ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-176/2023-КОПИ от 10.10.2023 Нефтекамского городского суда (Республика Башкортостан)

Дело № 5-176/2023 -КОПИЯ-

УИД 03RS0013-01-2023-002364-18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

12 октября 2023 г. г. ФИО1

Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2023 г.

Мотивированное постановление изготовлено 12 октября 2023 г.

Судья Нефтекамского городского суда Республики Башкортостан Шахмуратов Р.И.,

с участием представителя администрации ГО г. Нефтекамск ФИО2,

ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Нефтекамску и Краснокамскому району ГУФССП по РБ ФИО3,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан (ИНН , ОГРН ), находящееся по адресу: 452680, <...>, привлекаемое к административной ответственности по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Администрация ГО г. ФИО1 привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренное ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при следующих обстоятельствах.

18 сентября 2019 г. службой судебный приставов ОСП по г. Нефтекамску и Краснокамскому району ГУФССП по РБ возбуждено исполнительное производство -ИП на основании исполнительного листа № от 04 сентября 2019 г., выданного на основании решения Нефтекамского городского суда РБ от 31 июля 2018 г. по гражданскому делу по иску Прокурора г. Нефтекамск в интересах неопределенного круга лиц к Администрации ГО г. Нефтекамск о возложении обязанности принять меры к принятию объектов в муниципальную собственности и провести категорирование мостов.

27 сентября 2019 г. в связи с неисполнением решения суда в добровольном порядке судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб.

26 февраля 2021 г. должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением штрафа в размере 30000 руб. Штраф оплачен 22 июля 2021 г., что подтверждается платежным поручением от 22 июля 2021 г.

10 сентября 2021 г. определением Нефтекамского городского суда РБ предоставлена отсрочка исполнения решения Нефтекамского городского суда РБ от 31 июля 2018 г. в проведении работ по категорированию мостовых сооружений ГО г. Нефтекамск до 30 июня 2022 г.

14 марта 2023 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда, срок установлен до 16 апреля 2023 г. В установленный срок требования исполнительного документа не исполнены. Администрация ГО г. Нефтекамск без наличия уважительных причин не исполнило требования, содержащиеся в исполнительном листе от 04 сентября 2019 г.

В связи с чем, 24 июля 2023 г. в отношении Администрации ГО г. Нефтекамск составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании представитель Администрации ГО г. ФИО1 ФИО2 вину в совершении вменяемого Администрации административного правонарушения не признала. Суду пояснила, что исполнение решения суда в части категорирования мостов было неисполнимо в виду отсутствия требования по их категорирования на основании приказа Минтранса России от 28 августа 2020 г. . Кроме того, определением Нефтекамского городского суда РБ от 20 сентября 2023 г. было прекращено исполнительное производство, возбужденно по исполнительному листу от 04 сентября 2019 г.

Ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Нефтекамску и Краснокамскому району ГУФССП по РБ ФИО3 считает, что в действиях администрации ГО г. ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так как до составления протокола об административном правонарушении по ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Администрация не обращалась в суд о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью его исполнения.

Выслушав представителя Администрации ГО г. Нефтекамск, судебного пристава-исполнителя, изучив материалы дела, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение должником исполнительного документа, содержащего требования неимущественного характера, связанные с обеспечением пожарной безопасности, промышленной безопасности или безопасности гидротехнических сооружений, соблюдением требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий), реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства или ввода его в эксплуатацию либо обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о наложении административного штрафа, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от одного миллиона до трех миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

На основании части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ) законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

Частью 2 статьи 36 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ определено, что если срок исполнения содержащихся в исполнительном документе требований установлен федеральным законом или исполнительным документов, то требования должны быть исполнены в срок, установленный соответственно федеральным законом или исполнительным документом.

В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

В силу части 2 указанной статьи при неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным законом.

