Дело №
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ
683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«25» августа 2014 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск - Камчатского городского суда Камчатского края Лаевская Римма Петровна, при секретаре ФИО3, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Ростовской области, проживающего в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,
о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
По результатам проведенной Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае выездной проверки правомерности использования средств федерального бюджета, в том числе, средств федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы, за период 2012 – 2013 годы, установлено, что первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю (далее – Следственное управление по Камчатскому краю) ФИО2ДД.ММ.ГГГГ допустил нецелевое использование бюджетных средств, поскольку бюджетные средства использованы на иные цели, не соответствующие целям, определенным бюджетной сметой, что выразилось в следующем.
За счет лимитов бюджетных обязательств по разделу (подразделу) 0314 «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности», целевой статье 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», коду операций сектора государственного управления 226 «Прочие работы, услуги», предназначенных для выдачи командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для оплаты найма жилых помещений, а также компенсации работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате найма жилых помещений в служебной командировке, первый заместитель руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, подписав первичные бухгалтерские документы, санкционировал оплату прочих работ, услуг для нужд Следственного управления по Камчатскому краю путем перечисления по заявке на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ денежных средств ООО «Отель Венеция» за проживание в отеле в служебной командировке руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 в сумме 4 205 руб., в то время как, указанные расходы по договорам (контрактам) (на основании счетов-фактур, актов приема-передачи выполненных работ (услуг)) подлежат отражению по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг государственных нужд», на который Следственному управлению по Камчатскому краю главным распорядителем бюджетные средства на 2013 год на командировочные расходы не выделялись и бюджетной сметой не утверждены
Своими действиями первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Камчатскому краю ФИО2 нарушил требования ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, подп.3.3.1,3.3.2 п. 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н (далее по тексту -Указания №н).
В судебном заседании и.о. руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 представил письменное пояснение, по своему содержанию совпадающее с представленным в материалах дела письменным объяснением от ДД.ММ.ГГГГ, данным при составлении протокола об административном правонарушении, вину в совершении правонарушения не признал, полагал, что субъектом правонарушения является руководитель финансового отдела, к тому же, два должностных лица не могут нести ответственность за данное правонарушение. Указал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, поскольку отсутствует нецелевое использование бюджетных средств, выделенные денежные средства направлены на соответствующую цель, определенную бюджетной сметой, возможно имеет место нарушение формы оплаты. Отметил, что ущерб не причинен, наказание должно быть соразмерно нарушению, которое является незначительным. Оплата проведена в безналичной форме по факту проживания руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 в гостинице, поскольку на время его убытия в командировку отсутствовали денежные средства. Выделенные денежные средства на командировочные расходы не потрачены на другие цели, поэтому не допущено нецелевое использование бюджетных средств.
Защитник ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании вину первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 в совершении административного правонарушения не признала, поддержала изложенные в письменном объяснении доводы. Пояснила, что оплата Следственным управлением по Камчатскому краю проживания руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 в отеле в служебной командировке относятся к виду расходов классификации расходов бюджетов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», поскольку осуществлена иная выплата, в 2013 году не было разъяснено, что при производстве выплаты в натуральной форме отражение расходов, связанных с командированием работников, следует отражать по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд». Указала, что по виду расходов 244 в бюджетной смете на 2013 год денежные средства не выделялись, расходы по командированию работников поступили по виду расходов 122. Договор с ООО «Отель Венеция» не заключался, государственной нужды, как о том указано в протоколе об административном правонарушении, у Следственного управления не имелось, была нужда непосредственно работника, поэтому отражение расходов по виду 122 являлось правильным. Полагала, поскольку выделенные на командировочные расходы денежные средства фактически и потрачены на указанную цель, не потрачены на иные цели, поэтому в действиях первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения, возможно, имеется нарушение применения Указаний №н, что в соответствии с положениями ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ не свидетельствует о нецелевом использовании бюджетных средств.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав и.о. руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2, защитника ФИО4, прихожу к следующему.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
В соответствии со ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
В силу ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 145-ФЗ (далее – Бюджетный кодекс РФ) в основе использования денежных средств находится принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств, либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 162 Бюджетного кодекса РФ одним из бюджетных полномочий получателя бюджетных средств является обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу ст. 158 Бюджетного кодекса РФ целевое назначение, размер и направление использования средств определятся в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности подведомственных им учреждений.
Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило строго вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.
Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенных соответствующими сметами расходов и реестрами перечисления средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ, нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела следует, что в адрес Следственного Управления по Камчатскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх.№ направлен проект бюджетной сметы на 2013 год, формы расчетов-обоснований, методические рекомендации по составлению бюджетной сметы с указанием, что, начиная с 2013 года, командировочные расходы следственных органов Следственного комитета в части суточных, проезда и проживания (КОСГУ 212, КОСГУ 222, КОСГУ 226) следует относить на ЦСР 0016700 вид расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» (л.д.130-138).
Письмом Следственного комитета Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ до руководителя Следственного управления по Камчатскому краю доведена информация об особенностях исполнения федерального бюджета следственными органами Следственного комитета РФ в 2013 году, обращено внимание, что командировочные расходы с ДД.ММ.ГГГГ отражаются по целевой статье 0016700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» (л.д.111-124).
ДД.ММ.ГГГГ главным распорядителем средств федерального бюджета Следственным комитетом Российской Федерации утверждена бюджетная смета на 2013 год для получателя средств федерального бюджета – Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении на должность сотрудников Следственного комитета Российской Федерации», назначен полковник юстициим ФИО2 первым заместителем руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю (л.д. 71).
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ «О работе в Системе электронного документооборота» первый заместитель руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО2 наделен правом первой электронно-цифровой подписи (л.д.60).
Согласно приказу №-к от ДД.ММ.ГГГГ руководитель Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 убыл в служебную командировку в <адрес> сроком на три календарных дня с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для участия в Межведомственном оперативном совещании при заместителе Генерального прокурора РФ ФИО6 (л.д.79).
На основании приказа №-к от ДД.ММ.ГГГГ, руководителю Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 выдано командировочное удостоверение № от ДД.ММ.ГГГГ о командировании в <адрес> сроком с 19 по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81).
Первым заместителем руководителя Следственного управления ФИО2 в электронном виде с использованием электронной подписи подписана заявка на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ, по которой на основании счета на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», предназначенных для выдачи командируемым работникам наличных денежных средств, либо перечисление на банковскую карту, перечислены денежные средства в ООО «Отель Венеция» за проживание в отеле в служебной командировке в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 сутки) руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 в сумме 3 480 руб., с учетом поздней выписки (5 ч.) на сумму 725 руб., всего на общую сумму 4 205 руб. (л.д.86,87).
Изложенные обстоятельства установлены в ходе проверки, что подтверждается актом выездной проверки № Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из акта выездной проверки, в нарушение ст. 162 Бюджетного кодекса в части целевого характера использования предусмотренных бюджетных ассигнований, подпунктов 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний №н, утвержденной на 2013 год бюджетной сметы, и.о. руководителя Следственного управления ФИО2, руководителем ФЭО ФИО4 в 2013 году за счет лимитов бюджетных обязательств по РП 0314 «Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности», ЦС 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций», программе 6700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований», ВР 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги», предназначенных для выдачи командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для оплаты найма жилых помещений, а также компенсации работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате найма жилых помещений в служебной командировке, оплачены прочие работы, услуги для нужд Следственного управления на сумму 8 655 руб., в том числе: -по заявке на кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании счета от ДД.ММ.ГГГГ№ перечислены денежные средства ОАО «Интур-Хабаровск» за проживание в гостинице в служебной командировке руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 на сумму 4 450 руб. (авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ№); -по заявке на кассовый ордер от ДД.ММ.ГГГГ№ на основании счета на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ перечислены денежные средства ООО «Отель Венеция» за проживание в отеле в служебной командировке руководителя Следственного управления ФИО5 на сумму 4 205 рублей (авансовый отчет от ДД.ММ.ГГГГ№). В соответствии с подпунктами 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний №н отражение расходов по оплате прочих работ, услуг для нужд Следственного управления по ВР 122 не предусмотрено. Таким образом, не по целевому назначению использованы средства федерального бюджета, предназначенные для выдачи командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для оплаты найма жилых помещений в служебных командировках, а также компенсации работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате найма жилых помещений в служебных командировках, на сумму 8 655 руб. (л.д.1-59).
Как отмечено ранее, руководителю Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 было указано, что командировочные расходы с ДД.ММ.ГГГГ отражаются по целевой статье 0016700 «Функционирование Вооруженных Сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда».
Защитник ФИО4 пояснила, что Следственному управлению по Камчатскому краю на командировочные расходы на 2013 год не выделялись бюджетные средства по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», бюджетные средства на командировочные расходы на 2013 год выделены по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», что подтверждается утвержденной бюджетной сметой на 2013 год.
