Дело № 5-141/2023; УИД: 42RS0010-01-2023-002480-18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Киселёвск 13 октября 20239года
Судья Киселёвского городского суда Кемеровской области Ильина Н.Н.
(652700, <...>)
с участием представителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) ФИО1, действующего на основании доверенности № от 31декабря 2022 года,
защитника юридического лица ООО «Шахта №12» - ФИО2, действующего на основании доверенности № от 1 января 2023года,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица
общества с ограниченной ответственностью «Шахта №12», ИНН <***>, КПП 421650001, ОГРН <***>, <данные изъяты> адрес юридического лица: <адрес>
о совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
протокол № об административном правонарушении от 9 октября 2023 года составлен главным государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского Управления Ростехнадзора (далее – Сибирское управление Ростехнадзора) ФИО1 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» (далее – ООО «Шахта № 12») за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из протокола об административном правонарушении и материалов дела об административном правонарушении следует, что 9.10.2023года в 10 часов 00 минут на основании Распоряжения Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору № от 29.09.2023 года при проведении выездной внеплановой проверки юридического лица – ООО «Шахта № 12», расположенного по адресу: <адрес> выявлены нарушения обязательных норм и правил по соблюдению законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации экскаватора <данные изъяты> и другого оборудования (экскаваторах), буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ без газоанализаторов на опасном производственном объекте «разрез угольный», обнаруженные (совершенные) «09» октября 2023г. в «10» часов «00» минут, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а именно:
На опасном производственном объекте «разрез угольный» эксплуатируется экскаватор ЭКГ- 5 А № с нарушениями требований промышленной безопасности.
1. На экскаваторе ЭКГ-5А № отсутствует защитный кожух муфты предельного момента привода напора, предусмотренный руководством по эксплуатации завода- изготовителя, имеется доступ к вращающимся частям, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 №436.
На экскаваторе ЭКГ-5А № не работает (отсутствует) устройство защиты стрелы (УЗС) от ударов ковшом, предусмотренное руководством по эксплуатации завода- изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 №436.
На экскаваторе ЭКГ-5А № не работает (отсутствует) концевой выключатель привода напора, предусмотренный руководством по эксплуатации завода-изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
На экскаваторе ЭКГ-5А № на опорных и натяжных катках привода хода отсутствуют защитные колпаки, предусмотренные руководством по эксплуатации завода- изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.и
На экскаваторе ЭКГ-5А № на опорных и натяжных катках привода хода изношены подшипники скольжения (бронзовые втулки), предусмотренные руководством по эксплуатации завода-изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
На экскаваторе ЭКГ-5А № над входной площадкой отсутствует освещение в темное время суток - разбит светильник, предусмотренный руководством по эксплуатации завода- изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
7.На экскаваторе ЭКГ-5А № на левой вал-шестерне привода поворота отсутствует защитный кожух, предусмотренный руководством по эксплуатации завода-изготовителя, имеется доступ к вращающимся частям, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
8.На экскаваторе ЭКГ-5А № на левой балке-рукояти отсутствует тупиковый упор, предусмотренный руководством по эксплуатации завода-изготовителя, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункты 209, 213 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
На опасном производственном объекте «разрез угольный» эксплуатируется ВЭЛ-6 кВ с нарушениями требований промышленной безопасности.
9. На концевой опоре № по фидеру Ф6-14 отсутствует укосина (оттяжка), что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 449 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
10. На передвижных опорах №№ по фидеру Ф6-14 на подножниках оторваны металлические оттяжки крепления стакана к основанию подножника, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала. Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 449 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
11.Передвижная опора № по фидеру Ф6-14 установлена в призме возможного обрушения, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 449 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
12.В пролетах ВЭЛ-6 кВ по фидеру Ф6-14 между опорами №№ имеют более трех соединений фазного провода (пять соединений), что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 546 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
13.В трех пролетах через технологическую дорогу ВЭЛ-6 кВ по фидеру Ф6-14 отсутствует двойное крепление фазных проводов, что представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью обслуживающего персонала.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 537 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
14.По факту нумерация опор ВЭЛ-6 кВ по фидеру Ф6-14 не соответствует однолинейной схеме электроснабжения.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 500 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
15.«Техническим проектом разработки запасов Киселевского каменноугольного месторождения. Отработка открытым способом запасов участков недр «поле шахты № 12» и «Черкасовский 2» предусмотрена установка газоанализаторов на выемочном оборудовании (экскаваторах), буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ. По факту газоанализаторы на выемочном оборудовании (экскаваторах), буровых станках и бульдозерах не установлены.
