дело №5-14/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
17 марта 2020 года пгт.Троицко-Печорск
Судья Троицко-Печорского районного суда Республики Коми Чулков Р.В.,
при секретаре Задорожной О.А.,
с участием законного представителя юридического лица ФИО2,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.2 КоАП РФ в отношении юридического лица муниципального унитарного предприятия «Стандарт», ИНН №, ОГРН №, расположенного по адресу: Республика Коми, Троицко-Печорский район, пгт. Троицко-Печорск, ул. Овражная, 21,
установил:
21.01.2020 в суд поступил административный материал о привлечении МУП «Стандарт» к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.8.2 КоАП РФ по факту нарушения действующих требований законодательства об охране окружающей среды.
На рассмотрение дела должностное лицо, составившее протокол – руководитель Троицко-Печорского районного комитета по охране окружающей среды ФИО3 не явился, представил ходатайство с просьбой о рассмотрении дела без его участия.
При рассмотрении дела законный представитель МУП «Стандарт» ФИО2, действующая на основании доверенности, с инкриминируемым правонарушением не согласилась, указав, что обязанность по организации и содержанию площадок для сбора и накопления ТКО лежит на органах местного самоуправления. Просила применить положения ст.2.7 КоАП РФ, отметив, что в пгт.Троицко-Печорск сложился мусорный коллапс, в связи с чем, было принято решение о размещении площадки для перегрузки ТКО на земельном участке, принадлежащем частному лицу, с согласия последнего. 21.12.2019 территория земельного участка была полностью очищена, признаки несанкционированной свалки отсутствуют.
Выслушав пояснения законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
09.12.2019 в Троицко-Печорский районный отдел по охране окружающей среды поступило обращение главы городского поселения «Троицко-Печорск» ФИО1 по факту организации несанкционированной мусорной перегрузочной площадки на землях, предназначенных для ведения фермерского хозяйства в пгт.Троицко-Печорск. Так же из ОМВД России по Троицко-Печорскому району поступил материал проверки КУСП № от 09.12.2019.
На основании планового (рейдового) задания № от 10.12.2019 Троицко-Печорским районным отделом по охране окружающей среды Минприроды Республики Коми проведен осмотр, обследование указанной в обращении территории, в ходе которого установлено, что на землях городского поселения «Троицко-Печорск» км. Ухтинской автомагистрали справа от дороги на земельном участке с географическими координатами № обнаружен въезд и 2 открытые площадки, расположенные в 50 м. друг от друга, расчищенные от снега тяжелой техникой. Асфальтовое или бетонное покрытие на площадках отсутствует, размеры площадки (ближняя к автодороге) м., дальняя от автодороги м. На ближней к автодороге площадке расположены железные открытые контейнеры объемом 7 м? зеленого цвета в количестве 7 шт., на каждом из которых имеется надпись «УЖФ». Два контейнера наполнены ТКО, в непосредственной близости от контейнеров имеются следы перегрузки ТКО и незначительная часть рассыпанных на земле отходов. На дальней от автодороги площадке отходы не обнаружены, однако, имеются следы работы тяжелой техники. Выявленные в ходе осмотра отходы отнесены к отходам IV-V класса опасности для окружающей природной среды.
16.01.2020 в отношении МУП «Стандарт» составлен протокол об административном правонарушении №, согласно которому в действиях юридического лица выявлены нарушения действующих норм законодательства об отходах производства и потребления, об охране окружающей среды, а именно, ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с преамбулой к Федеральному закону №7-ФЗ он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.
Согласно ст.1 вышеуказанного Закона под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность). Негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 51 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I-IV классов опасности на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
В преамбуле к Федеральному закону №89-ФЗ говориться о том, что Закон определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Статьей 1 вышеназванного Закона предусмотрено, что под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с положениями ст.13.4, 24.6 вышеназванного Закона накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства РФ, указанным в п.1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта РФ. Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством РФ.
