Дело № 5-151/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
ул. Школьная д.13
Судья Анадырского районного суда Чукотского автономного округа Косматенко Оксана Анатольевна, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьёй 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица:
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина Российской Федерации, с высшем образованием, женатого, несовершеннолетних детей, а также иных лиц на иждивении не имеющего, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, работающего заместителем главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», к административной ответственности не привлекавшегося,
УСТАНОВИЛ:
21 мая 2018 года Управлением Росприроднадзора по Чукотскому автономному округу (далее – Управление) по результатам мероприятий по проверке полноты и правильности заполнения декларации за 2017 год о плате и соблюдении сроков её представления, представленной Открытым акционерным обществом «Шахта Угольная» (далее – ОАО «Шахта «Угольная») установлены не соответствия представленных сведений и расчётов с имеющимися в Управлении сведениями, выявлен факт нарушения ОАО «Шахта «Угольная» лицензионных требований, выразившийся в следующем.
07.03.2018 ОАО «Шахта «Угольная» представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 года, согласно которой в отчётный период была осуществлена деятельность по утилизации отходов минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн.
В соответствии с пунктом 40 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую вреду, утверждённых постановлением Правительства РФ от 03.03.2015 № 255 (далее – Правила) 13.04.2018 ОАО «Шахта «Угольная» выписано требование о внесении изменений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, а также представить обоснованные пояснения факта утилизации отходов.
Из представленных в Управление уточнённой декларации и пояснений (вх. № 01-15/1200 от 21.05.2018) следует, что на ОАО «Шахта «Угольная» введены в действие с 24.04.2018 Технические условия «Масла отработанные. ТУ 38.12.25-00134763703-2018». Согласно представленным дополнениям к пояснениям (вх. №01- 15/1380 от 06.06.2018) каталожный лист продукции был зарегистрирован ФБУ «ЦСМ Московской области» за № 012050 от 28.05.2018).
В соответствии с ТУ 38.12.25-001-34763703-2018 отходы III-класса опасности: отходы минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) и отходы минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) применяются для собственных нужд предприятия (используются в редукторах скребковых и ленточных конвейерах для смазки). Согласно характеристики продукции, первичный сбор отработанного масла осуществляется в специально предназначенные герметически закрываемые ёмкости с маркировкой, находящиеся на территории предприятия. Транспортирование масел отработанных осуществляется транспортом на территории предприятия.
По результатам проверки уточнённой декларации составлен акт проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 153 от 21.05.2018.
ОАО «Шахта «Угольная» имеет лицензию на осуществление деятельности по обращению с отходами I-IV класса опасности № 87 00027 от 02.04.2014. В составе лицензируемого вида деятельности ОАО «Шахта «Угольная» разрешается осуществлять размещение отходов I-IV класса опасности, в том числе отходы III-класса опасности: отходы минеральных, масел моторных и отходы, минеральных масел трансмиссионных (приложение к лицензии № 87 00027 от 02.04.2014).
Согласно сведениям об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления за 2017 год (Форма «2-ТП (отходы)) предоставленным ОАО «Шахта «Угольная» 01.03.2018 (вх.№ 01-15/574), за отчетный период на предприятии было образованы и утилизированы отходы III - класса опасности: отходы минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн.
По результатам проверки декларации о плате, из представленных на рассмотрение документов установлено, что ОАО «Шахта «Угольная» в нарушении пункта 30 статьи 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2017 году осуществлялась деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности (масла отработанные) без необходимых лицензий.
В соответствии с положениями статьи 28 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно выписке из приказа генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» № 238 от 20.12.2016 «Об организации работы по охране окружающей среды и производственному экологическому контролю», в целях уменьшения и предотвращения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду и выполнения природоохранного законодательства РФ, заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 назначен координатором деятельности по охране окружающей среды.
В соответствии с приказом генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» № 240 от 20.12.2016 «О назначении ответственных лиц в области обращения с отходами, за производственный экологический контроль в ОАО «Шахта «Угольная» заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 назначен ответственным за общее руководство и координацию работ по производственному экологическому контролю в области обращения с отходами.
Из должностной инструкции заместителя главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», утвержденной генеральным директором ОАО «Шахта «Угольная» от 28.03.2016 следует, что должностное лицо ФИО1 несет ответственность за соблюдение Правил безопасности в угольных шахтах и других нормативных актов при ведении горных работ, выполнение других обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, а также приказами руководства шахты.
В соответствии с требованиями статей 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию к названной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, на главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 возложена обязанность за соблюдением действующего экологического законодательства, и он несет ответственность за нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определенных действующим законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанного в деянии должностного лица главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1, усматриваются признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ
В судебном заседании должностное лицо ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ признал полностью, в содеянном раскаялся и просил суд назначить ему минимальное наказание из возможного предусмотренного соответствующей частью и статьёй КоАП РФ.
В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО8 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, просил суд рассмотреть дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» в его отсутствие (л.д. № 171, 172, 176).
Судья, заслушав должностное лицо ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), которая влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее № 7-ФЗ) законодательство в области охраны окружающей среды основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 51 вышеуказанного закона отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Статьей 30 № 7-ФЗ предусмотрено, что отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Абзацем 8 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - № 89-ФЗ) установлено понятие «утилизация отходов» - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).
На основании пункта 1 статьи 9 № 89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - № 99-ФЗ) с учётом положений настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 3 № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности).
В силу пункта 30 части 1 статьи 12 № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
В соответствии с № 99-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (далее - Положение).
В силу пункта 1 Положения, деятельность в области обращения с отходами составляют работы согласно приложению.
В приложении к Положению содержится перечень работ, составляющих деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности. В указанный перечень включены работы по утилизации отход I - IV классов опасности.
Таким образом, деятельность по утилизации отходов подлежит лицензированию.
По результатам проверки декларации о плате, из представленных на рассмотрение документов установлено, что ОАО «Шахта «Угольная» в нарушении пункта 30 статьи 12 Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» в 2017 году осуществлялась деятельность по утилизации отходов I - IV классов опасности (масла отработанные) без необходимой лицензии.
В соответствии с положениями статьи 28 № 89-ФЗ неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность должностных лиц за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Как следует из материалов дела, ОАО «Шахта «Угольная» зарегистрировано в качестве юридического лица 09 февраля 2000 года за основным государственным регистрационным номером 1028700517779, состоит на налоговом учете в инспекции по месту нахождения организации, имеет ИНН <***>, КПП 870101001 (л.д. № 140).
Согласно п.п. 6.2, 6.4 Устава ОАО «Шахта Угольная» в предмет его деятельности входит добыча подземным и открытым способом угля и его переработка, реализация угля потребителям. Отельными видами деятельности, перечень которых определяется федеральными законами, Общество может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (л.д. № 150-157).
Согласно выписке из приказа генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» № 238 от 20.12.2016 «Об организации работы по охране окружающей среды и производственному экологическому контролю», в целях уменьшения и предотвращения негативного воздействия деятельности предприятия на окружающую среду и выполнения природоохранного законодательства РФ, заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 назначен координатором деятельности по охране окружающей среды (л.д. № 136).
В соответствии с приказом генерального директора ОАО «Шахта «Угольная» № 240 от 20.12.2016 «О назначении ответственных лиц в области обращения с отходами, за производственный экологический контроль в ОАО «Шахта «Угольная» заместитель главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 назначен ответственным за общее руководство и координацию работ по производственному экологическому контролю в области обращения с отходами (л.д. № 137).
Согласно должностной инструкции заместителя главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная», утверждённой генеральным директором ОАО «Шахта «Угольная» от 28.03.2016 следует, что должностное лицо ФИО1 несёт ответственность за соблюдение Правил безопасности в угольных шахтах и других нормативных актов при ведении горных работ, выполнение других обязанностей, возложенных на него должностной инструкцией, а также приказами руководства шахты (л.д. № 138-139).
В соответствии с требованиями статьи 2.4 КоАП РФ должностные лица подлежат административной ответственности, в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Согласно примечанию, к названной статье, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
Следовательно, на главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 возложена обязанность за соблюдением действующего экологического законодательства, и он несёт ответственность за нарушения, допущенные в процессе осуществления своей деятельности, в пределах, определённых действующим законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеуказанного в деянии должностного лица главного инженера по технике безопасности, охране труда и охране окружающей среды ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1, усматриваются признаки административного правонарушения ответственность, за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исследовав материалы административного дела, суд считает, что вина должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 в совершении правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ подтверждается собранными по делу доказательствами, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно:
- рапортом начальника отдела государственной экологической экспертизы и нормирования Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чукотскому автономному округу ФИО от 21.05.2018, в котором указывает о выявлении в декларации о плате и соблюдения сроков её представления за 2017 год не соответствия представленных сведений и расчётов ОАО «Шахта Угольная» с имеющими сведениями Управления (л.д. № 23-24).
- декларацией о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год, согласно которой в отчётный период была осуществлена деятельность по утилизации отходов минеральных масел моторных (код ФККО 4 06 110 01 31 3) в количестве 0,132 тонн и отходов минеральных масел трансмиссионных (код ФККО 4 06 150 01 31 3) в количестве 0,024 тонн (л.д.№ 27-34, 50-58);
- актом проведения контроля за исчислением платы за негативное воздействие на окружающую среду № 121, на основании которого вынесено требование о внесении изменений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 год (л.д. № 35);
- требованием о предоставлении лицом, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, пояснений и (или) внесении исправлений в декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду № 01-16/1096 от 13.04.2018, в соответствии с которым необходимо представить в адрес Управления декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду с устранением замечаний (л.д. № 36-37);
- лицензией № 87 00027 от 02.04.2014 на осуществление деятельности по обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности (л.д. № 60-61);
- техническими условиями на масла отработанные. ТУ 38.12.25-001-34763703-2018 (л.д. № 40, 74-83).
Оценивая доказательства в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность должностного лица ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1, суд признаёт согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.2 КоАП РФ, раскаяние лица, совершившего административное правонарушение.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
Оснований для освобождения должностного лица ФИО1 от административной ответственности и прекращения дела об административном правонарушении по малозначительности правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ, с учётом характера совершённого правонарушения, не имеется.
Учитывая характер совершённого административного правонарушения, личность виновного, наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд считает возможным назначить должностному лицу ФИО1 минимальное административное наказание согласно санкции части 1 статьи 19.20 КоАП РФ в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо ОАО «Шахта «Угольная» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.А. Косматенко