Дело № 5-147/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
26 июня 2020 г. | г. Оленегорск |
Судья Оленегорского городского суда Мурманской области, расположенного по адресу: <...> а, ФИО1, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:
ФИО2, ... года рождения, уроженки ..., зарегистрированной и проживающей по адресу: ...,
установил:
Согласно протоколу от 15.05.2020 АА № 161532 об административном правонарушении, ФИО2, будучи директором АО «Олкон» по персоналу, заключив ученический договор с гражданином Казахстана П.М., ... года рождения, 17.03.2020 в нарушение пункта 8 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») направила в УВМ УМВД России по Мурманской области – территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере миграции – по адресу: <...>, уведомление о заключении трудового договора с указанным иностранным гражданином неустановленной формы.
Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) – неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Направила в адрес суда письменные объяснения, в соответствии с которыми просит принять во внимание признание факта выявленного нарушения, совершение правонарушения впервые, добровольное прекращение противоправного действия, поскольку уведомление в надлежащей форме направлено УВМ УМВД России по Мурманской области 26.03.2020, а также то обстоятельство, что указанное правонарушение не повлекло негативных последствий. Просит освободить ее от административной ответственности, ограничиться устным замечанием.
Руководствуясь частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ, полагаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Исследовав материалы дела, изучив доводы письменных объяснений ФИО2, прихожу к следующему решению.
Часть 3 статьи 18.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирование отношений между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности определены Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Так, в силу положений пункта 1 статьи 2 указанного Федерального закона, иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) установлены приказом МВД России от 04.06.2019 № 363 «Об утверждении формы ходатайства иностранного гражданина (лица без гражданства) о привлечении его в качестве высококвалифицированного специалиста и порядка его заполнения, а также форм и порядков уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, прямо перечисленных в законе.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в связи с поступлением рапорта начальника ОРВР УВМ УМВД России по Мурманской области о нарушении формы подачи уведомления о заключении трудового договора с иностранным гражданином начальником МП МО МВД России «Оленегорский» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
В ходе административного расследования установлено, 13.03.2020 между АО «Олкон» в лице директора по персоналу ФИО2 (работодатель) и гражданином Казахстана П.М. (ученик) заключен ученический договор № ОК-0501-17 на профессиональное обучение с лицом, ищущим работу, в соответствии с которым работодатель принимает ученика для его профессиональной подготовки в течение обусловленного договором срока с целью его возможного дальнейшего трудоустройства, а ученик получает возможность освоения профессии (специальности) «Электрослесарь по обслуживанию и ремонту оборудования 3 разряда».
Работодатель обязуется в период прохождения обучения обеспечить ученика необходимой производственной (рабочей) одеждой и обувью; обеспечить доступ ученика на территорию работодателя путем предоставления временного пропуска (пункты 2.1.3, 2.1.5 договора от 13.03.2020 № ОК-0501-17).
Ученик обязуется соблюдать производственную и учебную дисциплину, правила внутреннего трудового распорядка (пункт 3.1.2 договора от 13.03.2020 № ОК-0501-17).
В период ученичества (теоретического обучения) работодатель выплачивает ученику стипендию в сумме 5 274 рубля в месяц. Работа, выполненная учеником на практических занятиях (производственное обучение) оплачивается работодателем в размере 75% тарифной ставки (оклада) по начальному разряду, установленным для соответствующей профессии (должности) (пункт 4.1 договора от 13.03.2020 № ОК-0501-17).
17.03.2020 ФИО2 направила в УМВД России по Мурманской области, то есть в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином П.М. по форме приложения № 13 к приказу МВД России от 10.01.2018 № 11.
Вместе с этим 25.03.2020 ФИО2 направила в УМВД России по Мурманской области уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином П.М. по форме приложения № 13 к приказу МВД России от 04.06.2019 № 363.
Указанные действия ФИО2 содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15. КоАП РФ.
Факт совершения ФИО2 вменяемого административного правонарушения подтверждается письменными доказательствами, а именно:
- протоколом от 15.05.2020 об административном правонарушении АА № 161532;
- объяснения ФИО2 от 15.05.2020;
- рапортом начальника ОРВР от 07.04.2020;
- копией уведомления от 17.03.2020;
- копией сопроводительного письма от 17.03.2020;
- копией трудового договора от 01.04.2010 № 16/1 ОЛ;
- копией должностной инструкции директора по персоналу АО «Олкон»;
- копией приказа о переводе работника на другую работу от 18.02.2020 СВМ-7006 № 220 К;
- копией ученического договора от 13.03.2020 № ОК-0501-17И;
- копией заявления П.М. от 06.03.2020;
- копией приказа от 17.03.2020 № ОРД-П/ОК-20-000125;
- копией сопроводительного письма от 25.03.2020;
- копией уведомления от 17.03.2020.
Вместе с этим принимаю во внимание следующее.
В силу статьи 56 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ), трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно статье 198 ТК РФ работодатель – юридическое лицо (организация) имеет право заключать с лицом, ищущим работу, или с работником данной организации ученический договор на получение образования без отрыва или с отрывом от работы. Ученический договор с работником данной организации является дополнительным к трудовому договору.
Статья 199 ТК РФ предусматривает, что ученический договор должен содержать: наименование сторон; указание на конкретную квалификацию, приобретаемую учеником; обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором; обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре; срок ученичества; размер оплаты в период ученичества. Ученический договор может содержать иные условия, определенные соглашением сторон.
Учитывая приведенные нормы права, исходя из того, что в силу положений ученического договора от 13.03.2020 № ОК-0501-17, П.М. не только имел возможность пройти обучение по соответствующей профессии, но и был обеспечен рабочей одеждой, у него имелось рабочее место, выплачивалась стипендия, а также производилась оплата практических занятий, прихожу к выводу о том, что у ФИО2 существовала обязанность по уведомлению соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении указанного договора с иностранным гражданином.
Учитывая указанное, а также анализируя представленные доказательства в совокупности, нахожу вину ФИО2 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, установленной, поскольку она совершила нарушение установленной формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В силу положений статьи 4.1 КоАП РФ, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
При изучении личности ФИО2 установлено, что она работает в АО «Олкон». Иных сведений, характеризующих личность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо свидетельствующих о его материальном положении, в материалах дела не имеется.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в силу положений части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, признается раскаяние лица, совершившего административное правонарушение; добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение оказание лицом; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В силу санкции части 3 статьи 18.15 КоАП РФ, совершение указанного административного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В силу части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В свою очередь, часть 2 статьи 3.4 КоАП РФ предусматривает, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При этом часть 3 указанной статьи устанавливает, что в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
При таких обстоятельствах, учитывая совокупность обстоятельств, смягчающих административную ответственность, отсутствие отягчающих обстоятельств, прихожу к выводу о возможности замены в порядке части 3 статьи 3.4 КоАП РФ наказания в виде административного штрафа наказанием в виде предупреждения.
При этом препятствий для такой замены, предусмотренных частью 2 указанной статьи, не имеется.
Срока давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Признать ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Оленегорский городской суд Мурманской области в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья: | ФИО1 |