КОПИЯ
Дело №
УИД 41RS0№-58
ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
КАМЧАТСКОГО КРАЯ
Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
«24» ноября 2021 года г. Петропавловск-Камчатский
Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Образцова Ольга Юрьевна, при секретаре Глухих Е.Ю., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении:
акционерного общества «Аметистовое», зарегистрированного по адресу: <адрес> г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, <адрес>, ОГРН №, зарегистрированного в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной налоговой службы по Камчатскому краю, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, |
УСТАНОВИЛ:
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (а именно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) акционерное общество «Аметистовое» (далее – АО «Аметистовое», Общество), находясь по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, <адрес> допустило неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений о восемнадцати операциях, подлежащих обязательному контролю при следующих обстоятельствах.
АО «Аметистовое» совершив операции, подлежащие обязательному контролю по продаже драгоценного металла в слитках ПАО «<данные изъяты>» по договорам купли-продажи золота от ДД.ММ.ГГГГ№-№, от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, а также по договорам купли-продажи серебра от ДД.ММ.ГГГГ№-№ и от ДД.ММ.ГГГГ№-КП на суммы, превышающие 600 000 рублей, а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 877 910 377 рублей 63 копейки;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 674 925 009 рублей 97 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на суммы 400 753 453 рубля 90 копеек, 399 572 670 рублей 96 копеек, 117 703 419 рублей 10 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 962 124 580 рублей 58 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 596 215 987 рублей 20 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 52 628 985 рублей 42 копейки;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 636 001 500 рублей, 48 824 288 рублей 19 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 425 303 рубля 52 копейки, 28 524 111 рублей 06 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 325 979 387 рублей 31 копейка;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 677 469 844 рубля 57 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 75 463 313 рублей 09 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 723 283 704 рублей 94 копейки;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61 998 637 рублей 46 копеек;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 364 008 442 рубля 69 копеек,
допустило неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло не представление в уполномоченный орган – Росфинмониторинг в срок не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операций (то есть в сроки по ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операции от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операции от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операции от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ (операция от ДД.ММ.ГГГГ) включительно) сведений об указанных восемнадцати операциях, подлежащих обязательному контролю в виде 18 формализованных электронных сообщений в соответствии со структурой 1-ФМ о совершённых операциях купли-продажи драгоценных металлов и поступлении платежей за реализованные драгоценные металлы.
Своим бездействием АО «Аметистовое» допустило нарушение требований пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), пп. «а» п. 3, пп. «а» п. 4 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 209, пп. «а» п. 1.4, п. 5.1 и 5.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", утверждённой Приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ N 110.
Законный представитель АО «Аметистовое» - ООО «Интерменералс» о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, участия при рассмотрении дела не принимал.
Защитник Степаненко Ю.Л. в судебном заседании ходатайствовала о прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью содеянного. Указала, что юридическое лицо вину в совершении административного правонарушения признаёт в полном объёме, в содеянном раскаивается. Не предоставление документов в Росфинмониторинг связано с отсутствием знаний законодательства у сотрудников Общества, ответственных за направление данной информации. Выявленные нарушения в настоящее время устранены, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ года в адрес уполномоченного органа направлены сведения о совершённых операциях. В результате содеянного негативных последствий для общества и государства не наступило, правонарушение совершено впервые. Просила учесть наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств: признание вины, совершение правонарушения впервые, принятие мер по устранению нарушений и соблюдению действующего законодательства. Кроме того, в связи с ведением ограничительных мероприятий вследствие распространения новой коронавирусной инфекции Общество вынуждено обеспечивать обсервацию работников, работающих вахтовым методом, что негативно отражается на деятельности юридического лица.
Выслушав пояснения защитника Степаненко Ю.Л., исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В силу ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля.
