56RS0023-01-2023-003343-76
Дело № 5-161/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления оглашена 28 сентября 2023 года.
Мотивированное постановление составлено 02 октября 2023 года.
28 сентября 2023 года г. Новотроицк
Судья Новотроицкого городского суда Оренбургской областиЯснева Н.Е.,
при секретаре Ершовой Е.К.,
с участием должностного лица ФИО1, представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия "Управление коммунального хозяйства", зарегистрированного по адресу: оренбургская область, <...>, ОГРН <***>, ИНН<***>,
установил:
08 августа 2023 года государственным инспектором Западно-Уральского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении МУП "Управление коммунального хозяйства" (далее по тексту МУП "УКХ") (ОГРН <***>, ИНН<***>), из которого следует, что в отношении юридического лица была проведена выездная внеплановая проверка на основании решения заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 12 июля 2023 года № 283-732-рш.
В результате проведения выездной внеплановой проверки в отношении МУП "УКХ" были установлены факты нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов:
1. Не пройдена аттестация по промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых доля исполнения трудовых обязанностей:
- ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – ОРПД) : начальник участка кап. ремонта и эксплуатации котельных установок цеха теплоснабжения (ЦТС) А.А.П. (Б.8.6), начальник цеха водоотведения Ж.П.В. (Б.8.6), ст. мастер ЦТС М.Е.В. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС П.О.А. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС Г.Т.И.. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС С.И.А. (Б. 8.2), Б.8.6), мастер участка ЦТС М.И.А. (Б.8.2, Б.8.6);
- ответственные за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления: мастер участка ЦТС Б.Т.И. (Б.7.1), мастер участка ЦТС М.И.А.. (Б.7.1), чем нарушены п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов"; пп. "а" п. 229 Федеральных норм и парвил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением", утвержденных приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 536 (далее – ФНП №536), п. 11 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденных Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года №531 (далее –ФНП №531).
2. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД совмещает обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД:
- начальник ЦТМ Ф.Д.М. (приказ №312-од от 02 сентября 2022 года, №25-од от 20 января 2022 года);
- начальник цеха водоотведения Ж.П.В. (приказы №320-од от 05 сентября 2022 года, № 24-од от 20 января 2022 года). (. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 232 ФНП №536)
3. Отсутствуют документы (удостоверения), подтверждающие соответствие квалифицированным требованиям ремонтного персонала:
- слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов (Т.Д.С.., Т.А.В.., П.А.А.., С.А.П.Д.Д.А.И.В.В.., Т.В.Н.Ч.А.В.С.Ф.И.., Ш.С.И..);
- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей (И.М.А.., Б.Н.Е.., Е.А.А.Ш.В.Г.., Ч.Н.А., Г.В.И.., У.Р.Р.В.Н.А.., Н.Ю. ., С.Н.Ю, (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 237 ФНП №536).
4. Протокол о проверки знаний и допуске к работе на ОРПД обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих) не содержит сведений о документах, знания которых проверялись (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 242ФНП №536).
5. Не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО:
а) "Система теплоснабжения", рег. № А49-03588-0003:
- в пп. "а", "б", п. 2.2. раздела 2: не отмечены признаки опасности;
- столбец 3 таблицы раздела 6: не указана (не верно указана) характеристики признака опасности в п. 4, 5, 6, 7 объекта "Котельная очистных сооружений"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №1"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2";
- столбец 5 таблицы раздела 6: не указаны эксплуатационные характеристики ОРПД (объем, температура, давление) в п. 4, 5, 6, 7 объекта "Котельная очистных сооружений"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная № 1"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2";
- столбец 6 таблицы раздела 6: не указано числовое обозначение признака опасности 2.2 в п. 4 объекта "отопительная котельная №1", в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2"; в разделе 6 указаны технические устройства, не подлежащие учету в органах Ростехинвентаризации и сведения о которых не подлежат внесению в реестр ОПО: водогрейный котле Братск-1Г, зав. №315, водогрейный котел Братск-1Г, зав. №316, водогрейный котле Братск-1Г, зав. № 329, водогрейный котел ДКВР-20-13, зав. № 2550;
- в разделе 6 объекта "Отопительная котельная №1" не верно указаны номера горелок котла ПТВМ-50 в количестве 12 шт.
б) "Участок трубопроводов теплосети", рег. №А49-03588-0002: - столбец 3 таблицы раздела 6: не указана (не верно указана) характеристика признака опасности в п. 1-70;
- столбец 5 таблицы раздела 6: неверно указаны эксплуатационные характеристики ОРПД (диаметр/толщина стенки трубы, длина трубопровода) в п. 1, 17, 39, 56, 60;
- в разделе 6 указаны технические устройства, не подлежавшие учету в органах Ростехнадзора и сведения о которых не подлежат внесению в реестр ОПО: п. 2, 3, 7, 8, 10, 27, 43. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, 226, 227 ФНП №536).
6. Не представлены паспорта на горелки котла ПТВМ-50-1 в количестве 12 шт. "Отопительная котле № 1" (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 16 ФНП №531).
7. Требуется актуализация схем разграничения балансовой принадлежности и технического обслуживания газопроводов на объектах "Отопительная котельная №1", "Отопительная котельная (с. Хабарное)" с соответствующим оформлением актов разграничения балансовой принадлежности и технического обслуживания газопроводов (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 531 ФНП №536).
8. Содержание производственных инструкций на ОРПД не соответствует требованиям промышленной безопасности:
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. 39119;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №18149;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3749;
- магистральная тепловая сеть М 1: трубопровод рег. №49-35-5-1218;
- квартальная тепловая сеть Г-1 (восточный район): трубопроводы №49-35-5-1219-49-35-5-1228;
- квартальная тепловая сеть Г-1 (центральный район): трубопроводы №49-35-5-1229-49-35-5-1233;
- квартальная тепловая сеть Г-2 (северный район): трубопроводы №49-35-5-1234-49-35-5-1249;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №3): трубопроводы №49-35-5-1250-49-35-5-1261;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №4): трубопроводы №49-35-5-1262-49-35-5-1272;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (центральный микрорайон): трубопроводы №49-35-5-1273-49-35-5-1276;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №1): трубопровод №49-35-5-1229-49-35-5-1233;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №2): трубопроводы №49-35-5-1278-49-35-5-1279;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №5): трубопроводы №49-35-5-1280-49-35-5-1282;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №8): трубопроводы №49-35-5-1283-49-35-5-1284;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (юго-западный район): трубопроводы №49-35-5-1285-49-35-5-1287. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, пп. "ж". п. 228, 278, 363, 364 ФНП №536).
9. Не ознакомлены с производственной инструкцией:
- оператор котельной К.Л.В.., Н.С.М.В.О.А.
- слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов: С.К.О.., Ш.С.И.
- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей Е.Л.Р. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, пп. "ж" п. 228 ФНП №536).
10. паспортах на ОРПД отсутствует запись о проведенном техническом освидетельствовании ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3919;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №18149;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3749;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котел КВГМ-100-150, зав. 8440. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 408, 410 ФНП №536).
11. Не представлено руководство по эксплуатации ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котле КВГМ-100-150, зав. №8440. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, пп. "ж" п. 228, 278 ФНП №536).
12. Отсутствует (требует обновления) табличка с информацией о сроках освидетельствования ОРПД:
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГМ, зав. 3749. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 220 ФНП №536).
13. У организации ООО "Тепло и холод" в соответствии с договором подряда №2023.111509 (385/23-Пр), привлеченная для проведения капитального ремонта водогрейного котла КВГМ-100-150, зав. №8440, отсутствует документы, подтверждающие прохождение аттестации в области промышленной безопасности руководителем и инженерно-техническими работниками (Б.8.6),Ю а также наличие аттестованного специалиста сварочного производства, непосредственно осуществляющего организацию работ по ремонту (область распространения КО). (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 101, 102 ФНП №536).
14. Не проведено техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации:
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131, уч. №49-35-3—3473 (первичное);
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218;
- трубопровод Восточный район, узел №14, ветвь №12, уч. № 49-35-5-1222;
- трубопровод Центральный район, узел №23, ветвь №22, уч. № 49-35-5-1231;
- трубопровод Центральный р-н, узел №25, ветвь №24, уч. №49-35-5-1323;
- трубопровод Северный р-н, узел №27, ветвь № 1, уч. №49-35-5-1234;
- трубопровод Микрорайон №3, узел №82, ветвь №78, уч. №49-35-5-1256;
- трубопровод Центральный микрорайон, узел №80, ветвь №75, уч. №49-35-5-1273;
- трубопровод Юго-западный микрорайон комплекс "А", узел №84, ветвь №80, уч. №49-35-5-1285. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 407, 447 ФНП №536).
15. В паспортах не технические устройства с апреля 2021 года отсутствует запись ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД о ежегодных периодических технических освидетельствованиях:
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218;
- трубопровод Восточный район, узел №14, ветвь №12, уч. № 49-35-5-1222;
- трубопровод Центральный район, узел №23, ветвь №22, уч. № 49-35-5-1231;
- трубопровод Центральный р-н, узел №25, ветвь №24, уч. №49-35-5-1323;
- трубопровод Северный р-н, узел №27, ветвь № 1, уч. №49-35-5-1234;
- трубопровод Микрорайон №3, узел №82, ветвь №78, уч. №49-35-5-1256;
- трубопровод Центральный микрорайон, узел №80, ветвь №75, уч. №49-35-5-1273;
- трубопровод Юго-западный микрорайон комплекс "А", узел №84, ветвь №80, уч. №49-35-5-1285. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, пп. "б" п. 448 ФНП №536).
16. В эксплуатацию на ОРПД допущены монометры, не соответствующие требованиям промышленной безопасности:
- в "Котельной очистных сооружений" манометры МП-Уф зав. №002319, МП4-У, зав. № 143837, МП4-Уф зав. № 002005 не проверены в установленном законом порядке, на шкалах монометров отсутствует красная черта, указывающая максимального допустимое рабочее давление ОРПД. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 267, 306 ФНП №536).
17. В "Котельной очистных сооружений" акты проверки предохранительных клапанов оформляются без указания их марки и заводского (инвентарного) номера. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 308 ФНП №536).
18. В паспортах на водогрейные котлы ДКВР-20-13, зав. №6086 и ДКВР-20-13, зав. № 2550 не внесена информация о технических характеристиках после перевода на водогрейный режим. Отсутствует запись о разрешенных параметрах эксплуатации (давление, температура) после проведенного технического освидетельствования. Отчет об эксплуатационных испытаниях (режимная наладка) и режимные карты оформлены с ошибочно указанными заводскими номерами котлов. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 312 ФНП №536).
19. В сменном журнале отсутствуют записи о проверках контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств:
- водогрейный котле КВГМ-100-150, зав. № 8440;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. № 3919;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. № 18149;
- паровой котел Е-1-08,ГМ, зав.; 19131;
- паровой котле Е-1-09ГЗ, зав. №3749. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 304 ФНП №536).
20. Дубликаты паспортов оформлены без привлечения организации, проводящей экспертизу промышленноц безопасности технических устройств: трубопроводы уч. №49-35-5-1218-49-35-5-12-87. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 246, приложение 6 к ФНП №536).
21. Гидравлические испытания ОПО "Участок трубопроводов теплосети", рег. №49-35-5-1218-49-35-5-1287 проводятся с нарушением минимальной величины пробного давления. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 184ФНП №536).
22. На трубах ОПО "Участок трубопроводов теплосети", рег. №А49-03588-0002 отсутствует предохранительные устройства, исключающие возможность превышения максимального рабочего давления. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 5, 8, 46, 47 приложения 2 Технический регламент Таможенного Союза "О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением", п. 99 ФНП №536).
23. На эксплуатационных (технологических) схемах трубопроводах отсутствует обозначения диаметров труб, названия и порядковые номера (по нумерации эксплуатирующей организации) арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных устройств, не обозначены воздушники (сброс воздуха); на арматуре или на специальной бирке не нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов:
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218: запорная арматура узел 11, 17;
- отводы на трубопровод узла 23 ветви 22 (уч. №49-35-5-1231), узла 25 ветви 24 (уч. №49-35-5-1232), узла 27 ветви 8 (уч. №49-35-5-1241), узла 83 ветви 78 (надземная часть) (уч. № 49-35-5-1256);
- насосные 1, 2. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 199, 363, 370 ФНП №536).
24. Отсутствует площадка для безопасного обслуживания и ремонта запорной арматуры Т7-78 трубопровода магистральной тепловой сети М1 (уч. №49-35-5-1218). (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 11, 80 ФНП №536).
25. Отсутствует привод, позволяющий облегчить операции по управлению арматурой Т7-78 трубопровода магистральной тепловой сети М1 (уч. № 49-35-5-1218) (электро-, гидро-, пневмопривод). (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 84 ФНП №536).
26. Не проведена экспертиза промышленной безопасности используемых трубопроводов уч. № 49-35-5-1218-49-35-5-1287. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п. 461 ФНП №536).
27. Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности. (п. 1 ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, пп. 12 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04 мая 2011 года №99-ФЗ; п. 7 приложения к "Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности").
Должностное лицо ФИО1 в судебном заседании обстоятельства выявления правонарушения подтвердил.
Представитель юридического лица МУП "УКХ" ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании обстоятельства совершения выявленного правонарушения не отрицала, указав на частичное устранение выявленных нарушений. При назначении административного наказания просила назначить административный штраф, применив к нему положение ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
Судья, исследовав письменные материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 9.1 нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Федеральный закон N 116-ФЗ) организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением утверждены Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года N 536 (далее - Приказ № 536).
В соответствии с пунктом 99 Приказа при эксплуатации оборудования, по характеристикам относящегося к области применения ТР ТС 032/2013, но выпущенного в обращение до его вступления в силу, конструкция и характеристики которого не изменялись (в отношении которого не проводились работы, указанные в пункте 98 ФНП), должны быть обеспечены выполнение требований ФНП, соответствие конструкции (устройства) такого оборудования, а также укомплектованность его средствами измерения, арматурой, предохранительными и другими предусмотренными технической документацией устройствами, автоматизированными системами управления и безопасности, указаниям проекта и технической документации организации-изготовителя.
Элементы и комплектующие, применяемые при ремонте оборудования, должны соответствовать требованиям технических регламентов, действующих на момент их выпуска в обращение.
Оборудование под давлением, предназначенное для применения при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации "Росатом", должно соответствовать требованиям документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, предназначенных для разработки, изготовления, испытания, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения.
В процессе эксплуатации оборудования под давлением его работоспособное состояние и соответствие установленным к нему требованиям должны обеспечиваться проведением технического обслуживания, планово-предупредительных и неплановых (при необходимости их проведения по техническому состоянию оборудования) ремонтов силами работников соответствующих подразделений эксплуатирующих организаций, а также специализированных организаций (при необходимости) в соответствии с указаниями руководства (инструкции) по эксплуатации, НД, применяемых эксплуатирующей организацией, и требованиями ФНП.
Согласно пункту 199 Приказа организация, производившая монтаж трубопровода, на основании комплекта исполнительной документации должна разработать исполнительную схему (чертеж) трубопровода, прикладываемую к удостоверению (свидетельству) о качестве монтажа, на которой должны быть указаны:
а) сведения о материалах (с указанием марки материала и наименования стандарта или технических условий в соответствии с которыми они были произведены), наружные диаметры, толщины труб и деталей из труб, длину трубопровода;
б) расположение опор, компенсаторов, подвесок, арматуры, приборов (располагаемых непосредственно на трубопроводе), фильтров, воздушников и дренажных устройств;
в) расположение сварных соединений (при их наличии) с раздельным обозначением сварных соединений, выполняемых при монтаже трубопровода и выполняемых в организации - изготовителе элементов трубопровода;
г) расположение указателей для контроля тепловых перемещений с указанием проектных величин перемещений, устройств для измерения ползучести (для трубопроводов, которые работают при температурах, вызывающих ползучесть металла);
д) границы (пределы) трубопровода и направление движения рабочей среды. При этом в качестве границ трубопровода проектной (рабочей) конструкторской документацией могут быть приняты запорная арматура, предохранительные и другие устройства, отделяющие (дистанцирующие) трубопровод на входе и выходе от подключенных к нему оборудования и (или) трубопроводов. В качестве границ (условных линий), условно разделяющих отдельные трубопроводы между собой и оборудованием, проектом могут быть определены неразъемные или разъемные соединения либо проекции фундамента или стены здания (сооружения) при отделении внутренних систем трубопроводов от наружных сетей.
На рабочих местах персонала, обслуживающего трубопровод (трубопроводы), эксплуатирующая организация должна обеспечить наличие в доступной для постоянного использования форме комплекта необходимых для безопасной эксплуатации (обслуживания, ремонта и испытаний) производственных инструкций по эксплуатации трубопровода (трубопроводов), а также исполнительных схем трубопроводов (согласно пункту 198 ФНП) или разработанных на их основе эксплуатационных (технологических) схем трубопроводов, обеспечивающих в дополнение к указаниям производственных инструкций возможность безопасного проведения работ при эксплуатации трубопровода (пуска, отключения, ремонта, испытаний). Порядок обеспечения наличия на конкретных рабочих местах комплекта документов, необходимых для безопасной эксплуатации трубопровода и другого технологически взаимосвязанного с ним оборудования определяется распорядительными документами эксплуатирующей организации.
При отсутствии (утрате в процессе эксплуатации) исполнительной документации трубопроводов эксплуатационные (технологические) схемы могут быть разработаны на основании данных о трубопроводе, указанных в паспорте и проектной (конструкторской, рабочей) документации по результатам натурного осмотра и измерений при проведении технического освидетельствования (диагностирования) или экспертизы промышленной безопасности.
На арматуре или на специальной бирке должны быть нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов, а также указатели направления вращения штурвала (маховика).
Регулирующие клапаны должны быть снабжены указателями степени открытия регулирующего органа, а запорная арматура - указателями положения ее запорного органа (в открытом и закрытом состоянии).
Арматура должна быть доступна для обслуживания. В местах установки арматуры и индикаторов тепловых перемещений паропроводов должны быть установлены площадки обслуживания.
Арматура должна быть использована в соответствии с ее функциональным назначением, указанным в технической документации (пункт 363, 370 Приказа).
Пунктом 11 Приказа установлено, что для обслуживания, осмотра, ремонта оборудования под давлением проектом должно быть обеспечено наличие стационарных металлических площадок и лестниц, а также переносных, передвижных площадок и лестниц, при этом:
конструкция площадок и лестниц должна соответствовать требованиям пунктов 13 - 15 ФНП;
площадки и лестницы обслуживания оборудования, не соответствующие требованиям пунктов 12 и 13 настоящих ФНП смонтированные до вступления в силу приказа об утверждении ФНП, должны быть приведены в соответствие ФНП при капитальном ремонте оборудования, реконструкции (модернизации) или техническом перевооружении ОПО при условии принятия и реализации эксплуатирующей организацией мероприятий для обеспечения их безопасного использования в период до устранения несоответствий.
Арматура трубопроводов пара и горячей воды должна быть установлена в местах, доступных для ее безопасного обслуживания и ремонта. В необходимых случаях должны быть устроены стационарные лестницы и площадки в соответствии с проектной документацией. Допускается применение передвижных площадок и приставных лестниц для используемой реже одного раза в месяц арматуры, доступ к управлению которой необходим при отключении участка трубопровода в ремонт и подключении его после ремонта. Не допускается использование приставных лестниц для ремонта арматуры с ее разборкой и демонтажем. Устанавливаемая чугунная арматура трубопроводов пара и горячей воды должна быть защищена от напряжений изгиба (пункт 80 Приказа № 536).
В соответствии с пунктом 84 задвижки и затворы номинальным диаметром 500 мм и более должны быть оборудованы приводами, позволяющими облегчить операции по управлению арматурой (электро-, гидро-, пневмопривод). При надземной прокладке тепловых сетей задвижки с электроприводами устанавливают в помещении или заключают в кожухи, защищающие арматуру и электропривод от атмосферных осадков и исключающие доступ к ним посторонних лиц.
В соответствии с положениями пункта 226 Приказа N 536 оборудование под давлением подлежит снятию с учета в органах Ростехнадзора или ином федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности, если оборудование под давлением эксплуатировалось на подведомственном данному органу ОПО, в случаях его утилизации по причине невозможности дальнейшей эксплуатации или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учета такого оборудования, а также в случае передачи оборудования для использования другой эксплуатирующей организации.
Снятие оборудования под давлением с учета должно осуществляться на основании заявления эксплуатирующей организации, содержащего причину снятия с учета с приложением копий документов, подтверждающих факт утилизации оборудования под давлением или утраты признаков опасности, вызывающих необходимость учета такого оборудования, или факт передачи оборудования на законных основаниях другой организации.
При передаче другой эксплуатирующей организации оборудования под давлением передающая его организация: направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности копии документов, содержащих основание и подтверждение факта передачи оборудования, и информацию об организации, которой передано оборудование (наименование, адрес электронной почты, номер телефона); производит запись в паспорт оборудования (в разделах, содержащих сведения об учетном номере, о местонахождении оборудования, назначении ответственных лиц, результатах технического освидетельствования) о прекращении его использования по факту передачи другой организации с указанием о необходимости соблюдения требований настоящих ФНП при дальнейшей эксплуатации оборудования.
В пункте 227 Правил N 536 конкретизируется обязанность по регистрации в государственном реестре ОПО оборудования, работающего под избыточным давлением.
Пунктом 228 Приказа №536 установлено, в том числе, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации.
Подпунктом "ж" вышеуказанного пункта установлено, что для вышеуказанных целей необходимо разработать и утвердить на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность с учетом указанного в подпункте "г" настоящего пункта ФНП. Производственные инструкции должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий.
Согласно пункту 408 Приказа периодическое техническое освидетельствование котлов проводят уполномоченная специализированная организация, а также ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования совместно с ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования в объеме и с периодичностью, установленными ФНП, если иное не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации котла.
Исходя из положений пункта 229 Приказа N 536 инженерно-технические работники - пройти аттестацию по промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ (в зависимости от типа конкретного оборудования, к эксплуатации которого они допускаются), знать положения распорядительных документов, инструкций и иных нормативных документов, принятых в организации для обеспечения промышленной безопасности, относящихся к выполняемым обязанностям и выполнять установленные в них требования в процессе выполнения работ.
В соответствии с пунктом 101 Приказа №531 работники специализированной организации, непосредственно осуществляющие работы по монтажу (демонтажу), ремонту, реконструкции (модернизации) и наладке оборудования под давлением в порядке, установленном в соответствии положениями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности и ФНП распорядительными документами организации, должны пройти:
а) руководители и инженерно-технические работники - аттестацию в области промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ.
б) рабочие - подготовку в объеме квалификационных требований (в рамках профессионального обучения), проверку знаний в объеме требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии, а также в объеме технологических процессов, инструкций и карт на производство отдельных видов работ.
Проверка знаний требований производственных инструкций и (или) инструкций для данной профессии у рабочих проводится один раз в 12 месяцев. Ознакомление и проверка знаний технологических процессов, инструкций и карт на производство конкретного вида работ проводится непосредственно перед началом ее выполнения.
Компетентность сварщиков, специалистов сварочного производства и специалистов неразрушающего контроля, участвующих в работах по ремонту, монтажу, реконструкции (модернизации) оборудования под давлением в целях установления возможности их допуска к выполнению работ должна быть подтверждена в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации (пункт 102 Приказа).
Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования не может совмещать обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением (п. 232 Правил № 536).
В соответствии с пунктом 237 Правил работники, допускаемые к обслуживанию и ремонту оборудования под давлением, должны проходить профессиональное обучение.
Результаты проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) оформляются в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, протоколом с отметкой в удостоверении о допуске к самостоятельной работе (пункт 242 Правил).
В соответствии с пунктом 407, 408 Приказа первичное и внеочередное техническое освидетельствование котлов должна проводить уполномоченная специализированная организация.
Первичное техническое освидетельствование котлов, которые подвергались внутреннему осмотру и гидравлическому испытанию организацией-изготовителем и доставлены на место установки в собранном виде, при условии, что не истек установленный организацией-изготовителем срок консервации и не нарушены установленные изготовителем условия консервации, допускается проводить на месте установки специалистами эксплуатирующей организации (ответственным за осуществление производственного контроля (технического надзора) за безопасной эксплуатацией оборудования и ответственным за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования).
Периодическое техническое освидетельствование котлов проводят уполномоченная специализированная организация, а также ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования совместно с ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования в объеме и с периодичностью, установленными ФНП, если иное не предусмотрено руководством (инструкцией) по эксплуатации котла.
Согласно пункту 267 Приказа шкалу манометра выбирают исходя из условия, что при рабочем давлении стрелка манометра должна находиться во второй трети шкалы.
На шкале манометра должна быть нанесена красная черта на уровне деления, соответствующего максимально допустимому рабочему давлению для данного элемента с учетом добавочного давления от веса столба жидкости.
Взамен красной черты разрешается в качестве указателя значения максимально допустимого давления прикреплять к корпусу манометра пластину (скобу) из металла или иного материала достаточной прочности, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.
Манометры не допускаются к применению в следующих случаях:
а) отсутствует информация о проведении поверки (пломба или клеймо, или документ о проведении поверки);
б) если истек срок поверки манометра;
в) если стрелка манометра при его отключении не возвращается к нулевой отметке шкалы на величину, превышающую половину допускаемой погрешности для данного манометра;
г) если разбито стекло или имеются другие повреждения манометра, которые могут отразиться на правильности его показаний (пункт 306).
Проверка исправности действия манометров, предохранительных клапанов, указателей уровня воды и питательных насосов должна проводиться в следующие сроки:
а) для котлов с рабочим давлением до 1,4 МПа включительно - не реже одного раза в смену;
б) для котлов с рабочим давлением более 1,4 МПа до 4,0 МПа включительно - не реже одного раза в сутки (кроме котлов, установленных на тепловых электростанциях);
в) для котлов, установленных на тепловых электростанциях, по инструкции в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем (главным инженером) электростанции.
О результатах проверки делается запись в сменном (оперативном) журнале или ином эксплуатационном документе, форма и порядок ведения которых устанавливаются распорядительными документами эксплуатирующей организации (пункт 304).
Пунктом 312 предусмотрено, что эксплуатационные испытания (режимная наладка) котла для определения устойчивых, оптимальных и безопасных режимов его работы в установленных проектом и технической документацией организации-изготовителя пределах минимально и максимально допустимых параметров и диапазонов нагрузки с составлением режимной карты и корректировкой (при необходимости) производственной инструкции по эксплуатации должны проводиться: при вводе котла в эксплуатацию в объеме пусконаладочных работ; после внесения изменений в его конструкцию; при переводе котла на другой вид или марку топлива; в случаях отклонения параметров работы котла от заданных значений (для выяснения и устранения причин), а также периодически не реже 1 раза в 5 лет.
Котлы должны быть оборудованы необходимыми приспособлениями для проведения эксплуатационных испытаний.
После завершения испытаний проводившая их организация оформляет и передает эксплуатирующей организации отчет с результатами и рекомендациями (при наличии) и режимные карты для утверждения.
Восстановление паспорта и (или) руководства (инструкции) по эксплуатации оборудования под давлением в случае утраты, утери или невозможности дальнейшего использования по причине износа должно осуществляться в соответствии с приложением N 6 к настоящим ФНП.
Паспорта оборудования, изготовленного, выпущенного в обращение и введенного в эксплуатацию до вступления в силу технических регламентов и ФНП, не требуют переоформления на протяжении всего периода эксплуатации, за исключением случая проведения работ по реконструкции такого оборудования с оформлением нового паспорта.
Паспорта и иные документы на трубопроводы пара и горячей воды, на которые не распространяются требования ТР ТС 032/2013 оформляются с учетом приложения N 7 к ФНП.
Пунктом 184 Приказа установлено, что минимальная величина пробного давления при гидравлическом испытании трубопроводов пара и горячей воды должна составлять 1,25 рабочего давления (указанного в паспорте организацией-изготовителем или по результатам первичного технического освидетельствования), но не менее 0,2 МПа. Максимальное значение пробного давления должно устанавливаться расчетами на прочность трубопроводов.
Значение пробного давления (между максимальным и минимальным) должно обеспечить наибольшую выявляемость дефектов трубопровода или его элементов, подвергаемых гидравлическому испытанию.
Пунктом 461 Правил N 536 предусмотрено, что при эксплуатации опасного производственного объекта, на которых используется оборудование под давлением, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности должно быть обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности документации, зданий, сооружений опасного производственного объекта и оборудования под давлением, а также испытаний, технического диагностирования, технических освидетельствований оборудования под давлением в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2020 года № 531 утверждены "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления".
