ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-173/2022 от 14.06.2022 Судогодского районного суда (Владимирская область)

Дело № 5-173/2022

УИД 33RS0018-01-2022-000667-04

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

14 июня 2022 года

Судья Судогодского районного суда Владимирской области Смирнова Н.А., с участием:

представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении Садоводческого некоммерческого товарищества «Химик» - Вороновой Н.В.,

государственного инспектора отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора -Соловьевой С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Судогда Владимирской области дело об административном правонарушении по статье 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Химик»,

установил:

31 мая 2022 года государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Соловьевой С.Г. в отношении Садоводческого некоммерческого товарищества «Химик» (далее - СНТ «Химик») составлен протокол об административном правонарушении ..., согласно которому 31 мая 2022 года в 15 часов 00 минут в ходе проведения внеплановой выездной проверки СНТ «Химик», расположенного по адресу: Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик», мероприятий по контролю (надзору) на объекте, принадлежащем (находящемся в эксплуатации) СНТ «Химик» выявлено, что последним допущены нарушения обязательных норм и правил в области энергетики, а именно:

- пунктов 1.2.3, 1.2.7, 1.4.28 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 и зарегистрированных в Минюсте России 22 января 2003 № 4145 (далее - ПТЭЭП), пункта 2.4 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 15 декабря 2020 года № 903н (далее - ПОТЭЭ): не назначены ответственный за электрохозяйство и его заместитель, отвечающие требованиям действующих правил (наличие группы по электробезопасности V до и выше 1000В, присвоенной в комиссии органа госэнергонадзора);

- пунктов 1.2.1, 1.4.1 ПТЭЭП: отсутствует подготовленный электротехнический персонал, необходимый для обслуживания воздушной линии электропередачи;

- пункта 1.8.2 ПТЭЭП, пунктов 1.2.3, 1.4.3 Приложения 8 Инструкции по применению и испытанию средств защиты, используемых в электроустановках, утвержденных приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 № 261 (далее - ИПИСЗ): отсутствует утвержденный перечень, в котором зафиксировано распределение инвентарных средств защиты между объектами (электроустановками) в соответствии с системой организации эксплуатации, местными условиями и нормами комплектования, с указанием мест хранения средств защиты;

- пунктов 1.2.2, 1.7.1, 1.7.3, 1.7.7 ПТЭЭП, пункта 1.4 ПОТЭЭ, пункта 1.2.1 ИПИСЗ: электроустановки не укомплектованы испытанными, готовыми к использованию защитными средствами в соответствии с действующими правилами и нормами;

- пунктов 1.6.8, 1.8.1 ПТЭЭП: отсутствует утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями на воздушную линию напряжением 0.4 кВ и трансформаторную подстанцию, расположенные по адресу: Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик»;

- пункта 2.3.30 ПТЭЭП: отсутствует инструкция по эксплуатации воздушной линии;

- пункта 2.3.7 ПТЭЭП: не проводится техническое обслуживание и ремонт воздушной линии (Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик»), направленное на обеспечение ее надежной работы, а именно: не производятся работы по предохранению элементов воздушной линии от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей; не проведен капитальный ремонт воздушной линии;

- пункта 2.3.8 ПТЭЭП: не проводятся периодические осмотры воздушной линии (Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик»); не составлен и не утвержден график таких осмотров;

- пункта 2.3.12 Приложение 3, пункта 7, пунктов 7.1, 7.3.4, 7.3.5, 7.3.6, 7.4, 7.5, 7.6, 7.7, 7.10 ПТЭЭП: не проводятся профилактические проверки и измерения на воздушной линии, а именно: контроль железобетонных опор и приставок; контроль деревянных деталей опор; проверка правильности установки опор; контроль проводов; контроль сечения проводов; контроль соединений проводов; проверка заземляющих устройств; контроль стрел провеса, расстояние до элементов воздушной линии; проверка состояния трассы воздушной линии;

- пункта 2.3.15 ПТЭЭП: не обеспечено наличие такелажа, оснастки, инструмента и приспособлений, необходимых для технического обслуживания и ремонта воздушной линии (Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик»);

- пункта 2.3.27 ПТЭЭП: отсутствует аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам, необходимый в целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на воздушной линии напряжением 0,4 кВ (Владимирская область, Судогодский район, д. Загорье, территория СНТ «Химик»);

