Дело № 5-1360/2022 УИД: 51RS0002-01-2022-004808-07
Мотивированное постановление изготовлено 20.09.2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Мурманск 20 сентября 2022 года
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Жукова М.Ю., (<...>), рассмотрев административное дело в отношении иностранной компании «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк»), юридический адрес *** ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,
в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
*** с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) из порта Мурманск убыло транспортное средство международной перевозки судно «Neva», IMO *** (флаг М-вы острова). В 11 часов 27 минут Таможенному органу судовым агентом ООО «Баренц Групп» от имени перевозчика, представлены документы и сведения в соответствии с пп.2 п.1 ст. 89 ТК ЕАЭС в электронном виде посредствам программы КПС "КПС Совершение операций". Сообщению был присвоен №***, таможенной декларации на транспортное средство присвоен №***.
Сообщение об убытии товаров с таможенной территории Евразийского экономического союза было обработано должностным лицом таможенного поста Морской порт Мурманск. При обработке сведений, содержащихся в сообщении, было принято решение о проведении таможенного осмотра транспортного средства международной перевозки - судна «NEVA».
В период с 15 ч. 00 мин. по 15 ч. 50 мин. ***г. должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск был проведен таможенный осмотр транспортного средства международной перевозки - судна «Neva», акт таможенного осмотра №*** в результате которого установлено что в кладовой машинного отделения находятся две коробки с неизвестным содержимым внутри.
С целью идентификации обнаруженных товаров должностным лицом таможенного поста было принято решение о проведении таможенного досмотра товаров не указанных в стандартных документах перевозчика. В период с 16 ч. 20 мин. по 16 ч. 50 мин. *** должностными лицами таможенного поста Морской порт Мурманск был проведен таможенный досмотр товаров (АТД №***), в ходе которого было установлены незадекларированные товары, а именно:
1. Фреон, находящийся в баллоне с маркировкой «R-22 REFRIGERANTE», упакованный в коробку с маркировкой «R-22 REFRIGERANTE», баллон закрыт заводским способом, заводская пломба не нарушена, страна происхождения согласно маркировки Китай, общее количество баллонов с фреоном – 1 (одна) штука, общим весом в 13,6 кг (код ТН ВЭД ЕАЭС 2903);
2. Фреон, находящийся в баллоне с маркировкой «R-134а REFRIGERANTE», упакованный в коробку с маркировкой «R-134а REFRIGERANTE», баллон закрыт заводским способом, заводская пломба не нарушена, страна происхождения согласно маркировки Китай, общее количество баллонов с фреоном – 1 (одна) штука, общим весом в 13,6 кг (код ТН ВЭД ЕАЭС 2903).
Руководствуясь статьей 323 ТК ЕАЭС от капитана судна «NEVA» было получено письменное объяснение, из которого следует, что данные обнаруженные товары являются судовым фреоном и относятся к судовым припасам и не были задекларированы в установленном порядке по его невнимательности и огромной загруженности на работе Данная товары являются судовыми припасами и необходимы для использовании на судне.
Установлено, что декларирование данных товаров не производилось, указанные товары не заявлены в стандартных документах перевозчика.
Таким образом, по результатам таможенного контроля обнаруженный товар был идентифицирован должностными лицами т/п Морской порт Мурманск как судовые припасы (один баллон с фреоном R-22, один баллон с фреоном R-134а), подлежащие таможенному декларированию по установленной форме.
*** по данному факту в отношении «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк») было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** по результатам административного расследования в отношении «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк») составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
*** дело об административном правонарушении в отношении «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк») поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание законный представитель «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк»), будучи надлежаще извещенным, не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, в котором просил применить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие законного представителя и защитника «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк»).
Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях иностранной компании – «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк») признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно положениям статьи 28.1 КоАП РФ, поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.