На основании пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к иным операциям с движимым имуществом: скупке, купле-продаже драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по указанным, в том числе, в пункте 1 статьи 6 настоящего Федерального закона подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами:
вид операции и основания ее совершения;
дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена;
сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ);
наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом;
сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом (наименование, регистрационный номер (номера) (при наличии), присвоенный иностранной структуре без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) при регистрации (инкорпорации), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), место ведения основной деятельности) (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ);
сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, по поручению и от имени которых совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ);
сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ);
сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), код (коды) (при наличии) иностранной структуры без образования юридического лица в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) в качестве налогоплательщика (или их аналоги), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ, действующего с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно пп. «а» п. 3 Положения о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 209 (далее – Положение №), организации и индивидуальные предприниматели представляют в Федеральную службу по финансовому мониторингу информацию о подлежащих обязательному контролю операциях с денежными средствами или иным имуществом, предусмотренную абзацами вторым - девятым подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
На основании пп. «а» п. 4 Положения № информация представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями и индивидуальными предпринимателями в следующие сроки: информация, указанная в подпункте "а" пункта 3 настоящего Положения, - в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции.
В соответствии с пп. «а» п. 1.4 Инструкции о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденной приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ N 110 (далее – Инструкция №) организации и индивидуальные предприниматели представляют в Росфинмониторинг информацию об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю.
В силу п. 5.1 Инструкции № организации, индивидуальные предприниматели документально фиксируют и в соответствии с положениями настоящей Инструкции представляют в Росфинмониторинг информацию, предусмотренную Федеральным законом не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции (сделки), подлежащей обязательному контролю.
На основании п. 5.4 Инструкции № представление в Росфинмониторинг информации об операциях (сделках), указанных в подпункте "а" 1.4 настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии со структурой ФЭС 1-ФМ.
Как следует из материалов дела на основании распоряжения руководителя Межрегионального управления Федеральной пробирной палаты по Дальневосточному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ№п в период с 01 по ДД.ММ.ГГГГ в отношении АО «Аметистовое» проведена плановая документарная проверки за проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 142-147). Копия указанного распоряжения направлялась в адрес АО «Аметистовое», о чём свидетельствует сопроводительное письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 14).
В ходе проверки установлено, что в соответствии с Уставом АО «Аметистовое», утверждённым решением единственного акционера ДД.ММ.ГГГГ основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли (п.2.1), основным видом деятельности Общества является добыча руд песков драгоценных металлов (золото, серебро и металлов платиновой группы (п. 2.4) (л.д. 111-122).
ДД.ММ.ГГГГ Дальневосточной государственной инспекцией пробирного надзора АО «Аметистовое» поставлено на специальный учёт в качестве юридического лица, осуществляющего операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями с присвоением учётного номера № (л.д. 150, 151-152).
В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
Таким образом, АО «Аметистовое» в силу ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ является организацией, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом.
ДД.ММ.ГГГГ, а также ДД.ММ.ГГГГ между ОАО «<данные изъяты>» (подрядчиком) и АО «Аметистовое» (заказчиком) заключены договоры № (с учётом дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ), а также №, по условиям которых подрядчик обязуется выполнить по заданию заказчика работу по производству драгоценных металлов из минерального сырья, содержащего золото и серебро. Результатом выполненных работ являются аффинированные драгоценные металлы, соответствующие ГОСТам и техническим условиям, указанным в договорах (п. 1.1, 1.2 договоров) (л.д. 46-51, 52, 53-58).
Между Банком <данные изъяты> (покупателем) и АО «Аметистовое» (продавцом) заключены договоры купли-продажи:
- от ДД.ММ.ГГГГ№-КП (с учётом дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ), по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя золото общей массой 3.214.000,0 граммов химически чистого металла в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 59-60, 62);
- от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя золото общей массой 2.603.000,0 граммов химически чистого металла в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 63-65);
- от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя серебро общей массой 12.945.500 граммов металла в лигатурной массе в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 66-67);
- от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, по условиям которого продавец обязуется передать в собственность покупателя серебро общей массой 11.190.500,0 граммов металла в лигатурной массе в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 68-69).