- пункта 2.1.38 ПТЭЭП: отсутствует неснижаемый запас изоляционного масла (не менее 110% объема наиболее вместимого аппарата (силовой трансформатор ТП);

- пункта 2.3.5 ПТЭЭП: отсутствует исполнительный чертеж трассы воздушной линии с указанием мест пересечений с различными коммуникациями;

- пункта 2.3.13 ПТЭЭП: отсутствует эксплуатационная документация по воздушной линии, в которой отмечаются неисправности, выявленные при осмотре воздушной линии и производстве проверок и измерений;

- пункта 1.8.9 ПТЭЭП: отсутствует оперативный журнал, журнал учета работ по нарядам-допускам и распоряжениям, журнал или ведомость дефектов воздушной линии;

- пункта 2.7.15 ПТЭЭП: отсутствуют паспорта на заземляющие устройства воздушной линии и трансформаторной подстанции;

- пункта 2.3.11 ПТЭЭП: отклонение (наклон) части опор воздушной линии вдоль оси линии более 50 см. (существует угроза падения);

- пункта 2.3.11 ПТЭЭП: загнивание деревянных элементов опор сверх допустимых норм;

- пунктов 1.7.2, 2.3.11, 2.3.22 ПТЭЭП, пункта 2.4.7 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго от 20 мая 2003 года № 187 (далее –ПУЭ):на опорах воздушной линии отсутствуют постоянные знаки в соответствии с проектом и требованием нормативных документов;

- пунктов 1.7.2, 2.3.11 ПТЭЭП, пункта 2.4.38 ПУЭ: на опорах воздушной линии не выполнены заземляющие устройства, предназначенные для повторного заземления PEN проводника;

- пунктов 1.7.2, 2.3.11 ПТЭЭП, пункта 2.4.9 ПУЭ : на всех деревянных опорах в местах соединения опоры с железобетонным пасынком нарушено антикоррозионное покрытие проволочных бандажей (предназначены для сопряжения приставок с опорой ) металл подвержен коррозии;

- пункта 2.3.11 ПТЭЭП: наличие трещин и повреждений железобетонных приставок опор воздушной линии; имеются срывы изоляторов на опорах воздушной линии (привязаны к телу опоры);

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.24 ПУЭ: нарушение в соединении проводов воздушной линии, а именно в части пролетов опор соединение проводов выполнено с помощью их скручивания между собой без применения соединительных зажимов;

- пункта 2.3.17 ПТЭЭП: не обеспечивается минимально допустимое расстояние между проводами воздушной линии и ветвями деревьев;

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.55 ПУЭ: не обеспечиваются минимально допустимые расстояния по вертикали от проводов воздушной линии - 0,4 кВ до поверхности земли (менее 5 метров);

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.56 ПУЭ: не обеспечивается минимально допустимое расстояние по вертикали от неизолированных проводов воздушной линии до поверхности земли (менее 6 метров);

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.55 ПУЭ: не обеспечивается минимально допустимое расстояние по горизонтали от неизолированных проводов воздушной линии до жилых домов;

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.58 ПУЭ: не обеспечивается минимально допустимое расстояние по горизонтали от неизолированных проводов воздушной линии до жилых домов; допускается прохождение воздушной линии с неизолированными проводами над зданиями и сооружениями;

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 2.4.57 ПУЭ: не обеспечивается минимально допустимое расстояние по горизонтали от проводов воздушной линии до жилых домов; не обеспечивается минимально допустимое расстояние по вертикали от проводов воздушной линии до крыши жилого дома;

- пункта 1.7.2 ПТЭЭП, пункта 1.7.49, 1.7.50 ПУЭ, утвержденных Министерством энергетики Российской Федерации Приказ от 08 июля 2002 года № 204: не приняты меры по ограждению открытых токоведущих частей доступных для случайного прикосновения на трансформаторе (защитный кожух трансформатора не полностью прикрывает токоведущие части);

- пунктов 2.1.2, 2.1.41 ПТЭЭП: наблюдается капельная течь трансформаторного масла из силового трансформатора, уровень масла в расширителе силового трансформатора находится ниже отметки маслоуказателя для соответствующей температуры окружающего воздуха, то есть не соблюдаются условия надежной работы силового трансформатора;

