ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1496/20 от 11.08.2020 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 августа 2020 года г. Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Джанибеков Р.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Черкесского городского суда по адресу: КЧР, <...> материалы дела № 5-1496/2020 об административном правонарушении в отношении ФИО2, привлекаемой к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

04.11.2019 г. примерно в 02 часа 20 минут, при проведении таможенных операций и таможенного контроля международного авиарейса № 391 Стамбул (Турция) - Минеральные Воды (РФ) гражданин РФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>/USSR, заграничный паспорт гражданина РФ 65 , выданный 14.06.2018 МВД 1113, адрес места регистрации и жительства: <адрес>, тел. , место работы: представитель компании «КАРТЕКС» г. Москва, в постоянной зоне таможенного контроля (ПЗТК), в зале прилета международных авиалиний, воспользовавшись системой двойного коридора при прохождении таможенного контроля, следовала "зеленым" коридором через зону таможенного контроля зала прилета, а именно пересек линию таможенного контроля зеленого цвета без предъявления таможенному органу декларации, что является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.

В зоне таможенного контроля, в «зеленом» коридоре гражданин РФ ФИО2 поставил на рентгенаппарат, свой сопровождаемый багаж. В связи с тем, что на рентген аппарате было видно, что в багаже у гражданина РФ ФИО2 находится однородный товар, появились основания полагать, что он под видом товаров для личного пользования ввозит товары, не являющиеся таковыми. В связи с этим, было принято решение получить от гр. РФ ФИО2 объяснение о наименовании перевозимого товара и целях его ввоза.

В соответствии со ст. 323 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза от гражданина РФ ФИО2 было получено объяснение в котором он пояснил что он прилетел 04 ноября 2019 г. из Стамбула в Минеральные-воды, с собой привез личные вещи б/у а также образцы отрезов ткани новые в количестве около 20-и штук. Отрезы привез для себя для дома точное количество не помнит, а также для работы и для продажи так как он представитель компании Картекс г. Москва.

В целях проверки сведений, заявленных гражданином РФ ФИО2 имеющих значение для проведения таможенного контроля товаров, было принято решение о проведении таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза гражданином РФ ФИО2

Результаты таможенного досмотра отражены в акте досмотра от 04.11.2019.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу гражданин РФ ФИО2 надлежащим образом, всеми доступными видами связи (почтовой связью с уведомлением, телеграммой, телефонограммой), уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении. Согласно телефонограммы от 05.06.2020, гражданин РФ ФИО2 сообщил, что не имеет возможности явиться в назначенное время в связи с отдаленностью и просит рассмотреть дело об административном правонарушении без его участия.

Количество и характер обнаруженных у гр. РФ ФИО2 незадекларированных товаров, позволяет сделать вывод о том, что данные товары предназначены не для личного пользования, в связи с чем, в соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, обнаруженные в результате проведения таможенного контроля товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру, а таможенное декларирование производится с использованием таможенной декларации на товары. При прохождении таможенного контроля гр. РФ ФИО2 таможенную декларацию не подавал и какие - либо сведения о перемещаемом им через таможенную границу Союза товаре таможенному органу не заявлял.

В соответствии с п. 7 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. В отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с настоящей главой к товарам для личного пользования, положения настоящей главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 25 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза незаконное перемещение товаров через таможенную границу Союза это - перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В соответствии со ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза Товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

На основании вышеизложенного товары, перемещаемые гр. ФИО2 были отнесены государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни ФИО3, не предназначенными для использования в личных целях.

В соответствии со статьей 257 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза «Зеленый» коридор является специально обозначенным в местах перемещения товаров через таможенную границу Союза местом, предназначенным для перемещения через таможенную границу Союза в сопровождаемом багаже товаров для личного пользования, не подлежащих таможенному декларированию. Применение системы двойного коридора предусматривает самостоятельный выбор физическим лицом, следующим через таможенную границу Союза, соответствующего коридора («красного» или «зеленого») для совершения (несовершения) таможенных операций, связанных с таможенным декларированием товаров для личного пользования. Пересечение физическим лицом линии входа (въезда) в «зеленый» коридор является заявлением физического лица об отсутствии товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Таким образом, гр. РФ ФИО2, в нарушение ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, не задекларировал по установленной форме, при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза товары не предназначенные для личного пользования, в связи с чем в его действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Данные обстоятельства послужили поводом к возбуждению 04.11.2019 государственным таможенным инспектором отдела специальных таможенных процедур Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни ФИО3 дела об административном правонарушении №10802000-1509/2019 в отношении гражданина РФ ФИО2 по признакам состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. ч.1 ст. 16.2 КоАП России.

4 ноября 2019 г. товар «Отрезы ткани, украшенные вышивками и бусинами разных размеров в ассортименте», явившийся предметом административного правонарушения изъят в соответствии с требованиями ст. 27.10 КоАП РФ протоколом изъятия вещей и документов по делу об АП № 10802000-1509/2019 и по акту приема-передачи имущества на ответственное хранение от 05.11.2019 г. помещен в камеру хранения вещественных доказательств Минераловодской таможни по адресу: <...>, бокс № 6.

Гражданин РФ ФИО2 вызван на 28.11.2019 г. на Карачаево-Черкесский таможенный пост Минераловодской таможни для опроса в порядке ст. 25.1 КоАП РФ и ознакомления с определением о назначении товароведческой экспертизы, однако не явился.

28 ноября 2019 г. вынесено определение о назначении комплексной экспертизы по делу об административном правонарушении и 28 ноября 2019 г. копия определения о назначении комплексной экспертизы направлена гражданину РФ ФИО2 по адресу: Россия, <адрес>.

06.12.2019 г. гражданин РФ ФИО2 в соответствии со ст. 26.4 КоАП РФ ознакомлен с определением о назначении товароведческой экспертизы. 27.12.2019 определение о назначении комплексной экспертизы с товаром, явившимся предметом административного правонарушения по делу об АП №10802000-1509/2019 направлено на исполнение в ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Пятигорск.

Согласно заключению эксперта от 07.02.2020 г. № 12405010/0000143 определить рыночную стоимость товара, являющегося предметом правонарушения по делу 10802000-1509/2019 и изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 04.11.2019 г., по состоянию на «04» ноября 2019 года не представляется возможным по причине отсутствия веса нетто. Рыночная стоимость за 1,0 кг нетто товара по состоянию на 4 ноября 2019 г 51, 00 рублей РФ.

В виду отсутствия сведений о зарегистрированных обозначениях на изъятых товарах, исследования по вопросу №2 «Определить имеются ли на товарах, являющихся предметом административного правонарушения товарные знаки, либо знаки сходные до степени смешения с зарегистрированными в установленном порядке товарными знаками, на которые распространяется защита прав интеллектуальной собственности» экспертом не проводились.

Согласно протоколу осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 16.04 2020 г. вес нетто товара, явившегося предметом правонарушения по делу об АП №10802000-1509/2019 составил 13,25 кг. Таким образом, рыночная стоимость товара, явившегося предметом правонарушения по делу об административном правонарушении № 10802000-1509/2019 и изъятого по протоколу изъятия вещей и документов от 04.11.2019 г., по состоянию на «04» ноября 2019 года составила 675,75 рублей РФ.

В ходе производства по данному делу направлено поручение в порядке ст. 26.9 КоАП на Минераловодский таможенный пост Минераловодской таможни с целью опроса в качестве свидетеля государственного таможенного инспектора отдела специальных таможенных процедур Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни ФИО3 по обстоятельствам возбуждения дела об административном правонарушении.

Опрошенная в качестве свидетеля в соответствии со ст. 25.6 КоАП РФ, по данному делу об государственный таможенный инспектор отдела специальных таможенных процедур Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни ФИО1, проживающая по адресу: <адрес>, подтвердила обстоятельства, послужившие поводом к возбуждению дела об административном правонарушении № 10802000-1509/2019 в отношении гражданина РФ ФИО2.

Опрошенный в качестве лица, в отношении" которого ведется производство по делу об АП № 10802000-1509/2019 гражданин РФ ФИО2, проживающий по адресу: РФ, <адрес>, пояснил, что 04.11.2019 г. прилетел авиарейсом «Стамбул (Турция) - Минеральные Воды (Россия)» один. С собой привез личные вещи б/у а также образцы отрезов ткани новые в количестве около 20-ти штук. Отрезы привез для себя, для дома, а также в подарок родственникам, точное количество не помнит. Какие-именно отрезы он привез в качестве подарков родственникам, а какие для себя пояснить не может. О том, что подлежит ли ввезенный им товар при ввозе какой-либо сертификации (декларированию соответствия) или нет он не знал. Каких-либо сертификатов или деклараций о соответствии либо иных разрешительных документов на ввезенную им продукцию у него нет и он их не получал. О том маркирована ли указанная продукция какими-либо товарными знаками ему не известно, зарегистрированы ли товарные знаки (в случае если маркирована), которыми маркированы ввезенная им продукция он не знает. Каких-либо договоров с правообладателями товарных знаков которыми маркированы ввезенная им продукция он не заключал. При прохождении таможенного контроля таможенная декларация на перемещаемый им товар на Минераловодский таможенный пост Минераловодской таможни им подана не была и не заполнялась. Вышеуказанный товар в письменной форме не был им задекларирован таможенному органу в связи с тем, что он не знал, что его нужно декларировать. Правонарушение совершено не умышленно. Факт совершения административного правонарушения и свою вину в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей ч.1 ст. 16.2 КоАП России признает. Ранее к административной ответственности за нарушение таможенных правил не привлекался. В собственности имеет только транспортное средство марки «ЛАДА ПРИОРА», 2015 года выпуска, недвижимости в собственности не имеет. Среднемесячного стабильного дохода не имеет, так как временно не работает.

В ходе расследования дела об АП № 10802000-1509/2019, в ОТНПТ и ТО Минераловодской таможни направлен запрос сведений о наличии, либо отсутствии международной регистрации товарных знаков нанесенных на товары, явившиеся предметом административного правонарушения и изъятых по протоколу изъятия вещей и документов от 04.11.2019 по делу об административном правонарушении №10802000-1509/2019, охрана которых распространяется на территории РФ, а также о наличии информации в Роспатенте и ТРОИСе об охране вышеуказанных товарных знаков, с указанием номеров свидетельств, при этом предоставить всю имеющуюся контактную информацию с правообладателями товарных знаков, а также с их представителями на территории РФ.

Согласно ответа (служебная записка ОТНПТ и ТО от 17.01.2020 г. № 18-33/035 «О направлении информации» товарные знаки, указанные в протоколе изъятия, не включены в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, базу данных Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также в международный реестр по защите прав интеллектуальной собственности WORLD INTELLECTUAL PROPERTY ORGANIZATION.

В ходе производства по делу об административном правонарушении №10802000-1509/2019 направлен запрос в Минераловодскую таможню о предоставлении информации о наличии либо отсутствии запретов и ограничений, распространяющихся на перемещение через таможенную границу вышеуказанных товаров.

Согласно поступившего ответа товары, являющиеся предметом АП по делу № 10802000-1509/2019, подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» ТР ТС 017/2011, утвержденного Решением Комиссии ЕЭК № 876 от 09.12.2011.Обращение продукции легкой промышленности на территории Таможенного союза возможно только после подтверждения соответствия требованиям Технического регламента, которое осуществляется в форме декларирования о соответствии или сертификации.

Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ является лицо, совершившее с товаром действие (бездействие) образующее объективную сторону правонарушения. В данном случае этим лицом является гражданин РФ ФИО2, переместившая товар через таможенную границу ЕАЭС.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ выразилась в невыполнении гражданином РФ ФИО2 обязанности по таможенному декларированию в установленной форме товара, не предназначенного для личного пользования.

Данные обстоятельства указывают на наличие в действии (бездействии) гражданина РФ ФИО2 субъективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП России.

Часть 1 ст. 2.1 КоАП России гласит, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность. В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ к административной ответственности подлежит привлечению лицо, совершившее административное правонарушение, в действиях которого усматривается вина.

Статья 2.2 КоАП РФ в качестве одной из форм вины при совершении административного правонарушения предусматривает неосторожность, то есть если лицо его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но, без достаточных к тому оснований, самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно и могло их предвидеть. Совершение данного административного правонарушения не вызвано следствием чрезвычайных, объективно непредвиденных обстоятельств и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля лица, совершившего административное правонарушение - гражданин РФ ФИО2.

Долженствование лица выполнить ту или иную обязанность в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции Российской Федерации, согласно которому, любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. То есть, вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Из пояснений лица, привлекаемого к ответственности и материалов дела следует, что оно своими действиями не предвидело возможность наступления вредных последствий в виде не декларирования объектов, подлежащих обязательному письменному декларированию, хотя должно было и могло их предвидеть. Лицо, привлекаемое к ответственности, без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, хотя могло и способно было их предотвратить. Лицом, привлекаемым к ответственности, не была проявлена та степень осторожности, заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения своих обязанностей по соблюдению требований действующего таможенного законодательства, тем самым указанное лицо совершило по неосторожности административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Согласно электронной базы данных АИС «Правоохрана-Административные правонарушения», лицо, привлекаемое к ответственности, на дату совершения правонарушения, ранее к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 16.2 КоАП РФ, не привлекалось, однако привлекалось к административной ответственности по иным статьям Главы 16 КоАП РФ. Номера статей КоАП РФ, номера дел

06 АП, даты вынесения постановлений, назначенные административные наказания, сведения об исполнении постановлений, указаны в справке о привлечении лица к административной ответственности.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП России и исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Таким образом, гражданин РФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения - г: <адрес>, паспорт гражданина РФ серии , выданный 27.04.2018 г. ГУ МВД России по Ставропольскому краю, заграничный паспорт гражданина РФ 65 , выданный 14.06.2018 г. МВД 1113, адрес места регистрации и жительства: <адрес>, место работы - временно не работает, не задекларировал по установленной форме товар «образцы занавесей (тюли) из синтетических волокон, сетчатая, с машинной вышивкой, отрезы прямоугольной формы с неровно обрезанными краями и различным размером» в количестве 38 штук, весом нетто - 13,25 кг., весом брутто - 18,25 кг, общей стоимостью 675,75 рублей РФ, при их перемещении 04.11.2019 г. примерно в 02 часа 20 минут через таможенную границу ЕАЭС в сопровождаемом багаже, в ходе проведения таможенных операций и таможенного контроля международного авиарейса № 391 «Стамбул (Турция) - Минеральные Воды (РФ)», в пункте пропуска Минераловодского таможенного поста Минераловодской таможни, расположенного в зале прилета международного сектора, аэровокзала аэропорта г. Минеральные Воды Ставропольского края (Ставропольский край, Минераловодский район, г. Минеральные Воды, Аэропорт-5), чем 04.11.2019 г. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, выслушав доводы правонарушителя, органа составившего протокол об административном правонарушении, суд приходит к выводу о наличии в действиях ФИО2 признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ - недеклорирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ

Субъектом ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ является лицо, совершившее с товаром действие (бездействие) образующее объективную сторону правонарушения. В данном случае этим лицом является ФИО2.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ выразилась в невыполнении ФИО2, обязанности по таможенному декларированию в установленной форме товара, не предназначенного для личного пользования.

Данные обстоятельства указывают на наличие в действии (бездействии) ФИО2 субъективной стороны административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 16.2 КоАП России.

В силу ч. 1 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Часть 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно электронной базы данных АИС «Правоохрана-Административные правонарушения», лицо, привлекаемое к ответственности, на дату совершения правонарушения, ранее к административной ответственности за нарушение таможенных правил по ст. 16.2 и иным статьям Главы 16 КоАП России, не привлекалось.

Обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП России и исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено. Издержек в ходе проведения административного расследования нет.

Оценивая в совокупности все доказательства, исследованные в судебном заседании в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд признает их убедительными и считает, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в судебном заседании доказана, имеются достаточные основания для привлечения его к административной ответственности и назначения наказания.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях не установлено.

Принимая во внимание, что ч. 1 ст. 16.2 КоАП России предусмотрена возможность назначения административного наказания в виде административного штрафа с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения, оценив обстоятельства совершения правонарушения, полагаю необходимым назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать ФИО2 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ – недеклорирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд КЧР через Черкесский городской суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья Черкесского городского суда

Карачаево-Черкесской Республики ФИО4

1версия для печатиДело № 5-1496/2020 (Постановление)