П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Иркутск 23 июля 2020 года
Судья Октябрьского районного суда г. Иркутска Сергеева Т.И.,
с участием защитника Дружининой Н.В., действующей в интересах ООО «Рифей» на основании доверенности,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении № в отношении Общества с ограниченной ответственностью «РИФЕЙ», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: <...>,
УСТАНОВИЛ:
13 декабря 2019 года 10.00 часов по адресу <...> Обществом с ограниченной ответственностью «Рифей» не исполнены требования законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Дополнительным видом экономической деятельности ООО «Рифей» является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра, платины и металлов платиновой группы.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма на Общество распространяются права и обязанности, установленные указанным Федеральным законом на организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом.
На основании распоряжения № 79 от 25.10.2019 года временно исполняющего обязанности начальника Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора Ч. А.В. проведена плановая документарная проверка в отношении ООО «Рифей» в период с 02.12.2019 года по 13.12.2019 года с целью оценки выполнения организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения на основании утвержденного плана контрольно-надзорной деятельности в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Забайкальской Государственной инспекции пробирного надзора на 2019 год от 12.11.2018.
Проверкой установлено, что ООО "Рифей" не исполняются требования федерального законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно: в нарушение пункта 1.1 и пункта 2 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства № 667 от 30.06.2012 года, разработанные и утвержденные 10.12.2015 года директором ООО «Рифей» С. правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не приведены в соответствие с требованиями нормативных правовых актов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансирования оружия массового уничтожения, а именно:
а) В программе идентификации не предусмотрена проверка сведений клиентов об их причастности к распространению оружия массового уничтожения в соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, подпункт «б» пункта 8 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.
б) Программа по приостановлению операций не включает в себя:
- порядок выявления среди участников операции с денежными средствами или иным имуществом физических лиц или юридических лиц, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, (подпункт «а» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.);
- Порядок действий, направленных на приостановление операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с пункта 8 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ и связанных с осуществлением операции или дальнейшим приостановлением операции с денежными средствами или иным имуществом в случае получения постановления Федеральной службы по финансовому мониторингу, изданного на основании части третьей, статьи 8 Федерального закона № 115-ФЗ (подпункт «д» пункта 29 постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.).
в) В программе регламентирующей порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, не предусмотрен:
- Порядок получения информации от Федеральной службы по финансовому мониторингу об организациях и физических лицах, включенных в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (подпункт а(1) пункта 29(1) постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 года;
- Порядок принятия решения, направленного на выполнение требований абзаца 2 пункта 7 статьи 7.5 Федерального закона № 115 (подпункт «з» пункта 29 (1) постановления Правительства РФ № 667 от 30.06.2012 г.
г) Ссылка на приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу № 245 от 05.10.2009 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» неправомерна, так как данный приказ утратил силу в связи с введением в действие с 10.06.2015 года приказа Федеральной службы по финансовому мониторингу № 110 от 22.04.2015 г. «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
2) В нарушение требований подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ не представлены в Федеральную службу по финансовому мониторингу сообщения по 354 операциям купли-продажи драгоценных металлов, подлежащим обязательному контролю и совершенным в проверяемом периоде. Скриншот личного кабинета ООО «Рифей».
3) В нарушение подпункта 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ пунктов 1,4,7.1-7.7 Инструкции № 110 Обществом не осуществляются периодические (не реже одного раза в три месяца) проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены, либо должны применяться по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и не проводится информирование о результатах таких проверок Федеральной службы по финансовому мониторингу.
4) В нарушение требований пункта 10а «Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденного приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу № 203 от 03.08.2010 г. директор Общества, главный бухгалтер, специальное должностное лицо не прошли целевой инструктаж по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
06 февраля 2020 года ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Забайкальской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» Д. в отношении ООО "Рифей" составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании защитник Гордеева Е.А. суду пояснила, что общество не оспаривает факт выявленных должностным лицом нарушений. Общество приняло незамедлительно меры к устранению выявленных нарушений указанных в предписании, что подтверждается предоставленными документами. Просит суд, учесть это в качестве смягчающего обстоятельства, а также что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба. Просит назначить наказание в виде предупреждения.
