Дело № 5-128/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Рыльск 06 ноября 2015 г.
Судья Рыльского районного суда Курской области Костин А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ», <данные изъяты>
У С Т А Н О В И Л:
АО «TRANS-LEASING.KZ», занимающееся международными перевозками грузов, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов, при следующих обстоятельствах.
<дата> со стороны Украины в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни под управлением гражданина Казахстана ФИО 1 прибыл грузовой автомобиль марки <данные изъяты>. Согласно свидетельств о регистрации транспортных средств, данный автомобиль и прицеп принадлежат перевозчику АО «TRANS-LEASING.KZ». Водителем перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» - ФИО 1 при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза должностным лицам таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни были представлены следующие товаросопроводительные и коммерческие документы: CMR № от <дата>, INVOICE № от <дата> и INVOICE № от <дата>, согласно которым в грузовых отделениях автомобиля и прицепа перевозятся товары: изделиями санитарно-гигиенического назначения, изделия легкой промышленности, общим количеством грузовых мест – 1466, общим весом брутто товаров – <данные изъяты> кг. Отправителем товаров является <данные изъяты> получателем товаров <данные изъяты> а перевозчиком АО «TRANS-LEASING.KZ». При проведении таможенного досмотра товаров, перемещаемых указанными транспортными средствами, было установлено, что грузовые места представляют собой картонные короба песочного цвета и упаковки из прозрачной полимерной пленки. Общее количеством грузовых мест, перевозимых указанными транспортными средствами составило 2412, что на 946 грузовых мест больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах. Общий вес брутто товаров составил <данные изъяты> кг. Таким образом, в ходе таможенного досмотра было установлено, что в CMR № от <дата> не заявлены сведения о товаре: изделия санитарно-технического назначения в количестве 946 картонных коробов.
По результатам проведенного административного расследования по делу, <дата> заместителем начальника отдела по контролю за таможенным транзитом (ОКТТ) таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни в отношении перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ», был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Определением и.о. заместителя начальника Курской таможни от <дата>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» для рассмотрения по существу было передано судье Рыльского районного суда Курской области.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации или при убытии с таможенной территории Российской Федерации товаров и (или) транспортных средств, либо для получения разрешения на внутренний таможенный транзит или для его завершения, либо при помещении товаров на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно подп. 21 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее ТК ТС), перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств. ТК ТС устанавливает требование о представлении перевозчиком таможенному органу документов при прибытии в пункт пропуска через таможенную границу или иное установленное место.
Перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии на таможенную территорию таможенного союза путем представления документов и сведений, предусмотренных ст. 159 данного кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров (ч. 1 ст. 158 ТК ТС).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом представляет документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения, в том числе о весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), за исключением крупногабаритных грузов.
Таможенная Конвенция о международной перевозке грузов, определяет порядок и процедуру перевозки грузов, в частности, она касается перевозки грузов, осуществляемой без их промежуточной перегрузки, в дорожных транспортных средствах, с пересечением одной или нескольких границ от таможни места отправления одной из Договаривающихся Сторон до таможни места назначения другой Договаривающейся Стороны (статья 2).
Конвенцией МДП установлено, что перевозчик представляет в каждой промежуточной таможне и в таможнях места назначения для таможенного контроля транспортное средство с содержащимся в нем грузом и соответствующие документы на груз (статьи 19, 21 Конвенции). В представляемые документы, в свою очередь, перевозчик вносит сведения о перемещаемом грузе, а также проставляет удостоверительную запись о том, что сведения о грузе точны и полны.
На основании статьи 36 Конвенции МДП, всякое нарушение положений настоящей Конвенции влечет применение к виновному в стране, в которой нарушение было совершено, предусмотренных законодательством этой страны санкций.
Согласно статье 39 Конвенции МДП, факт расхождения между сведениями, приведенными в книжке МДП, и наличием товара, не рассматривается как нарушение, если перевозчик приведет доказательство того, что эти расхождения не являются результатом ошибок, допущенных преднамеренно или по небрежности при погрузке или при составлении книжки МДП.
Статьей 3 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее КДПГ) от 19.05.1956 установлено, что при применении данной Конвенции перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для выполнения перевозки, когда эти агенты или лица выполняют возложенные на них обязанности.
Статьями 4-6 и 9 КДПГ предусмотрено, что договор перевозки устанавливается накладной, подписанной отправителем и перевозчиком. В накладной должны быть указаны, помимо прочего, вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза. Накладная служит доказательством условий договора и удостоверением принятия груза перевозчиком.
Статья 8 КДПГ устанавливает, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров, внешнее состояние груза и его упаковки.
