Дело № 5-121/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления оглашена 18.08.2021
Мотивированное постановление изготовлено 20.08.2021
п.Куеда 18 августа 2021 года
Куединский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Снегиревой Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Зайдуллиной О.В.,
с участием помощника прокурора Куединского района Габдрашитовой М.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица
Дмитриева Николая Петровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
15.07.2021 прокурором Куединского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника Управления агропромышленного комплекса администрации Куединского муниципального района (далее - Управление АПК) Дмитриева Н.П., по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 312-п утверждено распределение субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского в муниципальных образованиях Пермского края на 2020-2022 годы. В соответствии с данным постановлением для Куединского муниципального района на 2020 год из краевого бюджета выделены денежные средства в размере 375000 рублей.
12.03.2020 Управлением АПК, в лице начальника Дмитриева Н.П., и физическим лицом <ФИО>7 заключен муниципальный контракт № об оказании услуг по подготовке документов к передаче для участия в конкурсе на получение субсидий из бюджета Пермского края бюджету муниципального образования «Куединский район» на реализацию мероприятий по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского, с ценой контракта 63550 рублей.
На дату заключения муниципального контракта в Управлении АПК, в штатном расписании имелись вакантные ставки для выполнения данного вида работ, выделены денежные средства из краевого бюджета.
Работы по контракту выполнялись для участия в конкурсе за счет средств Пермского края. Расходы в размере 63550 рублей произведены за счет местного бюджета Куединского муниципального района.
Дмитриев Н.П., действия от имени Управления АПК, в нарушении требований бюджетного законодательства допустил направление средств местного бюджета на оплату услуг по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотренную финансовым обеспечением Управления АПК, что повлекло нецелевое использование средств местного бюджета в размере 63550 рублей.
В судебном заседании помощник прокурора Куединского района Габдрашитова М.Т. настаивала на привлечении к административной ответственности должностное лицо Дмитриева Н.П. по тем основаниям, которые указаны в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, указав, что в ходе прокурорской проверки исполнения требований бюджетного законодательства в Управлении АПК было выявлено, что начальник Управления АПК Дмитриев Н.П. допустил нецелевое использование средств местного бюджета в размере 63550 рублей.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности Дмитриев Н.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил дело рассмотреть без его участия, представив письменные объяснения по делу, из которых следует, что вину в данном правонарушении не признает, указав, что использование средств местного бюджета производилось в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Министерством сельского хозяйства Пермского края был объявлен конкурс на отбор муниципальных образований Пермского края для предоставления субсидий на реализацию мероприятий по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского. Срок конкурса установлен до 25.04.2020. С этой целью был заключен муниципальный контракт с физическим лицом <ФИО>7. Указанный контракт был заключен для обеспечения муниципальных нужд. Работы по контракту были полностью и своевременно выполнены, заявка с документами была направлена в Министерство сельского хозяйства Пермского края. На основании данной заявки было принято Постановление Пермского края от 13.05.2020 № 312-п, где утвержден размер субсидии из бюджета Пермского края в бюджет Куединского района в 2020 году в размере 375000 рублей, в 2021 -56200 рублей, на 2022 год -562000 рублей. Должности штатных сотрудников, которые должны были выполнять данную работу по подготовке документов для участия в конкурсе, были вакантными. Он пытался найти и принять на работу специалистов, информация была направлена в отдел ГКУ ЦЗН Пермского края по Куединскому району. В должностные обязанности специалистов Управления АПК подготовка документов для участия в конкурсе не входило. Кроме того, срок подачи заявки был ограничен, поэтому необходимость заключения муниципального контракта № 8 имела срочный характер. Считает, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения. В случае, если суд посчитает, что в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренный ст.15.14 КоАП РФ, просит применить положения ст.2.9 КоАП РФ.
Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста <ФИО>5 в судебном заседании пояснила, что она работает аудитором в контрольно-счетной палате администрации Куединского района. Весной 2021 года проводилась поверка Управления АПК. В ходе проверки был предоставлен муниципальный контракт, заключенный с <ФИО>7 об оказании услуг по подготовке документов к передаче для участия в конкурсе на получение субсидий из краевого бюджета на реализацию мероприятий по борьбе с борщевиком. Однако, на момент заключения данного контракта в штатном расписании Управления АПК имелись ставки специалистов для выполнения данного вида работ, выделены средства субвенции из краевого бюджета, в Управлении АПК в должности начальника отдела экономического анализа работала <ФИО>6, которая могла подготовить документы для участия конкурсе. Кроме того, физическое лицо, с которым был заключен муниципальный контракт - <ФИО>7 ранее работала в Управление АПК в должности главного специалиста, прокуратурой была проведена проверка, было вынесено представление прокурора, <ФИО>7 была уволена, поскольку она не имела соответствующего образования. Зная об этом, Управление АПК, в лице Дмитриева Н.П., заключает муниципальный контракт с <ФИО>7, у которой отсутствует соответствующее образование. Кроме того, <ФИО>1 не представил обоснование для заключения данного муниципального контракта, не смог представить документы, какие виды услуг были фактически проведены <ФИО>7, не смог пояснить и подтвердить из чего рассчитывалась сумма услуг <ФИО>7 в размере 43500 рублей, была предоставлена только спецификация на сумму 63350 рублей. В ходе проверки начальник Управления АПК Дмитриев Н.П. не смог представить документы, подтверждающие, что был объявлен конкурс на вакантные должности или проведены работы по отбору специалистов через Центр занятости, информация о наличии вакантных должностей была направлена им уже в ходе проверки. Работы по контракту выполнялись для участия в конкурсе за счет средств бюджета Пермского края, следовательно, местный бюджет не должен был нести расходы. Бюджетом Управления АПК не был предусмотрен данный вид расходов на соответствующий финансовый год. Считает, что начальником Управления АПК Дмитриевым Н.П. допущено нецелевое использование денежных средств.
Суд, заслушав пояснения, рассмотрев представленные материалы, приходит к следующему.
Согласно ст. 15Бюджетного кодекса Российской Федерациикаждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
В силу п. 5 ст. 86Бюджетного кодекса Российской Федерации, органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Из статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В соответствии со ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
Под нецелевым использованием бюджетных средств, согласно ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Статьей 15.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как следует из материалов дела, прокуратурой Куединского района проведена проверка исполнения требований бюджетного законодательства в Управлении агропромышленного комплекса администрации Куединского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что Постановлением Правительства Пермского края от 13.05.2020 № 312-п утверждено распределение субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского в муниципальных образованиях Пермского края на 2020-2022 годы. В соответствии с данным постановлением для Куединского муниципального района на 2020 год из краевого бюджета выделены денежные средства в размере 375000 рублей.
Законом Пермского края от 07.06.2013 № 209-ПК «О передаче органам местного самоуправления Пермского края отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства» определены правовые и финансовые основы наделения органов местного самоуправления муниципальных районов муниципальных и городских округов Пермского края отдельными государственными полномочиями по поддержке сельскохозяйственного производства и регулируются вопросы деятельности органов местного самоуправления по их реализации.
Соглашением о предоставлении субвенций бюджетам органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Пермского края от 24.01.2020 № 206, заключенным между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и администрацией Куединского муниципального района, из бюджета Пермского края бюджету Куединского муниципального района предоставлена субвенция для администрирования отдельных государственных полномочий по поддержке сельскохозяйственного производства.
В соответствии с Законом Пермского края № 209-П начальником Управления АПК администрации Куединского муниципального района утверждено штатное расписание, в которое включены муниципальные должности главного специалиста и двух ведущих специалистов.
Управлением агропромышленного комплекса администрации Куединского района Пермского края, как заказчиком заключен контракт № с гражданкой <ФИО>7 на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" об оказании услуг по подготовке документов к передаче для участия в конкурсе.
От имени Управления агропромышленного комплекса администрации Куединского района Пермского края контракт подписал начальник Управления агропромышленного комплекса Дмитриев Н.П.
Согласно пунктам 1.1, 1.2 контракта гражданка <ФИО>7, как исполнитель, обязалась оказать заказчику услуги по подготовке документов к передаче для участия в конкурсе на получение субсидий из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края на реализацию мероприятий по предотвращению распространения и уничтожению борщевика Сосновского, в период с 12 марта 2020 года до 30 апреля 2020.
Согласно пункту 3.1 контракта цена контракта составляет 63500 рублей, в том числе за услуги 50000 рублей, из которых 43500 рублей <ФИО>7, 6500 рублей НДФЛ 13%; 11000 рублей - страховые взносы в ПФР 22 %, 2550 рублей - в ФФОМС 5,1 %.
Платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ Управлением АПК перечислено <ФИО>7 43500 рублей по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.64).