- пункта 2.1.2 ПТЭЭП: отсутствуют температурные отметки на баке расширителе силового трансформатора, что не позволяет контролировать условия безопасной эксплуатации оборудования;

- пункты 1.7.2, 2.2.40 ПТЭЭП: не защищены от коррозии металлические элементы трансформаторной подстанции (наблюдается сквозная коррозия РУ-0,4 кВ;

- пункт 2.7.6 ПТЭЭП: допускается последовательное соединение заземляющих проводников, а именно нейтраль трансформатора заземлена через бак трансформатора;

- пункт 2.1.42 ПТЭЭП: на трансформаторной подстанции отсутствует диспетчерское наименование, адрес и телефон владельца

Выявленные в ходе проведения проверки нарушения в области обязательных норм и правил в области энергетики, допущенные СНТ «Химик», стали основанием для составления в отношении него протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 Кодеса Российской Федерации об администратиных КоАП РФ.

В тот же день, то есть 31 мая 2022 года государственным инспектором отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Соловьевой С.Г. в отношении СНТ «Химик» составлен протокол ... о временном запрете деятельности трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4кВ расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, территория СНТ «Химик» и принадлежащих СНТ «Химик», с 15 часов 00 минут 31 мая 2022 года до рассмотрения судом дела об административном правонарушении, возбужденном на основании протокола об административном правонарушении № ....

Определением заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Исаева А.В. от 01 июня 2022 года протокол об административном правонарушении № 9.3-213-0092вн-Пр/058-2022 с приложенными к нему материалами переданы в Судогодский районный суд Владимирской области.

Представитель СНТ «Химик» - председатель правления СНТ «Химик» Воронова Н.В. в судебном заседании указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения обязательных норм и правил в области энергетики, а также факт принадлежности СНТ «Химик» трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4кВ, не оспаривала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - государственный инспектор отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Соловьева С.Г. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в определении о передаче протокола об административных правонарушения с приложенными к нему материалами, о необходимости назначения СНТ «Химик» административного наказания в виде приостановления деятельности в связи с наличием угрозы жизни, здоровью граждан.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения характеризуется действиями либо бездействием, выраженными в нарушении правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Приказом Минэнерго России № 6 от 13 января 2003 года утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, зарегистрированные Минюстом России № 4145 от 22 января 2003 года (далее - ПТЭЭП).

Согласно пунктам 1.2.1, 1.4.1 ПТЭЭП эксплуатацию электроустановок Потребителей должен осуществлять подготовленный электротехнический персонал. В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации электроустановок у Потребителей создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации электротехническим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию электроустановок по договору со специализированной организацией.

В соответствии с пунктом 1.2.2. ПТЭЭП потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов; своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования; надежность работы и безопасность эксплуатации электроустановок; выполнение предписаний органов государственного энергетического надзора.

В силу пунктов 1.2.3, 1.2.7 1.4.28 ПТЭЭП для непосредственного выполнения обязанностей по организации эксплуатации электроустановок руководитель Потребителя (кроме граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В) соответствующим документом назначает ответственного за электрохозяйство организации (далее - ответственный за электрохозяйство) и его заместителя. Назначение ответственного за электрохозяйство и его заместителя производится после проверки знаний и присвоения соответствующей группы по электробезопасности: V - в электроустановках напряжением выше 1000 В; IV - в электроустановках напряжением до 1000 В. Проверка знаний у ответственных за электрохозяйство Потребителей, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за электроустановками, проводится в комиссии органов госэнергонадзора.

Конструктивные изменения электрооборудования и аппаратов, а также изменения электрических схем при выполнении ремонтов осуществляются по утвержденной технической документации (пункт 1.6.8 ПТЭЭП).

Согласно пунктам 1.7.1, 1.7.2, 1.7.3 ПТЭЭП руководитель Потребителя обязан обеспечить безопасные условия труда работников в соответствии с законодательством Российской Федерации. Устройство электроустановок должно соответствовать требованиям правил устройства электроустановок, строительных норм и правил, государственных стандартов, правил безопасности труда и другой нормативно-технической документации. Организация эксплуатации и ремонта электроустановок должна соответствовать требованиям настоящих Правил, государственных стандартов, правил безопасности при эксплуатации электроустановок и других нормативных актов по охране труда (далее - ОТ) и технике безопасности (далее - ТБ). Средства защиты, инструмент и приспособления, применяемые при обслуживании и ремонте электроустановок, должны удовлетворять требованиям соответствующих государственных стандартов и действующих правил применения и испытания средств защиты. Средства защиты, инструмент и приспособления должны подвергаться осмотру и испытаниям в соответствии с действующими правилами.