Постановлением Правительства Республики Коми от 15.06.2017 №302 утверждены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Коми и Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Коми (далее Правила №302).
Пунктом 2.1, пп.10 п.3, Правил установлено, что основной целью Регионального оператора является осуществление деятельности по обращению с ТКО на территории Республики Коми в соответствии с региональной программой Республики Коми в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Региональная программа), Территориальной схемой обращения с отходами (далее - Территориальная схема) и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 №1156 (далее - Правила обращения с ТКО). Для реализации задач, указанных в п.2.2 настоящих Правил, Региональный оператор исполняет следующие функции: создание условий для накопления ТКО на контейнерных площадках, предусмотренных Территориальной схемой, для последующего транспортирования ТКО на объекты по обращению с ТКО в соответствии со схемой потоков Территориальной схемы.
В соответствии с п.2.2, 2.3 Порядка №302 основными задачами Регионального оператора являются: территории муниципальных образований в Республике Коми подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с Территориальной схемой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО Республики Коми (далее - Территориальная схема), экологическими, санитарными и иными требованиями, установленными законодательством РФ и законодательством Республики Коми. Субъекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляющие свою деятельность на территориях муниципальных образований в Республике Коми, а также граждане (далее - собственники ТКО), обязаны выполнять требования настоящего Порядка при накоплении ТКО, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других лиц на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. На территории Республики Коми запрещено: несанкционированное размещение всех видов ТКО; накопление ТКО вне установленных мест (площадок) накопления ТКО без наличия согласованной в установленном порядке разрешительной документации и специализированного оборудования.
Из материалов дела следует, что 20.09.2018 между ООО «Ухтажилфонд» (региональный оператор) и МУП «Стандарт» заключен договор на оказание услуг по транспортированию ТКО, по условиям которого региональный оператор принял на себя обязательства оказывать услуги по обращению с ТКО в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в т.ч. с ТКО Республики Коми, утвержденной приказом Министерства энергетики, ЖКХ и тарифов Республики Коми от 21.03.2018 №160-ОД и приказом Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 21.03.2018 № в границах территории оказания услуг согласно приложению № к договору (включающему пгт.Троицко-Печорск), а именно: осуществлять прием отходов и транспортирование в места передачи и размещения, в соответствии с приложением № к договору (Ухтинский городской полигон ТБО), а региональный оператор обязался принять и оплатить оказанные услуги в соответствии с условиями договора. Прием и транспортирование ТКО осуществляется из контейнеров, расположенных в местах накопления отходов, указанных в приложении № к договору. Срок действия договора до 31.12.2019.
Принимая решение по делу об административном правонарушении, судья должен выяснить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения лицом административного правонарушения. Выяснение таких обстоятельств является обязанностью судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении.
Из содержания ст.1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не обязано доказывать свою невиновность и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом. Вина является основным признаком субъективной стороны административного правонарушения.
Согласно ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Часть 1 статьи 8.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст.8.2.3 настоящего Кодекса и влечет за собой наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частями 1-2 статьи 2.10 КоАП РФ предусмотрено, что юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов РФ об административных правонарушениях.
Оценивая представленные доказательства по делу в их совокупности, прихожу к выводу о наличии в действиях МУП «Стандарт» события и состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Вина юридического лица в совершении инкриминируемого правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении, обращением ФИО1, актом обследовании территории № от 16.12.2019 с фототаблицей, материалом проверки ОМВД России по Троицко-Печорскому району КУСП № от 09.12.2019, договором на оказание услуг по транспортированию ТКО от 20.09.2018 №, информацией ООО «Ухтажилфонд» от 27.12.2019, оснований не доверять которым не имеется.
Должностным лицом административного органа достоверно установлено, что МУП «Стандарт», являясь исполнителем по договору на оказание услуг по транспортированию ТКО, в нарушение требований законодательства об охране окружающей среды и обращении с отходами потребления осуществило выгрузку на почву земельного участка, не предусмотренного Территориальной схемой и не оборудованной в соответствии с требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, тем самым не соблюло требования в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении отходов потребления.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что под контейнерной площадкой понимается место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства РФ в области охраны окружающей среды и законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.
Наличие вышеперечисленных в протоколе нарушений требований норм действующего законодательства об охране окружающей среды и об отходах производства и потребления подтверждается соответствующим актом осмотра.
Оценивая представленные должностным лицом процессуальные документы, считаю, что они составлены в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для их признания недопустимыми не имеется. При этом, проведение осмотра территории осуществлено в соответствии с положениями ст.13.2 Федерального закона от 26.12.2008 №249-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», согласно которым плановые (рейдовые) осмотры земельных участков в процессе их эксплуатации проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий. Порядок оформления и содержание таких заданий и порядок оформления результатов плановых (рейдовых) осмотров, обследований устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующих сферах государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242, обнаруженные в ходе осмотра, проведенного 16.12.2019 ТКО, отнесены к IV-V классу опасности для окружающей среды. Согласно акту осмотра территории земельный участок с кадастровым номером № на котором зафиксировано наличие несанкционированных контейнерных площадок ТКО, расположены на территории городского поселения.
Приведенные в протоколе и в ходе рассмотрения дела по существу доводы представителя МУП «Стандарт» не свидетельствуют об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.2 КоАП РФ, а равно принятие всех зависящих от предприятия мер по соблюдению требований законодательства в области обращения с отходами потребления и охраны окружающей среды.
Оснований признания правонарушения малозначительным в ходе рассмотрения дела не установлено.
Доводы представителя МУП «Стандарт», озвученные при рассмотрении дела о том, что действия юридического лица являлись крайней необходимостью, подлежат отклонению, поскольку под крайней необходимостью понимается причинение лицом вреда охраняемым законом интересам для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред (ст.2.7 КоАП РФ).
Вместе с тем, доказательств тому, что помимо организации несанкционированной контейнерной площадки в непредназначенном для этого месте и не оборудованной в соответствии с требованиями действующего законодательства, у МУП «Стандарт» отсутствовала реальная возможность иным способом осуществлять сбор, хранение и транспортировку ТКО, не представлено. При этом, не выполнение администрацией МР «Троицко-Печорский» обязанности по обустройству площадки накопления ТКО, не освобождает МУП «Стандарт» от обязанности по соблюдению законодательства в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании отходов производства и потребления и как следствие от ответственности за совершенное правонарушение.
Определяя вид и размер наказания, учитываю характер совершенного юридическим лицом правонарушения, объем допущенных нарушений и их продолжительность.
Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.2, 4.3 КоАП РФ, не имеется. Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст.4.5 КоАП РФ, не истекли.
В этой связи считаю необходимым назначить МУП «Стандарт» наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, установленном санкцией ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Назначение данного вида административного наказания может обеспечить достижение цели административного наказания. С учетом обстоятельств дела, принимая во внимание, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении и проводившим административное расследования в отношении МУП «Стандарт» не применялась мера обеспечения в виде временного запрета деятельности, оснований для назначения более строгого наказания (приостановление деятельности) суд не усматривает.
Обстоятельств, предусмотренных ст.29.9, 24.5 КоАП РФ и влекущих прекращение производства по делу, судом не установлено. Оснований применения положения ст.4.1 КоАП РФ суд не усматривает, поскольку отсутствуют исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями.
Вместе с тем, при назначении наказания нахожу возможным применить к МУП «Стандарт» положения ч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, а именно, назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, суд
постановил:
Признать Муниципальное унитарное предприятие «Стандарт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.
Реквизиты для уплаты административного штрафа: получатель УФК по Республике Коми (Минприроды Республики Коми, л/с №), ИНН №, КПП №, банк получателя Отделение НБ Республика Коми г.Сыктывкар, счет №, БИК №, КБК №, ОКТМО №.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Троицко-Печорский районный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Р.В.Чулков