ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-144 от 28.03.2017 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-144

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кингисепп 28 марта 2017 года

Судья Кингисеппского городского суда <адрес> Штурманова Н.В.,

с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвоката ФИО6,

должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – старшего уполномоченного по ОВД ОАР Кингисеппской таможни ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «ТК Миртранс», <данные изъяты>, юридический адрес: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 10218000-861/2016, составленному ДД.ММ.ГГГГ старшим уполномоченным по ОВД отдела административных расследований Кингисеппской таможни ФИО2,

ДД.ММ.ГГГГ в ОТО и ТК Усть-Лужского т/п Кингисеппской таможни декларантом - ООО «ТК Миртранс» по ДТ , поданной в электронном виде, был задекларирован товар «<данные изъяты>. Данный товар был доставлен на Усть-Лужский т/п в контейнере № TGHU7981702 по товаросопроводительным документам: судовые коносаменты №№ NBST312444 от ДД.ММ.ГГГГ, NBST312444 от ДД.ММ.ГГГГ, инвойс от ДД.ММ.ГГГГ от отправителя <данные изъяты> (<адрес>) в адрес получателя - ООО «ТК Миртранс» с целью помещения данного товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления».

В ходе проведенного таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра ) было установлено следующее:

- товар <данные изъяты> заявленный в ДТ , отсутствует;

- в контейнере № TGHU7981702 фактически находится товар: <данные изъяты> незадекларированный ООО «ТК Миртранс» по установленной форме.

Товар: <данные изъяты> был изъят в качестве предмета административного правонарушения по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения административного расследования было вынесено определение о назначении товароведческой экспертизы товара, явившегося предметом административного правонарушения, с целью установления его товарного наименования, товарных характеристик, а также стоимости на основании государственных регулируемых цен (если такие не установлены, то на основании рыночной стоимости), производство которой было поручено Экспертно-криминалистической службе - региональному филиалу Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ товар, явившийся предметом административного правонарушения, представляет собой: <данные изъяты>

Общая рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, на внутреннем рынке РФ определена в размере <данные изъяты>

Согласно служебной записке отдела таможенных платежей Кингисеппской таможни от ДД.ММ.ГГГГ размер ущерба, который мог быть причинен данным административным правонарушением, составляет <данные изъяты>

Своими действиями ООО «ТК Миртранс» совершило правонарушение, за которое предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – старший уполномоченный по ОВД ОАР Кингисеппской таможни ФИО2 полагает, что протокол по делу административном правонарушении и иные материалы дела объективно подтверждают вину Общества в совершении административного правонарушения.

Законный представитель ООО «ТК Миртранс» - генеральный директор Общества ФИО7 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Представил письменное заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ООО «ТК Миртранс» адвокат ФИО6 указывает, что Общество признает факт совершения административного правонарушения, недостаточную свою осмотрительность и ответственность, выражает готовность добровольно устранить вредные последствия, завершить таможенное оформление спорных товаров и просит учесть это в качестве деятельного раскаяния в случившемся. Правонарушение совершено впервые, ранее к ответственности за нарушение таможенных правил Общество не привлекалось. Общество является субъектом малого и среднего предпринимательства. Отмечает также, что Обществом не было предпринято мер дополнительной предосторожности (осмотрительности) по заблаговременному предварительному осмотру товаров до их декларирования.

Отсутствие таких мер имело место по целому ряду объективных и субъективных причин, и в частности: в связи с электронным декларированием, в связи с отсутствием нарушений по предыдущей совместной работе и отсутствием оснований для сомнения в достоверности заявленных сведений в товаросопроводительных документах, в связи с большими издержками таких дополнительных мер, в связи с общепринятой практикой не прибегать к мерам дополнительного контроля, являющихся явно избыточными для общей практики таможенного оформления.

Просит при определении меры ответственности Общества за совершенное административное правонарушение учесть, что заключение Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления ФТС России не основано на законе. Заключение проведено и составлено на основании методики ЭМ/СЭ ФТС России, 2004 по определению рыночной стоимости товаров и базовой методики ФТС по этой же теме, которые утверждены и введены в действие актами ФТС России, приказом от ДД.ММ.ГГГГ. Однако, решением Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ приказ приказ Федеральной таможенной службы от ДД.ММ.ГГГГ N 329 "О введении в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов)" в части пункта 16 приложения "Перечень методических рекомендаций и методических пособий для исследования товаров (объектов), подлежащих введению в экспертную практику Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления" и Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости товаров с учетом его количества, фактического состояния и иных факторов, влияющих на стоимость, при проведении товароведческих экспертиз в Центральном экспертно-криминалистическом таможенном управлении и экспертно-криминалистических службах - региональных филиалах ЦЭКТУ, утвержденных начальником ЦЭКТУ ДД.ММ.ГГГГ признан недействительным со дня вступления решения суда в законную силу – ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства дали основания для обращения в независимое экспертное учреждение – ООО «Бюро товарных экспертиз» с заявлением о проведении товароведческой экспертизы. При проведении экспертизы эксперт ООО «Бюро товарных экспертиз» руководствовался положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями; Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; приказами Минэкономразвития России , , от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки: Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» ФСО ); «Цель оценки и виды стоимости (ФСО )»; «Требования к отчету об оценке» (ФСО ); стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», утвержденные Решением Совета Партнерства, Протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Определение рыночной стоимости предмета административного правонарушения, выполненного экспертами ООО «Бюро товарных экспертиз» отвечает требованиям закона, рыночная стоимость предмета административного правонарушения, определенная экспертом является достоверной, соответствующей объему партии товара.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, влекущим в отношении юридического лица наложение административного штрафа в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения, признается недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1). Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта (ч.2). Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации (ч.3).