Факт совершения вменяемого «Bay Shipping And Trading Inc» («Бай Шиппинг Энд Трэйдинг Инк») административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об АП №*** от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ (л.д.1-7);
- копиями судовых документов (л.д.9-43);
- актом таможенного досмотра №*** от *** (л.д.44-46);
- актом таможенного досмотра №*** от *** (л.д.47-49);
- объяснением капитана судна «NEVA» Ozer Ozgul, из которого следует, что два 2 баллона фреона не были задекларированы по невнимательности. Эти баллоны с фреоном являются судовыми припасами (л.д.50);
- протоколом изъятия вещей и документов №*** от *** с видеозаписью (л.д.51-55);
- актом приема-передачи вещественных доказательств от *** (л.д.56-59);
- протоколом опроса свидетеля сотрудника Поморского таможенного поста ФИО1 от ***, в котором он подтвердил обстоятельства, изложенные в определении о возбуждении дела об АП *** (л.д.72-75);
- письмом ООО «Баренц Групп» №*** от *** (л.д.82-84, 104-106);
- письмом В.Л. Менеджмент от *** (л.д.92-93);
- служебной запиской от ***№*** (л.д.94-95);
- заключением эксперта ЭКС ЦЭКТУ от ***№***, согласно которому рыночная стоимость товара, являющегося предметом по настоящему делу об АП, на дату *** составляет 30 327 рублей (л.д.99-101);
- служебной запиской от ***№*** о расчете стоимости подлежащих уплате таможенных платежей (л.д.103);
- протоколом опроса свидетеля заместитель директора департамента по морскому сервису ООО «Баренц Групп» ФИО5 от ***. Согласно сведениям, содержащимся в сертификате о регистрации от ***№***, судовладельцем судна «NEVA» является компания «Bay Shipping And Trading Inc» (Trust Company Complex, Ajeltake Road, Ajeltake Island, Majuro, Marshall Islands ***) (л.д.121-124);
- письмом ООО «Панди Сервис Восток» от ***, согласно которому указанная организация выступает по данному делу об АП от имени и по поручению компании «Bay Shipping And Trading Inc», которая уполномочила Общество представлять их интересы по делу об АП №***. В Письме Общество указывает, что компания «Bay Shipping And Trading Inc» является зарегистрированным Владельцем судна NEVA, в этом качестве компания управляла судном во время его захода в порт Мурманск ***. Капитан и члены экипажа судна NEVA действовали открыто и добросовестно, они проверили и составили опись имеющихся на борту судовых припасов, а также предприняли необходимые действия для учета имеющихся на борту судовых припасов с целью последующей подачи полных и точных сведений о них в таможенный орган в четком соответствии с действующим законодательством и инструкциями судового агента. Однако вследствие недосмотра членов экипажа и по ошибке в учете номенклатуры судовых припасов капитан судна не указал 2 баллона с фреоном в декларации о судовых припасах. Компания «Bay Shipping And Trading Inc» является владельцем указанных товаров. Компания «Bay Shipping And Trading Inc» является ответственным лицом за заявление сведений о вышеуказанных товарах при прибытии судна и знакома с таможенным законодательством ЕАЭС, регламентирующим совершение таможенных операций и порядок декларирования товаров, в той мере и степени, в которой данная информация доводится до сведения капитана и членов экипажа агентом судна до прибытия судна в порт, с целью его таможенного оформления. Компания «Bay Shipping And Trading Inc» признает ответственность за административное правонарушение - недекларирование по установленной форме 2 баллонов с фреоном, совершенное в результате непреднамеренных действий, и просит учитывать данное обстоятельство в качестве смягчающего. Ввиду вышесказанного, непреднамеренного характера данного АП и отсутствия экономической целесообразности в возвращении вышеуказанных товаров законному владельцу, компания «Bay Shipping And Trading Inc» просит применить в качестве штрафной санкции конфискацию незадекларированных товаров, являющихся предметом административного правонарушения, а именно: двух баллонов фреона - без наложения административных штрафов на Владельцев судна NEVA, компанию «Bay Shipping And Trading Inc» (л.д.129-130);
- протоколом об административном правонарушении №***–617/2022 от *** (л.д.137-140), а также иными документами, представленными в административном деле.