Пунктом 1.7.7 ПЭЭП предусмотрено, что руководитель Потребителя и ответственный за электрохозяйство должны контролировать соответствие условий труда на рабочих местах требованиям безопасности и производственной санитарии. При невозможности устранить воздействие на персонал вредных и опасных факторов руководящие должностные работники обязаны обеспечить персонал средствами индивидуальной защиты.

В соответствии с пунктом 1.8.1 ПЭЭП у каждого Потребителя должна быть следующая техническая документация: генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и подземными электротехническими коммуникациями; утвержденная проектная документация (чертежи, пояснительные записки и др.) со всеми последующими изменениями; акты приемки скрытых работ, испытаний и наладки электрооборудования, приемки электроустановок в эксплуатацию; исполнительные рабочие схемы первичных и вторичных электрических соединений; акты разграничения сетей по имущественной (балансовой) принадлежности и эксплуатационной ответственности между энергоснабжающей организацией и Потребителем; технические паспорта основного электрооборудования, зданий и сооружений энергообъектов, сертификаты на оборудование и материалы, подлежащие обязательной сертификации; производственные инструкции по эксплуатации электроустановок; должностные инструкции по каждому рабочему месту, инструкции по охране труда на рабочих местах (оператору персональной электронно-вычислительной машины (далее - ПЭВМ), по применению переносных электроприемников и т.п.), инструкции по пожарной безопасности, инструкции по предотвращению и ликвидации аварий, инструкции по выполнению переключений без распоряжений, инструкция по учету электроэнергии и ее рациональному использованию, инструкции по охране труда для работников, обслуживающих электрооборудование электроустановок. Все инструкции разрабатываются с учетом видов выполняемых работ (работы по оперативным переключениям в электроустановках, верхолазные работы, работы на высоте, монтажные, наладочные, ремонтные работы, проведение испытаний и измерений и т.п.) и утверждаются руководителем Потребителя. Комплект указанной выше документации должен храниться у Потребителя и при изменении собственника передаваться в полном объеме новому владельцу. Порядок хранения документации устанавливается руководителем Потребителя.

Согласно пункту 1.8.9 ПТЭЭП на рабочих местах оперативного персонала (на подстанциях, в распределительных устройствах или в помещениях, отведенных для обслуживающего электроустановки персонала) должна вестись следующая документация: оперативная схема, а при необходимости и схема-макет. Для Потребителей, имеющих простую и наглядную схему электроснабжения, достаточно иметь однолинейную схему первичных электрических соединений, на которой не отмечается фактическое положение коммутационных аппаратов; оперативный журнал; журнал учета работ по нарядам и распоряжениям; журнал выдачи и возврата ключей от электроустановок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики; журнал или картотека дефектов и неполадок на электрооборудовании; ведомости показаний контрольно-измерительных приборов и электросчетчиков; журнал учета электрооборудования; кабельный журнал.

На рабочих местах должна также иметься следующая документация: списки работников: имеющих право выполнения оперативных переключений, ведения оперативных переговоров, единоличного осмотра электроустановок и электротехнической части технологического оборудования; имеющих право отдавать распоряжения, выдавать наряды; которым даны права допускающего, ответственного руководителя работ, производителя работ, наблюдающего; допущенных к проверке подземных сооружений на загазованность; подлежащих проверке знаний на право производства специальных работ в электроустановках; списки ответственных работников энергоснабжающей организации и организаций-субабонентов, имеющих право вести оперативные переговоры; перечень оборудования, линий электропередачи и устройств РЗА, находящихся в оперативном управлении на закрепленном участке; производственная инструкция по переключениям в электроустановках; бланки нарядов-допусков для работы в электроустановках; перечень работ, выполняемых в порядке текущей эксплуатации.

