Мотивированное постановление изготовлено 18.10.2023 г.
Дело № 5-175/2023 УИД 76RS0011-01-2023-001365-35
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Угличский районный суд Ярославской области в составе судьи Кривко М.Л.,
при секретаре Белянцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
должностного лица ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, проживающей по месту регистрации по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
по признакам административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Угличской межрайонной прокуратурой в мае 2023 года проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции в Управлении физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации Угличского муниципального района (далее Управление), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства, закрепленного Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции». Проверкой установлено, что приказом начальника Управления от 14.05.2020 № 23 «О мерах по предупреждению коррупции» утверждена Антикоррупционная политика Управления (приложение № 1), Положение о комиссии по противодействию коррупции и состав комиссии по противодействию коррупции в Управлении (приложение № 2). Также, приказом начальника Управления утверждено Положение о конфликте интересов Управления, Порядок уведомлений о возникновении личной заинтересованности муниципального служащего Ярославской области при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов. Установлено, что Управление является работодателем по отношению к директорам следующих муниципальных учреждений: МУ МЦ «Солнечный» УМР, МБУ ДО «СШ «Спарт» УМР, МАУ ДО СШ «Витязь» УМР. Должности директоров данных учреждений не являются должностями муниципальной службы. В нарушение частей 1,2 статьи 10, частей 1,2,3,4,5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ в Управлении не определен порядок уведомлений руководителем (директором) подведомственного муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, следовательно, ввиду отсутствия указанного порядка соответствующая обязанность по уведомлению работодателя невыполним, что влечёт непринятие Управлением необходимых и своевременных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, в ходе проверки установлены иные нарушения в части несоответствия положений Антикоррупционной политики Управления нормам федерального законодательства. По факту выявленных нарушений в адрес начальника Управления 30.05.2023 внесено представление (далее – Представление), с указанием на безотлагательное рассмотрение настоящего представления с обязательным участием представителя межрайонной прокуратуры, принятии мер по устранению выявленных нарушений, рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а также о необходимости уведомления межрайонного прокурора о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.
Представление направлено по адресу нахождения Управления, а именно, <адрес>, почтовым отправлением. По информации официального сайта Почты России Представление вручено адресату 01.06.2023 в 14:35. При этом, информация о рассмотрении Представления межрайонной прокуратуры (ответ на представление) поступил в межрайонную прокуратуру 30.08.2023, исходящий номер документа №333 от 30.08.2023. Представление рассмотрено без участия представителя межрайонной прокуратуры в нарушение требований прокурора и части 3 статьи 7 Федерального закона №2202-1. Кроме того, из ответа на представление следует, что конкретных мер по устранению выявленных нарушений Управлением не принято. Сама информация о рассмотрении представления направлена в межрайонную прокуратуру с нарушением установленного статьей 24 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №2202-1) месячного срока.
Помощник Угличского межрайонного прокурора Иванова А.С. в судебном заседании поддержала доводы постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Должностное лицо ФИО1, которой разъяснены права, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, ст. 51 Конституции РФ, вину в совершенном правонарушении признала частично. Показала, что действительно, представление прокурора рассмотрено не в установленный законом срок и без извещения представителя прокуратуры. Относительно отсутствия порядка уведомления руководителем (директором) подведомственного муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения показала, что директора школ должны руководствоваться имеющимся порядком для муниципальных служащих, хоть таковыми и не являются, что следует из Указа Губернатора ЯО от 31.01.2013 N 45 "О противодействии коррупции на государственной гражданской службе Ярославской области и муниципальной службе в Ярославской области".
Суд, выслушав заместителя помощника Угличского межрайонного прокурора Иванову А.С., ФИО1, изучив материалы дела, оценив все в совокупности, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) провозглашается принцип приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.
В соответствии со статьей 13.3 Федерального закона № 273-ФЗ организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.
Под конфликтом интересов, определенным в части 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ, понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В части 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ).
Положениями части 1 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности конфликта интересов.