В соответствии с подпунктами 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (утв. приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н, далее – Указания №н) существенными требованиями утвержденной структуры видов расходов, необходимыми к соблюдению, являются отражение расходов, связанных с командированием работников (служащих) казенных учреждений (в том числе государственных органов), в следующем порядке:
- выдача командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найма жилых помещений - по соответствующим элементам видов расходов группы 100 «Расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения функций государственными органами, казенными учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами», предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда (денежного довольствия) - 112, 122, 134 и 142;
- оплата приобретения билетов для проезда к месту командировки и обратно и (или) найма жилых помещений для командируемых работников по договорам (контрактам) - по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Таким образом, первому заместителю руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 необходимо было руководствоваться положениями подпунктов 3.3.1, 3.3.2 пункта 3 раздела III Указаний №н, отражая командировочные расходы по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», предусматривающего выдачу командируемым работникам наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет по оплате найма жилых помещений.
Вместе с тем, как установлено в ходе рассмотрения дела, руководителю Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 денежные средства под отчет по оплате найма жилых помещений не выдавались, на банковскую карту не перечислялись. В соответствии с заявкой на кассовый расход № от ДД.ММ.ГГГГ, счетом на оплату № от ДД.ММ.ГГГГ, первым заместителем руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 выделенные в 2013 году по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» бюджетные средства в сумме 4 205 руб. перечислены ООО «Отель Венеция» в счет оплаты прочих работ, услуг для нужд Следственного управления по Камчатскому краю в виде услуги по проживанию в отеле руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5, что предусмотрено по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», денежные средства на который на командировочные расходы не выделены.
Фактические обстоятельства дела свидетельствуют, что первый заместитель руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 допустил нецелевое использование бюджетных средств путем подписания первичных бухгалтерских документов за счет лимитов бюджетных обязательств по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» произвел оплату прочих работ, услуг для нужд Следственного управления по Камчатскому краю, которые подлежат оплате за счет средств, предусмотренных по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд», на который бюджетные средства на командировочные расходы главным распорядителем Следственному управлению по Камчатскому краю на 2013 год и не выделялись.
Таким образом, средства федерального бюджета в сумме 4 205 руб., предоставленные главным распорядителем бюджетных средств согласно бюджетной смете на 2013 год, фактически использованы первым заместителем руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 на иные цели, не соответствующие условиям их получения.
Действия первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.144-148).
Возражая против вмененного административного правонарушения, и.о.руководителя Следственного управления ФИО2 и защитник ФИО4, представили письменное пояснение в котором указали следующее. В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств - Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю (далее - Управление) составляет и исполняет бюджетную смету; принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства. Бюджетная смета в Управлении формируется на основе указаний поступающих от главного распорядителя бюджетных средств - Следственного комитета Российской Федерации. Бюджетная смета на 2013 год сформирована в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению проекта бюджетной сметы и формы расчетов-обоснований (далее - Методические рекомендации), направленных в адрес Управления письмом Следственного комитета Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О представлении бюджетной сметы». Раздел 2 Методический рекомендаций в части командировочных расходов обращает особое внимание на то, что начиная с 2013 года командировочные расходы следственных органов Следственного комитета в части суточных, проезда и проживания (КОСГУ 212, КОСГУ 222, КОСГУ 226) следует относить на ЦСР 0016700 вид расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда». По видам расходов 122 (112), 244 в Приложениях ф.«212смета», ф.«244-222смета», ф.«244-226смета» командировочные расходы не включаются. Далее проект бюджетной сметы проверяется и утверждается главным распорядителем - Следственным комитетом Российской Федерации и направляется в Управление, которое согласно ст. 162 Бюджетного кодекса РФ исполняет бюджетную смету. Лимиты бюджетных обязательств для Следственного управления доводятся в соответствии с утвержденной бюджетной сметой с указаниями об особенностях исполнения федерального бюджета на каждый финансовый год. Таким образом, бюджетное финансирование носит строго целевой характер. Лимиты бюджетных обязательств доведены расходным расписанием 064 от ДД.ММ.ГГГГ. Особенности исполнения федерального бюджета следственными органами Следственного комитета Российской Федерации в 2013 году доведены следственному управлению Главным управлением обеспечения деятельности Следственного комитета Российской Федерации № Исхск-229/1-25895-12 от ДД.ММ.ГГГГ. Данный документ определяет все особенности исполнения федерального бюджета в 2013 году. Пункт 2 вышеназванного документа обращает внимание на то, что командировочные расходы с ДД.