ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1221/2021 от 24.03.2021 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-1221/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

**.*** 2021 года <...>

Судья Псковского городского суда Псковской области Тимофеева И.В., при секретаре Ильиной Ю.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении ФИО1, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 является собственником жилого дома с кадастровым номером №*, площадью 70,9 кв., (далее – Жилой дом), конструктивной частью которого является объект культурного наследия федерального значения «Подызбица», расположенный по адресу: г.П, ул.Г.д.*.

В результате проведенной Комитетом по охране объектов культурного наследия Псковской области внеплановой документарной и выездной проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия установлены нарушения обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия ФИО1 в границах территории Памятника, расположенного по адресу: г.П, ул.Г.д.*, в частности ст. 45 Закона № 73-ФЗ, заключающиеся в проведении в отношении указанного Памятника, работ по возведению временной кровли над помещением сеней со стороны западного фасада Памятника строительных и ремонтных работ, выразившееся в отсутствии задания и разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению Памятника согласованным Комитетом; без осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за проведением таких работ; с допуском к проведению работ в отношении Памятника лиц, не имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Изложенные обстоятельства послужили основанием для составления 22.01.2021 в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал. Считал вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, доказанной материалами дела.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО1 в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.

Защитник ФИО1 – К.Н.В. пояснила, что ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признает, однако просила учесть, что ФИО1 пытался соблюсти процедуру согласования проведения работ по памятнику культуры, но ввиду завышенной стоимости проекта историко-культурной экспертизы и длительности временных затрат на их проведение, начал проводить работы по сохранению памятника в отсутствие должных согласований. Памятник культуры находился в ветхом состоянии, и все действия ФИО1 как собственника были направлены исключительно на его сохранение. При назначении наказания ФИО1 просила о снисхождении.

Выслушав представителя Комитета по охране объектов культурного наследия Псковской области, защитника Гладкова Д.Ф- К.Н.В., изучив материалы дела, суд находит вину ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, установленной.

Административная ответственность по ст. 7.14 КоАП РФ наступает за организацию или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей.

Статьей 40 Федерального Закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее Закон № 73-ФЗ) установлено, что под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, работы в отношении объекта культурного наследия должны быть направлены на обеспечение его физической сохранности и сохранение его историко-культурной ценности.

Пунктом 1 ст. 45 Закона № 73-Ф3 установлено, что работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе, работы по его ремонту и приспособлению для современного использования, проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Из материалов дела следует, что вышеназванный Памятник, расположенный по адресу: г.П, ул.Г.д.* принят на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР 04.12.1974 № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР». В соответствии с пунктом 1 статьи 64 Закона № 73-ФЗ Памятник отнесен к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр). Памятник включен в Реестр в качестве объекта культурного наследия федерального значения с присвоением реестрового номера: №*

Право собственности ФИО1 в отношении Жилого дома и Участка зарегистрировано в установленном законом порядке. В Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) 23.10.2020 внесены записи о государственной регистрации права собственности ФИО1 в отношении Жилого дома за №* и в отношении Участка за № №*8.

В отношении Жилого дома в ЕГРН 18.08.2016 внесена запись за №* об ограничениях и обременениях данного объекта недвижимости на основании Охранного обязательства собственника или иного законного владельца № 376 от 10.08.2016.

В отношении Участка в ЕГРН 18.08.2016 внесена запись за №* об ограничениях и обременениях данного объекта недвижимости на основании Охранного обязательства собственника или иного законного владельца № 375 от 10.08.2016.

Конструктивной частью Жилого дома является объект культурного наследия федерального значения «Подызбица», расположенный по адресу: г.П, ул.Г.д.* (далее – Памятник).

Памятник представляет собой каменный цокольный (подвальный) объем Жилого дома, выходящий своим северо-западным торцом на ул. Гоголя. Памятник состоит из 3-х помещений: первое, крайнее левое (выходящее к ул. Гоголя) помещение Памятника, перекрытое каменным цилиндрическим сводом; второе (среднее) помещение Памятника перекрытое каменным цилиндрическим сводом; третье помещение Памятника кирпичное, позднее. Предмет охраны Памятника утвержден приказом Комитета от 28.09.2016 № 422 «Об утверждении проекта описания предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Подызбица» XVII в., расположенного по адресу: г.П, ул.Г.д.*».

При проведении в отношении ФИО1 внеплановой проверки было осуществлено посещение и обследование Памятника.

В ходе данных посещения и обследования установлено, что в отношении Памятника проведены следующие работы:

1) полностью демонтирован ранее существовавший 2-этажный, с подвальным помещением, юго-восточный (дворовый) кирпичный объем Жилого дома. На месте данного объема устроен монолитный ленточный фундамент, с горизонтальным бетонным перекрытием, имеющий размеры 7,72 м (по юго-западному фасаду) х 7,8 м (по юго-восточному фасаду) х 7,72 (по северо-восточному фасаду), примыкающий к конструкциям каменной кладки Памятника находящейся под бревенчатым срубом Жилого дома.