Как усматривается из материалов дела, решением Нефтекамского городского суда РБ от 31 июля 2018 г. (дело ), вступившего в законную силу 01 сентября 2018 г., на Администрацию ГО г. ФИО1 возложена

обязанность по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет принять меры по их принятию в муниципальную собственность следующие объекты: мост через р. Марьинка, расположенный по ул. Набережной мкр. Касево г. Нефтекамска, кадастровый номер; мост-труба по автодороге Нефтекамск-Ташкиново, расположенный на 3,8 км автодороги Нефтекамск-Ташкиново г. Нефтекамск; мост-труба через р. Шевырляка мкр. Касево, расположенный по ул. Колхозной мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьинка, расположенный по ул. Трактовой г. Нефтекамск; мост через р. Березовка, расположенный по ул. Пролетарской д. Крым-Сараево г. Нефтекамск; мост-труба по автодороге Нефтекамск-Ташкиново, расположенный 0,00 км автодороги Нефтекамск-Ташкиновой г. Нефтекамск; мост через р. Марьинка, расположенный по ул. Речной мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьинка, расположенный по ул. Мирной мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьинка, расположенный по ул. Гоголя мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьика, расположенный по ул. Набережной мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьика по пер. Пушкина мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Марьинка, расположенный по пер. Речному мкр. Касево г. Нефтекамск; мост-труба по ул. К.Маркса, расположенный на 0,00 км автодороги по ул. К. Маркса г. Нефтекамск; мост через р. Буй, расположенный в с. Амзя г. Нефтекамск; мост через р. Марьинки, расположенный по ул. Некрасова мкр. Касево г. Нефтекамск; мост через р. Буй, расположенный в с. Амзя г. Нефтекамск;

обязанность провести категорирование, оценку их уязвимости, разработать план обеспечения транспортной безопасности мостов: через р. Марьинка, протяженностью 27 м, расположенный по ул. Мирной мкр. Касево г. Нефтекамск; через р. Березовка, протяженностью 40 м, расположенный по ул. Ленина с. Ташкиново г. Нефтекамск.

На основании исполнительного листа серии ФС , выданного 04 сентября 2019 г. Нефтекамским городским судом РБ по делу , судебным приставом исполнителем Нефтекамского МОСП УФССП по РБ постановлением от 18 сентября 2019 г. возбуждено исполнительное производство -ИП.

За неисполнение требований, указанных в исполнительном документе в срок, установленный 18 сентября 2019 г. судебным приставом-исполнителем, а именно в течение пяти дней с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства, постановлением судебного пристава-исполнителя от 27 сентября 2019 г. с должника Администрации ГО г. ФИО1 взыскан исполнительский сбор в размере 50000 руб.

26 февраля 2021 г. И.о. начальника отделения - старшего судебного пристава Нефтекамского МОСП УФССП по РБ вынесено постановление о привлечении Администрации ГО г. Нефтекамск к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 30000 руб.

Определением Нефтекамского городского суда РБ от 10 сентября 2021 г. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Нефтекамского городского суда РБ от 31 июля 2018 г. в проведении работ по категорированию мостовых сооружений ГО г. Нефтекамск до 30 июня 2022 г.

Постановлением судебного пристава-исполнителя от 11 августа 2022 г. Администрации ГО г. Нефтекамск установлен новый срок исполнения решения суда до 31 августа 2022 г.

Определением Нефтекамского городского суда РБ от 12 августа 2022 г. Администрации предоставлена отсрочка исполнения решения Нефтекамского городского суда РБ от 31 июля 2018 г. в проведении работ по категорированию мостовых сооружений ГО г. Нефтекамск до 31 декабря 2022 г.

Апелляционным определением Верховного Суда Республики Башкортостан от 18 октября 2022 г. определение Нефтекамского городского суда РБ от 12 августа 2022 г. отменено, вопрос разрешен по существу, в удовлетворении заявления об отсрочке исполнения решения суда от 31 июля 2018 г. отказано.

14 марта 2023 г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении нового срока исполнения решения суда, срок установлен до 16 апреля 2023 г. Постановление о назначении нового срока получено должником 15 марта 2023 г.

Неисполнение Администрацией ГО г. Нефтекамск во вновь установленный судебным приставом-исполнителем срок (до 16 апреля 2023 г.) содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера послужило основанием для составление в отношении юридического лица протокола об административном правонарушении -АП от 24 июля 2023 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В подтверждении неисполнения требований исполнительного документа в срок, предусмотренный законодательством Российской Федерации, судебным приставом-исполнителем представлены: протокол об административном правонарушении -АП от 24 июля 2023 г.; постановление судебного пристава-исполнителя от 14 марта 2023 г. об установлении нового срока; постановление судебного пристава-исполнителя от 11 августа 2022 г. о назначении нового срока; постановление И.о. начальника отдела - старшего судебного пристава Нефтекамского МОСП УФССП по РБ от 26 февраля 2021 г. о привлечении Администрации ГО г. ФИО1 по ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 27 сентября 2019 г.; постановление о возбуждении исполнительного производства от 18 сентября 2019 г. и другими материалами дела.