ММ.ГГГГ отражаются по целевой статье 0016700 «Функционирование Вооруженных сил Российской Федерации, органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности, войск и иных воинских формирований» виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда». Пункты 7.4.6, приложение 3 к письму № Исхск-229/1-25895-12 от ДД.ММ.ГГГГ определяет направление расхода и суммы лимитов бюджетных обязательств в части КОСГУ 226 «Прочие услуги» на оплату уголовно-процессуальных издержек, на охрану объектов, на оплату услуг по договору ГПХ, прочие расходы. Таким образом, расходы, связанные со служебными командировками, в части найма жилья определены по бюджетной смете по КБК 0016700 122 226. В соответствии с п.п. 3.3.2. пункта 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» включает в себя расходы осуществляемые учреждениям по госконтрактам (договорам). Лимиты бюджетных обязательств по КБК 0016700 122 226 были направлены на оплату найма жилья сотрудникам, находящимся в служебных командировках, в бюджетном учете данные расходы отражены, как расходы с подотчетными лицами с использование счета 20800 «Расчеты с подотчетными лицам». Расходы имели разовый характер и осуществлялись в бездоговорном порядке, более того они имели адресный характер, то есть осуществлялись для конкретного лица (сотрудника). Более того все лимиты бюджетных обязательств были направлены для обеспечения нужд сотрудников, связанных с исполнением ими их служебных обязанностей в служебных командировках, а не с приобретением услуг для государственных нужд. Таким образом, средства федерального бюджета, представленные главным распорядителем бюджетных средств с условием расходования на оплату командировочных расходов в 2013 году по виду расходов 112, КОСГУ 226 «Прочие услуги», фактически были использованы получателем бюджетных средств по предусмотренному бюджетной сметой целевому назначению - для оплаты найма жилья в служебной командировки сотрудника Управления по указанному в заявке на кассовый расход виду расхода 112, КОСГУ 226 «Прочие услуги». Следовательно, бюджетные средства были использованы получателем бюджетных средств на цели, соответствующие условиям их получения, определенным в утвержденной главным распорядителем бюджетной смете на 2013 год. Таким образом, в действиях первого заместителя руководителя Управления ФИО2 отсутствует состав административного правонарушения.
Вместе с тем, доводы письменного объяснения об отсутствии в действиях первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 состава административного правонарушения являются необоснованными, в силу вышеизложенного.
Заявленные в судебном заседании доводы об отсутствии в действиях первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 состава административного правонарушения, поскольку отсутствует факт нецелевого использования бюджетных средств, бюджетные средства израсходованы на поставленные цели, связанные с командировочными расходами, имело место нарушение применения Указаний №н, подлежат отклонению по следующим основаниям.
Бюджетным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
Бюджетным кодексом Российской Федерации определены целевые статьи расходов бюджетов Российской Федерации по финансированию расходов бюджетов конкретным направлениям деятельности бюджетополучателей. Критерием разграничения является вид деятельности бюджетополучателя.
Статья 21 Бюджетного кодекса РФ определяет не только понятие целевых сталей расходов, но и видов расходов, функциональной классификации, которые детализируют направления финансирования расходов бюджета по целевым статьям. При этом, ст. 23 Бюджетного кодекса РФ определена экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации, являющаяся группировкой расходов бюджетов по их экономическому содержанию.
Таким образом, целевая статья 0010000 «Руководство и управление в сфере установленных функций» отражает расходы федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов на содержание и обеспечение деятельности федеральных государственных органов, аппаратов управления государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Бюджетного кодекса РФ, для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления в силу пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса РФ устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей классификации. В частности, Министерство финансов Российской Федерации устанавливает перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи классификации. В 2013 году действовали Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ N 171н.
Учитывая, что на основании ст. 18 Бюджетного кодекса РФ бюджетная классификация в совокупности всех ее элементов является группировкой расходов, то в соответствии со ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ несанкционированное перемещение средств федерального бюджета не только между целевыми статьями, но и видами расходов функциональной классификации, и статьями (подстатьями) экономической классификации расходов является нецелевым использованием бюджетных средств.
Статьи расходов сметы имеют cтрого обязательный характер и произвольному изменению не подлежат.
Материалами административного дела подтверждено, что в нарушение Указаний N 171н, бюджетные средства в размере 4 205 руб., полученные Следственным управлением по Камчатскому краю по виду расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» использованы на непредусмотренные данным видом расходов цели – прочие работы, услуги для нужд Следственного управления по Камчатскому краю.
Не может быть принято во внимание указание на те обстоятельства, что в соответствии с п.п. 3.3.2. пункта 3 раздела III Указаний №н вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд» включает в себя расходы, осуществляемые учреждением по госконтрактам (договорам).