В зависимости от местных условий (организационной структуры и формы оперативного управления, состава оперативного персонала и электроустановок, находящихся в его оперативном управлении) в состав оперативной документации может быть включена следующая документация: журнал регистрации инструктажа на рабочем месте; однолинейная схема электрических соединений электроустановки при нормальном режиме работы оборудования; список работников, имеющих право отдавать оперативные распоряжения; журнал по учету противоаварийных и противопожарных тренировок; журнал релейной защиты, автоматики и телемеханики и карты уставок релейной защиты и автоматики; местная инструкция по предотвращению и ликвидации аварий; перечень сложных оперативных переключений; бланки переключений.

Объем оперативной документации может быть дополнен по решению руководителя Потребителя или ответственного за электрохозяйство.

При эксплуатации силовых трансформаторов (автотрансформаторов) и шунтирующих масляных реакторов должна обеспечиваться их надежная работа. Нагрузки, уровень напряжения, температура, характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, защиты, маслохозяйство и другие элементы должны содержаться в исправном состоянии. Потребитель, имеющий на балансе маслонаполненное оборудование, должен хранить неснижаемый запас изоляционного масла не менее 110% объема наиболее вместимого аппарата (пункты 2.1.2 2.1.38 ПТЭЭП).

В силу пунктов 2.1.40, 2.1.41, 2.1.42 периодичность отбора проб масла трансформаторов и реакторов напряжением 110 и 220 кВ для хроматографического анализа газов, растворенных в масле, должна соответствовать методическим указаниям по диагностике развивающихся дефектов по результатам хроматографического анализа газов, растворенных в масле трансформаторного оборудования. Трансформатор (реактор) должен быть аварийно выведен из работы при: сильном неравномерном шуме и потрескивании внутри трансформатора; ненормальном и постоянно возрастающем нагреве трансформатора при нагрузке ниже номинальной и нормальной работе устройств охлаждения; выбросе масла из расширителя или разрыве диафрагмы выхлопной трубы; течи масла с понижением его уровня ниже уровня масломерного стекла.

Трансформаторы выводятся из работы также при необходимости немедленной замены масла по результатам лабораторных анализов. На каждой трансформаторной подстанции (далее - ТП) 10/0,4 кВ, находящейся за территорией Потребителя, должно быть нанесено ее наименование, адрес и телефон владельца

Пунктами 2.3.5, 2.3.7 ПТЭЭП предусмотрено, что приемка в эксплуатацию и допуск вновь сооруженных ВЛ и токопроводов должны производиться в соответствии со строительными нормами и правилами и установленным порядком допуска в эксплуатацию новых и реконструированных энергоустановок, а также правилами приемки в эксплуатацию законченных строительством линий электропередачи. Перед приемкой должны быть проверены на соответствие проекту техническое состояние трассы, опор и других элементов ВЛ (токопровода), заземляющих и молниезащитных устройств, стрелы провеса и расстояния от проводов и тросов в пролетах и пересечениях до земли и объектов. При сдаче в эксплуатацию токопроводов напряжением выше 1000 В, кроме документации, предусмотренной правилами устройства электроустановок и строительными нормами и правилами, должны быть оформлены: исполнительный чертеж трассы с указанием мест пересечений с различными коммуникациями; чертеж профиля токопровода в местах пересечений с коммуникациями; перечень отступлений от проекта; протокол фазировки; акт на монтаж натяжных зажимов для гибких токопроводов; протоколы испытаний; документы, подтверждающие наличие подготовленного персонала; необходимые исполнительные схемы; разработанные и утвержденные инструкции.

При эксплуатации ВЛ и токопроводов должны проводиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы. При техническом обслуживании должны производиться работы по предохранению элементов ВЛ и токопроводов от преждевременного износа путем устранения повреждений и неисправностей, выявленных при осмотрах, проверках и измерениях. При капитальном ремонте ВЛ и токопроводов должен быть выполнен комплекс мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных характеристик ВЛ и токопроводов в целом или отдельных их элементов путем ремонта деталей и элементов или замены их новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики. Капитальный ремонт ВЛ на железобетонных и металлических опорах должен выполняться не реже 1 раза в 10 лет, ВЛ на опорах с деревянными деталями - не реже 1 раза в 5 лет. Капитальный ремонт токопроводов должен выполняться по мере необходимости по решению технического руководителя Потребителя. Перечень работ, относящихся к техническому обслуживанию и ремонту ВЛ и токопроводов, устанавливается типовыми инструкциями по эксплуатации ВЛ.

