ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1385/15 от 18.09.2015 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело №5-1385/2015 Великий Новгород

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть объявлена 18 сентября 2015 года

Мотивированное постановление изготовлено 21 сентября 2015 года

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Степанова Ю.Н., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ЗАОГ.И.В., старшего государственного инспектора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области К.А.А., заместителя начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области Ф.А.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, в отношении юридического лица

ЗАО, юридический адрес: <адрес><данные изъяты>

у с т а н о в и л :

ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области К.А.А. в отношении ЗАО составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Дело об административном правонарушении передано для рассмотрения в Новгородский районный суд Новгородской области.

При рассмотрении дела представитель Общества не согласился с наличием выявленных нарушений, пояснил, что Обществом размещаются (захораниваются) отходы в соответствии с лицензией и документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Факт того, что Общество не обратилось за переоформлением лицензии в 2012 году, объясняется отсутствием у Общества информации о выдаче собственнику полигона твердых бытовых отходов – муниципальному образованию – городской округ Великий Новгород нового свидетельства о государственной регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, в котором внесены изменения в указании адреса объекта права, при этом в установленном порядке адрес объекту не присваивался. Фактически место расположения полигона не изменилось, Общество размещало отходы на том же объекте, который указан лицензии от ДД.ММ.ГГГГ.

Изучив материалы дела, выслушав участвующих в деле лиц, судья приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ установлена ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ инспектором Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области проведена внеплановая выездная и документарная проверка на основании заявления ЗАО о переоформлении лицензии и распоряжения ВрИО руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проверки в деятельности Общества выявлены нарушения ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.

Согласно ст.9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

В соответствии с п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон №99-ФЗ) деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

Статьей 18 указанного закона предусмотрен порядок переоформления лицензии, которая подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности (часть 1).

В соответствии с ч.ч.7,9 указанной статьи при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, не указанному в лицензии, в заявлении о переоформлении лицензии указываются этот адрес и сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при осуществлении лицензируемого вида деятельности по этому адресу. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. При намерении лицензиата выполнять новые работы, оказывать новые услуги, составляющие лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии также указываются сведения, подтверждающие соответствие лицензиата лицензионным требованиям при выполнении данных работ, оказании данных услуг. Перечень таких сведений устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Согласно части 2 указанной статьи, до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 18, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГЗАО выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности. В приложении к лицензии приведен перечень отходов и виды работ в составе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV классов опасности, в качестве места осуществления деятельности по размещению (захоронению) отходов указан адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГЗАО подало в Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Новгородской области заявление о переоформлении лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, изменением выполняемых работ, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Как следует из заявления, адресом места осуществления лицензируемого вида деятельности, не указанного в лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года, указан адрес: <адрес> В качестве адреса места осуществления деятельности, по которому прекращена деятельность указан адрес: <адрес>, дата прекращения деятельности – ДД.ММ.ГГГГ.

В составе приложенных к заявлению документов, Обществом представлена копия свидетельства о государственной регистрации права, 53-АБ от ДД.ММ.ГГГГг., подтверждающая факт изменения адреса объекта размещения отходов на указанную дату. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГг. адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности был изменен. За переоформлением лицензии в связи с изменением адреса места осуществления деятельности с указанной даты до ДД.ММ.ГГГГ Общество не обращалось.

Кроме того, из представленных Обществом документов установлено, что ЗАО фактически ведет деятельность по обезвреживанию и размещению отходов III - IV классов опасности, в части размещения (захоронения) отходов III - IV классов опасности по новым видам работ, указанным в заявлении, без лицензии:

в 2014 году у ЗАО образовалось в ходе осуществления ими своей производственной деятельности и соответственно размещено (захоронено) отходов III класса опасности - 36,22 т (тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более); осадок механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве 15% и более);

в 2014 году у ЗАО образовалось в ходе осуществления ими своей производственной деятельности и соответственно размещено (захоронено) отходов IV класса опасности - 0,998 т (фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные; тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); отходы прочих теплоизоляционных материалов на основе минерального волокна незагрязненные; мусор с защитных решеток хозяйственнобытовой и смешанной канализации малоопасный);

в 2015 году у ЗАО образовалось в ходе осуществления ими своей производственной деятельности и соответственно размещено (захоронено) отходов III класса опасности - 0,054 т (фильтры очистки масла автотранспортных средств отработанные; фильтры очистки топлива автотранспортных средств отработанные);

в 2015 году у ЗАО образовалось в ходе осуществления ими своей производственной деятельности и соответственно размещено (захоронено) отходов IV класса опасности - 4272,533т (тара из черных металлов, загрязненная нефтепродуктами (содержание нефтепродуктов менее 15%); тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание менее 5%); мусор с защитных решеток хозяйственно-бытовой канализации; осадок (шлам) механической очистки нефтесодержащих сточных вод, содержащий нефтепродукты в количестве менее 15%, обводненный; мусор и смет уличный; мусор и смет производственных помещений малоопасный; мусор и смет от уборки складских помещений малоопасный; смет с территории гаража, автостоянки малоопасный; смет с территории предприятия малоопасный; отходы кухонь и организаций общественного питания несортированные прочие; инструменты лакокрасочные (кисти, валики), загрязненные лакокрасочными материалами (в количестве менее 5%); фильтры воздушные автотранспортных средств отработанные).

