ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-127/15 от 02.11.2015 Рыльского районного суда (Курская область)

Дело № 5-127/2015

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Рыльск 02 ноября 2015 г.

Судья Рыльского районного суда Курской области Костин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» (LLC «ORLAN-TRANS-GROUP), <данные изъяты>

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Орлан – Транс Груп», занимающееся международными перевозками грузов, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест и о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов, при следующих обстоятельствах.

<дата> со стороны Украины в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни под управлением гражданина Украины ФИО2 прибыл автомобиль марки <данные изъяты>. Согласно свидетельств о регистрации транспортных средств, данный автомобиль и полуприцеп принадлежат перевозчику ООО «Орлан - Транс Груп» (LLC «ORLAN-TRANS-GROUP). Водителем перевозчика ФИО3 при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза, должностному лицу таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни были представлены следующие товаросопроводительные и коммерческие документы: CMR б/н от <дата> и Invoice от <дата>, согласно которым в грузовом отделении полуприцепа перевозятся товары: бумага с металлическим покрытием и фольга алюминиевая количеством грузовых мест – 30. В ходе проведения таможенного осмотра было установлено, что грузовые места представляют собой деревянные паллеты, на которых размещены картонные упаковки песочного цвета и канистра из полимерного материала синего цвета. При пересчете грузовых мест установлено, что их общее количество составляет 31, что на 1 грузовое место больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, общий вес брутто составил <данные изъяты> кг. При вскрытии грузовых мест, было установлено, что: грузовых мест с товаром бумага с металлическим покрытием - 20, общим весом брутто <данные изъяты> кг; грузовых мест с товаром фольга алюминиевая - 10, общим весом брутто <данные изъяты> кг; грузовых мест канистры из полимерного материала, наполненные жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов - 1, общим весом брутто <данные изъяты> кг. Таможенным досмотром было установлено, что CMR б/н от <дата> и Invoice от <дата> не содержат сведений о товаре - 1 канистра из полимерного материала синего цвета прямоугольной формы, наполненная жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов (общий вес брутто - <данные изъяты> кг).

По результатам проведенного административного расследования по делу, <дата> уполномоченным отдела административных расследований таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни в отношении перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Определением и.о. начальника Курской таможни от <дата>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» для рассмотрения по существу было передано судье Рыльского районного суда Курской области.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно подп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. ТК ТС устанавливает требование о представлении перевозчиком таможенному органу документов при прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место.

Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 данного кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ч. 1 ст. 158 ТК ТС).

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом представляет документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения, в том числе о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.

Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов, определяет порядок и процедуру перевозки грузов, в частности, она касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны (статья 2).

Конвенцией МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне и в таможнях места назначения для таможенного контроля транспортное средство с содержащимся в нем грузом и соответствующие документы на груз (статьи 19, 21 Конвенции). В представляемые документы, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе, а также проставляет удостоверительную запись о том, что сведения о грузе точны и полны.

На основании статьи 36 Конвенции МДП, всякое нарушение положений настоящей Конвенции влечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций.

Согласно статье 39 Конвенции МДП, факт расхождения между сведениями, приведенными в книжке МДП, и наличием товара, не рассматривается как нарушение, если перевозчик приведет доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или при составлении книжки МДП.

Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ) от 19.05.1956 установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.

Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.

Статья 8 КДПГ устанавливает, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки.

Исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ООО «Орлан – Транс Груп» ФИО1 в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о дате, месте и времени судебного разбирательства, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - уполномоченный отдела административных расследований таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни ФИО4, также будучи надлежащим образом и своевременно извещенным о слушании дела, в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просит дело рассмотреть в его отсутствие.

Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности подтверждают вину перевозчика – ООО «Орлан – Транс Груп» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При проведении административного расследования по делу, руководитель перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» ФИО1 признал факт совершения перевозчиком ООО «Орлан – Транс Груп» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ и пояснил, что он является генеральным директором ООО «Орлан - Транс Груп», которое осуществляет международные перевозки. Также перевозчиком осуществлялась перевозка грузов посредством автомобиля марки «RENAULT PREMIUM 410.19» (седельный тягач), регистрационный номер AA2206EE, с полуприцепом марки «MERKER M300 01Y», регистрационный под управлением водителя компании ФИО6 Данная перевозка осуществлялась в соответствии с нормами КДПГ. Обязанности перевозчика определенные КДПГ, ТКТС, компании известны. ООО «Орлан - Транс Груп» ежеквартально проводит проверку знаний водителями (в том числе и ФИО7 правил и норм ТК ТС и законодательства РФ в том числе, в части сообщения в таможенный орган сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто, и об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам. В обязанности водителя входит присутствие при погрузке товара в ТС, проверка сверки соответствия фактически загруженного товара с товаром, заявленным в товаросопроводительных документах. ООО «Орлан - Транс Груп» категорически осуждает действия водителя ФИО8 по факту сообщения в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест ввозимых по CMR б/н от 04.08.2015 (л.д. 76 – 78).

