дело № 5-133/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 июня 2018 года г. Уфа
Судья Ленинского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан Фахрутдинова Р.Ф., рассмотрев материал об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Начальником ОИК УВМ МВД по РБ полковником полиции ФИО7 направлен в суд материал об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 15 минут при проверке соблюдения миграционного законодательства по адресу: РБ, <адрес>, установлено, что гражданин Республики Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу, выданного УВМ МВД по РБ, в качестве мастера по изготовлению ключей и ремонту обуви по адресу: <адрес>, чем нарушает п. 4 ст. 13 ФЗ от 25.07.2002 №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ», за что привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ. При опросе ФИО1 пояснил, что помещение для осуществления ремонта обуви и изготовлении ключей предоставила ИП ФИО2. В ходе проведенного административного расследования № установлено, что ФИО8 31.10.2017 расторгла договор аренды торгового места с ООО «Финанс ФИО3». Из ответа ООО «Финанс ФИО3» следует, что с ДД.ММ.ГГГГ договор аренды заключен с ИП ФИО5 Таким образом, в действиях ИП ФИО5 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
В судебном заседании должностное лицо- инспектор отдела иммиграционного контроля ФИО4, служебное удостоверение БАШ № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании просил рассмотреть административный материал в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Законный представитель индивидуального предпринимателя ФИО5 – ФИО9, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просил назначить по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ предупреждение.
В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ - доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 года № 357-ФЗ, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) предусмотрена административная ответственность за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В силу части 4 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу.
В соответствии с п. 1 ст. 13.3 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг) являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 28.09.2017 в 11 часов 15 минут при проверке соблюдения миграционного законодательства по адресу: РБ, <адрес>, установлено, что гражданин Республики Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу, выданного УВМ МВД по РБ, в качестве мастера по изготовлению ключей и ремонту обуви по адресу: <адрес>, чем нарушает п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ».
В отношении ФИО1 вынесено постановление об административном правонарушении № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.10 КоАП РФ и подвергнут административному штрафу в размере 2 500 рублей.
Из ответа ООО «Финанс ФИО3», расположенного по адресу: <адрес>, этаж 1, место №, следует, что с ДД.ММ.ГГГГ договор аренды заключен с ИП ФИО5
В силу п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как следует их материалов дела, при административном расследовании интересы ИП ФИО5 на основании доверенности представлял ФИО9 Так, протокол об административном правонарушении №/Габ составлен 17.01.2018 инспектором ОИК УВМ МВД по РБ ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 в том, что ДД.ММ.ГГГГ в 09.00 при проведении проверки соблюдения миграционного законодательства по адресу: РБ, <адрес>, установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 15 минут при проверке соблюдения миграционного законодательства по адресу: РБ, <адрес>, установлено, что гражданин Республики Узбекистана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу, выданного УВМ МВД по РБ, в качестве мастера по изготовлению ключей и ремонту обуви по адресу: <адрес>, чем нарушает п.4 ст.13 ФЗ от 25.07.2002 №115 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан на территории РФ».
Согласно протокола об административном правонарушении №/Габ от ДД.ММ.ГГГГ с протоколом ознакомлен, о рассмотрении дела об административном правонарушении уведомлен, объяснение дал и копию данного протокола получил: законный представитель индивидуального предпринимателя ФИО5 –ФИО9 с общей доверенностью б/н от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании ч. 1 ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. 1, 1.1 и 3 ст. 28.6 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В силу ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе.
Частью 4 ст. 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Исходя из ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, вотношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Пленум ВАС РФ в п. 17 Постановления от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что положения ст. 28.2 КоАП РФ, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (ч. 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (ч. 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (ч. 4).
В п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указывается, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными ст.28.2 КоАП РФ.
КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника.
Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является. Так, согласно л.д.10 административного материала представлена доверенность общая на участие в рассмотрении дел по административным правонарушениям.
Таким образом, суд приходит к выводу о ненадлежащем извещении индивидуального предпринимателя ФИО5 о дате и времени составления протокола об административном правонарушении.
В силу требований части 2 статьи 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Извещение участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, признается надлежащим, если оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 6 Постановления от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказом ФГУП "Почта России" от 31.08.2005 № 343.
На основании вышеизложенного, несоблюдение порядка привлечения лица к административной ответственности свидетельствует о том, что должностным лицом при рассмотрении дела допущены существенные процессуальные нарушения требовании Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, составление административным органом протокола об административном правонарушении в присутствии представителя ИП ФИО5- ФИО9, действующего на основании доверенности без специально оговоренного полномочия по участию в производстве по конкретному административному делу, и при отсутствии надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и месте составления протокола, неправомерно.
При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь подп.2 ч. 1 ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Протокол об административном правонарушении №/Габ от ДД.ММ.ГГГГ инспектора ОИК УВМ МВД по РБ ФИО4 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО5 по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня его вынесения.
Судья Р.Ф.Фахрутдинова