В ходе проведения данных работ утрачено ранее существовавшее позднее кирпичное помещение, входившее в состав 3-х частной структуры Памятника. В соответствии с Приказом № 422 предметом охраны Памятника является трехчастность структуры данной постройки. Таким образом, предметом охраны Памятника, представляющего собой каменный цокольный (подвальный) объем Жилого дома, состоящий из 3-х помещений, является как крайнее левое помещение Памятника, перекрытое каменным цилиндрическим сводом и второе (среднее) помещение Памятника, сохранившееся в объеме каменных стен, так и позднее третье кирпичное помещение, являвшееся конструктивной частью демонтированного 2-этажного, с подвальным помещением, юго-восточного (дворового) кирпичного объема Жилого дома;

2) демонтированы плоское деревянное перекрытие поздней палатки (позднее третье кирпичное помещение Памятника) с бревенчатыми балками и плоское позднее деревянное перекрытие Памятника (между Памятником и бревенчатым срубом) с балками круглого сечения, являющиеся предметом охраны Памятника в соответствии с Приказом № 422. Вместо данных перекрытий устроены новодельные, из деревянных конструкций на металлических скобах-подставах;

3) в основании сохранившейся каменной кладки второго (среднего) помещения Памятника устроен сплошной бетонный ленточный пояс с бетонным полом и приямком у входа в крайнее левое помещение Памятника;

4) на северо-восточным фасаде Жилого дома, в объеме каменной кладки Памятника, устроен дверной проем с бетонным приямком с наружной части фасада;

5) демонтировано штукатурное покрытие Памятника на его юго-западном фасаде, в результате чего каменная кладка открыта для неблагоприятного воздействия окружающей среды.

Указанные выше работы были проведены в отношении Памятника с нарушением обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия, установленных пунктом 1, подпунктами 8 и 12 пункта 2 статьи 33, статьей 45 Закона № 73-ФЗ, в отсутствие:

выданного Комитетом задания на проведение работ по сохранению Памятника, содержанием которого охватываются указанные выше работы;

разработанной на основании выданного Комитетом задания на проведение работ по сохранению Памятника проектной документации на проведение работ по сохранению Памятника, содержанием которой охватываются указанные выше работы, согласованной с Комитетом в установленном законом порядке;

выданного Комитетом разрешения на проведение работ по сохранению Памятника, содержанием которого охватываются указанные выше работы;

осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за проведением указанных выше работ,

а также при осуществлении допуска к проведению работ в отношении Памятника лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия.

Приказом Комитета от 10.08.2016 № 376 в отношении Памятника утверждено Охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия (далее – Охранное обязательство).

В соответствии с абзацем 1 пункта 11 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению лицом, которому объект культурного наследия принадлежит на праве собственности.

Пунктом 13 статьи 47.6 Закона № 73-ФЗ установлено, что если к моменту перехода права владения объектом культурного наследия оформлено охранное обязательство, обязанность нового владельца объекта культурного наследия по выполнению такого охранного обязательства возникает с момента перехода к нему права владения указанным объектом культурного наследия. Таким образом, с момента приобретения ФИО1 право собственности в отношении Жилого дома, в том числе, в отношении являющегося его конструктивной частью Памятника, Охранное обязательство подлежит исполнению данным лицом.

Пунктом 14 Охранного обязательства установлено, что ФИО1 обязан обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия сохранение предмета охраны объекта культурного наследия, в порядке, установленном Законом № 73-ФЗ.

Пунктом 15 Охранного обязательства установлено, что ФИО1 должен организовать работы по сохранению объекты культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона № 73-ФЗ.

Пунктом 17 Охранного обязательства установлено, что при содержании и использовании Памятника, в целях его поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения технического состояния и (или) изменения предмета охраны, ФИО1 обязан, в том числе:

осуществлять расходы на содержание Памятника и поддержание его в надлежащем состоянии (подпункт 1 пункта 17 Охранного обязательства);

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия (подпункт 2 пункта 17 Охранного обязательства).

Из указанных выше положений Закона № 73-ФЗ и Охранного обязательства следует, что обязанность по организации и проведению в отношении Памятника работ в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 45 Закона № 73-ФЗ, подлежит исполнению ФИО1 При таких обстоятельствах суд находит вину ФИО1 в совершении административного правонарушения установленной, доказанной и квалифицирует его действия по 7.14 КоАП РФ.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.7.14 КоАП РФ, подтверждается: протоколом об АП, актом №43 проверки в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, предписанием №44 от 11.12.2020, выпиской из ЕГРН, материалами фотофиксациии, иными документами.

Указанные доказательства оценены в совокупности с другими материалами дела в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

При назначении наказания суд руководствуется требованиями ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ и учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, личность ФИО1, отсутствие отягчающих и наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств (признание вины), в связи с чем полагает необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.

На основании ст. 7.14 КоАП РФ и руководствуясь ст.ст. 4.2, ст. 4.3, ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель: УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), КПП 770301001, ИНН <***>, ОКТМО 45382000, р/счет получателя 40101810500000001901, Банк: Операционный департамент Банка России //Межрегиональное операционное УФК г.Москва, БИК 024501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500 КБК 05411601191010005140, назначение платежа – штраф по постановлению № 5-1221/2021 (протокол об АП № 2/2021).

Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный КоАП РФ срок, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа либо административный арест на срок до 15 суток.

На постановление по делу об административном правонарушении может быть подана жалоба в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 (два) года.

Судья И.В. Тимофеева