии со ст.12 ТК ЕАЭС таможенным органом было принято решение о запрете ввоза товаров «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17» на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, не изымался.
Принимая во внимание указанное, по данному факту установлено событие административного нарушения, предусмотренного статьёй 16.3 КоАП России, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств-членов Евразийского экономического союза запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза или в Российскую Федерацию, а именно: при ввозе на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ОАО «РЖД» не были предоставлены разрешительные документы – Свидетельства о государственной регистрации.
Представитель ОАО «РЖД» в судебном заседании вину не признал. Представил в суд письменную позицию, в которой указал на отсутствие события и состава административного правонарушения, просил производство по делу прекратить.
Представитель Псковской таможни полагала вину ОАО «РЖД» доказанной материалами дела об административном нарушении.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, нахожу вину ОАО «РЖД» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ доказанной.
При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет документы и сведения в соответствии и на основании ст.89 ТК ЕАЭС, в том числе и о наличии товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен.
В соответствии со статьей 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее - Договор) в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора.
В соответствии со статьёй 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) при прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчиком предоставляются сведения, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений в соответствии со статьёй 7 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пп. 10, п. 1, ст. 2 ТК ЕАЭС “запреты и ограничения” - применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.
Договором утверждены:
-раздел XI Санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры;
- раздел X Техническое регулирование;
- Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (Приложение №12).
В соответствии со статьей 57 Раздела XI Договора:
1. Санитарные меры применяются в отношении лиц, транспортных средств, а также подконтрольной санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции (товаров), включенной в соответствии с актами Комиссии в единый перечень продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
2. К продукции (товарам), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), устанавливаются единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования и процедуры.
Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продукции (товарам), в отношении которой разрабатываются технические регламенты Союза, включаются в технические регламенты Союза в соответствии с актами Комиссии.
3. Порядок разработки, утверждения, изменения и применения единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований и процедур утверждается Комиссией.
В соответствии с п.1 ст. 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Согласно п. 3. ст. 7 ТК ЕАЭС соблюдение санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер и радиационных требований подтверждается по результатам осуществления санитарно-эпидемиологического, ветеринарного, карантинного фитосанитарного, радиационного контроля (надзора) в порядке, установленном Договором о Союзе и принятыми в соответствии с ним актами Комиссии, и (или) в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Согласно п. 5 ст. 128 ТК ЕАЭС товары, подлежащие санитарно-карантинному, ветеринарному, карантинному фитосанитарному и другим видам государственного контроля (надзора), помещаются под таможенную процедуру только после осуществления соответствующего вида государственного контроля (надзора).
В соответствии с разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 «О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе», государственной регистрации подлежит продукция (товары) (далее - Единый перечень товаров), указанная в пунктах 1 - 7 настоящего раздела, включенная в следующие исчерпывающие позиции ТН ВЭД ЕАЭС, впервые изготавливаемая на таможенной территории Евразийского экономического союза, а также впервые ввозимая на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Согласно примечанию Единому Перечню товаров: *для целей использования настоящего перечня необходимо руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Указанные товары включены в позиции раздела II Единого Перечня товаров, если это:
-Замазки стекольная и садовая, цементы смоляные, составы для уплотнения и прочие мастики; шпатлевки для малярных работ; неогнеупорные составы для подготовки поверхностей фасадов, внутренних стен зданий, полов, потолков или аналогичные, 3214 ТНВЭД ЕАЭС
Готовые клеи и прочие готовые адгезивы, в другом месте не поименованные или не включенные; продукты, пригодные для использования в качестве клеев или адгезивов, расфасованные для розничной продажи в качестве клеев или адгезивов, нетто-массой не более 1 кг, 3506 ТНВЭД ЕАЭС
Также указанные товары могут быть включены в пункты 1 - 7 раздела II Единого Перечня товаров:
- «Потенциально опасные химические и биологические вещества и изготавливаемые на их основе препараты, представляющие потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств), индивидуальные вещества (соединения) природного или искусственного происхождения, способные в условиях производства, применения, транспортировки, переработки, а также в бытовых условиях оказывать неблагоприятное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду».
- Положением о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденному Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 № 299 (далее – Положение) определена процедура осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза (далее - Союз) и таможенной территории Союза.
Согласно п. 17 Положения, п. 11 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 (далее Правила) ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, на таможенную территорию Союза осуществляется при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам лабораторных исследований (испытаний), проведенных в лабораториях уполномоченных органов, аккредитованных (аттестованных) в национальных системах аккредитации (аттестации) государства-члена, и внесенных в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) таможенного союза.
Судом установлено, что 17.01.2018 в 22 ч. 08 мин. на ж/д станцию Себеж в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Посинь Псковской таможни, в составе поезда № 2628 (индекс поезда 0900-870-0660) прибыл железнодорожный вагон № 94731460, контейнер № MEDU6333911, с товаром: «агдезивы на основе полимеров (изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17», следовавший из Латвии в Казахстан.
При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представителем ОАО «РЖД» были представлены товаросопроводительные и коммерческие документы: оригинал накладной № 01401061 от 15.01.2018, инвойс № SIUKINV228-1, от 23.11.2017, пояснение к счету № SIUKINV228-1 от 20.12.2017, разрешительные документы на данные товары предоставлены не были.
По результатам анализа представленных товаросопроводительных документов установлено, что перемещаемые товары «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17», коды товаров 3506910000, 3214900009 ТН ВЭД ЕАЭС отнесены к разделу II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору на таможенной границе, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299.
На основании п.17 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ЕАЭС, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу ЕАЭС и на таможенной территории ЕАЭС, утвержденного Решением Комиссии Таможенного Союза от 28.05.2010 № 299, п.11 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2011 № 500 для принятия решения о ввозе данных товаров необходимо предоставление свидетельств о государственной регистрации (далее - СОГР).
По причине отсутствия указанных разрешительных документов на ввозимые товары, перевозчику были направлены запросы № 33 от 18.01.2018, №37 от 22.01.2018 о предоставлении СОГР.
В ответ на запрос перевозчиком было предоставлено письмо отправителя № 001 от 19.01.2018, в котором поясняется, что в представленных документах неверно указана марка товара «Foster 32-17», вместо «Foster 95-44», к которому также предоставили СОГР и коммерческие документы с внесенными изменениями в отношении марки ввозимого товара.
В отношении товара «Foster 85-60» были предоставлены письма отправителя поясняющие, что товар «изолятор Foster 85-60» не предназначен для розничной продажи и будет применяться в качестве агдезива (клея) при строительстве.
Так как разъяснение, данное отправителем, не является основанием исключения товара из раздела II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору, по данному факту таможенным органом был направлен запрос № 039 от 23.01.2018 о предоставлении сведений, подтверждающих область применения перемещаемой продукции от изготовителя (производителя) продукции.
На данный запрос таможенному органу была предоставлена копия письма производителя товара Н.В. Fuller б/н от 24.01.2018., в котором указанный ранее товар не является клеем или адгезивом и предназначен для улучшения свойств «составов для уплотнения Foster 95-44».
Согласно предоставленным товаросопроводительным документам - паспортам безопасности указанная продукция содержат опасные химические вещества, по мнению ОТО и ЭК, возможно сделать вывод об отнесении указанного товара к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому контролю и необходимости предоставления разрешительного документа в части санитарно-карантинных требований - свидетельства о государственной регистрации.
Перевозчиком при прибытии товаров не были предоставлены документы и сведения, подтверждающие государственную регистрацию ввозимых товаров.
В Реестре свидетельств о государственной регистрации на сайте Евразийской Экономической Комиссии (www.eurasiancommission.org) указаны сведения о свидетельствах о государственной регистрации KZ.16.01.70.015.Е.001488.05.13, BY.70.06.01.008.Е.002518.06.16 только на товар "FOSTER 95-44", H.B. Fuller Construction Products Inc.
