ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-179/19 от 26.06.2019 Хасынского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-179/2019

49RS0008-02-2019-001727-57

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

п. Усть-Омчуг

Магаданской области 26 июня 2019 года

Судья Хасынского районного суда Магаданской области Бадьина А.С.,

с участием должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии акционерного общества «Полюс Магадан» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Хасынского районного суда в поселке Усть-Омчуг дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица –

директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии акционерного общества «Полюс Магадан» ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, фактически проживающего по адресу: <адрес>», ранее не привлекающегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Должностное лицо - директор по охране труда, промышленной безопасности и экологии акционерного общества «Полюс Магадан» ФИО1 совершил на территории Тенькинского района Магаданской области административное правонарушение при следующих обстоятельствах.

03 июня 2019 года при подведении итогов плановой проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера по распоряжению от 24 апреля 2019 года на потенциально опасных объектах АО «Полюс Магадан» достоверно установлено, что являясь директором по охране труда, промышленной безопасности и экологии акционерного общества «Полюс Магадан» на основании приказа о назначении ФИО1 нарушил требования Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; Требования по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105 и других нормативных актов, а именно:

- потенциально опасный объект (2 класс опасности) – склад ВМ поверхностный, ёмкостью 240 тонн АО «Полюс Магадан» не оснащён локальной системой оповещения о чрезвычайных ситуациях (подпункт «г», «з» статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ; пункты 4, 11, 19.24, 26 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий № 422, Министерства информационных технологий связи Российской Федерации № 90, Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации № 376 от 25.07.2006; пункт 47 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения Приказа МЧС № 105 от28.02.2003 г.;

- паспорт безопасности опасного объекта АО «Полюс Магадан» (использующего, хранящего и транспортирующегося пожаровзрывоопасные вещества) – Склад ВМ, поверхностный, ёмкостью 240 тонн не корректировался с 2012 года (пункт 2,3,5 Типового паспорта безопасности опасного объекта, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 04.11.2004 № 506);

- не утвержден комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях (пункт «б» статьи 14 Федерального закона № 68-ФЗ);

- в АО «Полюс Магадан» отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для ПОО - Склад ВМ, поверхностный, ёмкостью 240 тонн (подпункт «а» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; пункты 45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105);

- в АО «Полюс Магадан» отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для ПОО - Склад СДЯВ ЗИФ (подпункт «а» статьи 14 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»; пункт 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794; пункты 45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектов и объектов жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105).

В судебном заседании должностное лицо АО «Полюс Магадан» ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ признал и пояснил, что выявленные по результатам проведенной проверки АО «Полюс Магадан» нарушения в настоящий момент устраняются, заключен договор и ведется монтаж локальной системы оповещения на складе ВМ, ведется работа по корректировке паспорта безопасности склада ВМ, разработке мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, разработка планов по складам ВМ и СДЯВ находится в стадии завершения.

Выслушав объяснения должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, исследовав письменные доказательства, представленные в обоснование протокола об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на организации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций возложены обязанности: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

Порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций определен Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 N 794.

Согласно п.п. 2,3 вышеназванного положения единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Единая система состоит из функциональных и территориальных подсистем и действует на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются создаваемые в установленном порядке единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований, а также дежурно-диспетчерские службы и другие организации (подразделения), создаваемые органами местного самоуправления, а на объектовом уровне - дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) (п. 11 Положения).

Органы повседневного управления единой системы создаются в том числе для осуществления обмена информацией и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (п. 19).

Пунктами 21 и 22 Положения предусмотрено, что управление единой системой осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления и сил единой системы. Информационное обеспечение в единой системе осуществляется с использованием автоматизированной информационно-управляющей системы, представляющей собой совокупность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информационных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, анализ и передачу информации.

В соответствии с пунктам 4, 11 Положения о системах оповещения населения, утвержденного приказом МЧС РФ № 422, Мининформсвязи РФ № 90, Минкультуры РФ № 376 от 25.07.2006 на объектовом уровне создается локальная система оповещения в районе размещения потенциально опасного объекта, которая призвана обеспечивать доведение информации и сигналов оповещения до руководящего состава гражданской обороны организации, эксплуатирующей потенциально опасный объект, и объектового звена РСЧС; объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных; персонала организации, эксплуатирующей опасный производственный объект; руководителей и дежурно-диспетчерских служб организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В силу требований п. 47 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденного приказом МЧС РФ от 28.02.2003 № 105, для обеспечения готовности потенциально опасного объекта к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций система оповещения объекта должна соответствовать Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 г. № 178 "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов".

В нарушение вышеперечисленных положений законодательства в ходе рассмотрения дела установлено, что в АО «Полюс Магадан» не утвержден комплекс мероприятий по повышению устойчивости функционирования организации и обеспечению жизнедеятельности работников организации в чрезвычайных ситуациях, склад АО «Полюс Магадан» не оснащен локальной системой оповещения о чрезвычайных ситуациях.