Исходя из содержания приведенных статей Конвенции, накладная является доказательством условий договора, который составляется сторонами, в том числе перевозчиком, при их непосредственном участии и с отражением в нем известных всем участникам договора условий (что предполагает их предварительную проверку), в частности, о весе груза, о количестве грузовых мест.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – АО «TRANS-LEASING.KZ» ФИО1 в судебном заседании факт совершения перевозчиком АО «TRANS-LEASING.KZ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ не признала, пояснив, что событие и состав указанного правонарушения отсутствуют, так как фактически все необходимые сведения о товаре были сообщены перевозчиком таможенному органу, поскольку количество картонных коробок, указанных в товаросопроводительных документах совпало с их количеством, установленном осмотром. Определение веса товара, при проведении таможенного досмотра было произведено таможенным органом не верно, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о поверке весов, что ставит под сомнение их показания. Также полагает, что было нарушено право перевозчика на защиту при проведении административного расследования по делу, поскольку АО «TRANS-LEASING.KZ» был вручен таможенным органом протокол об административном правонарушении от <дата>, несмотря на то, что в материалах дела данный протокол от <дата>.
Заместитель начальника отдела контроля за таможенным транзитом (ОКТТ) таможенного поста МАПП Крупец Курской таможни ФИО2, составивший протокол об административном правонарушении, в судебном заседании подтвердил обстоятельства дела, отраженные в данном протоколе. Также пояснил, что АО «TRANS-LEASING.KZ» при проведении административного расследования по делу было надлежащим образом уведомлено о составлении протокола об административном правонарушении, и представитель перевозчика в своем заявлении просил составить протокол в его отсутствие. Вместе с тем, направление перевозчику протокола об административном правонарушении от <дата>, а не от <дата>, является ошибочным.
Исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности подтверждают вину перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
При проведении административного расследования по делу, руководитель перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» ФИО3 признал факт совершения перевозчиком АО «TRANS-LEASING.KZ» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, но как законный представитель перевозчика вину в совершении данного правонарушения не признал и пояснил <дата> была подписана заявка № по договору <данные изъяты> от <дата>, заключенного с <данные изъяты> на перевозку по маршруту Днепропетровск (Украина) - Астана (Казахстан). АО «TRANS-LEASING.KZ» имеет удостоверение о допуске к международным перевозкам товаров и осведомлено о правах и обязанностях перевозчика, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, а также установленные Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19.05.1956. Также АО «TRANS-LEASING.KZ» ознакамливает водителей, в частности ФИО 1 с обязанностями проверки, соответствия транспортным и коммерческим документам, товаров во время их погрузки в грузовые отсеки транспортных средств, для дальнейшей международной перевозки. В обязанности водителя входит присутствие при погрузке товара в транспортное средство. Но в данном случае грузоотправитель не допустил водителя присутствовать при погрузке, что не давало возможность водителю проконтролировать погрузочные места и их количество, а также сверить товар и упаковку по документам. Также сообщил, что оформлением импортной декларации, CMR и другой документации занимался заказчик, пункт 2.2 договора <данные изъяты> от <дата>, что снимает с них ответственность за информацию в документах (л.д. 53 – 54).
Однако вина перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» в совершении административного правонарушения подтверждается совокупностью представленных доказательств по делу.
Товаросопроводительными и коммерческими документами: CMR № от <дата>, INVOICE № от <дата> и INVOICE № от <дата>, согласно которым в грузовых отделениях автомобиля и прицепа перевозятся товары: изделия санитарно-гигиенического назначения, изделия легкой промышленности, общим количеством грузовых мест – 1466, общим весом брутто товаров – <данные изъяты> кг. Отправителем товаров является ООО «Сервис ПРО», а получателем товаров Филиал ТОО «Прима Дистрибьюшн», перевозчиком является АО «TRANS-LEASING.KZ» (л.д. 20 – 35).
Согласно акту таможенного досмотра № от <дата> к таможенному досмотру был представлен товар, выгруженный из автомобиля марки <данные изъяты>, в помещение склада № 4 ЗТК СВХ ООО «Знамение», а именно картонные короба песочного цвета и упаковки из прозрачной полимерной пленки, некоторые грузовые места повреждены. Общее количеством грузовых мест, перевозимых указанными транспортными средствами составило 2412, что на 946 грузовых мест больше, чем заявлено в товаросопроводительных документах. Общий вес брутто товаров составил <данные изъяты> кг. Таким образом, в CMR № от <дата> не заявлены сведения о товаре: изделия санитарно-технического назначения в количестве 946 картонных коробов (л.д. 7 – 19).
Протоколом изъятия вещей и документов от <дата>, были изъяты: изделия санитарно-гигиенического назначения, изделия легкой промышленности в количестве 2412 картонных коробов (л.д. 41 - 47).
Актом приема – передачи имущества на ответственное хранение от <дата>, согласно которому изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от <дата> товар – изделия санитарно-гигиенического назначения, изделия легкой промышленности в количестве 2412 картонных коробов был помещен на хранение в СВХ ООО «Знамение» (л.д. 72 - 75).
