ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-176/2022 от 21.06.2022 Городищенского районного суда (Волгоградская область)

Дело № 5-176/2022

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

р.п. Городище Волгоградской области 21 июня 2022 г.

Судья Городищенского районного суда Волгоградской области Данилова О.В. (403003, <...>), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «СтройПроектРеставрация» ОГРН <***>, дата государственной регистрации в качестве юридического лица –

ООО «СтройПроектРеставрация», являющееся подрядной организацией, осуществляющей работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: <...> провело работы по сохранению указанного выше объекта культурного наследия не в соответствии проектной документации «Текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения в целях поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии и обеспечения его физической сохранности» на проведение работ по сохранению объекта, чем совершило нарушение обязательных требований пункта 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ООО «СтройПроектРеставрация» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, просил производство по делу прекратить, в связи с истечением срока давности привлечения ООО «СтройПроектРеставрация» к административной ответственности, поскольку протокол об административном правонарушении составлен 20 января 2021 г., то есть через один год один месяц с момента окончания выполнения работ. Кроме того, поясняет, что журнал научного руководства и авторского надзора содержит графы об ознакомлении с записью в журнале представителя подрядной организации, однако ни с одной записью из данного журнала представитель ООО «СтройПроектРеставрация» ознакомлен не был. Записи были сделаны в отсутствие представителя ООО «СтройПроектРеставрация», в связи с чем, общество было лишено права предоставить свои возражения и привести обоснованные доводы о надлежащем выполнении работ.

Также указывает, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении являются те же обстоятельства, которые являлись предметом рассмотрения при составлении протокола об административном правонарушении № 53-07-07/166 от 01 октября 2021 г. Таким образом, за одно и то же правонарушение в отношении общества было возбуждено два дела об административных правонарушениях.

Обращает внимание, что ООО «СтройПроектРеставрация» впервые привлекается к административной ответственности, отсутствует вред и угроза причинения вреда охраняемым законом интересам, что является условием для применения положений части 2 статьи 4.1.1 или части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении - начальник отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО2 в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не уведомила.

Выслушав представителя ООО «СтройПроектРеставрация», исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ), к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Статья 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относит, в том числе, сохранение, использование и популяризацию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований; государственную охрану объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Пунктом 1 статьи 21 Федерального закона № 73-ФЗ предусмотрено, что на объект культурного наследия, включенный в Реестр, собственнику данного объекта соответствующим органом охраны объектов культурного наследия выдается паспорт объекта культурного наследия. В указанный паспорт вносятся сведения, составляющие предмет охраны данного объекта культурного наследия, и иные сведения, содержащиеся в Реестре.

Согласно пункту 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 вышеназванного Федерального закона сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 6 статьи 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности.

Постановлением Волгоградской областной Думы от 5 июня 1997 г. № 62/706 «О постановке на государственную охрану памятников истории и культуры Волгоградской области» объект культурного наследия «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы» 1942-1943 г.г., 1957 г., расположенный по адресу: <...> зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный номер 341510287200005, приказ Министерства культуры Российской Федерации от 06 ноября 2015 г. №14208-р).

В силу подпункта 13 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» сохранение, использование, охрана объектов культурного наследия отнесены к вопросам местного значения.

Из представленного административного материала следует, что в ходе проведения приемки работ по сохранению объекта культурного наследия было выявлено, что ООО «СтройПроектРеставрация», являющееся подрядной организацией, осуществляющей работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: <...> на основании разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 53-09-07/641 от 30 октября 2020 г.; № 53-09-07/678 от 16 ноября 2020 г.; № 53-09-07/635 от 24 мая 2021 г., № 53-09-07/983 от 26 августа 2021 г., провело работы по сохранению вышеуказанного объекта культурного наследия регионального значения не в соответствие проектной документации «Текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения в целях поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии и обеспечения его физической сохранности «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», на проведение работ по сохранению объекта. Так, монтаж покрытия площади памятника из мраморной брекчии: поверхность основания под укладку брекчии выполнена не ровно, имеет впадины и возвышенности; элементы брекчии уложены не ровно, имеют отклонения от горизонтальной поверхности, запачканы строительным раствором; швы между элементами брекчии заполнены раствором неоднородного состава. Восстановление одной мемориальной тумбы: на отмостке (из гранита), вокруг мемориальной тумбы имеются следы раствора. Ремонт подпорной стенки: на подпорной стенке левый угол от входа, гранитная плитка отклеилась; бетонный набрызг на вертикальной стене подпорной стенки имеет следы высолов.