Совокупность исследованных доказательств по делу об административном правонарушении судья находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.
Согласно подпункту 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «припасы» – товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.
Согласно статье 92 ТК ЕАЭС, для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено ТК ЕАЭС.
Согласно статьи 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке водным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик в том числе представляет декларацию о судовых припасах, а также сведения о судовых припасах, имеющихся на судне (наименования и количество).
Статьями 105, 111 ТК ЕАЭС регламентировано, что при таможенном декларировании применяются в том числе декларация на транспортное средство. Декларация на транспортное средство используется при таможенном декларировании транспортных средств международной перевозки, а в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, – при таможенном декларировании припасов.
Регистрация или отказ в регистрации декларации на товары, транзитной декларации и декларации на транспортное средство оформляется в порядке, определяемом Комиссией, а в части, не урегулированной Комиссией, – в порядке, устанавливаемом в соответствии с законодательством государств–членов о таможенном регулировании.
Согласно статьи 278 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску при ввозе на таможенную территорию Союза временно ввозимых транспортных средств международной перевозки и обратном вывозе с таможенной территории Союза таких транспортных средств международной перевозки. Таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется с использованием декларации на транспортное средство.
Сведения, подлежащие указанию в декларации на транспортное средство, определяются Комиссией при определении порядка заполнения такой таможенной декларации в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка товаров, направления перемещения транспортного средства международной перевозки через таможенную границу Союза. В качестве декларации на транспортное средство могут использоваться стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами государств–членов с третьей стороной в области транспорта. В качестве декларации на транспортное средство допускается использование предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в порядке, определяемом Комиссией.
Статьями 281, 282 ТК ЕАЭС также установлено, что припасы перемещаются через таможенную границу Союза и используются на таможенной территории Союза или за пределами таможенной территории Союза в порядке, установленном главой 39 ТК ЕАЭС, а в части, не урегулированной настоящей главой, – в порядке, установленном иными главами ТК ЕАЭС.
Припасы, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза либо вывоза с таможенной территории Союза и использования за пределами таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию и выпуску в порядке и на условиях, которые предусмотрены главой 39 ТК ЕАЭС, без помещения под таможенные процедуры. Таможенные операции, связанные с таможенным декларированием и выпуском припасов при их ввозе на таможенную территорию Союза, совершаются в местах прибытия либо местах завершения международной перевозки.
Таможенное декларирование припасов, находящихся на транспортном средстве международной перевозки (на борту водного или воздушного судна либо в поезде), прибывшем на таможенную территорию Союза и убывающем с такой таможенной территории Союза, может осуществляться одновременно с таможенным декларированием транспортного средства международной перевозки с использованием декларации на транспортное средство.
В ходе таможенного контроля было установлено, что товар – фреон (2 баллона), являющийся судовым припасом не был задекларирован по установленной форме в представленных на отход документах.
Таким образом, результатами таможенного контроля были установлены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, выразившегося в недекларировании по установленной форме товаров подлежащих декларированию, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 8 Кодекса торгового мореплавания РФ под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 1 статьи 206 КТМ РФ капитан судна и другие члены экипажа судна подчиняются распоряжениям судовладельца, относящимся к управлению судном, в том числе к судовождению, внутреннему распорядку на судне и составу экипажа судна.
В соответствии со статьей 71 КТМ РФ капитан судна в силу своего служебного положения признается представителем судовладельца и грузовладельца в отношении сделок, необходимых в связи с нуждами судна, груза или плавания.