Согласно п. 26 ч. 1 ст. 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд» (в редакции на дату совершения административного правонарушения), допустимо размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя) в случае, если осуществляется размещение заказа на оказание услуг, связанных с направлением работника в служебную командировку; при этом, к услугам, предусмотренным настоящим пунктом, относятся обеспечение проезда к месту служебной командировки и обратно, наем жилого помещения, транспортное обслуживание, обеспечение питания.
Указанная норма регулирует отношения между работником организации, являющейся заказчиком, направляемым в служебную командировку, и корреспондирует нормам ст. 168 Трудового кодекса РФ, устанавливающей гарантии возмещения работодателем работнику расходов, связанных со служебной командировкой.
В данном случае, приобретение Следственным управлением услуги по проживанию работника (руководителя Следственного управления ФИО5 в отеле «Виктория») в служебной командировке путем оплаты отеля в сумме 4 205 руб., является приобретением прочих услуг для нужд Следственного управления и распределяется на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Ссылку первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Камчатскому краю ФИО2 и защитника ФИО4 на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации», из которого следует, что если судом будет установлено, что исходя из содержания указанных перечней, наименований статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить, на какую статью (в случае, когда статья не детализирована подстатьями) или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (то есть когда названные расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные статьи и подстатьи Классификации), финансирование указанных расходов за счет средств, выделенных на любую из возможных к применению статей или подстатей Классификации, не признается нецелевым использованием бюджетных средств, расцениваю как несостоятельную, поскольку в данном конкретном случае является совершенно очевидным, что в соответствии с Указаниями N 171н расходы по оплате проживания в отеле в служебной командировке руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО5 следовало отнести на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для государственных нужд».
Необоснованным расцениваю довод защитника ФИО4 о том, что бюджетная смета на 2013 год составлялась на основании Указаний №н по исполнению бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2012 году, поэтому утвержденная бюджетная смета на 2013 год не предусматривала расходы по командированию работников по виду расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», в связи с чем расходы отнесены на вид расходов 122 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда», поскольку процесс ведения сметы предусматривает внесение изменений в нее в порядке, установленном главным распорядителем средств бюджета для утверждения сметы, что не лишало Следственное управление по Камчатскому краю воспользоваться правом внесения изменения распределения сметных назначений по кодам классификации расходов в соответствии с Указаниями №н.
Указание и.о. руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО2 о том, что не является субъектом правонарушения, поскольку ответственность должен нести руководитель финансового отдела, основан на неверном толковании закона и не принимается во внимание.
Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих бюджетной сметой.
Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Первым заместителем руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю является ФИО2, назначенный на должность Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О назначении на должность сотрудников Следственного комитета РФ» (л.д.71).
В соответствии с подп. 30 п. 6 Положения о Следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю, утвержденного председателем Следственного комитета Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, основной функцией Следственного управления по Камчатскому краю в сфере управления финансовыми ресурсами является обеспечение результативного и эффективного использования бюджетных средств, выделенных Следственному управлению по Камчатскому краю.
Как следует из п. 1.1 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ по Следственному управлению по Камчатскому краю «О полномочиях должностных лиц Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю по осуществлению финансово-экономической и хозяйственной деятельности в системе Следственного комитета Российской Федерации», первому заместителю руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по камчатскому краю предоставлено право ставить первую подпись на всех документах по вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности, представляемых в государственные органы, учреждения и организации; утверждать распределение ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, а также техники и оборудования (л.д.61-64).
Таким образом, первым заместителем руководителя Следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Камчатскому краю ФИО2 нарушены требования ст.ст. 162 Бюджетного кодекса РФ, подп.3.3.1,3.3.2 п. 3 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденных приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н.
Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2, согласно статье 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность первого заместителя руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2 в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
При решении вопроса о назначении административного наказания первому заместителю руководителя Следственного управления по Камчатскому краю ФИО2, учитываю характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства данного дела, совокупность представленных доказательств, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие отягчающего административную ответственность обстоятельства, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которое сможет обеспечить достижение цели административного наказания, оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать первого заместителя руководителя Следственного управления Следственного комитета РФ по Камчатскому краю ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Постановление в полном объеме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ. Резолютивная часть объявлена ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Р.П. Лаевская
Реквизиты на перечисления в доход бюджета штрафных санкций:
ИНН <***> КПП 410101001
УФК по Камчатскому краю (Территориальное управление
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае)
ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю; г. Петропавловск-Камчатский
БИК 043002001 р/с 40№
КБК 15№
ОКТМО 30701000001
В графе «назначение платежа» указать
«штраф по постановлению об административном правонарушении, с указанием номера и даты»