Вместе с тем, в пункте 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что повторным совершением административного правонарушения признается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 названного Кодекса.

В силу статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Положения части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует рассматривать во взаимосвязи с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 и статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, Администрация ГО г. ФИО1 в силу положений части 1 статьи 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считается подвергнутой наказанию в виде административного штрафа по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 22 июля 2022 г. (в пределах одного года с момента оплаты штрафа).

Документов о привлечении Администрации ГО г. ФИО1 по части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в материалах дела не имеется.

Исходя из того, что в силу статьи 4.6 упомянутого Кодекса 22 июля 2012 г. истек годичный срок, в течение которого Администрация ГО г. Нефтекамск считалась подвергнутой административному наказанию по части 1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следовательно, это юридическое лицо при обстоятельствах, изложенных в постановлении должностного лица, не может нести административную ответственность по части 2.1 статьи 17.15 данного Кодекса.

Также, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении необходимо учесть, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).

Понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу которой юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

В ходе рассмотрения дела представителем Администрации ГО г. Нефтекамск факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отрицался с указанием на принятие всех исчерпывающих мер по исполнению решения суда, решение суда ими фактически было исполнено, однако требование исполнительного документа в части категорирования мостов исполнить было невозможно в связи с изданием приказа Минтранса России № 331 от 28 августа 2020 г.

Из представленных суду документов следует, что на основании договора № от 13 декабря 2022 г., заключенного между Администрацией ГО г. Нефтекамск и ООО «ДорожныеТехнологии» выполнены работы по паспортизации моста р. Березовка, расположенного по ул. Ленина с. Ташкиново г. Нефтекамск.

07 августа 2023 г. заместителем главы администрации ГО г. Нефтекамск направлено письмо в адрес ведущего судебного пристава-исполнителя ФИО3 с пояснением о том, что мост через р. Марьинка по ул. Мирная мкр. Касево г. Нефтекамск является пешеходным и имеется участок обхода, протяженностью до 50 км по ул. Трактовая, а мост через р. Березовка по ул. Ленина с. Ташкиново г. Нефтекамск имеет автомобильный дорожный участок его объезда до 50 км по ул. Уфимская. Вследствие чего данные мосты не подлежат категорирования на основании пункта V приказа Минтранса России № 331 от 28 августа 2020 г.

В соответствии с Приказом Минтранса России от 28 августа 2020 г. № 331 «Об определении объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию по видам транспорта» обновлен перечень объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию.

В данном перечне указано, что не подлежат категорированию мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки), не имеющие перемещаемых и (или) подъемных пролетных строений, и тоннели длиной до 100 м включительно, расположенные на автомобильных дорогах, имеющих автомобильные дорожные участки их обхода (объезда) протяженностью до 50 км с аналогичной или более высокой категорией дороги и аналогичными и более высокими установленными параметрами допустимых нормативных нагрузок; мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели, служащие для пропуска пешеходов (пешеходного движения); мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) деревянные, наплавные, а также временные.

Определением Нефтекамского городского суда РБ от 20 сентября 2023 г. прекращено исполнительное производство -ИП, возбужденное на основании исполнительного листа ФС , выданного Нефтекамским городским судом РБ в отношении Администрации ГО г. ФИО1.

Таким образом, невозможность исполнить требования исполнительного документа в полном объеме в установленный судебным приставом-исполнителем срок связана исключительно с невозможностью проведения категорирования мостов, указанных в исполнительном документе, на основании действующего приказа Минтранса России № 331 от 28 августа 2020 г.

Для привлечения к административной ответственности требуется установить виновное поведение лица, а в данном случае факта намеренного уклонения должника от исполнения решения суда не установлено.

В силу части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Таким образом, с учетом приведенных выше обстоятельств и положений статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к выводу, что оснований для привлечения Администрации ГО г. ФИО1 к административной ответственности по ч. 2.1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в данном случае, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица - Администрации городского округа города Нефтекамск Республики Башкортостан (ИНН , ОГРН ), привлекаемое к административной ответственности по части 2.1 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.

Судья Р.И. Шахмуратов

Копия верна.

Судья Р.И. Шахмуратов