ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-179/16 от 18.01.2016 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-179/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Выборг 18 января 2016 года

Судья Выборгского городского суда Ленинградской области Шевцова Н.В.,

с участием представителя ФГУП «П» М, представившего доверенность от Дата, сроком до Дата,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Федерального государственного унитарного предприятия (далее ФГУП) «<данные изъяты>», юридический адрес и фактический (почтовый) адрес: 131000, <адрес> ИНН <данные изъяты>, дата регистрации Дата,

привлекаемого к административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

ФГУП «П» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно:

Дата в 12 часов 00 минут в ходе проведения обследования состояния объекта культурного наследия регионального значения «<адрес>, (решение Леноблисполкома от 270.7.1987), современный адрес: <адрес>, установлено:

- неудовлетворительное состояние цоколя и отмостки;

- неудовлетворительное состояние фасадов;

- неудовлетворительное состояние кровельного покрытия;

- неудовлетворительное состояние круглых оконных заполнений в чердачном помещении;

- в помещении подвала в связи с наличием повреждений в трубах канализации постоянно поступают сточные воды; помещения и проходы подвала захламлены вышедшим из употребления оборудованием, мусором, ветошью; в части помещений пол залит нечистотами.

Объект культурного наследия принадлежит на праве собственности ФГУП «<данные изъяты>». В отношении объекта культурного наследия Дата заключено охранное обязательство , в соответствии с п. 2.1 которого собственник обязан содержать памятник в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от Дата-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; обязаны незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных им повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия. Указанные требования закона собственником Объекта нарушены: помещения подвала частично затоплены нечистотами из канализационных труб; в помещения подвала постоянно поступают сточные воды из-за повреждений в трубах канализации; помещения подвала захламлены вышедшим из употребления оборудованием, мусором, ветошью. Помещения подвала объекта культурного наследия находятся в неудовлетворительном состоянии, сообщение от собственника Объекта в адрес комитета по культуре Ленинградской области об имевшей место аварийной ситуации и подтопления подвала не поступало; противоаварийные работы собственником Объекта не проводятся. Указанное виновное бездействие, выразившееся в нарушении требований к содержанию, сохранению и использованию объекта культурного наследия, установленных положениями ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель ФГУП «<данные изъяты>» М вину ФГУП «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, признал, просил в целях индивидуализации административного наказания назначить административный штраф 100 000 рублей с учетом правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации и внесенных изменений в ст. 4.1 КоАП РФ. В обоснование указал, что ФГУП «<данные изъяты>» обязуется устранить допущенное административное правонарушение в кратчайшие сроки. Согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. В соответствии с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 25.02.2014 № 4-П, меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав юридического лица и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения. Полагает, что в случае назначения минимального штрафа в размере 200 000 рублей будет нарушена гарантия адекватности порождаемых последствий для ФГУП «<данные изъяты>» тому вреду, который причинен в результате правонарушения. «Поскольку административный штраф, как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, следовательно, устанавливаемые КоАП РФ размеры административных штрафов должны соотноситься с характером и степенью общественной опасности административных правонарушений и обладать разумным сдерживающим эффектом, необходимым для соблюдения находящихся под защитой административно-деликтного законодательства запретов. В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства». Согласно пункту 5 постановления Конституционного суда Российской Федерации от 25.02.2014 № 4-П до внесения в КоАП РФ надлежащих изменений возможность снижения минимального размера административного штрафа законодательно не установлена, и учитывая особую роль суда как независимого и беспристрастного арбитра и вместе с тем наиболее компетентного в сфере определения правовой справедливости органа государственной власти, принятие решения о назначении юридическому лицу административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей административной санкцией, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке. ФГУП «<данные изъяты>» просит учесть особенности материального (экономического) статуса привлекаемого к ответственности юридического лица как унитарного предприятия, а также его поведение, в том числе способствование производству по делу об административном правонарушении. На финансовое положение ФГУП «<данные изъяты>» влияет так же то, что оно выполняет свою социально-значимую роль и несет дополнительную нагрузку, которая является убыточной (сегмент с регулируемым государством тарифом).

