ПОСТАНОВЛЕНИЕ
02 марта 2016 г. <адрес>
Судья Железнодорожного районного суда <адрес> Колесов Н.Н.,
рассмотрев материалы о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ТФ Новая Деревня»», (ИНН №), находящегося по адресу: РФ, <адрес>
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с протоколом об административном правонарушении, составленным Управлением по тарифам и ценовой политике <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 12 час. 00 мин. начато проведение внепланово выездной проверки ООО «ТФ Новая Деревня»» в магазине «Юбилейный», расположенном по адресу: <адрес>. Основанием для проведения внеплановой выездной проверки ООО «ТФ Новая Деревня»» послужило обращение Межрегионального общественного движения поддержки здорового образа жизни «За трезвую нацию» о реализации алкогольной продукции, оклеенной федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки, в магазине «Юбилейный», расположенном по адресу: <адрес>.
Из содержания протокола следует, что ООО «ТФ Новая Деревня»» по месту осуществления деятельности в магазине, расположенном по адресу: <адрес> осуществило оборот алкогольной продукции, с федеральными специальными марками (ФСМ) с признаками подделки, чем нарушило положения ст. ст. 12, 16, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах, в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ.
В судебном заседании лицо, составившее протокол об административном правонарушении ФИО2, протокол об административном правонарушении поддерживает.
Представители Управления по тарифам и ценовой политике <адрес>ФИО3 и ФИО4 также поддержали составленный протокол об административном правонарушении.
В судебном заседании представители ООО «ТФ «Новая деревня» ФИО5, ФИО6, ФИО7 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.12 КоАП РФ не признали. При этом ФИО5 пояснил, что Управлением по тарифам и ценовой политике <адрес> не представлено доказательств того, что ООО «ТФ «Новая деревня» имело намерения закупить нелегальную алкогольную продукцию, знало и имело возможность обнаружить поддельность ФСМ, однако не предприняло действий, необходимых для предотвращения нарушения. ООО «ТФ «Новая деревня» полностью выполнило необходимые требования законодательства, проверив продукцию визуально и при помощи доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования. Указывает на то, что Управлением по тарифам и ценовой политике <адрес> предъявлется необоснованное требование о проверке продукции через систему ЕГАИС. Однако использование данного ресурса необходимо применять в комплексе, и для того, чтобы проверить информацию через ЕГАИС, необходимо иметь специальный сканер. Считает, что в том, что у ООО «ТФ «Новая деревня» имеются протоколы запроса из ЕГАИС и заключается добросовестность ООО «ТФ «Новая деревня». При этом эксперт подтвердил, что он не смог определить факт подделки визуально. Наличие протокола ЕГАИС является доказательством добросовестности лица, т.к. мы предприняли все меры по предотвращению совершения административного правонарушения. Бремя доказывания умысла лежит на органе, составившем протокол.
Проверив материалы дела, выслушав мнение представителей административного органа и правонарушителя, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.15.12 КоАП РФ оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Согласно п. 3.3 ч. 3 ст. 12 указанного Федерального закона проверка подлинности федеральных специальных марок осуществляется организациями-покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации. Изготовление федеральных специальных марок и акцизных марок, установление их цены, нанесение на них сведений, указанных в п. 3.1 настоящей статьи, маркировка ими алкогольной продукции осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 4 ст. 12).
За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 6 ст. 12).
В соответствии со ст. 26 указанного Закона запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия или деклараций о соответствии, либо без маркировки в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
Правилами маркировки алкогольной продукции федеральными специальными марками, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 785, предусмотрено, что федеральные специальные марки должны наноситься на алкогольную продукцию, производимую на территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими производство такой продукции на территории Российской Федерации, после нанесения на них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции и получения подтверждения о фиксации таких сведений в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункт 1).
Для нанесения на потребительскую тару федеральных специальных марок должна применяться технология, исключающая возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающая возможность считывания сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в течение всего срока нахождения алкогольной продукции в обороте (пункт 2).
Нанесение сведений о маркируемой алкогольной продукции на федеральные специальные марки осуществляется организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции, с помощью технических средств единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в последовательности, определенной пунктом 2 Правил нанесения на федеральные специальные марки сведений о маркируемой ими продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 785.
Приказом Росалкогольрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ N 33н утвержден Перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции, наносимых на федеральные специальные марки и считываемых с использованием технических средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также формат нанесения указанных сведений.
Согласно данному приказу сведения о маркируемой алкогольной продукции наносятся на федеральные специальные марки на русском языке (наименование и вид алкогольной продукции, наименование и местонахождение ее производителя и др.) и в виде двухмерного штрихового кода (в виде определенного количества символов наносится информация о местонахождении производителя алкогольной продукции, его ИНН и КПП, виде и наименовании алкогольной продукции, содержании этилового спирта, объеме алкогольной продукции в потребительской таре, подтверждении соответствия установленным требованиям качества и безопасности и др.).
В пункте 18 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 522 (далее - Правила N 522), закреплена юридическая презумпция, в силу которой при выявлении несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральную специальную или акцизную марку, информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, достоверной считается информация, содержащаяся в единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Руководствуясь подпунктом 8 пункта 3.1 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ, устанавливающим требование о том, что федеральная специальная марка и акцизная марка должны содержать, в том числе, сведения о подтверждении соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности, суд полагает, что такие требования к маркировке алкогольной продукции направлены на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности.
Согласно пункту 3.3 статьи 12 Федерального закона N 171-ФЗ проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.
В пункте 33 Правил продажи отдельных видов товаров также закреплено, что организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, до подачи алкогольной продукции в торговый зал проверяют подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам Росалкогольрегулирования.
При этом в пункте 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции" разъяснено, что организация-покупатель не может быть освобождена от применения последствий оборота продукции, информация о которой не зафиксирована в установленном порядке, только лишь на том основании, что при визуальном осмотре федеральной специальной марки или акцизной марки не могли возникнуть сомнения в их подлинности.
Регистрация в "Личном кабинете" на официальном интернет-портале Росалкогольрегулирования по адресу (http://www.fsrar.ru/user/register) с целью осуществления проверки федеральных специальных марок и акцизных марок через сервис "Проверка марок" и последующее предоставление протоколов запроса единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции необходимо именно для организации, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, так как информация, содержащаяся в единой информационной системе, предоставляется территориальными органами Росалкогольрегулирования организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции, за исключением организаций, занимающихся розничной продажей такой продукции.
Из материалов дела следует, что ООО «ТФ Новая Деревня»» по месту осуществления деятельности в магазине, расположенном по адресу: <адрес> осуществило оборот алкогольной продукции, оклеенной федеральными специальными марками с признаками поделки, чем нарушило положения ст. ст. 12, 16, 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции.
В связи с чем в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.15.12 КоАП РФ.
Не оспаривая факта приобретения указанной продукции под реализацию, представители ООО «ТФ Новая Деревня»» полагают, что в их действиях отсутствуют нарушения, по основаниях изложенным в возражениях.
Однако вина ООО «ТФ Новая Деревня»» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств. Из содержания протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в указанный день в 12 час. 00 мин. Управлением по тарифам и ценовой политики <адрес> было выявлено нарушение оборота алкогольной продукции имеющей признаки подделки: оборотная сторона марки не содержит четкого гильоширного элемента с текстом «РФ».
Указанные признаки нашли свое подтверждение в заключении эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ образцов водки в количестве шести бутылок, где ФСМ, наклеенные на поверхность бутылок водки «Русский ФОРМАТ чистоты», изготовлены не производством ФГУП «Гознак», а выполнены на листах бумаги способом плоской офсетной печати, печатной формой высокой печати и способом монохромной струйной печати; волокна выполнены припрессовкой; защитная нить имитирована полосой фольги, расположенной между двух листов путем локального расслоения бумаги; голографическая фольга с деметаллизированным орнаментальным узором и повторяющимися голографическими изображениями Герба РФ и аббревиатуры «РФ» выполнена тиснением фольгой; частично имитирована УФ и ИК - защита.
Также данные обстоятельства нашли свое подтверждение в ходе судебного заседания посредством визуального осмотра изъятой продукции и пояснений эксперта ФИО8
У суда нет оснований сомневаться в достоверности сведений содержащихся в указанных протоколе об административном правонарушении, как и в обоснованности выводов экспертизы.
Указанные выше признаки является нарушением требований ст. 12 Федерального закона от 22. 11. 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», согласно которой федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации, алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Таким образом, ООО «ТФ «Новая Деревня»» допустило розничную продажу алкогольной продукции – водки «Русский ФОРМАТ чистоты» без федеральной специальной марки, которая удостоверяет легальность производства указанной продукции, в связи с чем алкогольная продукция была изъята, что отражено в протоколе изъятия вещей и документов от 24.11 2015 г.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 22. 11. 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам.
Указывая на добросовестность поведения на рынке алкогольной продукции и отсутствия умысла на совершение административного правонарушения, Общество указало на совершение действий, предусмотренных п.3.3 ст. 12 ФЗ №171-ФЗ. Однако, доказательств правомерного поведения, либо действий направленных на совершение последних суду не представило.
Ссылки на протокол запроса от ДД.ММ.ГГГГ, содержащий информацию об алкогольной продукции, содержат сведения об ООО «Торговый дом «Девин» (поставщик), осуществлявшем указанный запрос. В материалах дела также имеется гарантийное письмо, а соответствии с которым при приемке товара на склад ООО «ТД «Девин» проводит полную проверку продукции. Однако данные документы не обладают доказательственным значением, вопреки доводам представителя ФИО5, так как отсутствуют сведения о том, что ООО «ТФ «Новая деревня» была поставлена именно та алкогольная продукция, которая была проверена поставщиком ООО «ТД «Девин».
Из показаний представителей ООО «ТФ «Новая деревня», данным обществом проверка не проводилась из-за отсутствия технических возможностей, а приобщенные протоколы запроса были предоставлены обществу поставщиком алкогольной продукции ООО «ТД «Девин», работники которого провели проверку перед поставкой продукции в <адрес> ООО «ТФ «Новая деревня».
Вместе с тем, согласно требованиям п.3.3 ст. 12 ФЗ №171-ФЗ, проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется покупателем. В данном случае указанную проверку должно было провести ООО «ТФ «Новая деревня».
В соответствии со ст. 1.5 Кодекса об административных правонарушениях «Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело».
Административные правонарушения, предусмотренное данной статьей, всегда совершаются умышленно.
Как указано в Постановлении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П: «По смыслу статей 49, 50 и 64 Конституции Российской Федерации и в силу конституционных требований справедливости и соразмерности, наличие вины является необходимым признаком состава правонарушения (и, соответственно, основанием привлечения к юридической ответственности), а бремя ее доказывания возлагается, но общему правилу, на уполномоченные органы государства и их должностных лиц (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 7-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 12-П».
Конституционным Судом Российской Федерации справедливо признается, что общие принципы юридической ответственности, вытекающие, в частности, из статей 49, 50, 54 и 64 Конституции Российской Федерации, включают как обязательное требование принцип вины, без которой отсутствует состав правонарушения и, следовательно, юридическая ответственность невозможна.
Материалы об административном правонарушении содержат достаточно доказательств вины ООО «ТФ «Новая Деревня»», а правонарушитель ООО «ТФ «Новая Деревня»» не предприняло все необходимые законодательством меры, исключающие вину по недопущению совершения правонарушения. Проведенная проверка ФСМ визуально и при помощи информационного ресурса уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти подтвердила факты, изложенные в протоколе об административном правонарушении.
Следуя правовой позиции Постановления Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П при назначении административного наказания необходимо учитывать характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины лица, привлекаемого к административной ответственности, его имущественное и финансовое положение и в исключительных случаях для индивидуализации наказания судам следует назначать административный штраф ниже низшего предела, указанный в соответствующей административной санкции.
Оснований для снижения размера штрафа не имеется. Кроме того, обеспечение реальной возможности осуществлять деятельность, связанную с оборотом алкогольной продукции, в строгом соответствии с требованиями закона является обязанностью Общества, способность выполнения которой обеспечивается наличием у нее целого ряда возможностей по получению информации в отношении реализуемой алкогольной продукции. Соответственно у Общества имелась возможность для соблюдения правил и норм в сфере оборота алкогольной продукции, однако оно не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
На основании изложенного надлежит сделать вывод о том, что обществом не представлено доказательств, подтверждающих принятие им всех предусмотренных действующим законодательством мер для проверки подлинности федеральных специальных марок. Вследствие этого в действиях ООО «ТФ «Новая Деревня»» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, то есть оборот алкогольной продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.
Согласно ч.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих административную ответственность в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, и обстоятельств, отягчающих эту ответственность согласно ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
С учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица суд считает необходимым назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, то есть всех указанных выше бутылок водки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9.-29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Общество с ограниченной ответственностью «ТФ «Новая Деревня»» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.12.ч.4 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двухсот тысяч) руб. с конфискацией предметов административного правонарушения:
- 6 (шесть) бутылок, ёмкостью по 0,5 литра, с этикетками ВОДКА «Русский ФОРМАТ чистоты» со знаками серийной нумерации: №
Указанную продукцию уничтожить в порядке, установленном «Правилами уничтожения по решению суда изъятых или конфискованных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, указанных в подпунктах 1-3 пункта 1 статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств упаковки потребительской тары, используемых для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных) для маркировки алкогольной продукции, указанных в подпункте 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона», утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О реализации мер по пресечению незаконных производства и (или) оборота этилового спирта и спиртосодержащей продукции».
Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Орловский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Орла.
Судья Н.Н. Колесов