Согласно пункту 2.3.8 ПТЭЭП на ВЛ должны быть организованы периодические и внеочередные осмотры. Периодические осмотры ВЛ проводятся по графику, утвержденному ответственным за электрохозяйство Потребителя. Периодичность осмотров каждой ВЛ по всей длине должна быть не реже 1 раза в год. Конкретные сроки в пределах, установленных настоящими Правилами, должны быть определены ответственным за электрохозяйство Потребителя с учетом местных условий эксплуатации. Кроме того, не реже 1 раза в год административно-технический персонал должен проводить выборочные осмотры отдельных участков линий, включая все участки ВЛ, подлежащие ремонту. Верховые осмотры с выборочной проверкой проводов и тросов в зажимах и дистанционных распорках на ВЛ напряжением 35 кВ и выше, эксплуатируемых 20 лет и более, или на их участках, и на ВЛ, проходящих по зонам интенсивного загрязнения, а также по открытой местности, должны производиться не реже 1 раза в 5 лет; на остальных ВЛ (участках) напряжением 35 кВ и выше - не реже 1 раза в 10 лет. На ВЛ 0,38 - 20 кВ верховые осмотры должны осуществляться при необходимости.

Согласно пункту 2.3.11. ПТЭЭП при осмотре ВЛ и токопроводов необходимо проверять: противопожарное состояние трассы: в охранной зоне ВЛ не должно быть посторонних предметов, строений, стогов сена, штабелей леса, деревьев, угрожающих падением на линию или опасным приближением к проводам, складирования горючих материалов, костров; не должны выполняться работы сторонними организациями без письменного согласования с Потребителем, которому принадлежит ВЛ; состояние опор: не должно быть их наклонов или смещения в грунте, видимого загнивания деревянных опор, обгорания и расщепления деревянных деталей, нарушений целостности бандажей, сварных швов, болтовых и заклепочных соединений на металлических опорах, отрывов металлических элементов, коррозии металла, трещин и повреждений железобетонных опор, птичьих гнезд, других посторонних предметов на них. На опорах должны быть плакаты и знаки безопасности; состояние проводов и тросов: не должно быть обрывов и оплавлений отдельных проволок, набросов на провода и тросы, нарушений их регулировки, недопустимого изменения стрел провеса и расстояний от проводов до земли и объектов, смещения от места установки гасителей вибрации, предусмотренных проектом ВЛ; состояние изоляторов: не должно быть боя, ожогов, трещин, загрязненности, повреждения глазури, неправильной насадки штыревых изоляторов на штыри или крюки, повреждений защитных рогов; должны быть на месте гайки, замки или шплинты.

На основании пункта 2.3.12, 2.3.13, 2.3.15 ПТЭЭП профилактические проверки и измерения на ВЛ и токопроводах выполняются в объемах и в сроки, предусмотренные нормами испытания электрооборудования (приложение 3).

Неисправности, обнаруженные при осмотре ВЛ и токопроводов и в процессе профилактических проверок и измерений, должны быть отмечены в эксплуатационной документации (журнале или ведомости дефектов) и в зависимости от их характера по указанию ответственного за электрохозяйство Потребителя устранены в кратчайший срок или при проведении технического обслуживания и ремонта. Эксплуатационные допуски и нормы отбраковки деталей опор и других элементов ВЛ приведены в нормах испытания электрооборудования (приложение 3).

При техническом обслуживании и ремонте ВЛ должны использоваться специальные машины, механизмы, транспортные средства, такелаж, оснастка, инструмент и приспособления. Бригады, выполняющие работы на ВЛ, должны быть оснащены средствами связи с руководящими работниками Потребителя и диспетчерскими пунктами.

Согласно пунктам 2.3.22, 2.3.27, 2.3.30 ПТЭЭП потребитель, эксплуатирующий ВЛ, должен содержать в исправном состоянии: сигнальные знаки на берегах в местах пересечения ВЛ судоходной или сплавной реки, озера, водохранилища, канала, установленные в соответствии с уставом внутреннего водного транспорта по согласованию с бассейновым управлением водного пути (управлением каналов); устройства светоограждения, установленные на опорах ВЛ в соответствии с требованиями правил маркировки и светоограждения высотных препятствий; постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и требованиями нормативно-технических документов.