В силу требований приказа МЧС РФ от 04.11.2004 № 506 "Об утверждении типового паспорта безопасности опасного объекта" типовой паспорт безопасности опасного объекта устанавливает основные требования к структуре, составу и оформлению паспорта безопасности опасного объекта. Настоящий типовой паспорт безопасности предназначен для разработки паспортов безопасности на объектах, использующих, производящих, перерабатывающих, хранящих или транспортирующих радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, гидротехнических сооружениях в случае возможности возникновения чрезвычайных ситуаций. Паспорт безопасности опасного объекта разрабатывается для решения в целях определения показателей степени риска чрезвычайных ситуаций для персонала опасного объекта и проживающего вблизи населения; определения возможности возникновения чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможных последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; оценки возможного воздействия чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних опасных объектах; оценки состояния работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности к ликвидации чрезвычайных ситуаций на опасном объекте; разработки мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на опасном объекте. Разработку паспорта безопасности опасного объекта организует руководство объекта. Паспорт безопасности опасного объекта составляется по состоянию на начало января текущего года и дополняется или корректируется по мере необходимости с внесением изменений во все экземпляры (пункты 2-5 типового паспорта безопасности опасного объекта).

Однако, материалами дела установлено, что паспорт безопасности опасного объекта – склада ВМ АО «Полюс Магадан» не корректировался с 2012 года.

В соответствии с пунктом 23 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 № 794, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций федеральных округов, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организаций.

Согласно пунктам 45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 № 105, к основным требованиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения относится, в том числе разработка и реализация объектовых планов мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций. На потенциально опасном объекте разрабатывается план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и документация, регламентирующая деятельность объекта, которая включает: порядок учета отклонений технологических параметров до опасных значений; систему анализа причин отклонений от требований безопасности и учета всех неполадок, временных остановок технологического процесса, оборудования с разработкой мер по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.

В нарушение данных требований законодательства, в АО «Полюс Магадан» отсутствует утвержденный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для потенциально опасных объектов – склада ВМ и склада СДЯВ ЗИФ.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, и вина должностного лица в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами:

- протоколом об административном правонарушении от 05.06.2019 г., в котором изложены обстоятельства, место и время совершения административного правонарушения;

- копией распоряжением от 24.04.2019 года о проведении плановой выездной проверки АО «Полюс Магадан» с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок на 2019 год, размещенного на официальном сайте Прокуратуры Магаданской области и Главного управления МЧС России по Магаданской области;

- актом проверки от 30 мая 2019 года, которым установлено, что в АО «Полюс Магадан» выявлены нарушения обязательных требований федерального законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- копией приказа от 10.01.2019 г. о приеме на работу ФИО1 директором по охране труда, промышленной безопасности и экологии АО «Полюс Магадан»;

- копией должностной инструкции директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии, с которой ФИО1 ознакомлен 10.01.2019 г. и согласно которой на ФИО1 возложена обязанность по реализации политики в области охраны труда, промышленной, экологической и пожарной безопасности на объектах АО «Полюс Магадан» и подготовке мероприятий в рамках соблюдения требований законодательства в данной сфере.

Таким образом, проанализировав все приведенные доказательства, прихожу к выводу о том, что вина должностного лица – директора по охране труда, промышленной безопасности и экологии ФИО1 АО «Полюс Магадан» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.6 КоАП РФ, а именно невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, нашла своё объективное подтверждение и квалифицирую действия должностного лица по ч. 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность должностного лица, в соответствии со ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, по делу не установлено.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, по делу не имеется.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок и общественную безопасность, личность ФИО1, ранее не привлекавшегося к административной отвественности по главе 20 КоАП РФ, полагаю возможным назначить ему наказание в виде административного штрафа в пределах предусмотренной в отношении должностных лиц санкцией части 1 ст. 20.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо – директора акционерного общества «Полюс Магадан» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется в течение 60-ти дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

Получатель Управление Федерального Казначейства по Магаданской области (ГУ МЧС России по Магаданской области)

ИНН <***> КПП 490901001

счет 40101810505070010001

ГРКЦ ГУ ЦБ Банка России по Магаданской области

БИК 044442001

КБК 17711609000016000140

ОКТМО 44716000

Назначение платежа: Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства РФ о военном и чрезвычайном положении, об обороне и безопасности государства, о воинской обязанности и военной службе и административные правонарушения в области защиты государственной границы РФ.

Квитанцию (платежное поручение) об уплате штрафа необходимо представить в Хасынский районный суд Магаданской области.

Предупредить ФИО2 о том, что в случае неуплаты штрафа в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу, оно может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которой предусмотрено наказание в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, либо опротестовано прокурором путём подачи жалобы через Хасынский районный суд Магаданской области либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись А.С. Бадьина