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, выражается в данном случае в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товара, о количестве грузовых мест при помещении товара под таможенную процедуру.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов не обязывает перевозчика проверять вес брутто товара, количество грузовых мест, принимаемого к перевозке товара, но и не запрещает ему этого делать, при этом не отменяет обязанность перевозчика достоверно заявить вес брутто, количество грузовых мест, таможенному органу, которая установлена таможенным законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании, перевозчиком АО «TRANS-LEASING.KZ» меры к установлению веса товара, принимаемого к перевозке, о количестве грузовых мест, приняты не были. Сведений о том, что у представителя перевозчика объективно отсутствовала такая возможность, судом не установлено.
Обязанность перевозчика предоставлять достоверные сведения о товаре, в том числе весе брутто и количестве грузовых мест не поставлена в зависимость от того, правильно или неправильно они указаны грузоотправителем в товаросопроводительных документах, что предполагает осуществление самостоятельного контроля перевозчиком за достоверностью указанных сведений, представляемых в таможенный орган.
Согласно ст. 15 Конституции РФ любое лицо должно соблюдать Конституцию РФ и законы, а, следовательно, и установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, должно не только знать о существовании обязанностей и прав, предусмотренных таможенным законодательством, но и обеспечить их выполнение, т.е. соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, перевозчик АО «TRANS-LEASING.KZ», в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе международных норм, имел реальную возможность правильно установить вес, количество ввозимого в РФ груза и сообщить таможенному органу достоверные сведения об этом, однако не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований закона: не была проверена правильность записей, сделанных в сопроводительных документах на товар, количество товара, его вес не были установлены, тем самым, перевозчик совершил правонарушение, предусмотренное ст. 16.1 ч.3 КоАП РФ, что указывает на необоснованность доводов представителя перевозчика об обратном.
Оснований для освобождения перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» от административной ответственности не имеется.
Доводы представителя ФИО1, о том, что перевозчиком были сообщены таможенному органу все необходимые сведения о товаре, поскольку количество картонных коробок указанных в товаросопроводительных документах совпало с их количеством, установленным осмотром, не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку установлено не достоверное сообщение перевозчиком таможенному органу сведений о количестве грузовых мест, а также о весе перевозимого товара, которые достоверно были установлены таможенным органом при проведении таможенного досмотра, ставить под сомнение законность которого, оснований не имеется.
Доводы представителя ФИО1 о допущенных процессуальных нарушениях при проведении административного расследования по делу, которые привели к нарушению прав перевозчика на защиту, также не нашли своего подтверждения в судебном заседании, поскольку существенных нарушений процессуальных норм, при производстве по делу, в судебном заседании установлено не было. Направление в адрес АО «TRANS-LEASING.KZ» протокола об административном правонарушении датированный иной датой (<дата>, а не <дата>) но полностью по содержанию соответствующему рассматриваемому протоколу, полагаю необходимо считать технической опиской при его оформлении, не нарушающей прав и законных интересов перевозчика. При этом, перед рассмотрение дела судьей, представитель АО «TRANS-LEASING.KZ» был ознакомлен со всеми материалами дела, в том числе и с протоколом об административном правонарушении.
Иные доводы представителя перевозчика, не опровергают установленных по делу обстоятельств, а также вины перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» в совершенном правонарушении, а именно в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов.
При назначении административного наказания учитываются характер совершенного административного правонарушения, данные о лице, в отношении которого ведется производство по делу, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перевозчик АО «TRANS-LEASING.KZ» оказал содействие органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении, что в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, является обстоятельством, смягчающим его административную ответственность.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ», в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, является повторное совершение им однородного административного правонарушения, поскольку он ранее 26.06.2015 уже привлекался к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Учитывая обстоятельства совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельства, смягчающего и отягчающего административную ответственность, данные о юридическом лице, полагаю возможным назначить перевозчику АО «TRANS-LEASING.KZ» наказание в виде штрафа, без конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать перевозчика АО «TRANS-LEASING.KZ» <данные изъяты> виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 70 000 (семьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: счет 40101810800000002901, получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>; КПП 773001001, ОКТМО 45328000. Банк получателя – ОПЕРУ – 1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002: назначение платежа: код вида платежа – 7024, код бюджетной классификации – 15311604000016000140, код валютной операции - [VO70070], код таможенного органа 10108000 (код таможенного органа необходимо указывать в графе 107 платежного поручения), штраф по делу об административном правонарушении, 15310101080000442159.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, лицу, привлеченному к административной ответственности, необходимо представить в суд, вынесший постановление.
Согласно части 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, соответствующие материалы направляются судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Рыльский районный суд Курской области в течение 10 суток с момента получения копии постановления.
Судья: