ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-159/2021 от 30.06.2021 Богучарского районного суда (Воронежская область)

Дело №5-159/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г. Богучар 30 июня 2021 г.

Судья Богучарского районного суда Воронежской области Гузева О.А.,

с участием представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности СХА «Луговое» по доверенности ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении сельскохозяйственной артели «Луговое»,

УСТАНОВИЛ:

В период проведения плановой выездной проверки в период с 01.06.2021г. по 15.06.2021 г. в отношении ОНВОС - территория молочно-товарной фермы № 2 (площадка№4) II категории, код объекта , эксплуатируемого СХА «Луговое», юридический адрес: 396752, <...>, Место фактического нахождения ОНВОС 396752, <...> б 15.06.2021 в 15:00 выявлены нарушения обязательных требований: осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом;

обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку;

утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация).

СХА «Луговое» в соответствии с ОКВЭД занимается разведением крупного рогатого скота, в результате которой образуется отход навоз КРС свежий, на который разработан паспорт: отход навоз КРС свежий код фкко 11211001334 - 4 класса опасности.

Согласно таблице 4.2 в составе отчета об организации и результатах производственного экологического контроля за 2020 год в СХА «Луговое» в 2020 году образовалось - 10650 тонн отхода навоза КРС свежего, который был утилизирован предприятием путем выдерживания его на площадке накопления с дальнейшей его утилизацией путем извлечения полезной составляющей - органического удобрения с дальнейшем его использованием путем внесения в поля.

Органическое удобрение на основе твердого (сухого) навоза, навозных стоков крупного рогатого скота рекомендуется использовать для восполнения запасов основных элементов и микроэлементов почвы, улучшения структуры почвы и повышения почвенного плодородия при выращивании сельскохозяйственных и технических культур.

Согласно разъяснениям Минприроды России от 23.05.2016 года вещества (материалы), образовавшиеся в результате хозяйственной и иной деятельности, при наличии соответствующих технических условий, технологического регламента могут быть реализованы в качестве продукции, для производства работ, оказания услуг или производства новой продукции. При этом принимаемые нормативно-технические документы на продукцию должны учитывать соответствующие государственные и отраслевые стандарты, санитарно-гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствовать нормам законодательства о техническом регулировании. По мнению Минприроды России, навоз, помет и иные органические вещества и материалы, образующиеся в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являющиеся продуктами жизнедеятельности последних, после их обезвреживания и обеззараживания в соответствии с указанными выше санитарными правилами, а также органические удобрения на их основе, могут быть реализованы в качестве продукции при соблюдении ряда условий, а именно:

- при наличии уставной, проектной, технологической и иной документации, позволяющей относить указанные навоз, помет, иные органические вещества и материалы, образующиеся на предприятии в результате хозяйственной и иной деятельности, к продукции;

- при наличии разработанных и утвержденных технических условий на удобрения (или подобные продукты) на основе указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов, которые учитывают государственные и отраслевые стандарты, санитарно- гигиенические нормативы и правила, природоохранные требования и соответствующие нормам законодательства о техническом регулировании, а также при наличии

технологического регламента на такие навоз, помет, органические вещества и материалы;

- при реализации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем указанных навоза, помета, иных органических веществ и материалов сторонним лицам на договорной (в том числе на безвозмездной) основе в соответствии с уставной и иной документацией;

- при отражении в хозяйственном, бухгалтерском учете предприятия операций с указанными навозом, пометом, иными органическими веществами и материалами в качестве операций с продукцией.

Также необходимо иметь в виду, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе, в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.

Таким образом, СХА «Луговое» осуществляется утилизация отхода 4 класса опасности «навоз КРС свежий» с последующей его утилизацией путем получения полезных компонентов - органической составляющей навоза КРС с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.

Нарушены: пункт 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп.30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ по факту осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).

В действиях (бездействиях) юридического лица - СХА «Луговое», содержатся признаки названного административного правонарушения.

В судебное заседание представитель Центрально-Черноземного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не явился, извещен надлежащим образом, от представителя по доверенности ФИО2 поступило заявление о рассмотрении дела без участия предстваителя.

В судебном заседании представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности - СХА «Луговое» вину признал, раскаялся, пояснил суду, что нарушения будут устранены в ближайшее время.

Исследовав материалы дела, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Исходя из части 2 статьи 2.1 Кодекса юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В судебном заседании установлено, что СХА «Луговое» осуществляется утилизация отхода 4 класса опасности «навоз КРС свежий» с последующей его утилизацией путем получения полезных компонентов - органической составляющей навоза КРС с последующим их извлечением для внесения в поля в качестве органического удобрения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пп.30 п.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности подлежит лицензированию.

Однако у СХА «Луговое» соответствующая лицензия отсутствует.

Вина СХА «Луговое», как юридического лица, в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.20 Кодекса, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.06.2021г., приказом «О назначении лица ответственного за проведение производственного экологического контроля", приказом «О назначении ответственного лица по обращению с отходами производства и потребления», от 11.02.2021г., объяснением ФИО1, протоколом т/213 биотестирования проб отходов, осадков сточных вод, актом т/213 от 03.03.2021г., заключением по результатам проведения лабораторных исследований, измерений и испытаний от 09.06.2021г. , приказом от 20.01.2021г., справкой о составе автотранспортных средств на предприятии СХА «Луговое», протоколом отбора проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды от 03.06.2021г., справкой СХА «Луговое», Дневником поступления сельскохозяйственной продукции, паспортом отходов, уведомлением о проведении плановой выездной проверки СХА «Луговое», приказом о проведении проверки плановой, выездной проверки от 25.05.2021г. /п/В, Актом обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 03.06.2021г., актом проверки от 15.06.2021г., отчетом СХА «Луговое», должностной инструкцией главного инженера, выпиской из протокола общего отчетно-выборного собрания членов СХА «Луговое», Уставом СХА «Луговое».

Действия СХА «Луговое» следует квалифицировать по части 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как, являясь юридическим лицом, предприятие осуществило деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, вина СХА «Луговое» в совершении правонарушения доказана полностью.

В соответствии с п.п. 1 ст. 4.2 КоАП РФ обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает раскаяние представителя СХА «Луговое», а также признание вины.

В соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ, суд при назначении административного наказания юридическому лицу учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу о назначении СХА «Луговое» наказания в виде временного приостановления деятельности

Суд, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать сельскохозяйственную артель «Луговое» (СХА «Луговое») виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – площадки № 4 территории молочно-товарной фермы № 2, II категории, код объекта , эксплуатируемой СХА «Луговое», по адресу: 396752, <...> б сроком на 10 (десять) суток.

Исполнение постановления поручить Богучарскому районному отделению судебных приставов Воронежской области для немедленного исполнения.

Копию настоящего постановления направить в Богучарский РОСП и Центрально-Черноземное межрегиональное Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Постановление может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.А. Гузева

Дело №5-159/2021