ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-143/18 от 05.12.2018 Бижбулякского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 5-143/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

05 декабря 2018 года с. Бижбуляк

Судья Бижбулякского межрайонного суда Республики Башкортостан Шамратов Т.Х.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Шкаповское Газоперерабатывающее предприятие», ИНН 0255017547, юридический адрес: Республика Башкортостан, Белебеевский район, р.п. Приютово, бул. Мира, д. 7А, пом. 2, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

в Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, составленный 31 октября 2018 года в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Шкаповское Газоперерабатывающее предприятие» (далее - ООО «Шкаповское ГПП»).

Согласно данному протоколу в отношении ООО «Шкаповское ГПП» на основании Приказа Вр.и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по РБ № 1338-П от 20 июля 2018 года была проведена плановая выездная проверка, в ходе которой были выявлены нарушения лицензионных требований при обращении с отходами производства, а именно обществом осуществлялась деятельность по утилизации отходов III класса опасности, не связанная с извлечением прибыли, без лицензии.

В судебном заседании защитник ООО «Шкаповское ГПП» - Каменев С.А. факт совершения административного правонарушения не отрицал, вину общества в его совершении при установленных судом обстоятельствах признал и дал пояснения, соответствующие вышеописанным обстоятельствам. Пояснил, что в настоящее время обществом проводятся мероприятия, направленные на получение лицензии.

Заслушав доводы защитника, изучив и оценив представленные доказательства, а также всесторонне и полно исследовав обстоятельства дела в их совокупности, прихожу к следующему.

В силу положений ст. 49 ГК РФ отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пп. 30 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2012 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2015 года № 1062 установлено, что лицензирование данного вида деятельности осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

При этом, в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

Более конкретизированные понятия «рециклинг», «регенерация», «рекупирация» приведены в «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (далее - ГОСТ 30772-2001).

Так, согласно п. 5.36 ГОСТ 30772-2001 регенерация отходов - это действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала для вторичного использования по прямому или иному назначению, в соответствии с действующей документацией и существующими потребностями.

Исходя из смысла понятий «утилизации отходов», установленного ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, а также понятий «рециклинг», «регенерация», «рекупирация», установленных ГОСТом 30772-2001, целью утилизации отходов является использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное использование отходов по тому же назначению, деятельность по технологической обработке отходов, включающая извлечение и восстановление ценных компонентов отходов, с возвращением их для повторного использования, а также, действие, приводящее к восстановлению отходов до уровня вторичного сырья или материала.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ за осуществление юридическим лицом деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), предусмотрена административная ответственность виде предупреждения или административного штрафа в размере от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Данная статья направлена на защиту граждан при осуществлении некоторых видов деятельности, связанных в основном с охраной здоровья граждан и охраной окружающей среды, с охраной культурных ценностей, осуществлением образовательной деятельности.

Объектом посягательства правонарушения, предусмотренного данной статьей, является порядок государственного управления. Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении лицензируемого вида деятельности при отсутствии или лишении лицензии либо в нарушении условий, предусмотренных лицензией. Субъектами ответственности могут быть граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Как следует из представленных материалов и установлено судом, ООО «Шкаповское ГПП» осуществляет хозяйственную деятельность по переработке попутного нефтяного газа с месторождений Башкортостана и поступающей железнодорожным транспортом широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

В результате производственной деятельности образуется отход минеральных масел компрессорных, код согласно

В ходе проведения плановой выездной проверки в период с 27 августа по 19 октября 2018 года, проведенной на основании Приказа Вр.и.о. руководителя Управления Росприроднадзора по РБ № 1338-П от 20 июля 2018 года, установлено, что в период со 2 квартала 2016 года по 15 октября 2018 года на производственной площадке, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Бижбулякский район, Михайловский сельсовет, в 5 км севернее р.п. Приютово, ООО «Шкаповское ГПП» осуществляло деятельность по утилизации отхода III класса опасности - отход минеральных масел компрессорных (код по ) на установке регенерации масла УРМ-1000.

Таким образом, ООО «Шкаповское ГПП» осуществляет деятельность по утилизации отходов III класса опасности, вместе с тем лицензия на указанную деятельность ООО «Шкаповское ГПП» не имеет.

Согласно имеющимся в деле доказательствам ООО «Шкаповское ГПП» осуществляется утилизация только масла, образовавшегося в результате производственной деятельности самого общества, прибыли от такой деятельности оно не получает.

Кроме признания вины защитником общества факт совершения ООО «Шкаповское ГПП» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, а также виновность в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; приказом о проведении проверки; актом проверки; свидетельством о классе опасности отхода; журналом учета работы УРМ-1000; данными учета в области отходов и другими материалами дела.

Указанные доказательства добыты с соблюдением установленных КоАП РФ процессуальных требований, согласуются друг с другом, поэтому являются достоверными и допустимыми.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалы дела позволяют сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

С учетом характера нарушения и фактических обстоятельств его совершения оснований для признания указанного административного правонарушения малозначительным не имеется.

Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Шкаповское ГПП» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

В соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность ООО «Шкаповское ГПП», являются признание вины, оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Шкаповское ГПП», предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено.

В соответствии с разъяснениями, данными в п. 23.3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания

Определяя срок административного приостановления деятельности, необходимо иметь в виду, что он не может превышать девяноста суток, включая срок временного запрета деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, если такая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении применялась (часть 2 статьи 3.12, часть 5 статьи 29.6 КоАП РФ).

Принимая во внимание характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины ООО «Шкаповское ГПП», наличие реальной угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц, имущественное и финансовое положение юридического лица, в целях восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также учитывая соразмерность наказания содеянному, в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов полагаю необходимым назначить ООО «Шкаповское ГПП» административное наказание в виде административного приостановления деятельности.

Согласно протоколу об административном правонарушении меры обеспечения производства, в том числе в виде временного запрета эксплуатации отдельных зданий, сооружений, механизмов ит.д. в отношении ООО «Шкаповское ГПП» не принимались.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Общество с ограниченной ответственностью «Шкаповское Газоперерабатывающее предприятие» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации установки регенерации масла УРМ-1000, расположенной по адресу: Республика Башкортостан, Бижбулякский район, Михайловский сельсовет, в 5 км севернее р.п. Приютово, на срок 60 суток.

В силу положений ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ постановление подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, что административное приостановление деятельности досрочно прекращается судьей, органом, должностным лицом, назначившими административное наказание в виде административного приостановления деятельности, по ходатайству лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица, или Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устранены.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии путем подачи жалобы через Бижбулякский межрайонный суд Республики Башкортостан либо непосредственно в Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья п/п Т.Х. Шамратов

копия верна:

судья Шамратов Т.Х.

Копию постановления получил _____________________ __________ 2018 года

Копию постановления получил _____________________ __________ 2018 года

Постановление вступило (не вступило) в законную силу: __________________

(нужное подчеркнуть)