20 января 2022 г. по факту выявленных нарушений должностным лицом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области в отношении ООО «СтройПроектРеставрация» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «СтройПроектРеставрация» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и его вина, подтверждаются представленными по делу доказательствами, а именно: протоколом об административном правонарушении от 20 января 2022 г. № 53-07-08/1; заключением об отказе в приемке работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Братская могила советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенного по адресу: <...> от 18 ноября 2021 г. с фототаблицей; рабочей проектно-сметной документацией «Текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения в целях поддержания объекта культурного наследия в эксплуатационном состоянии и обеспечения его физической сохранности Братской могилы советских воинов, погибших в период Сталинградской битвы», расположенной по адресу: <...> (центр); техническим заданием на изготовление проектной документации на текущий ремонт объекта культурного наследия регионального значения, утвержденного 11 октября 2019 г. директором МКУ «Центр» ФИО3, журналами научного руководства и авторского надзора (при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия); разрешениями на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия № 53-09-07/641 от 30 октября 2020 г.; № 53-09-07/678 от 16 ноября 2020 г.; № 53-09-07/635 от 24 мая 2021 г., № 53-09-07/983 от 26 августа 2021 г.; выпиской из ЕГРЮЛ.

С учетом изложенного, судья находит вину ООО «СтройПроект Реставрация» в совершении административного правонарушения доказанной.

Действия юридического лица ООО «СтройПроектРеставрация» судья квалифицирует по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ – как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Доводы представителя ООО «СтройПроектРеставрация» об истечении срока давности привлечения к административной ответственности основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.

Правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ относится к длящимся, срок привлечения к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет 1 год и подлежит исчислению в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ со дня его обнаружения. Из материалов дела видно, что признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, послужившие основанием к возбуждению настоящего дела об административном правонарушении, были выявлены должностным лицом Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области 18 ноября 2021 г. в ходе проведения приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и зафиксированны в соответствующем заключении об отказе в приемке работ, следовательно, годичный срок давности привлечения ООО «СтройПроектРеставрация» к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ не истек.

Кроме того, в соответствии с требованиями части 1 и 2 статьи 4.4 КоАП РФ правонарушитель несет ответственность за каждое совершенное самостоятельное деяние, образующее состав административного правонарушения, даже предусмотренный одной и той же нормой.

Выявленное в ходе проведения 18 ноября 2021 г. приемки работ по сохранению объекта культурного наследия и зафиксированное в соответствующем заключении 18 ноября 2021 г. правонарушение юридически окончено в момент его выявления, и образует самостоятельный состав административного правонарушения, в связи с чем, доводы представителя юридического лица о его привлечении к административной ответственности дважды за одно и тоже нарушение не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Доводы представителя ООО «СтройПроект Реставрация» о том, что при составлении журнала научного отчета авторского надзора в графах об ознакомлении с записью в журнале подписи представителя подрядной организации отсутствуют, в связи с чем, общество было лишено права предоставить свои возражения и привести обоснованные доводы о надлежащем выполнении работ, основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности не являются, поскольку вина общества и событие правонарушения подтверждаются материалами дела. Кроме того, представитель ООО «СтройПроектРеставрация» участвовал при составлении протокола об административном правонарушении и не был лишен возможности представить доказательства, подтверждающие надлежащее выполнение работ.

В соответствии с частями 3, 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность в соответствии со статьей 4.3 КоАП РФ не установлено.

В силу части 2 статьи 4.2 КоАП РФ совершение ООО «СтройПроектРеставрация» административного правонарушения впервые нахожу необходимым признать обстоятельством, смягчающим его административную ответственность.

В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей

В силу части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом указанных выше требований закона, исходя из общих принципов права, согласно которым санкции должны отвечать требованиям справедливости, должны быть соразмерными конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния и причиненному им вреду, учитывая характер совершенного административного правонарушения и роль правонарушителя, отсутствие данных о привлечении ООО «Строй Проект Реставрация» ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, считаю возможным применить в данном случае положения части 3.2 и части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ и назначить ООО «Строй Проект Реставрация» наказание в виде административного штрафа, снизив его минимальный размер до 100 000 рублей, что будет отвечать принципам достижения предупредительной цели административного производства, а также справедливости и соразмерности наказания.

Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ООО «Строй Проект Реставрация» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, и подвергнуть административному наказанию в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Административный штраф уплатить по реквизитам: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, ОКТМО 45382000, банк получателя: операционный департамент Банка России/Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК Банка 024501901, единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, КБК 05411601071010013140, наименование платежа: административный штраф по протоколу № 53-07-08/1 от 20 января 2022 г.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Данилова О.В.