к делу №5-1254/16
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Славянск-на-Кубани, ул.Красная,32 23 декабря 2016 года
Судья Славянского городского суда Краснодарского края Радионов Алексей Алексеевич,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» юридический адрес: г.Краснодар, ул.Кубанская Набережная,47, ИНН (...)
УСТАНОВИЛ:
ООО «РН-Краснодарнефтегаз» допустило уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земли в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. Правонарушение совершено при следующих обстоятельствах. 20.10.2016 из администрации МО Крымский район поступила телефонограмма по факту выхода на поверхность земли нефтепродуктов примерно в 400 м от жилой застройки Южной окраины п.Новоукраинский Крымского района Краснодарского края. По данному факту было произведено натурное обследование территории земельного участка с кадастровым номером (...), расположенного в границах СХПК «Новоукраинский», секция 33, часть контура 29. При натурном обследовании на земельном участке зафиксирован розлив нефти в результате прорыва нефтепровода, идущего через земельный участок от скважины №158у к групповой установке №43. Ремонт поврежденного трубопровода осуществляло ООО «РН-Краснодарнефтегаз». Площадь загрязнения почвы составила 71,75 кв.м (длина 20,5 м, ширина 3,5 м). В ходе обследования данной территории сотрудниками ФГБУ ЦЛАТИ по ЮФО был произведен отбор проб загрязнений почвы (протокол отбора (измерений) проб почвы от 20.10.2016 №17.) Согласно протоколу испытаний (измерений) проб почвы №24 от 31.10.2016 и экспертному заключению №219 от 03.11.2016 в результате исследования проб почвы 3100 и №98 (фон) концентрация нефтепродуктов на глубине отбора 0-0,05 м в пробе 3100 превышает фоновый показатель (проба №98) в 31,74 раза. Концентрация нефтепродуктов на глубине отбора 0,05-0,2 м в пробе №101 превышает фоновый показатель (проба №99) в 63,22 раза.
По данному факту 10.11.2016 старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» и решено провести административное расследование, по результатам которого составлен протокол об административном правонарушении (...) от 07.12.2016.
В судебном заседании представитель ООО «РН-Краснодарнефтегаз» Землянская Я.Б. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что частью 2 ст.8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами производства и потребления. Согласно протоколу (...) от 07.12.2016 обследованный земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения. В соответствии с ч.1 ст.23.15 КоАП РФ, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст.8.6 КоАП РФ (в части административных правонарушений, относящихся к самовольному снятию или перемещению почвы, уничтожению плодородного слоя почвы земель сельскохозяйственного назначения) возлагаются на органы, осуществляющие государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, каковым является Россельхознадзор. Считает, что Росприроднадзор не имеет полномочий на составление рассматриваемого протокола об административном правонарушении. Определение о передаче дела на рассмотрение судье от 07.12.2016 также вынесено неправомочным должностным лицом и с нарушением правил подсудности. Просила вернуть протокол об административном правонарушении и материалы дела в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз», как составленные неправомочным лицом.
Государственный инспектор Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Городилов А.О. пояснил, что Росприроднадзором не осуществлялись контроль-надзорные функции при составлении протокола об административном правонарушении. Росприроднадзором было проведено административное расследование, в ходе которого было установлено, что земельный участок относится к землям сельхозназначения. Росприроднадзор имеет право на составление протокола об административном правонарушении, но не на его рассмотрение, поэтому он и был переда в суд. Просил суд привлечь ООО «РН-Краснодарнефтегаз» к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации указанного трубопровода. Кроме того, в качестве отягчающего административную ответственность обстоятельства просил учесть, что ООО «РН-Краснодарнефтегаз» в 2016 году привлекалось к административной ответственности по ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ и вновь совершило аналогичное административное правонарушение.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утвержденными Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 06.11.2013 №520 «Правила безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов» установлены требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах магистральных трубопроводов, на которых транспортируются опасные вещества - углеводороды, находящиеся в жидком (нефть, нефтепродукты, сжиженные углеводородные газы, конденсат газовый, широкая фракция легких углеводородов, их смеси) и/или газообразном (газ) состоянии.