Фактическое размещение Обществом перечисленных отходов, не указанных в лицензии от ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждается приложениями к заявлению «Данные учета в области обращения с отходами», паспортами отходов I-IV классов опасности.

Таким образом, Обществом осуществлялась деятельность, подлежащая обязательному лицензированию, без соответствующей лицензии и его действия (бездействие) образуют состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вина юридического лица подтверждается приказом о проведении внеплановой выездной проверки, актом проверки, протоколом об административном правонарушении и другими материалами дела.

Доводы представителя юридического лица об отсутствии необходимости переоформления лицензии в связи с изменением адреса объекта, на котором осуществляется лицензируемая деятельность, основаны на неверном толковании приведенных выше правовых норм, поскольку законом прямо предусмотрена обязанность лицензиата переоформить лицензию в случае изменения адресов мест осуществления лицензируемого вида деятельности (ч.1 ст. 18 Федерального закона №99-ФЗ).

Доводы защиты о невозможности исполнить требование закона в отсутствие сведений у юридического лица об изменении адреса полигона твердых бытовых отходов, на котором осуществляется лицензируемый вид деятельности, также признаются судьей несостоятельными, поскольку обязанность по предоставлению достоверных сведений об адресе места осуществления лицензируемого вида деятельности возложена именно на юридическое лицо - соискателя лицензии, лицензиата (ч.1 ст.13, ч.7 ст. 18 Федерального закона №99-ФЗ).

Доводы о законности размещения Обществом в 2014-2015 гг. перечисленных в протоколе об административном правонарушении видов отходов, обусловленной наличием у Общества утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, отклоняются судьей, поскольку выдача указанных нормативов и лимитов не подменяет обязательность включения всех видов отходов, подлежащих размещению, в приложение к лицензии.

При таких обстоятельствах действия юридического лица верно квалифицированы контролирующим органом по ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Сведений о нарушении требований порядка проведения внеплановой выездной и документарной проверки, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не установлено.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие всех зависящих от него мер, направленных на недопущение совершения вмененного правонарушения.

По представленным доказательствам причин, объективно препятствующих соблюдению юридическим лицом установленного порядка получения (переоформления) лицензии на осуществление деятельности по определенному адресу и на виды работ, составляющие лицензируемый вид деятельности, не установлено, соответственно, у юридического лица имелась реальная возможность выполнить вышеприведенные требования закона.

Исходя из характера выявленных в ходе проверки нарушений, учитывая специфику деятельности юридического лица, а также принимая во внимание длительность совершения правонарушения, правонарушение не может квалифицироваться малозначительным.

Таким образом, судья приходит к выводу о том, что юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ, санкция которой предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении административного наказания юридическому лицу судья, учитывая установленные в статьях 1.2, 3.1 КоАП РФ задачи законодательства об административных правонарушениях (защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности), а также цели применения административного наказания, приходит к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного штрафа.

В соответствии с положениями частей 3, 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Согласно ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей.

Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение целей административного наказания.

Учитывая при назначении административного наказания в соответствии со ст.ст. 4.1 и 4.3 КоАП РФ общественно-опасный характер совершенного административного правонарушения, количество выявленных нарушений, их существенность, судья считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, полагая, что такой вид административного наказания сможет обеспечить достижение цели административного наказания, основания для приостановления деятельности юридического лица не установлено.

Обществом не представлено доказательств, свидетельствующих об избыточном ограничении прав лица, привлекаемого к ответственности, и невозможности уплаты административного штрафа в определенном судом размере.

Исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением ЗАО позволяющих применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь ст. 29.7, 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л :

Признать ЗАО виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 170 000 рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Получатель УФК по Новгородской области (Управление Росприроднадзора по Новгородской области)

Лицевой счет №<***>

ИНН <***> КПП 532101001

р/с <***> отделение Новгород

БИК 044959001 к/с нет ОКТМО 49 701 000

КБК 04811607000016000140 для статьи 19.20 КоАП РФ

Постановление может быть обжаловано в Новгородский областной суд в течение 10 суток со дня его получения путем принесения жалобы (прокурором протеста) через Новгородский районный суд или непосредственно в Новгородский областной суд.

Судья Новгородского

районного суда Ю.Н. Степанова

Разъяснить юридическому лицу, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.