Согласно платёжным поручениям, подтверждениям, поступившим из <данные изъяты> выписке из лицевого счёта, сводной таблице АО «Аметистовое» осуществило продажу ПАО <данные изъяты> драгоценных металлов:
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 488 526 000 рублей (л.д. 70, 71);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 454 503 243 рубля 42 копейки (л.д. 72, 73);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ на сумму 877 910 377 рублей 63 копейки (л.д. 74-76, 77);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 674 925 009 рублей 97 копеек (л.д. 78, 79);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 400 753 453 рубля 90 копеек (л.д. 80, 81);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 399 572 670 рублей 96 копеек (л.д. 82, 83);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ серебра в слитках на сумму 117 703 419 рублей 10 копеек (л.д. 84, 85);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 962 124 580 рублей 58 копеек (л.д. 86, 87);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 596 215 987 рублей 20 копеек (л.д. 88, 89);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 52 628 985 рублей 42 копейки (л.д. 90, 91);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 636 001 500 рублей (л.д. 92, 93);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ серебра в слитках на сумму 48 824 288 рублей 19 копеек (л.д. 94, 95);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 10 425 303 рубля 52 копейки (л.д. 96, 97);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ серебра в слитках на сумму 28 524 111 рублей 06 копеек (л.д. 98, 99);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 325 979 387 рублей 31 копейка (л.д. 100, 101);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 677 469 844 рубля 57 копеек (л.д. 102, 103);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 75 463 313 рублей 09 копеек (л.д. 104, 105);
- от ДД.ММ.ГГГГ№ золота в слитках на сумму 723 283 704 рубля 94 копейки (л.д. 106, 107);
- от ДД.ММ.ГГГГ золота в слитках на сумму 61 998 637 рублей 46 копейки (л.д. 108, 109).
Кроме того, согласно сводной таблице по сделкам купли-продажи драгоценных металлов, подписанной руководителем АО «Аметистовое», Общество ДД.ММ.ГГГГ осуществило продажу <данные изъяты> драгоценных металлов на сумму 364 008 442 рубля 69 копеек (л.д. 123).
В соответствии с сообщением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ДФО от ДД.ММ.ГГГГ исх. № АО «Аметистовое» (ИНН № не приняты меры, направленные на создание личного кабинета на портале Росфинмониторинга для предоставления сведений и информации, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём и финансированию терроризма» (л.д. 153, 154).
Согласно акту плановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ АО «Аметистовое» осуществляло продажи драгоценного металла в слитках <данные изъяты> по договорам купли-продажи золота от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, а также по договорам купли-продажи серебра от ДД.ММ.ГГГГ№-КП и от ДД.ММ.ГГГГ№-КП на суммы, превышающие 600 000 рублей, а именно:
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 877 910 377,63 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 674 925 009,97 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на суммы 400 753 453,90 рублей, 399 572 670,96 рублей, 117 703 419,10 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 962 124 580,58 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 596 215 987,20 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 52 628 985,42 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на суммы 636 001 500,00 рублей, 48 824 288,19 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 425 303,52 рубля, 28 524 111,06 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 325 979 387,31 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 677 469 844,57 рубля;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 75 463 313,09 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 723 283 704,94 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61 998 637,46 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 364 008 442,69 рублей,
однако АО «Аметистовое за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не представило документы, подтверждающие направление в уполномоченный орган – Росфинмониторинг сведений о совершённых, подлежащих обязательному контролю, операциях купли-продажи драгоценных металлов – формализованные электронные сообщения (ФЭС 1-ФМ). АО «Аметистовое» не создан личный кабинет на портале Росфинмониторинга, что исключает возможность направления необходимой информации. Юридическим лицом нарушены требования пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, пп. «а» п. 3, пп. «а» п. 4 Положения N 209, пп. «а» п. 1.4, п. 5.1 и 5.4 Инструкции N 110 (л.д. 6-13).