Согласно Письму Роприроднадзора от 23.05.2012 №ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 №ВК-03-03-36/14757, порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное разрушение почвенного покрова в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Согласно ст.12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ст.42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
При проведении административного расследования ООО «РН-Краснодарнефтегаз» предоставлен договор аренды (...) от 01.01.2009, дополнительное соглашение (...) к договору аренды (...) от 01.01.2009, изменения (...) к дополнительному соглашению (...) к договору аренды (...)от 01.07.2016, в соответствии с которыми нефтепровод 4 // СКВ.158 (600м) находится в аренде у ООО «РН-Краснодарнефтегаз». Также предприятием представлен паспорт трубопровода (...) «скв.№158у-ГУ-43, в котором в разделе «запись о ремонте и переобустройстве трубопровода» имеется запись о том, что 20.10.2016 производились работы по демонтажу хомута на участке нефтепровода от скв. 158 до ГУ-43 для врезки катушки». Кроме того, ООО «РН-Краснодарнефтегаз» представлены сведения о работниках предприятия и автотранспортных средствах, принимавших участие в ремонте трубопровода 20.10.2016, а также акт приема-сдачи нефтезагрязняющего грунта для очистки от 21.10.2016, согласно которому обществом передано АО «АЧ ЭНПП СИРИУС» 21 м 3 нефтезагрязненного грунта, образовавшегося от нарушения целостности трубопровода от скв.158 до ГУ №43. По информации, полученной с официального сайта Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, вышеуказанный земельный участок на котором зафиксирован розлив нефтепродуктов, с кадастровым номером 23:15:0926000:736 представлен землями сельскохозяйственного назначения.
Таким образом, ООО «РН-Краснодарнефтегаз», не обеспечив выполнение требований ст.ст.12,42 Земельного кодекса РФ, в результате нарушения правил обращения с иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, допустило 20.10.2016 загрязнение почвы нефтепродуктами на земельном участке, расположенном в 400 м от жилой застройки Южной окраины п.Новоукраинский Крымского района Краснодарского края, что привело к уничтожению плодородного слоя почвы, а равно порче земли.
Судья не соглашается с доводами представителя ООО «РН-Краснодарнефтегаз» о том, что протокол об административном правонарушении составлен неуправомоченным лицом, поскольку ч.1 ст.23.15 КоАП РФ установлена подведомственность рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении земель сельскохозяйственного назначения, а не о составлении протокола об административном правонарушении.
Действия ООО «РН-Краснодарнефтегаз» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания ООО «РН-Краснодарнефтегаз» судья учитывает высокую степень общественной опасности совершенного правонарушения.
Отягчающим административную ответственность обстоятельством в соответствии с п.2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения, что следует из копии постановления Славянского городского суда от 02.08.2016.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством в соответствии с п.5 ч.1 ст. 4.2 КоАП РФ является предотвращение ООО «РН-Краснодарнефтегаз» вредных последствий административного правонарушения, что следует из Акта от 21.10.2016 о вывозе для очистки загрязненного слоя почвы.
С учетом изложенного в отношении ООО «РН-Краснодарнефтегаз» следует назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать ООО «РН-Краснодарнефтегаз» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 80 000рублей 00 копеек, который должен быть уплачен по следующим реквизитам:
получатель: УФК по Краснодарскому краю (Управление Росприроднадзора по КК и РА) банковские реквизиты: Южное ГУ Банка России; банк получателя БИК 040349001; счет№40101810300000010013 ИНН 2309089375; КПП 230901001 КБК 04811625060016000140 ОКТМО 03625000.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение 10-ти суток со дня получения его копии лицами, указанными в ст. 25.1-25.5 КоАП РФ.
Копия верна:
Согласовано: судья Радионов А.А.