Кроме того, в соответствии с п.п. 2.4, 2.4.1 Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 09.04.1965 г.), основным документом о судовых припасах, содержащим сведения, требуемые государственными властями при приходе и отходе судна, является декларация о судовых припасах. Государственные власти принимают декларацию о судовых припасах, датированную и подписанную капитаном или каким-либо лицом судового командного состава, надлежащим образом уполномоченным на то капитаном и лично осведомленным о судовых припасах.
Таким образом, в силу российского и международного законодательства капитан выступает от имени декларанта в отношении указанной категории товаров и декларант несет ответственность за его действия.
Субъектом ответственности за недекларирование по установленной письменной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, в рассматриваемом случае является декларант.
Пунктами 2 и 3 статьи 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров и декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Согласно пункту 8 статьи 281 ТК ЕАЭС декларантами припасов могут выступать перевозчик, а также лица, указанные в абзацах втором - пятом подпункта 1 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС.
Исходя из положений пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, декларантом может быть лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Из материалов данного дела об АП следует, что на момент убытия из порта Мурманск судовладельцем судна «Neva» и владельцем незадекларированного товара являлась иностранная компания «Bay Shipping And Trading Inc.», следовательно, данная организация является субъектом ответственности за данное правонарушение.
Иностранной компании «Bay Shipping And Trading Inc.» необходимо было при убытии судна из порта Архангельск задекларировать вышеуказанный товар в качестве припасов в декларации о судовых припасах либо иных судовых документах в соответствии со ст. 282 ТК ЕАЭС.
Учитывая вышеизложенное, компания «Bay Shipping And Trading Inc.» нарушила требования законодательства ЕАЭС, а именно не произвела таможенное декларирования по установленной форме товара, подлежащего таможенному декларированию, что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 16.2 КоАП РФ.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельством, смягчающим наказание иностранной компании «Bay Shipping And Trading Inc», судьей признается совершение правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.
При этом оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, не нахожу в виду следующего.
В соответствии с разъяснением, приведенным в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
При этом малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 14 июля 2011 года №1031-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Б. на нарушение его конституционных прав примечаниями к статье 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», данная правовая норма предназначена для защиты самостоятельного объекта охраняемых государством общественных отношений в сфере таможенного дела, связанных с осуществлением таможенного контроля. Поэтому административная ответственность за совершение данного административного правонарушения наступает независимо от факта неуплаты таможенных платежей или наступления иных материальных последствий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 года №4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности, и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Вместе с тем таких исключительных обстоятельств из материалов дела не усматривается.
Таким образом, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 16.2 КоАП РФ недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию для юридических лиц влечет наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение иностранной компании, учитывая наличие смягчающих и отсутствие отягчающего наказание обстоятельства, при этом отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства и имущественного ущерба, прихожу к выводу о назначении иностранной компании наказания в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 3.5, ч.1 ст. 16.2, ч.3 ст. 24.7, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
иностранную компанию «Bay Shipping And Trading Inc» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Предмет административного правонарушения:
- фреон, находящийся в баллоне с маркировкой «R-22 REFRIGERANTE», упакованный в коробку с маркировкой «R-22 REFRIGERANTE», баллон закрыт заводским способом, заводская пломба не нарушена, страна происхождения согласно маркировки Китай, общее количество баллонов с фреоном – 1 (одна) штука, общим весом в 13,6 кг (код ТН ВЭД ЕАЭС 2903);
- фреон, находящийся в баллоне с маркировкой «R-134а REFRIGERANTE», упакованный в коробку с маркировкой «R-134а REFRIGERANTE», баллон закрыт заводским способом, заводская пломба не нарушена, страна происхождения согласно маркировки Китай, общее количество баллонов с фреоном – 1 (одна) штука, общим весом в 13,6 кг (код ТН ВЭД ЕАЭС 2903) – изъятые по протоколу изъятия вещей и документов по делу об АП № *** от 09.06.2022 и передан на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни, расположенную по адресу: <...>, - конфисковать.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья М.Ю. Жукова