Также вина перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» в совершении административного правонарушения, подтверждается совокупностью представленных доказательств по делу.

Товаросопроводительными и коммерческими документами: CMR б/н от <дата> и Invoice от <дата>, согласно которым в грузовом отделении полуприцепа перевозились товары: бумага с металлическим покрытием и фольга алюминиевая количеством грузовых мест – 30. Отправителем товаров является <данные изъяты> а получателем товаров является <данные изъяты> (л.д. 28 – 32).

Актом таможенного осмотра от <дата>, согласно которого был осмотрен автомобиль <данные изъяты>. В результате сканирования транспортного средства с применением МИДК было получено изображение, из анализа которого возникли основания полагать, что в грузовом отделении автомобиля предположительно находится товар, не заявленный к таможенному оформлению в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза (л.д. 9-12).

Согласно акту таможенного досмотра от <дата> к таможенному досмотру представлен товар, выгруженный из грузового отделения автомобиля марки <данные изъяты>, в помещение № 3 ЗТК СВХООО ТЛТ «Крупецкий», а именно деревянные паллеты, на которых размещены картонные упаковки песочного цвета и канистра из полимерного материала синего цвета. При пересчете грузовых мест установлено, что их общее количество составляет 31, что на 1 грузовое место больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах, общий вес брутто составил <данные изъяты> кг. При вскрытии грузовых мест, было установлено, что: грузовых мест с товаром бумага с металлическим покрытием - 20, общим весом брутто <данные изъяты> кг; грузовых мест с товаром фольга алюминиевая - 10, общим весом брутто <данные изъяты> кг; грузовых мест канистры из полимерного материала, наполненные жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов - 1, общим весом брутто <данные изъяты> кг. Таможенным досмотром было установлено, что CMR б/н от <дата> и Invoice от <дата> не содержат сведений о товаре - 1 канистра из полимерного материала синего цвета прямоугольной формы, наполненная жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов (общий вес брутто - <данные изъяты> кг) (л.д. 14 – 20).

Протоколом изъятия вещей и документов от <дата>, была изъята 1 канистра из полимерного материала синего цвета, с жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов, общим весом брутто <данные изъяты> кг (л.д. 24 - 27).

Актом приема – передачи имущества на ответственное хранение от <дата>, согласно которому изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> товар – 1 канистра из полимерного материала синего цвета, с жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов, общим весом брутто <данные изъяты> кг. был помещен на хранение на склад ООО «Мега П» (л.д. 99).

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выражается в данном случае в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов.

Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов не обязывает перевозчика проверять вес брутто товара, принимаемого к перевозке, его наименование, но и не запрещает ему этого делать, при этом не отменяет обязанность перевозчика достоверно заявить вес брутто таможенному органу, наименование товара, которая установлена таможенным законодательством РФ.

Перевозчиком ООО «Орлан – Транс Груп» меры к установлению наименования товара, принимаемого к перевозке, приняты не были. Сведений о том, что у представителя перевозчика объективно отсутствовала такая возможность, судом не установлено. Тот факт, что представитель перевозчика не проводил сверку товара, не свидетельствует об отсутствии объективной возможности установления необходимых сведений о товаре.

Обязанность перевозчика предоставлять достоверные сведения о товаре, в том числе о наименовании, весе брутто и количестве грузовых мест не поставлена в зависимость от того, правильно или неправильно они указаны грузоотправителем в товаросопроводительных документах, что предполагает осуществление самостоятельного контроля перевозчиком за достоверностью указанных сведений, представляемых в таможенный орган.

Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, перевозчик ООО «Орлан – Транс Груп», в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имел реальную возможность правильно установить наименование товара (груза) ввозимого в РФ и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных в сопроводительных документах на товар, установлено наименование товар, тем самым, перевозчик совершил правонарушение, предусмотренное ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ.

Оснований для освобождения перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» от административной ответственности не имеется.

При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Перевозчик ООО «Орлан – Транс Груп» признал вину в совершении административного правонарушения, оказал содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, ранее к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекался, что в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, является обстоятельствами, смягчающими его административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп», в соответствии ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.2 КоАП РФ и отсутствие обстоятельств, отягчающих в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ административную ответственность, а также, принимая во внимание, что ООО «Орлан – Транс Груп», осуществляет свою деятельность и находится на территории Украины, наказание перевозчику ООО «Орлан – Транс Груп» надлежит определить в виде конфискации предметов административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л :

Признать перевозчика ООО «Орлан – Транс Груп» (LLC «ORLAN-TRANS-GROUP, <данные изъяты>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения – товара: одной канистры из полимерного материала синего цвета, с жидкостью с характерным запахом нефтепродуктов, общим весом брутто <данные изъяты> кг., изъятого по протоколу изъятия от <дата>, находящегося на ответственном хранении на складе ООО «Мега П», расположенного по адресу: Россия, <...> Ж.

Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: