ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-1641/2021 от 23.08.2021 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-1641/2021, 51RS0002-01-2021-004518-85

Постановление в окончательной форме составлено 23 августа 2021 года.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 августа 2021 года ***

Судья Первомайского районного суда *** Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда *** материалы дела об административном правонарушении в отношении:

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИП ФИО1), ИНН *** ОГРНИП №***, дата и место государственной регистрации: ***, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №*** по ***, адрес: ******, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

В место доставки – постоянную зону таможенного контроля, расположенную на СВХ ООО «ТЛТ» по ***адрес***, находящуюся в регионе деятельности *** таможенного поста, *** в адрес филиала компании «Сарен Б.В.» по процедуре таможенного транзита по транзитной декларации на бумажном носителе №*** автомобильным транспортом прибыл товар.

При завершении таможенной процедуры таможенного транзита, представителем перевозчика, водителем автомобильного транспортного средства *** ФИО2, таможенному органу назначения, были представлены следующие документы на бумажном носителе: ТД №***, международная товарно-транспортная накладная (CMR) №*** от ***, invoice (инвойс) *** от ***, packing list (упаковочный лист) №*** от ***

В ходе таможенного контроля установлено следующее: в графе «31» ТД №*** заявлен товар: «стальной настил (просечная платформа)». В СМR №*** от *** на бумажном носителе указаны товары: «Toe Board G257-1 место; Stell Deck G257-20 мест». В invoice № *** от *** и packing list №*** от *** на бумажном носителе указаны товары: «Toe Board G257/Бортовое ограждение; Stell Deck G257/Cтальной настил (просечная платформа)».

В отношении товаров, поступивших по ТД №***, был проведен таможенный досмотр (АТД №***), в результате которого было установлено, что наименование товаров, перевозимых по указанной ЭТД, соответствует 2-м наименованиям товаров, указанным в invoice *** от ***и packing list №*** от ***

Таким образом, результатами таможенного контроля установлено, что сведения о наименовании товаров в ЭТД №*** не соответствуют сведениям о наименовании товаров, указанных в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, представленных в таможенный орган отправления при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

По данному факту в отношении ИП ФИО1*** вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

По результатам административного расследования *** в отношении ИП ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Административное дело в отношении ИП ФИО1*** поступило в Первомайский районный суд ***

В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил установить административное наказание в виде предупреждения.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие ИП ФИО1.

Должностное лицо Мурманской таможни, составившее протокол об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив протокол об административном правонарушении, и приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях ИП ФИО1 признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ (л.д. 1-4);

- копией ТД №***, согласно которой в графе «31» заявлен товар: «стальной настил (просечная платформа)» (л.д.9)

- копией СМR №*** от *** на бумажном носителе, в которой указаны товары: «Toe Board G257-1 место; Stell Deck G257-20 мест» (л.д.10)

- копией инвойса *** от *** и упаковочного листа №*** от *** на бумажном носителе. в которых указаны товары: «Toe Board G257/Бортовое ограждение; Stell Deck G257/Cтальной настил (просечная платформа)» (л.д.11, 12)

- копией акта таможенного досмотра (АТД №***), из которого следует, что наименование товаров, перевозимых по ТД №***, соответствует двум наименованиям товаров, указанным в инвойсе *** от *** и упаковочном листе №*** от *** (л.д.13-19)

- протоколом опроса свидетеля - главного государственного таможенного инспектора *** таможенного поста *** таможни ФИО3, которая подтвердила обстоятельства, указывающие на наличие административного правонарушения (л.д.44-46)

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении ИП ФИО1, в котором описаны обстоятельства совершения административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования (л.д. 59-61);

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину ИП ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)

Выпуск товаров – действие таможенного органа, после совершения которого заинтересованные лица вправе использовать товары в соответствии с заявленной таможенной процедурой или в порядке и на условиях, которые установлены в отношении отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры. (подпункт 6)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары (подпункт 7).

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).

Таможенное декларирование – заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).

Таможенные операции – действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 37).

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).

Товар – любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).

В соответствии с пунктом 4 статьи 10 ТК ЕАЭС места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары прибывают на таможенную территорию Союза, являются местами прибытия.

Пунктом 1 статьи 78 ТК ЕАЭС определено, что таможенные операции и порядок их совершения определяются настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, а в части, не определенной настоящим Кодексом, иными международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, либо в случаях, предусмотренных международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, - в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании.

Прибытие товаров на таможенную территорию союза и таможенные операции, связанные с таким прибытием урегулированы Главой 14 ТК ЕАЭС.

В соответствии со статьей 83 ТК ЕАЭС, декларантами товаров, помещаемых под таможенные процедуры, могут выступать, в том числе перевозчик, в том числе таможенный перевозчик при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита.

В соответствии с пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров.

В соответствии со статьей 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру.