Нарушены требования: Статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; пункт 12 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.11.2020 № 436.
Данные нарушения представляют угрозу опасности для жизни людей - работников предприятия ООО «Шахта № 12», что является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.1 КРФоАП (нарушения требований промышленной безопасности или условий лицензий-на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В связи с выявленными нарушениями главным государственным инспектором Беловского территориального отдела горного надзора за добычей открытым способом Сибирского Управления Ростехнадзора ФИО1 в отношении ООО «Шахта № 12» составлен протокол № от 9.10.2022 года об административном правонарушении, а также протокол № от 9 октября 2023 года о временном запрете деятельности, согласно которому была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении – о временном запрете эксплуатации экскаватора ЭКГ-5А № и ВЭЛ-6 кВ по фидеру Ф6-14 и другого оборудования(экскаваторах, буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ без газоанализаторов на опасном производственном объекте «разрез угольный» ООО «Шахта №12» до приведения в соответствие с требованиями обязательных норм и правил по соблюдению законодательства о промышленной безопасности с 13 часов 00минут 9 октября 2023года до рассмотрения судом или должностным лицом дела об административном правонарушении.
Материалы дела об административном правонарушении поступили 9 октября 2023 года в Киселёвский городской суд Кемеровской области, по подведомственности, в соответствии со статьями 3.12, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО1 в судебном заседании подтвердил доводы и основания привлечения ООО «Шахта № 12» к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложенные в протоколе об административном правонарушении. С учётом выявленных нарушений, что создаёт непосредственную угрозу жизни и здоровью людей – работников предприятия, просит назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности на срок не менее 90 суток, включая срок временного запрета деятельности.
Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Общества с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» - ФИО2 в судебном заседании при рассмотрении дела об административном правонарушении показал, что согласен с составленными протоколами, в которых верно указаны допущенные юридическим лицом ООО «Шахта № 12» и обнаруженные в результате проверки нарушения требований промышленной безопасности, за которые предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также не оспаривает, что допущенные юридическим лицом нарушения требований промышленной безопасности представляют угрозу жизни и здоровью людей - работников предприятия. В настоящее время устранены нарушения требований промышленной безопасности по предписанию при эксплуатации ВЭЛ-6 по фидеру Ф6-14. В отношении экскаватора такие работы ведутся. Выполнят работы к 23 октября 2023года. В связи с чем вопрос о применения такого вида административного наказания, как административное приостановление деятельности просит срок определить до 23 октября 2023года.
Как следует из протокола об административном правонарушении представителю юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, были разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 1 статьи 25.1, частью 3 статьи 25.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьей 51 Конституции Российской Федерации.
Выслушав мнение участвующих в деле лиц, представителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО1 в судебном заседании, который не возражает приостановить до 23 октября 2023года эксплуатацию экскаватора ЭКГ-5А №, в части эксплуатации ВЭЛ-6 по фидеру Ф6-14согласен с представителем юридического лица об отказе в приостановлении деятельности этого оборудования, изучив письменные материалы, прихожу к выводу, что в действиях юридического лица ООО «Шахта № 12» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа…, на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частями 1 и 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 1 статьи 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании установлено, что ООО «Шахта № 12» допущены нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте при ведении горных работ на разрезе «угольный» при эксплуатации экскаватора ЭКГ -5А № и ВЭЛ-6 по фидеру Ф6-14, отсутствие газоанализаторов на выемочном оборудовании(экскаваторах), буровых станках и бульдозерах. Чем нарушены статья 9 часть 1 Федерального закона от 21 июля 1997года№116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов, пункт 12 Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности при разработке угольных месторождений открытым способом», утвержденных приказом Ростехнадзора от 10.12.2020года №436, в чём усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ввиду чего к ООО «Шахта № 12» должностным лицом Ростехнадзора применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности.
Указанные факты подтверждены совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств: протоколом № об административном правонарушении от 9 октября 2023 года, протоколом № о временном запрете деятельности от 9 октября 2023 года, копией устава ООО «Шахта №12», копией решения единственного участника ООО «Шахта № 12», копией свидетельства о регистрации юридического лица от 25 февраля 2021 года, копией свидетельства о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, копий свидетельства о регистрации № от 29ноября 2022года, копией лицензии на пользование недрами № от 20 апреля 2020 года, а также пояснениями защитника юридического лица в судебном заседании, который не оспаривал выявленные должностным лицом административного органа нарушения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте II класса опасности.
Таким образом, виновность юридического лица – ООО «Шахта № 12» в совершении правонарушения нашла своё подтверждение совокупностью вышеуказанных доказательств, действия юридического лица верно квалифицированы должностным лицом Ростехнадзора, составившим протокол и иные материалы, по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении административного наказания юридическому лицу - ООО «Шахта № 12», учитываю требования ч. 3 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: характер совершённого им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающие административную ответственность обстоятельства.
Смягчающими административную ответственность обстоятельствами являются: признание вины в совершенном административном правонарушении, принятие мер к предотвращению вредных последствий административного правонарушения.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии с положениями ст. 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании не установлено.
Поскольку выявленные нарушения при эксплуатации экскаватора ЭКГ-5А № и ВЭЛ-6кВ по фидеру Ф6-14 и другого оборудования(экскаваторах)буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ без газоанализаторов на опасном производственном объекте «разрез угольный» ООО «Шахта №12», создают угрозу жизни и здоровью людей, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности, поскольку менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Поскольку по делу об административном правонарушении была применена такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как временный запрет деятельности, что подтверждается протоколом о временном запрете деятельности от 9 октября 2023года №, то время фактического прекращения деятельности по ведению горных работ с 13 часов 00 минут 9 октября 2023 года, учитываю при назначении наказания в виде административного приостановления деятельности.
Назначая срок административного приостановления деятельности, исходя из конкретных обстоятельств дела, а также принимая во внимание мнение составителя протокола об административном правонарушении, защитника юридического лица, с учётом доводов участвующих в деле лиц, при отсутствии иных данных, свидетельствующих о необходимости применения административного приостановления деятельности на максимальный предусмотренный законом срок – 90 суток, что часть нарушений была устранена до рассмотрения дела в суде, полагаю необходимым приостановить деятельность по эксплуатации экскаватора ЭКГ-5А № на срок до 23 октября 2023года.
В части эксплуатации ВЭЛ-6кВ по фидеру Ф6-14 и другого оборудования (экскаваторах) буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ без газоанализаторов отказать в приостановлении их деятельности в виду добровольного устранения допущенных нарушений.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «Шахта № 12» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации экскаватора ЭКГ-5А № на опасном производственном объекте «разрез угольный» ООО «Шахта №12» на срок до 23 октября 2023года.
В части эксплуатации ВЭЛ-6кВ по фидеру Ф6-14 и другого оборудования (экскаваторах) буровых станках и бульдозерах, осуществляющих работы на участках открытых горных работ в пределах зоны влияния подземных горных работ без газоанализаторов на опасном производственном объекте «разрез угольный» ООО «Шахта №12» отказать в приостановлении их деятельности.
В части приостановления деятельности постановление подлежит немедленному исполнению.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Н.Н. Ильина