Суд, исследовав материалы дела, выслушав представителя ФГУП «<данные изъяты>» М, считает, что вина ФГУП «<данные изъяты>» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, доказана полностью, что подтверждается:

- протоколом об административном правонарушении от Дата, в котором указано существо административного правонарушения;

- копий задания на проведении мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от Дата;

- копией акта обследования состояния объекта культурного наследия с фотографиями;

- копией решения Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета народных депутатов «Об утверждении дополнительного списка вновь выявленных памятников архитектуры и садово – паркового искусства Ленинградской области» от 270.7.1987 с приложением;

- копией Охранного обязательства на объект культурного наследия регионального значения от Дата;

- копией устава ФГУП «<данные изъяты>», утвержденного Приказом от Дата;

- копией Положения об УФПС <адрес> – Петербурга и <адрес> – филиале федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», утвержденного Дата.

Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствуют требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены, и оснований сомневаться в достоверности и допустимости данных сведений у суда нет.

Указанные доказательства признаются судом допустимыми, достоверными и относимыми доказательствами, достаточными для разрешения дела по существу, подтверждающими, что ФГУП «<данные изъяты>» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По части 1 статьи 7.13 ответственность наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - (в ред. Федерального закона от 30.12.2015 N 459-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Административная ответственность по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ наступает за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации являются предметом регулирования Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Государственная охрана объектов культурного наследия представляет собой систему правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда, контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия (статья 6 указанного Федерального закона).

Государственной охране подлежат включенные в реестр выявленные объекты культурного наследия. Целью государственной охраны является, в том числе, предотвращение повреждения, разрушения или уничтожения объекта культурного наследия (часть 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

Материалами дела установлено, что, осуществляя функции по государственной охране объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты> 1912-1-14 гг.», <адрес>, (решение Леноблисполкома от 270.7.1987), современный адрес: <адрес>, должностные лица Комитета по культуре <адрес> выявили неудовлетворительное состояние цоколя и отмостки; неудовлетворительное состояние фасадов; неудовлетворительное состояние кровельного покрытия; неудовлетворительное состояние круглых оконных заполнений в чердачном помещении; в помещении подвала в связи с наличием повреждений в трубах канализации постоянно поступают сточные воды; помещения и проходы подвала захламлены вышедшим из употребления оборудованием, мусором, ветошью; в части помещений пол залит нечистотами.

Установив, что указанный объект недвижимого имущества на праве собственности принадлежит ФГУП «<данные изъяты>», которому и было выдано охранное обязательство, данное юридическое лицо является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Материалы дела содержат объективные данные о том, что ФГУП «<данные изъяты>» нарушило требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В связи с чем, ФГУП «<данные изъяты>» нарушены требования ч. 1 ст. 7.135 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст. 4.2, ст. 4.3 КоАП РФ судом не установлено.

При назначении наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность.

При таких обстоятельствах суд считает возможным назначить ФГУП «<данные изъяты>» наказание в виде административного штрафа, которое будет являться справедливым, соответствующим характеру совершенного административного правонарушения, предупреждению совершения им новых административных правонарушений.

Оснований для снижения штрафа ниже низшего предела не имеется, поскольку суду не представлено наличие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением юридического лица.

Руководствуясь ч. 1 ст. 7.13, ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысячи) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии постановления.

Судья Шевцова Н.В.

Реквизиты для оплаты штрафа:

Получатель – УФК по Ленинградской области (комитет по культуре Ленинградской области)

ИНН <***>

КПП 780501001

БИК 044106001

Счет 401 018 102 000 000 1000 22

Отделение Ленинградское г. Санкт – Петербург

ОКТМО 41618101

КБК 962 116 90050 05 0000 140 «Прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов

Назначение платежа: уплата штрафа