Указанная информация однозначно свидетельствует о необходимости получения разрешительных документов на указанный товар и при своевременном ее получении от грузоотправителя и производителя продукции перевозчиком, действующим на профессиональной основе исключить факт ввоза продукции с несоблюдением установленных запретов и ограничений.
В постановлении Конституционного суда Российской Федерации от 27.05.2001 № 7 – П отмечено, что «возможность исполнения субъектом таможенных правоотношений своих публично – правовых обязанностей не должна обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе, с действиями (бездействием) контрагентов».
В ходе производства по делу об административном правонарушении со стороны перевозчика ОАО «РЖД» не предоставлено доказательств, подтверждающих, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля.
В связи с тем, что перевозчиком ОАО «РЖД» не предоставлены разрешительные документы, а представленные товаросопроводительные документы содержали противоречивые сведения о ввозимых товарах, 25.01.2018 в рамках системы управления рисками с целью идентификации товара было принято решение о проведении таможенного досмотра товара «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17» было выдано поручение на таможенный досмотр.
В ходе проведенного таможенного досмотра при вскрытии вагона было установлено, что в нем находится товар – FOSTER 85-60, FOSTER 32-17. товар упакован в полимерные вёдра, на деревянных поддонах, т.е. фактически было установлено, что перевозчиком в письме № 001 от 19.01.2018 содержатся недостоверные сведения о ввозимом товаре «Foster 32-17».
На основании п.17 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 500 от 29.06.2011, в связи с тем, что сведения в ТСД о наименовании товара заявлены недостоверно, указанные товары были переданы оценке (осмотру, досмотру) должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. По результатам проведенного контроля должностными лицами Роспотребнадзора было принято решение «ввоз запрещен» ввиду отсутствия документов, подтверждающих государственную регистрацию товаров.
В соответствии со ст.12 ТК ЕАЭС таможенным органом было принято решение о запрете ввоза товаров «изолятор марка FOSTER 85-60, составы для уплотнения марка FOSTER 32-17» на таможенную территорию Евразийского экономического союза.
Исходя из изложенного, в деянии ОАО «РЖД» усматривается состав административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленных международными договорами государств - членов ЕАЭС, решениями Евразийской экономической комиссии и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов ЕАЭС, запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию ЕАЭС или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.3 КоАП РФ.
Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: копией товаросопроводительных документов – ж/д накладная № 01401061 от 15.01.2018, инвойсом №SIUKINV228-1 от 23.11.2017, пояснением к счету № SIUKINV228-1 от 20.12.2017, копией акта таможенного досмотра №10209140/160218/000021, и другими материалами дела об административном правонарушении.
Суд учитывает, что санкцией ст. 16.3 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
В соответствии со статьей 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает все обстоятельства дела, влияние назначенного наказания, отсутствие обстоятельств смягчающих и наличие отягчающих административную ответственность как совершение однородных административных правонарушений в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, в связи с чем, полагаю назначить ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в размере 52000 руб. без конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
На основании ст. 16.3, ст. 24.7, ст. 29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ОАО «РЖД» (ИНН <***>, ОГРН <***>, дата государственной регистрации 23.09.2003), находящегося по адресу: 107174, <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Назначить ОАО «РЖД» наказание в виде административного штрафа в размере 52000 (пятьдесят две тысячи) рублей.
Издержки по делу об административном правонарушении отсутствуют.
Банковские реквизиты Псковской таможни для перечисления денежных средств для уплаты штрафа:
Банк получателя: операционный департамент Банка России, Москва,701
БИК: 044501002
Получатель: ИНН <***> КПП 773001001
Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)
Счет получателя: 40 10 18 10 8 0000000 29 01
КБК: 153 1 16 04000 01 6000 140 (штраф)
ОКТМО: 45328000
Код таможни: 10209000
УИН штрафа 15310102090001638185
Поле «Назначение платежа»: Оплата по постановлению суда № 5-1207/2018.
В случае оплаты на территории иностранного государства – код валютной операции (VO70010).
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, должен быть представлен в Псковский городской суд, кабинет № 14.
В соответствии с ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: Л.В. Лукьянова
Мотивированное постановление изготовлено 19 октября 2018 года.