Дело № 5-15/2013 копия
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
пос. Эвенск «22» марта 2013 года
Судья Северо-Эвенского районного суда Магаданской области Яруллина Н. М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северо-Эвенского районного суда в <...>, дело об административном правонарушении № 5-15/2013, предусмотренном ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ в отношении должностного лица:
ФИО1, <данные изъяты> директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - детский сад с. Гарманда» Северо-Эвенского района Магаданской области,
У С Т А Н О В И Л:
19 февраля 2013 г. в Северо-Эвенский районный суд из департамента образования администрации Магаданской области поступил протокол от 18 февраля 2013 г. и иные материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ в отношении должностного лица - директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Начальная школа - детский сад с. Гарманда» Северо-Эвенского района Магаданской области (далее - МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда) ФИО1
Согласно данному протоколу, в ходе проведения должностным лицом департамента образования администрации Магаданской области (далее - Департамент) плановой выездной проверки установлен факт неисполнения МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда требований законодательства Российской Федерации об образовании.
Директор МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда ФИО1 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте уведомлена надлежащим образом, в своей радиограмме от 19.03.2013 г. просит дело рассмотреть в её отсутствие.
В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО1, исследовав материалы дела.
Из исследованных в судебном заседании материалов дела усматривается, что должностным лицом органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего государственный контроль (надзор) в области образования в отношении образовательных учреждений, расположенных на территории Магаданской области, в ходе проведения выездной плановой проверки, на основании приказа департамента образования администрации Магаданской области от 24.01.2003г. №64, установлен факт нарушения МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда, установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательное учреждение, о чем 15 февраля 2013 г. составлен соответствующий акт №11.
Основанием для составления протокола послужили следующие нарушения, установленные актом проверки.
В нарушение требований ч. 2 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» в заявлениях родителей (законных представителей) о приёме детей в учреждение отсутствуют сведения об их ознакомлении с Уставом учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда, реализуемыми в учреждении основными образовательными программами.
В нарушение п. п. 12, 16, 20 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного соответствующим приказом Минобрнауки от 15.02.2012 г. №107, в заявлениях не зафиксировано согласие на обработку персональных данных родителей (законных представителей) и обучающихся. Не указаны в заявлениях фамилии, имена, отчества обоих родителей, дата и место рождения ребенка.
Согласно диспозиции ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо за нарушение установленного законодательством Российской Федерации в области образования порядка приема в образовательную организацию.
Проверив требования вышеуказанных норм законодательства, регулирующих порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, и представленные должностным лицом доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу о том, что вышеуказанные факты нарушений нашли своё подтверждение, в связи с чем, приходит к выводу о наличии в действиях должностного лица - директора МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ и находит её вину в его совершении доказанной.
В тоже время, оценивая доводы должностного лица, составившего административный протокол о том, что в нарушение пункта 1.1 ст. 16 Закона РФ от 10.07.1992 г. №3266-1 «Об образовании» администрацией образовательного учреждения не разработаны и не утверждены правила приема учащихся и воспитанников в образовательное учреждение, а также о несоответствии п. 7.3 Устава учреждения требованиям законодательства, регулирующего порядок приема граждан в образовательное учреждение, суд приходит к следующему.
В соответствии 4 Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения, утвержденного соответствующим приказом Минобрнауки от 15.02.2012 г. №107, Правила приема граждан в учреждение определяются учреждением самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации (отсылочная норма на ст. 16 Закона об образовании).
Общие требования к приему граждан в общеобразовательные учреждения установлены статьей 16 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (далее Закона)
Согласно ч. 1 ст. 16 Закона общие требования к приему граждан в муниципальные образовательные учреждения, регулируются положениями упомянутого закона, а также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.
Пунктом 45 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» предусмотрено, что Правила приема граждан в общеобразовательное учреждение определяются его учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе общеобразовательного учреждения.
Пунктом 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» также предусмотрено, что порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.
Из п. п. 1.3, п. 5.2.3 Устава МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда следует, что учредителем учреждения является муниципальное образование «Северо-Эвенский район». Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет управление образования администрации Северо-Эвенского района. К полномочиям учредителя среди прочего относится утверждение устава учреждения, а также вносимых в него изменений.
Часть 2 ст. 13 Закона допускает возможность разработки и принятия образовательным учреждением устава лишь в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, в то время как правила приема обучающихся, воспитанников (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона), подлежат обязательному указанию в уставе образовательного учреждения и соответственно определяются его учредителем.
Таким образом, самостоятельное определение образовательным учреждением правил приема граждан может иметь место в случае, если они не урегулированы законом, порядком приема в образовательные учреждения, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уставами образовательных учреждений, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (ч. 1.1 ст. 16 Закона «Об образовании»).
Поскольку в данном случае процедура разработки правил приёма граждан урегулирована вышеприведёнными нормативными актами, указанные правила подлежат определению учредителем МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда с последующим их закреплением в Уставе данного образовательного учреждения, утверждаемого также учредителем, что исключает привлечение должностного лица ФИО1 к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ по данному основанию.
Суд не принимает во внимание указание в протоколе на несоответствие п.п. 6.5, 6.8 Устава МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда, требованиям законодательства об образовании, поскольку данные положения устава каких-либо норм, регулирующих порядок приема граждан в образовательное учреждение не содержат, в связи с чем, не могут быть предметом рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ. По аналогичным обстоятельствам не является основанием для привлечения к административной ответственности по ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ, установленное актом проверки нарушение требований к ведению алфавитной книги записи учащихся, поскольку данное нарушение может оказывать негативное влияние лишь на процедуру делопроизводства учреждения и не является нарушением порядка приема в него граждан.
Кроме того, суд критически относится к указанным в протоколе нарушениям в части невыполнения учреждением п. 21 Порядка, выразившемуся в отсутствии журнала приема заявлений по следующим основаниям.
Учитывая, что основанием для составления протокола послужили установленные в ходе проведения проверки нарушения законодательства об образовании, регулирующего порядок приема граждан в общеобразовательные учреждения, перечень нарушений, указанных в протоколе не может быть расширен относительно отраженных в акте проверки, поскольку осуществление государственного надзора (контроля) и принятие мер для привлечения виновных лиц к административной ответственности, может быть осуществлено только в рамках проведенной на законных основаниях проверки, результаты которой в силу положений ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» подлежат фиксации в соответствующем акте. Таким образом, не установленные актом проверки нарушения, не могут быть учтены при составлении протокола и не могут является основанием для привлечения к административной ответственности.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность в соответствии со ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ судьей не установлено.
С учетом изложенных обстоятельств, а также характера совершенного административного правонарушения, судья полагает возможным назначить директору МКОУ НШ-д.с. с. Гарманда ФИО1 наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ судья,
П о с т а н о в и л:
Признать директора муниципального казенного образовательного учреждения «Начальная школа - детский сад с. Гарманда» Северо-Эвенского района Магаданской области ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 19.30 КоАП РФ, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, с перечислением указанной суммы штрафа на расчетный счет Департамента образования администрации <...> ИНН <***> КПП 490901001 (л/сч. 04471А53910 УФК по Магаданской области) р/сч. 40101810300000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Магаданской области БИК 044442001 ОКАТО 44401000000 КБК 07711607000010000140 (денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства).
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В соответствии со ст., ст. 30.1, 30.3 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст. 25.1 - 25.5 КоАП РФ, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления, путем подачи жалобы через Северо-Эвенский районный суд или непосредственно в Магаданский областной суд.
В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен.
Судья: подпись
_____________________________________________________________________________ВЕРНО: судья
Северо-Эвенского райсуда Н. М. Яруллина