В целях своевременной ликвидации аварийных повреждений на ВЛ у Потребителей должен храниться аварийный запас материалов и деталей согласно установленным нормам.

Эксплуатация ВЛ и токопроводов должна осуществляться в соответствии с местными инструкциями, подготовленным и допущенным к обслуживанию ВЛ персоналом.

В соответствии с пунктом 2.7.6 ПТЭЭП каждая часть электроустановки, подлежащая заземлению или занулению, должна быть присоединена к сети заземления или зануления с помощью отдельного проводника. Последовательное соединение заземляющими (зануляющими) проводниками нескольких элементов электроустановки не допускается. Сечение заземляющих и нулевых защитных проводников должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

Пунктом 2.7.15 ПТЭЭП предусмотрено, что на каждое находящееся в эксплуатации заземляющее устройство должен быть заведен паспорт, содержащий: исполнительную схему устройства с привязками к капитальным сооружениям; указание связи с надземными и подземными коммуникациями и с другими заземляющими устройствами; дату ввода в эксплуатацию; основные параметры заземлителей (материал, профиль, линейные размеры); величину сопротивления растеканию тока заземляющего устройства; удельное сопротивление грунта; данные по напряжению прикосновения (при необходимости); данные по степени коррозии искусственных заземлителей; данные по сопротивлению металлосвязи оборудования с заземляющим устройством; ведомость осмотров и выявленных дефектов; информацию по устранению замечаний и дефектов. К паспорту должны быть приложены результаты визуальных осмотров, осмотров со вскрытием грунта, протоколы измерения параметров заземляющего устройства, данные о характере ремонтов и изменениях, внесенных в конструкцию устройства.

Приказом Минэнерго России от 20 мая 2003 года № 187 утверждены Правила устройства электроустановок (далее ПУЭ).

Согласно пунктам 2.4.7, 2.4.8, 2.4.9 ПЭУ на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ.

При прохождении ВЛИ по лесным массивам и зеленым насаждениям вырубка просек не требуется. При этом расстояние от проводов до деревьев и кустов при наибольшей стреле провеса СИП и наибольшем их отклонении должно быть не менее 0,3 м.

Конструкции опор ВЛ должны быть защищены от коррозии с учетом требований 2.5.25, 2.5.26 и строительных норм и правил.

На основании пункта 2.4.24 ПЭУ соединения проводов в пролетах ВЛ следует производить при помощи соединительных зажимов, обеспечивающих механическую прочность не менее 90% разрывного усилия провода. В одном пролете ВЛ допускается не более одного соединения на каждый провод. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями соединение проводов ВЛ не допускается. Соединение проводов в петлях анкерных опор должно производиться при помощи зажимов или сваркой. Провода разных марок или сечений должны соединяться только в петлях анкерных опор.

Согласно пункту 2.4.55 ПУЭ расстояние по вертикали от проводов ВЛ и до поверхности земли в населенной и ненаселенной местности до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 5 м. Оно может быть уменьшено в труднодоступной местности до 2,5 м и в недоступной (склоны гор, скалы, утесы) - до 1 м.

Расстояние от проводов ВЛ в населенной и ненаселенной местности при наибольшей стреле провеса проводов до земли и проезжей части улиц должно быть не менее 6 м. Расстояние от проводов до земли может быть уменьшено в труднодоступной местности до 3,5 м и в недоступной местности (склоны гор, скалы, утесы) - до 1 м (пункт 2.4.56 ПУЭ).

Пунктом 2.4.57 ПЭУ предусмотрено, что расстояние по горизонтали от СИП при наибольшем их отклонении до элементов зданий и сооружений должно быть не менее: 1,0 м - до балконов, террас и окон; 0,2 м - до глухих стен зданий, сооружений. Допускается прохождение ВЛИ и ВЛ с изолированными проводами над крышами зданий и сооружениями (кроме оговоренных в гл. 7.3 и 7.4), при этом расстояние от них до проводов по вертикали должно быть не менее 2,5 м.

Прохождение ВЛ с неизолированными проводами над зданиями и сооружениями не допускается (пункт 2.4.58 ПУЭ).

Судом установлено и из материалов дела следует, что трансформаторная подстанция и воздушная линия электропередачи напряжением 0,4кВ расположенные по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, территория СНТ «Химик», находится в собственности СНТ «Химик».