Согласно ст. 181 ТК ТС, при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары (ч.1). В декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: 1) заявляемая таможенная процедура; 2) сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; 3) сведения о транспортных средствах, используемых для международной перевозки товаров и (или) их перевозки по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 4) сведения о транспортных средствах международной перевозки и (или) транспортных средствах, на которых товары перевозились (будут перевозиться) по таможенной территории таможенного союза под таможенным контролем; 5) сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость; 6) сведения об исчислении таможенных платежей: ставки таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; применение льгот по уплате таможенных платежей; суммы исчисленных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов; курс валют, устанавливаемый в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза и применяемый для исчисления таможенных платежей в соответствии с настоящим Кодексом; 7) сведения о внешнеэкономической сделке и ее основных условиях; 8) сведения о соблюдении ограничений; 9) сведения о производителе товаров; 10) сведения, подтверждающие соблюдение условий помещения товаров под таможенную процедуру; 11) сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 настоящего Кодекса; 12) сведения о лице, составившем декларацию на товары; 13) место и дата составления декларации на товары.

В соответствии с положениями ст. 186 ТК ТС декларантами могут быть: 1) лицо государства-члена таможенного союза: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена; имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами - при отсутствии внешнеэкономической сделки; 2) иностранные лица: физическое лицо, перемещающее товары для личного пользования; лицо, пользующееся таможенными льготами в соответствии с главой 45 настоящего Кодекса; организация, имеющая представительство, созданное на территории государства-члена таможенного союза в установленном порядке, - при заявлении таможенных процедур временного ввоза, реэкспорта, а также таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления только в отношении товаров, ввозимых для собственных нужд таких представительств; лицо, имеющее право распоряжаться товарами не в рамках сделки, одной из сторон которой выступает лицо государства-члена таможенного союза; 3) для заявления таможенной процедуры таможенного транзита - лица, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи, а также:

перевозчик, в том числе таможенный перевозчик; экспедитор, если он является лицом государства-члена таможенного союза.

В соответствии со ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант вправе: 1) осматривать, измерять и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем; 2) брать пробы и образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа при соблюдении условий, предусмотренных статьей 155 настоящего Кодекса; 3) присутствовать при проведении таможенного осмотра и таможенного досмотра товаров должностными лицами таможенных органов и при взятии этими лицами проб и образцов товаров; 4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и образцов декларируемых им товаров; 5) представлять в соответствии с настоящим Кодексом документы и сведения в виде электронных документов; 6) обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; 7) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; 8) пользоваться иными полномочиями и правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

В соответствии с положениями ст. 188 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: 1) произвести таможенное декларирование товаров; 2) представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза; 3) предъявить декларируемые товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; 4) уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с настоящим Кодексом; 5) соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; 6) выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 (ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что ДД.ММ.ГГГГ в ОТО и ТК Усть-Лужского т/п Кингисеппской таможни декларантом - ООО «ТК Миртранс» по ДТ , поданной в электронном виде, с целью помещения данного товара под таможенную процедуру «Выпуск для внутреннего потребления».был задекларирован товар <данные изъяты>

В ходе проведенного таможенного досмотра (Акт таможенного досмотра ) было установлено следующее:

<данные изъяты> незадекларированный ООО «ТК Миртранс» по установленной форме.

Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ товар, явившийся предметом административного правонарушения, представляет собой: <данные изъяты>

Общая рыночная стоимость товара, явившегося предметом административного правонарушения, на внутреннем рынке РФ определена в размере <данные изъяты>

При перемещении товаров через таможенную границу таможенного союза юридические лица ориентируются на фактическую стоимость товаров в стране приобретения, которая лежит в основе определениях их таможенной стоимости, тогда как правоприменительные органы при привлечении их к административной ответственности и назначении административного штрафа исходят из государственных регулируемых цен на такие товары в случае, если таковые установлены, или из рыночной стоимости, определяемой при необходимости на основании заключения эксперта. Размер рыночной стоимости может не совпадать с размером таможенной стоимости. Кроме того, при исчислении рыночной стоимости однородных товаров могут использоваться различные методики, притом что в разных регионах России рыночная цена одного и того же товара неодинакова. Таким образом, правообладатели товара – юридические лица лишаются возможности с достаточной четкостью предвидеть правовые последствия совершаемых действий и пределы ответственности, что приводит к нарушению принципов справедливости и равенства (особое мнение судьи Конституционного Суда российской Федерации ФИО4 «По делу о проверке Конституционности положений части 1 статьи 16.2 и части 2 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой Общества с ограниченной ответственностью «Авеста»).

В соответствии с актом экспертного заключения от 21-ДД.ММ.ГГГГ, выполненного экспертом ООО «Бюро товарных экспертиз» ФИО5, рыночная стоимость товара, изъятого по делу об административном правонарушении, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты>

Экспертом ФИО5, имеющей высшее техническое образование и право заниматься профессиональной деятельностью в сфере оценки стоимости предприятия (бизнеса), и квалификацию эксперта по определению качества непродовольственных товаров, стаж работы в качестве эксперта 32 года, в том числе эксперта-оценщика – 14 лет, указано, что оценка проведена в соответствии с положениями Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ и изменениями; Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; приказами Минэкономразвития России , , от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки: Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» ФСО ); «Цель оценки и виды стоимости (ФСО )»; «Требования к отчету об оценке» (ФСО ); стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», утвержденные Решением Совета Партнерства, Протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», под рыночной стоимостью объекта оценки понимается: наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Эксперт указал, что объект оценки, являющийся предметом административного правонарушения, идентифицируется как - <данные изъяты>

Стандартом оценки ФСО «Цель оценки и виды стоимости» предусматриваются три подхода к оценке рыночной стоимости имущества: затратный подход; сравнительный подход; доходный подход.

Сравнительный подход-совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами – аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах.

Возможность применения данного подхода основана на сборе информации о продажах объектов, сходных с оцениваемыми объектами и ее анализе, с помощью которого могут быть получены величины корректировок для определенных факторов, влияющих на оценку стоимости.

Так как имеется достаточное количество информации о недавних сделках купли-продажи аналогов, в целях оценки экспертом был использован сравнительный подход.

Изучив и проанализировав всю доступную информацию в каталогах и на сайтах сети – интернет, экспертом установлены рыночные цены аналогов, принятые за базовую цену.

Из экспертного заключения следует, что анализ рынка РФ показал, что рыночные цены аналогов, установленные на момент проведения экспертизы, за период с даты ввоза товара ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ года претерпели несущественные изменения согласно данным оценки Федеральной службы государственной статистики РФ в связи с чем корректировка базовых цен по фактору времени не производится.

При определении рыночной стоимости предмета административного правонарушения, экспертом были учтены проценты прибыли в оптовом звене и в мелком опте, корректирующие коэффициенты (скидка 30 % за единовременную реализацию товара одним лотом в объеме крупной оптовой партии; скидка 20% за насыщенность рынка подобными товарами производства Китай и снижение спроса.

При определении достаточности и допустимости доказательств по делу об административном правонарушении, полагаю, что заключение эксперта от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать объективным, в связи с тем, что производство экспертизы осуществлялось экспертным учреждением ЭКС ЦЭКТУ ФТС России в <адрес> без учета требований Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ Федерального закона № 157-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ; приказами Минэкономразвития России , , от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении федеральных стандартов оценки: Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» ФСО ); «Цель оценки и виды стоимости (ФСО )»; «Требования к отчету об оценке» (ФСО ); стандартами и правилами оценочной деятельности Некоммерческого партнерства «Сообщество специалистов-оценщиков «СМАО», утвержденные Решением Совета Партнерства, Протокол от ДД.ММ.ГГГГ, с использованием фактически методических источников ФТС России.

В связи с чем, прихожу к выводу, что экспертное заключение от 21-ДД.ММ.ГГГГ ООО «<данные изъяты>» выполнено с использованием необходимых законодательных актов, стандартов и правил экспертной деятельности, нормативных технических документов, основано на собранной экспертом фактической информации.

В соответствии с Решением Верховного Суда РФ от 18.04.2016 по делу N АКПИ16-166, Методическими рекомендациями предписано, что при проведении экспертиз должностными лицами ЦЭКТУ и ЭКС необходимо максимально учитывать как все факторы, влияющие на стоимость исследуемых товаров, так и факторы, определяющие цену идентичных либо однородных товаров, которая используется в качестве базовой при проведении исследований, эти факторы в ходе экспертизы должны сопоставляться (абзац седьмой главы 5), при выборе источников ценовой информации эксперт придерживается принципа последовательности при выборе и применении источника (приоритет имеют публикуемые источники) (абзацы второй, третий главы 6), в первую очередь вносятся коэффициентные корректировки, затем стоимостные (абзац тринадцатый главы 8), расчет откорректированной базовой цены с учетом корректировок производится по формуле, приведенной в них (пункт 9.12 главы 9), применение корректировок на стадии определения рыночной стоимости партии товара не допускается, все корректировки должны применяться экспертом на стадии определения рыночной стоимости единицы товара (последний абзац главы 10), величина таможенной стоимости на соответствующую дату должна быть письменно подтверждена таможенным органом (абзац седьмой главы 11), форма оформления заключения эксперта должна соответствовать формам, предусмотренным письмом ЦЭКТУ от ДД.ММ.ГГГГ N 01-15/2463 "О разъяснениях по подготовке заключения эксперта" (абзац седьмой главы 13).

Как следует из, из содержания Методических рекомендаций, обязательных для экспертной практики ЦЭКТУ и ЭКС, предусмотренные ими товароведческие экспертизы проводятся в отношении товаров, являющихся предметами таможенных правонарушений по делам об административных правонарушениях или уголовным делам, и товаров, оформляемых в таможенном отношении, а именно: при производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.9, 16.16 - 16.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в процессе дознания по уголовным делам, в процессе проведения таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, в случае, если у таможенных органов возникают сомнения в декларируемой таможенной стоимости товаров, а также при рассмотрении сообщения о преступлении или осуществлении оперативно-розыскной деятельности (глава 1).

В силу части 1 статьи 27.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятые вещи подлежат оценке в том числе в случае, если нормой об ответственности за административное правонарушение предусмотрено назначение административного наказания в виде административного штрафа, исчисляемого в величине, кратной стоимости изъятых вещей.

Частью 2 названной статьи закреплено, что стоимость изъятых вещей определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены. В остальных случаях стоимость изъятых вещей, за исключением изъятых товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза, в отношении которых используется таможенная стоимость, определенная в соответствии с главой 49 Таможенного кодекса Таможенного союза, определяется на основании их рыночной стоимости. В случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.

То есть Методические рекомендации содержат положения, имеющие признаки нормативно-правовых и затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, они подлежали регистрации в Минюсте России и официальному опубликованию.

Методика определения рыночной стоимости товаров при производстве товароведческих экспертиз в экспертно-криминалистических службах ФТС России внесена в реестр методических материалов по судебной экспертизе Министерства юстиции Российской Федерации с присвоением регистрационного номера № 002ЭМ/СЭ.

Вследствие чего довод защитника о том, что методика, примененная при производстве экспертизы сотрудником экспертного учреждения ФТС России признана утратившей силу, является необоснованным.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, подтверждается исследованными в ходе судебного заседания материалами дела:

- копией ДТ ;

- копией Акта таможенного досмотра ;

- копией судового коносамента NBST312444;

- протоколом изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ;

- копиями Уставных и бухгалтерских документов юридического лица;

- экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность. Юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».

Вступая в таможенные правоотношения, ООО «ТК Миртранс» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных законодательством, данное административное правонарушение было бы предотвращено.

При назначении наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с положениями п.1 ч.1, ч.2 ст. 4.2 КоАП РФ, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, отсутствие действующих однородных правонарушений (л.д.149).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, в силу ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В силу положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей (часть 3.2 введена Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ). При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

В соответствии с п.1 ст. 3, ч.1 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.


С учетом наличия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, того обстоятельства, что Общество является микропредприятием, и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в размере не менее половины одной второй стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения, в соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ (1.776.068, 35:2=888.034,18:2=444.017,09), без конфискации предмета административного правонарушения.

Согласно ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.

Предмет административного правонарушения, изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, в целях обеспечения исполнения постановления о назначении административного штрафа должен быть возвращен ООО «ТК Миртранс» после уплаты административного штрафа.

В соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ, состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.

Размер издержек по делу об административном правонарушении определяется на основании приобщенных к делу документов, подтверждающих наличие и размеры отнесенных к издержкам затрат.

Издержки по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Миртранс» отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Миртранс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в размере 444.017 (четырехсот сорока четырех тысяч семнадцати) рублей 09 копеек, с перечислением суммы штрафа на счет: получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) ИНН <***>, КПП 773001001, Банк получателя ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, ОКТМО 45328000, счет № 40101810800000002901, КБК 15311604000016000140, валютный код: VO 70010 (для оплаты административного штрафа за пределами России), уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310102180000861165, без конфискации предмета административного правонарушения.

Предмет административного правонарушения – «<данные изъяты> изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, вернуть ООО «ТК Миртранс» для дальнейшего оформления в соответствии с действующим таможенным законодательством, после уплаты административного штрафа.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Н.В. Штурманова