ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-168/18 от 27.03.2018 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

дело № 5-168/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кингисепп 27 марта 2018 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – заместителя начальника ОАР Кингисеппской таможни ФИО1,

защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвоката Веселова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по ч.4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Пиломатериалы» <данные изъяты>, юридический адрес: г. Санкт-Петербург, Межевой канал, д.5 корпус 3, литер БВ, пом.17Н,

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении № 102180000-56/2018 от ДД.ММ.ГГГГ составленному заместителем начальника ОАР Кингисеппской таможни ФИО1,

ДД.ММ.ГГГГ на Ямбургский таможенный пост Кингисеппской таможни для совершения таможенных операций декларантом ООО «Пиломатериалы» подана с применением сетей «Интернет» и таможенным органом зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) с целью помещения под таможенную процедуру «экспорта» товара «Пиломатериал обрезной из дуба (quercus spp); брусок распиленный вдоль, без обработки, не строганные, не шлифованные, не обтесанные, не имеющие соединения в шип…» (<данные изъяты>); изготовитель (отправитель) ООО «Пиломатериалы»; получатель - <данные изъяты> Товар был вывезен с Таможенной территории Таможенного союза.

В графе 44 ДТ указана Декларация о сделках с древесиной , оформленная в соответствии с внешнеторговом контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по номеру вышеуказанной Декларации о сделках с древесиной были проверены в Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС). По результатам проверки было установлено, что в графе 31 ДТ и в Декларации о сделках с древесиной, размещенной в ЕГАИС, маркировка древесины произведена декларантом попакетно, а не поштучно.

Статьей 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено, что вывоз товаров с Таможенной территории Таможенного союза это совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, до фактического пересечения таможенной границы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации определенная в соответствии с частью 2 статьи 50.3 Кодекса древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее вывоз из Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2014 № 1161 утверждено Положение о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень) (далее - Положение), которое определяет порядок маркировки и требования к маркировке древесины ценных лесных пород.

Пунктом 2 Положения определено, что древесина ценных пород подлежит обязательной поштучной маркировке, которая осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз древесины ценных пород из Российской Федерации, до представления соответствующей информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

Своими действиями ООО «Пиломатериалы» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст. 8.28.1 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – генеральный директор Общества ФИО2 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Представил письменные объяснения, с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием защитника – адвоката Веселова А.В.

Защитник юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – адвокат Веселов А.В. указал, что Общество не признает вину в совершении инкриминируемого правонарушения. Ссылаясь в обоснование позиции на то, что Обществом были предприняты все меры для соблюдения установленной пунктом 1 статьи 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации обязанности поштучной маркировки пиломатериалов из древесины ценных лесных пород (дуб) и требования.

При первой поставке пиломатериалов из дуба (ДД.ММ.ГГГГ), зная о необходимости выполнения обязанности поштучной маркировки пиломатериалов, Обществом были изготовлены бирки по количеству брусков, сведения о поштучной маркировке указаны в Декларации о сделках с древесиной , крепление бирок не производилось (невозможно), при регистрации декларации, в службе технической поддержки портала ЕГАИС сообщили, что поштучной маркировкой пиломатериалов может считаться как маркировка каждого бруса, так и маркировка каждого пакета, штабеля. При подготовке поставок от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. при формировании пакетов, Общество выполнило поштучную маркировку пакетов пиломатериалов, что и было отражено в соответствующих декларациях.

Главы 2.1 «Учет и маркировка древесины» и 2.2 «Транспортировка древесины и учет сделок с ней», а также статья 8.28.1 «Нарушения требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней» дополнили соответственно Лесной кодекс РФ и КоАП РФ Федеральным законом от 28.12.2013 №415-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

Согласно имеющего в открытом доступе в сети интернет доклада руководителя Рабочей группы по реализации положений данного Федерального закона, в качестве новых понятий и требований, относящихся к учёту древесины, приведено понятие ДРЕВЕСИНА - продукция в виде бревен или хлыстов, являющаяся результатом процесса, включающего валку деревьев, обрезку сучьев и вершины, поперечную распиловку ствола дерева или хлыста и сортировку бревен по назначениям (распечатка предоставляется на обозрение).

Видами древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), подлежащими обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими её вывоз из РФ, до изменений 2017 года, были указанные в распоряжении Правительства РФ от 13.06.2014 №1047-р, бревна и хлысты.

С первого июля 2017 года вступило в силу распоряжение Правительства РФ от 12.05.2017 №911-р, расширяющее перечень видов древесины, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, на которые распространяются требования Лесного кодекса РФ о транспортировке древесины и об учёте сделок с ней. В данный перечень добавлены, в том числе, пиломатериалы из дуба.

Однако, в Положение о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), регламентирующее Порядок маркировки древесины ценных лесных пород и утвержденное постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие изменения внесены не были, оно не учитывает особенности вывоза пиломатериалов - поштучная маркировка невозможна. На экспорт пиломатериалы ценных пород поставляются, в том числе брусками с малым поперечным сечением, и требование о креплении бирки (не менее 20 мм от края торца без коры) со всеми требуемыми для нанесения сведениями и размерами наносимых знаков, букв и цифр становится невозможным.