В ходе проведения 31 мая 2022 года в 15 часов 00 органом государственного контроля внеплановой выездной проверки СНТ «Химик» выявлено нарушение вышеуказанных обязательных норм и правил в области энергетики.

Факт данных нарушений и вина СНТ «Химик» в совершении административного правонарушения, кроме пояснений представителя СНТ «Химик» в судебном заседании, подтверждаются:

- обращением Заверняева Г.Г. от 28 марта 2022 года к прокурору Судогодского района по факту оборванной линии электропередачи с приложенными к нему фотографиями;

- решением заместителя руководителя Центрального управления Федеральноцй службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Солиной Т.М. от 16 мая 2022 № Р-213-92-рш о проведении внеплановой выездной проверки в отношении СНТ «Химик»;

- решением заместителя прокурора Владимирской области Горшкова Д.Н. от 19 мая 2022 года о результатах рассмотрения заявления о согласовании проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия;

- протоколом осмотра территории, помещений (отсеков), производственных и иных объектов продукции (товаров) и иных предметом ... от 30 мая 2022 года, а именно трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4кВ, расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, СНТ «Химик», в ходе которого выявлено нарушение требований обязательных нормативно-правовых актов в области электроэнергетики;

- фотографиями с изображением объектов электроэнергетики, расположенных в СНТ «Химик», содержащихся на СD-диске;

- копией Устава СНТ «Химик»;

- копией акта разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон;

- протоколом об административном правонарушении № 9.3-213-0092вн-Пр/058-2022 от 31 мая 2022 года, составленным в отношении СНТ «Химик»;

- протоколом о временном запрете деятельности № 9.3-213-0092вн-Пр/058взд-2022 от 31 мая 2022 года.

Учитывая изложенное, оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о том, что допущенные СНТ «Химик» нарушения образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Санкция статьи 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства в области пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении наказания учитываю характер, степень общественной опасности и обстоятельства совершенного административного правонарушения, степень вины правонарушителя, а также проводимые им мероприятия по устранению указанных нарушений, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии со статьями 4.2, 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении СНТ «Химик» не установлено.

В силу положений статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности юридических лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, а также в случае совершения административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность.

Административное приостановление деятельности назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Учитывая характер деятельности СНТ «Химик» и характер выявленных нарушений, представляющих собой угрозу жизни и здоровью людей, финансовое положение юридического лица, прихожу к выводу о необходимости назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4кВ расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, территория СНТ «Химик».

Определяя срок приостановления деятельности, исхожу как из характера выявленных нарушений, так и из объема предстоящих мероприятий по их устранению и необходимого для этого времени.

В соответствии с частью 2 статьи 3.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности юридических лиц, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Согласно части 5 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок временного запрета деятельности засчитывается в срок приостановления деятельности.

Принимая во внимание, что в отношении СНТ «Химик» в части эксплуатации трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4кВ расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, территория СНТ «Химик» был наложен временный запрет деятельности с 15 часов 00 минут 31 мая 2022 года до рассмотрения дела судом, о чем свидетельствует соответствующий протокол, то срок временного запрета подлежит зачету в срок приостановления деятельности.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 3.12, 9.11, 29.7 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Садоводческое некоммерческое товарищество «Химик» (ИНН 3324008541, ОГРН 1023302751944), расположенное по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного приостановления деятельности в части эксплуатации трансформаторной подстанции и воздушной линии электропередачи напряжением 0,4 кВ расположенных по адресу: Владимирская область, Судогодский район, деревня Загорье, территория СНТ «Химик», на срок 50 (пятьдесят) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Зачесть в срок административного приостановления деятельности срок временного запрета деятельности с 31 мая 2022 года с 15 часов 00 минут.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить, что в соответствии с частью 3 статьи 32.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное приостановление деятельности по его ходатайству юридического лица может быть досрочно прекращено судьей, если будет установлено, что обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания, устранены и данный факт подтверждается письменным заключением должностного лица, уполномоченного составлять протокол об административном правонарушении.

При административном приостановлении деятельности производится наложение пломб, опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс, а также применяются другие меры по исполнению указанных в постановлении об административном приостановлении деятельности мероприятий, необходимых для исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности.

Настоящее постановление может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Судогодский районный суд Владимирской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.А. Смирнова