Кроме того, платежными поручениями №№ от ДД.ММ.ГГГГ Управлением АПК перечислено соответственно 6500 рублей НДФЛ, 11000 рублей и 2550 рублей страховых взносов в рамках исполнения указанного контракта (л.д.65,66,67).
Всего Управлением АПК в рамках исполнения указанного контракта перечислено из средств местного бюджета 65500 рублей.
Указанным контрактом не предусмотрен объем и виды документов для исполнения контракта, не представлено обоснование и расчет указанной цены контракта.
Сведений о том, какие именно услуги выполнены <ФИО>7, в полном ли объеме, в материалы дела не представлено. Отсутствует акт приемки оказанных платных услуг.
Вместе с тем, услуги, по подготовке документов к передаче дел для участия в конкурсе, оказание которых было приобретено и оплачено Управлением АПК за счет средств местного бюджета могли выполнить работники Управления АПК, что подтверждается штатными расписаниями и должностными инструкциями, в том числе начальника отдела экономического анализа.
Работы, предусмотренные контрактом № об оказании услуг по подготовке документов, были направлены для участия в конкурсе за счет средств бюджета Пермского края.
Бюджетной сметой на 2020 и плановый период 2021, 2022 г.г. Управлением АПК данный вид расходов запланирован не был.
Согласно акту № по результатам контрольного мероприятия в Управлении АПК услуги, оплаченные в размере 63350 рублей за счет за счет средств местного бюджета, являются нецелевым использованием бюджетных средств согласно ст.306.4 БК РФ.
Распоряжением администрации Куединского района от ДД.ММ.ГГГГ№-к на должность начальника Управления АПК назначен Дмитриев Н.П. с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3.7 должностной инструкции к должностным обязанностям начальника Управления АПК относится соблюдение правил бюджетного финансирования и осуществления расходов Управления по утвержденной смете.
Таким образом, Дмитриев Н.П., действия от имени Управления АПК, в нарушении требований бюджетного законодательства допустил направление средств местного бюджета на оплату услуг по муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, не предусмотренную финансовым обеспечением Управления АПК, что повлекло нецелевое использование средств местного бюджета в размере 63550 рублей.
Представленные доказательства отвечают требованиям относимости, допустимости, достоверности и в своей совокупности достаточны для выводов о совершении должностным лицом Дмитриевым Н.П. правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ.
Санкция статьи 15.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.
При определении вида и размера наказания Дмитриеву Н.П., в суд, учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, отсутствие смягчающих и отягчающих обстоятельств, считает возможным назначить Дмитриеву Н.П. наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
Оснований для прекращения производства по делу в связи с малозначительностью совершенного правонарушения не имеется.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, однако это является правом, а не обязанностью судьи.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 17 февраля 2016 г.N 5-П, относительно правомочия суда признать административное правонарушение малозначительным и, соответственно, освободить совершившее его лицо от административной ответственности (статья 2.9 КоАП РФ), то такой способ обеспечения справедливости административного наказания и его соразмерности правонарушающему деянию можно считать оправданным лишь при условии, что это деяние с учетом его характера, личности правонарушителя и тяжести наступивших последствий хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но не причиняет существенного ущерба охраняемым общественным отношениям.
Характер совершенного правонарушения, объект посягательства и существенность угрозы общественным отношениям по соблюдению бюджетного законодательства, не позволяют отнести совершенное в настоящем случае правонарушение к категории малозначительных.
Руководствуясь ст.29.9, 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо Дмитриева Николая Петровича виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ - и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей, подлежащего уплате в бюджет.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен в срок 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на счет:
ИНН 5902293266 КПП 590201001 ОКТМО 57701000
УФК по <адрес> ( прокуратура <адрес>, л/с 04561821830)
Отделение Пермь Банка России//УФК по <адрес>
Единый казначейский счет 40№
БИК 015773997
Казначейский счет 03№
КБК (415) №
Срок предъявления к исполнению постановления о взыскании штрафа 2 года.
Разъяснить, что при неуплате административного штрафа в указанный срок, постановление о наложении административного штрафа будет направлено для исполнения судебному приставу-исполнителю.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25. и ст. 32.2. Кодекса РФ об административных правонарушениях в случае неуплаты административного штрафа в установленный срок, возможно привлечение к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, предусматривающей наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней со дня вручения копии постановления в <адрес>вой суд, через Куединский районный суд.
Судья (подпись) Е.<адрес>