В соответствии со статьей 105 ТК ЕАЭС, при таможенном декларировании применяются следующие виды таможенной декларации, в том числе транзитная декларация. Транзитная декларация используется при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

В соответствии со статьей 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации указываются сведения, в частности, о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков, о весе товаров брутто, о количестве грузовых мест.

В соответствии с Инструкцией о порядке заполнения транзитной декларации, утверждённой Решением Комиссии Таможенного союза от ***№*** (далее - Инструкция), в графе 31 транзитной декларации указываются: под номером 1 общее наименование товара, а также дается его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами достаточное для его идентификации таможенным органом; под номером 2 для товаров, имеющих упаковку, указывается количество грузовых мест.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 107 ТК ЕАЭС, в транзитной декларации подлежат указанию сведения о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами.

В соответствии с Инструкцией в графе 31 транзитной декларации указываются общее наименование товара, а также даётся его описание в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, достаточное для его идентификации таможенными органами.

В графе «31» ТД №*** заявлен один товар: «стальной настил (просечная платформа)».

В СМR №*** от *** на бумажном носителе указано два товара: «Toe Board G257-1 место; Stell Deck G257-20 мест».

В инвойсе *** от *** и упаковочном листе №*** от *** на бумажном носителе также указано два товара: «Toe Board G257/Бортовое ограждение; Stell Deck G257/Cтальной настил (просечная платформа)».

Таким образом, результатами таможенного контроля установлено, что сведения о наименовании товаров в ТД №*** не соответствуют сведениям о наименовании товаров, указанных в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах, представленных в таможенный орган отправления при заявлении таможенной процедуры таможенного транзита, что противоречит требованиям Инструкции.

Согласно сведениям в графе *** перевозчиком и декларантом таможенной процедуры таможенного транзита выступает ИП ФИО1

Часть 3 статьи 16.1 предусматривает административную ответственность за представление в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита.

Согласно примечанию 2 к статье 16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Субъектом административного правонарушения по части 3 статьи 16.1 КоАП России в рассматриваемом случае, является лицо, сообщившее в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товаров при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных документов.

Таким образом, таможенному органу отправления - таможенному посту Новая Гута при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита сообщены недостоверные сведения о наименовании товаров» путем представления ТД №***, содержащего недостоверные сведения. Субъектом административного правонарушения является перевозчик и декларант таможенной процедуры таможенного транзита ИП ФИО1, прихожу к выводу, что субъект административного правонарушения определен административным органом верно.

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Примечанием к статье 16.1 указанного Кодекса предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются, в том числе документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

В соответствии с ч. 1 ст. 84 ТК ЕАЭС декларант вправе: 1) осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; 2) отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящихся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, выданного в соответствии со статьей 17 настоящего Кодекса; 3) присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров; 4) знакомиться с имеющимися в таможенных органах результатами исследований проб и (или) образцов декларируемых им товаров; 5) обжаловать решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц; 6) привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах; 7) пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.

Материалами дела установлено, что недостоверные сведения о декларируемых товарах вносились в ТД на основании представленных декларанту документов. При этом декларант не воспользовался предоставленными ему таможенным законодательством правами осматривать товары, привлекать экспертов для уточнения сведений о декларируемых им товарах, необходимыми для верного описания товара.

Анализируя вышеизложенные нормы таможенного законодательства и установленные обстоятельства, прихожу к выводу о признании индивидуального предпринимателя ФИО4 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем представления недействительных документов.

В соответствии с позицией Верховного Суда Российской Федерации, отраженной в п. 29 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ***№*** «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» оценивая вину перевозчика в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о количестве товара, надлежит выяснять, в какой мере положения действующих международных договоров в области перевозок (Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г., Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) 1951 г., Международной конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г., Конвенции Организации Объединенных Наций о морской перевозке грузов 1978 г. и других) предоставляли перевозчику возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых установлена ответственность частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, а также какие меры были приняты перевозчиком для их соблюдения.

Установленные по делу обстоятельства дают основания считать, что перевозчик не предпринял всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у ИП ФИО1 отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено и не установлено.

В силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Вместе с тем примечанием 1 к статье 16.1 КоАП РФ установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ ИП ФИО1 признаю виновным в совершении инкриминируемого ему правонарушения, поскольку установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства, за нарушение которых частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При назначении административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающими наказание ИП ФИО1, признаю: совершение правонарушения впервые, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ИП ФИО1 в соответствии со ст. 4.3 КоАП РФ, не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).

Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для должностных лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение ИП ФИО1, учитывая наличие смягчающего наказание обстоятельств, при этом отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства и имущественного ущерба, прихожу к выводу о назначении ИП ФИО1 наказания в виде предупреждения, так как данный вид наказания соответствует целям административного наказания, предусмотренным статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и является соразмерным содеянному.

Издержки по настоящему делу – отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 3.4, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИП ФИО1), ИНН *** ОГРНИП №***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд *** в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья М.С. Дурягина