Отсутствие нормативно-правового акта, регламентирующего Порядок маркировки пиломатериалов с малым поперечным сечением, в совокупности с выполненной Обществом поштучной маркировкой пакетов пиломатериалов и с учетом положений части 4 статьи 1.5 КоАП России, о том, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом вышеприведенных доводов просит о прекращении производства по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.4 ст. 8.28.1 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой, признается нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины -

В силу ст. 1, 2 Лесного кодекса Российской Федерации, лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на следующих принципах: устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, повышение их потенциала; сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду; использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также с учетом длительности их выращивания и иных природных свойств лесов; обеспечение многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах; воспроизводство лесов, улучшение их качества, а также повышение продуктивности лесов; обеспечение охраны и защиты лесов; участие граждан, общественных объединений в подготовке решений, реализация которых может оказать воздействие на леса при их использовании, охране, защите, воспроизводстве, в установленных законодательством Российской Федерации порядке и формах; использование лесов способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; подразделение лесов на виды по целевому назначению и установление категорий защитных лесов в зависимости от выполняемых ими полезных функций; недопустимость использования лесов органами государственной власти, органами местного самоуправления; платность использования лесов. Лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.

В соответствии с положениями ст. 50.2 ЛК РФ определенная в соответствии с частью 2 статьи 50.3 настоящего Кодекса древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), заготовка которых допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее вывоз из Российской Федерации (ч.1). Информация о маркировке древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, представляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз такой древесины из Российской Федерации, в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, не позднее одного дня до ее вывоза из Российской Федерации (ч.2). Маркировка древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, должна обеспечивать возможность нанесения и считывания сведений о маркируемой древесине с использованием технических средств (ч.3). Порядок маркировки и требования к маркировке древесины, указанной в части 1 настоящей статьи, перечень информации о маркировке указанной древесины, представляемой в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней в соответствии с частью 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.4)

То есть, в соответствии с частью 1 статьи 50.2 Лесного кодекса Российской Федерации, с ДД.ММ.ГГГГ древесина ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), включенная в Перечень видов древесины, подлежит обязательной поштучной маркировке юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими ее вывоз из Российской Федерации.

Таким образом, маркировке подлежит древесина исключительно пород дуба, бука и ясеня и исключительно вывозимая за пределы Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2014 № 1161 утверждено Положение о маркировке древесины ценных лесных пород (дуб, бук, ясень), которое устанавливает порядок маркировки и требования к маркировке древесины ценных лесных пород.

Согласно п.2 Положению о маркировке, древесина ценных пород подлежит обязательной поштучной маркировке, которая осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими вывоз древесины ценных пород из Российской Федерации, до представления соответствующей информации в Единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней.

В соответствии с п. 6 Положения установлено, что бирка содержит следующие сведения: наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, осуществляющего вывоз древесины ценных пород из Российской Федерации; номер бирки; номер декларации о сделке с древесиной.

Согласно п. 9 Положения бирка должна соответствовать следующим требованиям: материал и метод крепления бирки должны обеспечивать стойкость бирки к механическим и атмосферным воздействиям (температура, осадки, ветер) при хранении и транспортировке древесины ценных пород; материал и способ нанесения информации на бирку должны исключать возможность стирания информации с бирки; размер бирки должен обеспечивать размещение на ней информации, указанной в пункте 6 настоящего Положения; знаки, буквы и цифры на бирке должны быть визуально распознаваемы, высотой не менее 4 мм и обеспечивать возможность считывания сведений с бирки с использованием технических средств.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что ДД.ММ.ГГГГ на Ямбургский таможенный пост Кингисеппской таможни для совершения таможенных операций декларантом ООО «Пиломатериалы» подана с применением сетей «Интернет» и таможенным органом зарегистрирована декларация на товары (далее - ДТ) с целью помещения под таможенную процедуру «экспорта» товара «Пиломатериал обрезной из дуба (quercus spp); брусок распиленный вдоль, без обработки, не строганные, не шлифованные, не обтесанные, не имеющие соединения в шип…». Товар был вывезен с Таможенной территории Таможенного союза.

В графе 44 ДТ указана Декларация о сделках с древесиной , оформленная в соответствии с внешнеторговом контрактом от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения по номеру вышеуказанной Декларации о сделках с древесиной были проверены в Единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины и сделок с ней (далее - ЕГАИС). По результатам проверки было установлено, что в графе 31 ДТ и в Декларации о сделках с древесиной, размещенной в ЕГАИС, маркировка древесины произведена декларантом попакетно, а не поштучно.

Таким образом, вступая в таможенные правоотношения, ООО «Пиломатериалы» должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для данного вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Вина Общества в нарушении требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины подтверждена исследованными в судебном заседании материалами дела:

- копией ДТ ;

- копией Спецификации от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией CMR от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией Протокола измерений от ДД.ММ.ГГГГ;

- копией Декларации о сделках с древесиной .

Административное правонарушение в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля предприятия. При соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных законодательством, данное административное правонарушение было бы предотвращено.

При назначении наказания юридическому лицу суд учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.


Отсутствие действующих административных правонарушений, в области охраны окружающей среды и природопользования, в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ, признаю обстоятельством, смягчающим административную ответственность юридического лица.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с нормами ст. 4.3 КоАП РФ, установлено.

В силу положения ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом того обстоятельства, что общество является субъектом малого и среднего предпринимательства, впервые совершило административное правонарушение в области охраны окружающей среды и природопользования, и уплата административного штрафа в размере, установленной санкцией статьи может привести к ликвидации общества, потере рабочих мест сотрудников; наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств; в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, прихожу к выводу о возможности назначения наказания в виде административного штрафа в размере не менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей, без конфискации предметов административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Пиломатериалы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 8.28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 150.000 (ста пятидесяти тысяч) рублей, с перечислением штрафа на счет: получатель – Межрегиональное операционное УФК (ФТС России) ИНН <***>, КПП 773001001, Банк получателя ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, ОКТМО 45328000, счет № 40101810800000002901, КБК 15311604000016000140, валютный код: VO 70010 (для оплаты административного штрафа за пределами России), уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310102180000056181, без конфискации предмета административного правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Н.В. Штурманова