Из представленных защитником документов усматривается, что внутренние сообщения об операциях (сделках), подлежащих обязательному контролю, содержащие указание на необходимость предоставления информации об операции в Росфинмониторинг составлены ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день выявления операции и в этот же день поданы формализированные электронные сообщения в отношении следующих операций:
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 877 910 377,63 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 674 925 009,87 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на суммы 400 753 453,90 рублей, 117 703 419,10 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 962 124 580,58 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 596 215 987,20 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 52 628 985,42 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на суммы 636 001 500,00 рублей, 48 824 288,19 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 425 303,52 рубля, 28 524 111,06 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 677 469 844,57 рубля;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 75 463 313,09 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 723 283 704,94 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61 998 637,46 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 364 008 442,69 рублей.
Согласно отчёту специального должностного лица АО «Аметистовое», по результатам проверки осуществления правил внутреннего контроля, проведённой на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ№, установлено, что порядок выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и предоставления в уполномоченный орган сведений по указанным операциям соблюдается.
В соответствии с отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № № сведения об указанных операциях получены МРУ Пробирной палаты России по ДФО ДД.ММ.ГГГГ.
Кроме того с целью исполнения требований предписания юридическим лицом ДД.ММ.ГГГГ направлены в адрес МРУ Пробирной палаты России по ДФО формализованные электронные сообщения (ФЭС 1-ФМ) от ДД.ММ.ГГГГ об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, выявленных ДД.ММ.ГГГГ в отношении следующих операций:
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 399 572 670,96 рублей;
- от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 325 979 387,31 рубль.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам проверки в отношении АО «Аметистовое» составлен протокол об административном правонарушении, в связи с тем, что АО «Аметистовое» в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло продажи драгоценного металла в слитках <данные изъяты> по договорам купли-продажи золота от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, от ДД.ММ.ГГГГ№-КП, а также по договорам купли-продажи серебра от ДД.ММ.ГГГГ№-КП и от ДД.ММ.ГГГГ№-КП на суммы, превышающие 600 000 рублей, а равно совершало операции, подлежащие обязательному контролю, совершив 20 операций продаж золота и серебра:
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 488 526 000,00 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 454 503 243,42 рубля;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 877 910 377,63 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 674 925 009,97 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на суммы 400 753 453,90 рублей, 399 572 670,96 рублей, 117 703 419,10 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 962 124 580,58 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 596 215 987,20 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 52 628 985,42 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на суммы 636 001 500,00 рублей, 48 824 288,19 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 10 425 303,52 рубля, 28 524 111,06 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 325 979 387,31 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 677 469 844,57 рубля;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 75 463 313,09 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 723 283 704,94 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 61 998 637,46 рублей;
- ДД.ММ.ГГГГ на сумму 364 008 442,69 рублей.
Документов о том, что АО «Аметистовое» документально зафиксировало и представило в уполномоченный орган – Росфинмониторинг не позднее трёх рабочих дней, следующих за днём совершения операции, сведения о совершённых, подлежащим обязательному контролю операциям купли-продажи драгоценных металлов, не представлено.
Из содержания ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ следует, что предусмотренный в ней режим обязательного контроля в равной мере распространяется на операции, как с денежными средствами, так и с иным имуществом.
В результате АО «Аметистовое» в проверяемый период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не направило в Росфинмониторинг 20 формализованных электронных сообщений в соответствии со структурой 1-ФМ о совершённых операциях, подлежащих обязательному контролю по фактам продаж драгоценного металла и поступления платежей за реализованные драгоценные металлы от <данные изъяты> нарушив требования пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ, пп. «а» п. 3, пп. «а» п. 4 Положения N 209, пп. «а» п. 1.4, п. 5.1 и 5.4 Инструкции N 110.
Имеет место неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлёкшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Таким образом, АО «Аметистовое» совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Юридическому лицу вменено совершение указанного административного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, <адрес>.
Законный представитель АО «Аметистовое» - ООО «Интерминералс», а также АО «Аметистовое» о времени и месте составления протокола об административном правонарушении извещались надлежащим образом по адресу регистрации юридических лиц, при составлении протокола законный представитель, а также защитник участия не принимали, копия указанного процессуального документа направлена в адрес законного представителя, а также в адрес Общества (л.д. 124-125, 126, 127-128, 129-130, 131-135, 136, 137-139).