В соответствии с пунктом 11 Правил лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления ТЭС, должно располагать следующей документацией: копией распорядительного документа эксплуатирующей организации о возложении обязанностей за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления; должностной инструкцией, определяющей обязанности, права и ответственность; проектной, рабочей и исполнительной документацией; актом о приемке сетей газопотребления; технологическими схемами наружных и внутренних газопроводов с указанием газоопасных колодцев и камер; эксплуатационной документацией по безопасному пользованию газом; документами об оценке (подтверждении) соответствия технических устройств обязательным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации; планом мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (далее - ПМЛА); копиями документов, подтверждающих проведение аттестации в области промышленной безопасности работников, осуществляющих эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.
Так, на каждый котел должны быть составлены паспорта, содержащие основные данные, характеризующие газопровод, помещение пункта редуцирования газа (далее - ПРГ), технические устройства и контрольно-измерительные приборы (далее - КИП), а также сведения о проведенных техническом диагностировании, техническом обслуживании и ремонте (п. 16 Правил безопасности).
Согласно пункту 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее также - Закон о лицензировании, Федеральный закон N 99-ФЗ) деятельность, связанная с эксплуатацией взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что на основании заместителя руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора №283-732-рш от 12 июля 2023 года в отношении МУП "УКХ" проведена выездная внеплановая проверка.
В ходе проведения выездной внеплановой проверки составлен акт №35-283-732-рш-26 от 07 августа 2023 года, в котором отражены выявленные в деятельности МУП "УКХ" нарушения обязательных требований промышленной безопасности, установленных Федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными актами Российской Федерации.
1. Не пройдена аттестация по промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых доля исполнения трудовых обязанностей:
- ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – ОРПД) : начальник участка кап. ремонта и эксплуатации котельных установок цеха теплоснабжения (ЦТС) А.А.П. (Б.8.6), начальник цеха водоотведения Ж.П.В.. (Б.8.6), ст. мастер ЦТС М.Е.В.. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС П.О.А.. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС Г.Т.И.. (Б.8.2, Б.8.6), мастер участка ЦТС С.И.А. (Б. 8.2), Б.8.6), мастер участка ЦТС М.И.А. (Б.8.2, Б.8.6);
- ответственные за безопасную эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления: мастер участка ЦТС Б.Т.И. (Б.7.1), мастер участка ЦТС М.И.А.. (Б.7.1)
2. Ответственный за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД совмещает обязанности ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД:
- начальник ЦТМ Ф.Д.М. (приказ №312-од от 02 сентября 2022 года, №25-од от 20 января 2022 года);
- начальник цеха водоотведения Ж.П.В. (приказы №320-од от 05 сентября 2022 года, № 24-од от 20 января 2022 года)
3. Отсутствуют документы (удостоверения), подтверждающие соответствие квалифицированным требованиям ремонтного персонала:
- слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов (Т.Д.С.Т.А.В.П.А.А.., С.А.П.Д.Д.А.И.В.В.Т.В.Н.Ч.А.В.С.Ф.И.Ш.С.И..);
- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей (И.М.А.., Б.Н.Е.., Е.А.А.Ш.В.Г.., Ч.Н.А.., Г.В.И.., У.Р.Р.В.Н.А.., Е.Л.Р.С.Н.Ю..).
4. Протокол о проверки знаний и допуске к работе на ОРПД обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих) не содержит сведений о документах, знания которых проверялись.
5. Не внесены изменения в сведения, характеризующие ОПО:
а) "Система теплоснабжения", рег. № А49-03588-0003:
- в пп. "а", "б", п. 2.2. раздела 2: не отмечены признаки опасности;
- столбец 3 таблицы раздела 6: не указана (не верно указана) характеристики признака опасности в п. 4, 5, 6, 7 объекта "Котельная очистных сооружений"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №1"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2";
- столбец 5 таблицы раздела 6: не указаны эксплуатационные характеристики ОРПД (объем, температура, давление) в п. 4, 5, 6, 7 объекта "Котельная очистных сооружений"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная № 1"; в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2";
- столбец 6 таблицы раздела 6: не указано числовое обозначение признака опасности 2.2 в п. 4 объекта "отопительная котельная №1", в п. 4 объекта "Отопительная котельная №2"; в разделе 6 указаны технические устройства, не подлежащие учету в органах Ростехинвентаризации и сведения о которых не подлежат внесению в реестр ОПО: водогрейный котле Братск-1Г, зав. №315, водогрейный котел Братск-1Г, зав. №316, водогрейный котле Братск-1Г, зав. № 329, водогрейный котел ДКВР-20-13, зав. № 2550;
- в разделе 6 объекта "Отопительная котельная №1" не верно указаны номера горелок котла ПТВМ-50 в количестве 12 шт.
б) "Участок трубопроводов теплосети", рег. №А49-03588-0002: - столбец 3 таблицы раздела 6: не указана (не верно указана) характеристика признака опасности в п. 1-70;
- столбец 5 таблицы раздела 6: неверно указаны эксплуатационные характеристики ОРПД (диаметр/толщина стенки трубы, длина трубопровода) в п. 1, 17, 39, 56, 60;
- в разделе 6 указаны технические устройства, не подлежавшие учету в органах Ростехнадзора и сведения о которых не подлежат внесению в реестр ОПО: п. 2, 3, 7, 8, 10, 27, 43.
6. Не представлены паспорта на горелки котла ПТВМ-50-1 в количестве 12 шт. "Отопительная котле № 1".
7. Требуется актуализация схем разграничения балансовой принадлежности и технического обслуживания газопроводов на объектах "Отопительная котельная №1", "Отопительная котельная (с. Хабарное)" с соответствующим оформлением актов разграничения балансовой принадлежности и технического обслуживания газопроводов.
8. Содержание производственных инструкций на ОРПД не соответствует требованиям промышленной безопасности:
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. 39119;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №18149;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3749;
- магистральная тепловая сеть М 1: трубопровод рег. №49-35-5-1218;
- квартальная тепловая сеть Г-1 (восточный район): трубопроводы №49-35-5-1219-49-35-5-1228;
- квартальная тепловая сеть Г-1 (центральный район): трубопроводы №49-35-5-1229-49-35-5-1233;
- квартальная тепловая сеть Г-2 (северный район): трубопроводы №49-35-5-1234-49-35-5-1249;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №3): трубопроводы №49-35-5-1250-49-35-5-1261;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №4): трубопроводы №49-35-5-1262-49-35-5-1272;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (центральный микрорайон): трубопроводы №49-35-5-1273-49-35-5-1276;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №1): трубопровод №49-35-5-1229-49-35-5-1233;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №2): трубопроводы №49-35-5-1278-49-35-5-1279;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №5): трубопроводы №49-35-5-1280-49-35-5-1282;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (микрорайон №8): трубопроводы №49-35-5-1283-49-35-5-1284;
- квартальная тепловая сеть Г-3 (юго-западный район): трубопроводы №49-35-5-1285-49-35-5-1287.
9. Не ознакомлены с производственной инструкцией:
- оператор котельной ФИО3, ФИО4, ФИО5;
- слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов: ФИО6, ФИО7;
- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей ФИО8
10. паспортах на ОРПД отсутствует запись о проведенном техническом освидетельствовании ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3919;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №18149;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3749;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котел КВГМ-100-150, зав. 8440.
11. Не представлено руководство по эксплуатации ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котле КВГМ-100-150, зав. №8440.
12. Отсутствует (требует обновления) табличка с информацией о сроках освидетельствования ОРПД:
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГМ, зав. 3749.
13. У организации ООО "Тепло и холод" в соответствии с договором подряда №2023.111509 (385/23-Пр), привлеченная для проведения капитального ремонта водогрейного котла КВГМ-100-150, зав. №8440, отсутствует документы, подтверждающие прохождение аттестации в области промышленной безопасности руководителем и инженерно-техническими работниками (Б.8.6),Ю а также наличие аттестованного специалиста сварочного производства, непосредственно осуществляющего организацию работ по ремонту (область распространения КО).
14. Не проведено техническое освидетельствование с привлечением специализированной организации:
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131, уч. №49-35-3—3473 (первичное);
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218;
- трубопровод Восточный район, узел №14, ветвь №12, уч. № 49-35-5-1222;
- трубопровод Центральный район, узел №23, ветвь №22, уч. № 49-35-5-1231;
- трубопровод Центральный р-н, узел №25, ветвь №24, уч. №49-35-5-1323;
- трубопровод Северный р-н, узел №27, ветвь № 1, уч. №49-35-5-1234;
- трубопровод Микрорайон №3, узел №82, ветвь №78, уч. №49-35-5-1256;
- трубопровод Центральный микрорайон, узел №80, ветвь №75, уч. №49-35-5-1273;
- трубопровод Юго-западный микрорайон комплекс "А", узел №84, ветвь №80, уч. №49-35-5-1285.
15. В паспортах не технические устройства с апреля 2021 года отсутствует запись ответственного за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию ОРПД о ежегодных периодических технических освидетельствованиях:
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218;
- трубопровод Восточный район, узел №14, ветвь №12, уч. № 49-35-5-1222;
- трубопровод Центральный район, узел №23, ветвь №22, уч. № 49-35-5-1231;
- трубопровод Центральный р-н, узел №25, ветвь №24, уч. №49-35-5-1323;
- трубопровод Северный р-н, узел №27, ветвь № 1, уч. №49-35-5-1234;
- трубопровод Микрорайон №3, узел №82, ветвь №78, уч. №49-35-5-1256;
- трубопровод Центральный микрорайон, узел №80, ветвь №75, уч. №49-35-5-1273;
- трубопровод Юго-западный микрорайон комплекс "А", узел №84, ветвь №80, уч. №49-35-5-1285.
16. В эксплуатацию на ОРПД допущены монометры, не соответствующие требованиям промышленной безопасности:
- в "Котельной очистных сооружений" манометры МП-Уф зав. №002319, МП4-У, зав. № 143837, МП4-Уф зав. № 002005 не проверены в установленном законом порядке, на шкалах монометров отсутствует красная черта, указывающая максимального допустимое рабочее давление ОРПД.
17. В "Котельной очистных сооружений" акты проверки предохранительных клапанов оформляются без указания их марки и заводского (инвентарного ) номера.
18. В паспортах на водогрейные котлы ДКВР-20-13, зав. №6086 и ДКВР-20-13, зав. № 2550 не внесена информация о технических характеристиках после перевода на водогрейный режим. Отсутствует запись о разрешенных параметрах эксплуатации (давление, температура) после проведенного технического освидетельствования. Отчет об эксплуатационных испытаниях (режимная наладка) и режимные карты оформлены с ошибочно указанными заводскими номерами котлов.
19. В сменном журнале отсутствуют записи о проверках контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств:
- водогрейный котле КВГМ-100-150, зав. № 8440;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. № 3919;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. № 18149;
- паровой котел Е-1-08,ГМ, зав. ; 19131;
- паровой котле Е-1-09ГЗ, зав. №3749.
20. Дубликаты паспортов оформлены без привлечения организации, проводящей экспертизу промышленноц безопасности технических устройств: трубопроводы уч. №49-35-5-1218-49-35-5-12-87.
21. Гидравлические испытания ОПО "Участок трубопроводов теплосети", рег. №49-35-5-1218-49-35-5-1287 проводятся с нарушением минимальной величины пробного давления.
22. На трубах ОПО "Участок трубопроводов теплосети", рег. №А49-03588-0002 отсутствует предохранительные устройства, исключающие возможность превышения максимального рабочего давления.
23. На эксплуатационных (технологических) схемах трубопроводах отсутствует обозначения диаметров труб, названия и порядковые номера (по нумерации эксплуатирующей организации) арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных устройств, не обозначены воздушники (сброс воздуха); на арматуре или на специальной бирке не нанесены названия и номера согласно технологическим схемам трубопроводов:
- трубопровод магистральная тепловая сеть М1, уч. №49-35-5-1218: запорная арматура узел 11, 17;
- отводы на трубопровод узла 23 ветви 22 (уч. №49-35-5-1231), узла 25 ветви 24 (уч. №49-35-5-1232), узла 27 ветви 8 (уч. №49-35-5-1241), узла 83 ветви 78 (надземная часть) (уч. № 49-35-5-1256);
- насосные 1, 2.
24. Отсутствует площадка для безопасного обслуживания и ремонта запорной арматуры Т7-78 трубопровода магистральной тепловой сети М1 (уч. №49-35-5-1218).
25. Отсутствует привод, позволяющий облегчить операции по управлению арматурой Т7-78 трубопровода магистральной тепловой сети М1 (уч. № 49-35-5-1218) (электро-, гидро-, пневмопривод).
26. Не проведена экспертиза промышленной безопасности используемых трубопроводов уч. № 49-35-5-1218-49-35-5-1287.
27. Отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
При этом, из указанного акта следует, что до окончания проведения контрольного надзорного были устранены следующие нарушения:
4. Протокол о проверки знаний и допуске к работе на ОРПД обслуживающего и ремонтного персонала (рабочих) не содержит сведений о документах, знания которых проверялись.
9. Не ознакомлены с производственной инструкцией:
- оператор котельной К.Л.В.Н.С.М.., В.О.А.
- слесарь по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов: С.К.О.., Ш.С.И.
- слесарь по ремонту оборудования тепловых сетей Е.Л.Р.
10. паспортах на ОРПД отсутствует запись о проведенном техническом освидетельствовании ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3919;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №18149;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. №19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГЗ, зав. №3749;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котел КВГМ-100-150, зав. 8440.
11. Не представлено руководство по эксплуатации ОРПД:
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- водогрейный котле КВГМ-100-150, зав. №8440.
12. Отсутствует (требует обновления) табличка с информацией о сроках освидетельствования ОРПД:
- водогрейный котел ПТВМ-50-1, зав. №527;
- паровой котел Е-1-0,8ГМ, зав. 19131;
- паровой котел Е-1-0,9ГМ, зав. 3749.
17. В "Котельной очистных сооружений" акты проверки предохранительных клапанов оформляются без указания их марки и заводского (инвентарного) номера.
18. В паспортах на водогрейные котлы ДКВР-20-13, зав. №6086 и ДКВР-20-13, зав. № 2550 не внесена информация о технических характеристиках после перевода на водогрейный режим. Отсутствует запись о разрешенных параметрах эксплуатации (давление, температура) после проведенного технического освидетельствования. Отчет об эксплуатационных испытаниях (режимная наладка) и режимные карты оформлены с ошибочно указанными заводскими номерами котлов.
Таким образом установлен факт нарушения МУП "УКХ" требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов.
Указанные нарушения послужили основанием для возбуждения в отношении МУП "УКХ" дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Факт совершения МУП "УКХ" указанного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств: протоколом об административном правонарушении №35-283-732-рш-26 от 08 августа 2023 года; актом выездной проверки №35-283-732-рш-26 от 07 августа 2023 года; протоколом осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров), иных предметов и документов от 03 августа 2023 года; объяснениями генерального директора МУП "УКХ"; решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отказе в предоставлении государственной услуги от 12 января 2023 года; решением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору об отказе в предоставлении государственной услуги от 22 марта 2023 года; предписанием об устранении выявленных нарушений №35-283-732-рш-26 от 07 августа 2023 года.
Указанные доказательства получены с соблюдением требований ст. 26.2 КоАП РФ, являются допустимыми и достоверными. Оснований не доверять указанным доказательствам не имеется. Совокупность доказательств является достаточной для принятия решения по делу.
Обстоятельства совершения нарушений, указанных должностным лицом в протоколе об административном правонарушении представитель МУП "УКХ" в ходе судебного разбирательства не оспаривал.
Оценив вышеперечисленную совокупность доказательств, суд приходит к выводу о виновности МУП "УКХ" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно ч.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность МУП "УКХ" в силу ст. 4.2, ст. 4.3 КоАП РФ не установлено.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, является формальным, то есть вредные материальные последствия не могут рассматриваться в качестве его квалифицирующего признака. В данном случае достаточно самого факта совершения административного правонарушения.
Суд также исходит из того, что в рассматриваемом случае имела место существенная угроза охраняемым общественным отношениям, выразившаяся в нарушении требований промышленной безопасности при экслуатации опасных производственных объектов.
Вместе с тем, имеются основания для применения при назначении административного наказания положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Принимая во внимание финансовое положение МУП "УКХ", а также устранение ряда выявленных нарушений на этапе проверки, суд приходит к выводу о возможности назначения административного наказания в виде административного штрафа с применением ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей, что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.
Руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11, судья
постановил:
признать муниципальное унитарное предприятие "Управление коммунального хозяйства" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Квитанция об уплате административного штрафа должна быть предъявлена в суд.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности последующим реквизитам:
Банк - Отделение Оренбург Банка России// УФК по Оренбургской области г. Оренбурга,
БИК 015 354 008,
единый казначейский счет 401 028 105 453 700 000 45,
получатель – УФК по Оренбургской области (Западно-Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору),
л/счет <***> 312 034 11,
казначейский счет № 031 006 430 000 000 153 00,
ИНН <***>,
КПП 590201001, ОКТМО 53 701 000,
код бюджетной классификации: 498 1 16 01191 01 0005 140,
УИН: 49859022308352837735; назначение платежа: административный штраф по постановлению от 28 сентября 2023 года (протокол об административном правонарушении №35-283-732-рш-26 от 08 августа 2023 года).
При неуплате административного штрафа в срок сумма штрафа на основании ст. 32.2 КоАП РФ будет взыскана в принудительном порядке.
В соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Новотроицкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Н.Е. Яснева