Защитник Дружинина Н.В. дополнительно просила признать нарушение малозначительным и освободить Общество от административного наказания, ссылаясь на отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба, принятие незамедлительных мер к устранению нарушения по вынесенному предписанию.
Частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 данной статьи.
В силу части 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях действия (бездействие), предусмотренные частью 1 данной статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 названной статьи, влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона указанного административного правонарушения выражается в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Исследовав материалы административного дела, выслушав защитника, суд приходит к выводу, что вина ООО «Рифей» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 15.27 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается следующими доказательствами:
-копией распоряжения врио начальника Ч. А.В. от 25 октября 2019 года № 79;
- копией акта проверки от 13 декабря 2020 года № 79;
- копией устава ООО «Рифей» в редакции 2019 года;
- выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 09.12.2019 года, согласно которой генеральным директором ООО «Рифей» является Б.;
- копией свидетельства о внесении записи в Единый Государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года;
- копией о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту её нахождения;
- копией уведомления о включении в реестр специального учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- копией правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма ООО «Рифей утвержденных 10.12.2015 года;
- копией приказа № 171/2 от 20.11.2015 года о назначении ответственного лица за разработку и реализацию правил внутреннего контроля в связи с осуществлением операций с денежными средствами/иным имуществом – Х.;
- копия списка сделок, подлежащих обязательному контролю в 2018 году;
- копия списка сделок, подлежащих обязательному контролю в 2019 году;
- копия договора поставки № ОС-30/2018/П от Дата;
- копия договора поставки № ОС-30/2019/П от Дата;
- копия договора купли-продажи золота в слитках №/AU-03/2018 от Дата;
- копия договора купли-продажи золота в слитках №/AU-03/2019 от Дата;
- копия договора комиссии №/К от Дата;
- копия договора комиссии № К от Дата;
- копия договора комиссии № К от Дата;
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми, достоверными и относимыми доказательствами.
Внутренним контролем является деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Обязательным контролем является совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ.
Операции с денежными средствами или иным имуществом, подлежащие обязательному контролю, определены ст. 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
По итогам проведенной проверки соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, административным органом выявлен факт нарушения обществом требований Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", выразившегося в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, а также в непредставлении обществом в орган осуществляющий контроль сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
В статье 4 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученным преступным путем и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, относится, в том числе, осуществление внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 3 Закона о противодействии отмыванию доходов внутренний контроль - деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, включающая в себя, в том числе выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров, а также в установленных настоящим Федеральным законом случаях целевых правил внутреннего контроля.
Допустимость и достоверность доказательств сомнений не вызывает, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Рифей» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
Материалы дела свидетельствуют о наличии в действиях ООО «Рифей» события и состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.
В силу положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведенной нормы, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.
При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «Рифей" приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства.
Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим от него причинам Обществом не представлено.
Обстоятельствами, смягчающими ответственность в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, является признание вины, принятие мер к устранению нарушения.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, предусмотренным ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом не установлено.
Доводы защитника о том, что угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствие имущественного ущерба в результате допущенных нарушений не имеется, в связи с чем, просит назначить наказание в виде предупреждения, суд считает необоснованными.
Пункт 1 части 1 статьи 3.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что за совершение административных правонарушений может устанавливаться и применяться административное наказание в виде предупреждения.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ).
Вместе с тем, тяжесть совершенного правонарушения и наличие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, выражается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в связи с чем, оснований для назначения наказания в виде предупреждения суд, не усматривает.
С довод о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, поскольку Общество предприняло меры к устранению нарушений, указанных в предписании органа, суд не может согласиться в связи со следующим.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.
Наличие существенной угрозы охраняемым общественным интересам, выражается в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, установленных нормативными правовыми актами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При назначении административного наказания в соответствии с ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось, обстоятельства смягчающие административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств.
С учетом изложенного, суд считает необходимым назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, что сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Оснований для административного приостановления деятельности ООО «Рифей» суд, не усматривает.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ООО «Рифей» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф внести по следующим реквизитам:
№
№
№
№
№
№
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Т.И. Сергеева