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Оснований не доверять сведениям, указанным в протоколе не усматриваю, в связи с чем, признаю его допустимым доказательством по делу.
Вместе с тем, давая оценку предъявленному обвинению, прихожу к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из разъяснений, изложенных в п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" следует, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Принимая во внимание, что в соответствии с пп. «а» п. 4 Положения № информация об операциях, подлежащих обязательному контролю, представляется в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями в течение 3 рабочих дней, следующих за днем совершения соответствующей операции, датой совершения административного правонарушения в данном случае является день, следующий за последним рабочим днём, установленным для предоставления указанных сведений.
Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не является длящимся.
Учитывая, что неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля по операциям, совершённым ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ допущено юридическим лицом, с учётом нерабочих праздничных дней ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно, прихожу к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности по указанным эпизодам истёк.
При таких обстоятельствах исключаю из объёма предъявленного обвинения указание на совершение АО «Аметистовое» операций, подлежащих обязательному контролю ДД.ММ.ГГГГ на сумму 488 526 000 рублей и от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 454 503 243 рубля 42 копейки, по которым не представлены сведения в уполномоченный орган.
С учётом изложенного прихожу к выводу, что АО «Аметистовое», допустило неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений о восемнадцати операциях, подлежащих обязательному контролю.
Учитывая, что Обществом допущено нарушение трёхдневного срока, предусмотренного пп. «а» п. 4 Положения №, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, прихожу к выводу, что административное правонарушение совершено юридическим лицом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, уточняю обвинение в указанной части.
Кроме того, принимая во внимание, что в пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ внесены изменения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 208-ФЗ, действующим с ДД.ММ.ГГГГ, и учитывая, что положения указанного пункта в новой редакции подлежат применению к операциям, совершённым после ДД.ММ.ГГГГ, уточняю описание события административного правонарушения указанием на нарушение АО «Аметистовое» требований пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ (в редакции Федерального закона, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении).
Оценив в совокупности исследованные доказательства, прихожу к выводу о доказанности вины АО «Аметистовое» в совершении административного правонарушения при установленных судом обстоятельствах и квалифицирую его действия по ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, то есть неисполнение законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Указанная квалификация действий юридического лица нашла своё объективное подтверждение в ходе рассмотрения дела на основании совокупности исследованных доказательств, в том числе акта проверки, договоров купли-продажи драгоценных металлов, платёжных поручений, подтверждений ПАО Банк ВТБ, выписки из лицевого счёта, сводной таблицы АО «Аметистовое», представленных защитником юридического лица, формализованных электронных сообщений от 22 сентября и ДД.ММ.ГГГГ и иных документов, которые являются непротиворечивыми, согласуются между собой и в своей совокупности достаточны для установления вины АО «Аметистовое».
Принимая во внимание, что совершённые АО «Аметистовое» операции купли-продажи драгоценных металлов совершены на сумму свыше 600 000 рублей, прихожу к выводу, что в соответствии с требованиями пп. 4 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 115-ФЗ указанные операции подлежит обязательному контролю.
Таким образом, допущенное юридическим лицом бездействие, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, а именно требований пп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении), в связи с отсутствием документальной фиксации сведений о совершённых операциях, повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений о восемнадцати операциях, подлежащих обязательному контролю, что свидетельствует о наличии объективной стороны вменяемого АО «Аметистовое» административного правонарушения.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, действия юридического лица опосредованы, связаны с действиями работников, которые в силу закона, трудового договора представляют организацию в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени. Таким образом, контроль за деятельностью работников, является проявлением разумной заботливости и осмотрительности юридического лица.
На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ полномочия единоличного исполнительного органа дочернего предприятия Закрытого акционерного общества «Корякгеолдобыча Аметистовое» переданы управляющей компании – Обществу с ограниченной ответственностью «Интерминералс менеджмент» (л.д. 23-33)
Решением единственного акционера ДП ЗАО «Корякгеолдобыча Аметистовое» от ДД.ММ.ГГГГ изменено наименование Общества, утверждено полное фирменное наименование Общества: Акционерное общество «Аметистовое» (л.д. 34).