По смыслу части 2 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой проверки, установлено, что приказом начальника Управления от 14.05.2020 № 23 «О мерах по предупреждению коррупции» утверждена Антикоррупционная политика Управления (приложение № 1), Положение о комиссии по противодействию коррупции и состав комиссии по противодействию коррупции в Управлении (приложение № 2). Также, приказом начальника Управления утверждено Положение о конфликте интересов Управления, Порядок уведомлений о возникновении личной заинтересованности муниципального служащего Ярославской области при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Установлено, что Управление является работодателем по отношению к директорам следующих муниципальных учреждений: МУ МЦ «Солнечный» УМР, МБУ ДО «СШ «Спарт» УМР, МАУ ДО СШ «Витязь» УМР. Должности директоров данных учреждений не являются должностями муниципальной службы.
В нарушение частей 1,2 статьи 10, частей 1,2,3,4,5 статьи 11 Федерального закона № 273-ФЗ в Управлении не определен порядок уведомлений руководителем (директором) подведомственного муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, следовательно, ввиду отсутствия указанного порядка соответствующая обязанность по уведомлению работодателя невыполним, что влечёт непринятие Управлением необходимых и своевременных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
По факту выявленных нарушений в адрес начальника Управления 30.05.2023 г. внесено представление, с указанием на безотлагательное рассмотрение настоящего представления с обязательным участием представителя межрайонной прокуратуры, принятии мер по устранению выявленных нарушений, рассмотрении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, а также о необходимости уведомления межрайонного прокурора о результатах рассмотрения представления и принятых мерах.
В силу части 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №2202-1) прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
Абзацем вторым части 2 статьи 1 Федерального закона №2202-1 определено, что в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Положения части 1 статьи 6 Федерального закона №2202-1 устанавливают, что требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Частью 2 статьи 22 Федерального закона №2202-1 установлено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений статьи 24 Федерального закона №2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Частью 3 статьи 7 Федерального закона № 2202-1 определено, что прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Из положений п. 1 ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 следует, что в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что вопросы о нарушении требований закона, приведенные в представлении прокурора, должны быть безотлагательно рассмотрены должностным лицом, полномочным устранить допущенные нарушения, однако конкретные меры по устранению нарушений должны быть приняты в течение месяца со дня получения представления лицом, в адрес которого оно внесено; в указанный срок прокурору сообщается о принятых мерах.
По истечении месяца со дня внесения представления прокурором, в случае невыполнения его требований по устранению нарушений законодательства, в отношении лица, не исполнившего требования, имеются основания для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Таким образом, административная ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ наступает за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Как усматривается из материалов дела представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции направлено по адресу нахождения Управления: <адрес>. В указанном представлении изложено требование о его рассмотрении с участием представителя прокуратуры, о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений закона и недопущении подобных нарушений впредь; о решении вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах уведомить межрайонного прокурора письменно в установленный законом месячный срок.
По информации официального сайта Почты России представление вручено адресату 01.06.2023 г. Ответ на представление поступил в межрайонную прокуратуру 30.08.2023 г., т.е. с нарушением установленного статьей 24 Федерального закона №2202-1 месячного срока. Из данного ответа следует, что Антикоррупционная политика Управления утверждена приказом начальника от 29.05.2023 г. № 56 «Об утверждении антикоррупционной политики в новой редакции» в соответствии с актуальной версией (письмо и.о. начальника Управления по противодействию коррупции Ярославской области от 19.05.2023 г. ИХ.01-4558/2023 г. «Об актуализации Примерной антикоррупционной политики»); в связи с кадровыми изменениями приказом начальника Управления от 28.08.2023 г. № 79 утверждена комиссия по противодействию коррупции; по результатам рассмотрения представления получена консультация начальника отдела по координации работы по противодействию коррупции Управления по противодействию коррупции Правительства Ярославской области об отсутствии необходимости принятия на уровне муниципального района Порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности муниципального служащего при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов на уровне района; в связи с увольнением работника, ответственности за антикоррупционную политику в предыдущий период, привлечение к дисциплинарной ответственности не представляется возможным.
Таким образом, суд приходит к выводу, что указанное представление в нарушение требований прокурора и части 3 статьи 7 Федерального закона №2202-1 было рассмотрено с нарушением установленного законом месячного срока и без извещения представителя межрайонной прокуратуры, из него следует, что выявленные нарушения Управлением устранены не в полном объеме, а именно: не определен порядок уведомления руководителем (директором) подведомственного муниципального учреждения представителя нанимателя (работодателя) о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения.
Доводы должностного лица ФИО1 об отсутствии необходимости в принятии вышеуказанного порядка ввиду использования директорами школ Порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности муниципального служащего Ярославской области при исполнении должностных (служебных) обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, утвержденного Указом Губернатора ЯО от 31.01.2013 N 45 "О противодействии коррупции на государственной гражданской службе Ярославской области и муниципальной службе в Ярославской области" суд находит несостоятельными, поскольку утвержденный Указом Губернатора ЯО Порядок обязателен лишь для государственных и муниципальных служащих, тогда как директора школа, ни к тем, ни к другим не относятся, что не оспаривалось в судебном заседании должностным лицом ФИО1
Из должностной инструкции муниципального служащего, замещающего должность муниципальной службы начальника Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации Угличского муниципального района следует, что в обязанности начальника Управления входит, в том числе, осуществление мер по противодействию коррупции.
Таким образом, должностным лицом – начальником Управления физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации Угличского муниципального района ФИО1 умышленно в форме бездействия не исполнены требования прокурора, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, подтверждается представленными суду материалами, в том числе: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении; представлением об устранении нарушений от 30.01.2023 г., направленным в адрес должностного лица ФИО1 по месту работы и полученным 01.06.2023 г.; ответом на представление прокурора от 30.08.2023 г., иными письменными материалами дела.
Выводы о доказанности наличия в действиях должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, находят полное подтверждение совокупностью вышеперечисленных согласующихся между собой и взаимодополняющих друг друга доказательств. Оснований для выводов о недопустимости, недостаточности либо недостоверности доказательств, подтверждающих его виновность, а также о наличии неустранимых в этом сомнений, не имеется.
При указанных обстоятельствах, действия должностного лица правильно квалифицированы по ст. 17.7 КоАП РФ.
При назначении ФИО1 административного наказания суд, в соответствии с ч.2 ст.4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного административного правонарушения, относящегося к правонарушениям, посягающим на институты государственной власти, данные о личности виновной. Сведения о том, что должностное лицо ранее привлекалось к административной ответственности, в материалах дела отсутствуют. Обстоятельством, смягчающим административную ответственность в силу положений ст. 4.2 КоАП РФ является частичное признание вины. Обстоятельств, предусмотренных ст. 4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность не имеется. Таким образом, с учетом всех обстоятельств по делу, суд приходит к выводу о назначении должностному лицу ФИО1 минимального наказания, предусмотренного санкцией статьи 17.7 КоАП РФ в виде штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 2000 (две тысячи) рублей, подлежащего уплате на следующие реквизиты:
Получатель платежа:
получатель: УФК по Ярославской области (УФССП России по Ярославской области, л/с <***>);
Банк получателя: Отделение Ярославль Банка России // УФК по Ярославской области, г. Ярославль;
Счет получателя: 03100643000000017100;
БИК: 017888102;
ИНН: <***>, КПП: 760401001;
ОКТМО: 78701000;
КБК: 32211601171019000140;
Корреспондентский счета банка получателя: 40102810245370000065;
УИН: 32276000230000262119.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 31.5 КоАП РФ, лицо, в отношении которого вынесено наказание в виде административного штрафа вправе, с учетом материального положения, ходатайствовать об его отсрочке либо рассрочке.
В силу ст. 20.25 КоАП РФ неуплата штрафа, в установленные КоАП РФ сроки влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение 10 суток со дня его вручения или получения копии постановления.
Судья М.Л. Кривко