Решением единственного участника ООО «Интерминералс менеджмент» от ДД.ММ.ГГГГ генеральным директором ООО «Интерминералс менеджмент» с ДД.ММ.ГГГГ назначен ФИО1 (л.д. 35), который с указанной даты приступил к исполнению обязанностей на основании приказа (л.д. 21).
Таким образом, на момент совершения административного правонарушения Общество имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению юридическим лицом возложенных на него обязанностей по соблюдению действующего законодательства, при рассмотрении дела не установлено.
Защитником Степаненко Ю.Л. заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с малозначительностью содеянного.
Статьей 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
По общему правилу оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Характер совершенного АО «Аметистовое» правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере регулирования налогового и финансового контроля за деятельностью юридических лиц, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, свидетельствует об особой значимости охраняемых отношений.
Принимая во внимание количество совершённых юридическим лицом операций, подлежащих обязательному контролю, периодичность, а также длительность не предоставления в Росфинмониторинг сведений о совершённых операциях, а также учитывая, что правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях считается оконченным с момента истечения трёхдневного срока, установленного для предоставления сведений в уполномоченный орган и не предусматривает возможность наступления каких-либо негативных последствий, прихожу к выводу об отсутствии оснований считать данное административное правонарушение малозначительным.
Отсутствие у уполномоченного сотрудника Общества знаний действующего законодательства, а также последующее предоставление юридическим лицом сведений о совершённых операциях в Росфинмониторинг, вопреки доводам защитника, не является основанием для признания деяния малозначительным, поскольку в данном случае не утрачивается общественная опасность совершённого Обществом административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность АО «Аметистовое» на основании ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые, поскольку сведений о привлечении юридического лица к административной ответственности ранее в материалах дела не содержится; признание вины; раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, поскольку АО «Аметистовое» предоставило в Росфинмониторинг сведения о совершённых операциях, подлежащих обязательному контролю, осуществляет проверку порядка выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и предоставления в уполномоченный орган сведений по указанным операциям, что подтверждается документами, представленными защитником юридического лица.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность АО «Аметистовое» согласно ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
Санкцией ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Согласно ч. 1 ст. 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии. Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Принимая во внимание характер и фактические обстоятельства совершённого административного правонарушения, а также учитывая, что по характеру административного воздействия на юридических лиц, административное приостановление деятельности является мерой исключительной, с учётом последующего поведения юридического лица после выявления события административного правонарушения, прихожу к выводу об отсутствии оснований для назначения АО «Аметистовое» административного наказания в виде административного приостановления деятельности.
Решая вопрос о назначении административного наказания, учитывая характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем имущественное и финансовое положение АО «Аметистовое», наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, осуществление юридическим лицом предпринимательской деятельности в условиях режима повышенной готовности в период введения ограничительных мероприятий на территории Камчатского края, которые негативным образом отражаются на финансовом положении хозяйствующих субъектов, в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений считаю необходимым назначить ему административное наказание в виде административного штрафа, поскольку такой вид наказания в полной мере будет соответствовать требованиям ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Учитывая, что АО «Аметистовое» не является субъектом малого и среднего предпринимательства, а также с учётом характера и обстоятельств совершённого административного правонарушения, оснований для замены административного штрафа предупреждением, а также для назначения административного штрафа менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях не усматриваю, в связи с отсутствием условий, а также каких-либо исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 1 ст. 4.1.1, ч. 2 ст. 3.4, ч. 3.2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать акционерное общество «Аметистовое» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты штрафа: получатель: ИНН – <***>, КПП – 272401001; УФК по <адрес> (МРУ Пробирной палаты России по ДФО л/с <***>); казначейский счёт 03№. Банк получателя: БИК – 010813050 Отделение Хабаровск Банка России//УФК по <адрес>; банковский счёт 40№, КБК – 14№.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.Ю. Образцова