ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Троицк 20 февраля 2017 года
Судья Троицкого городского суда Челябинской области Антимиров В.В., при секретаре Первухиной А.А., с участием представителя ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет» ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Троицкого городского суда Челябинской области по адресу: г. Троицк Челябинской области, ул. Гагарина, д. 1, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении:
Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», расположенного по адресу: <...>, ОГРН №, ранее административному наказанию не подвергавшегося,
УСТАНОВИЛ:
В ходе внеплановой документарной проверки, проводившейся 20 декабря 2016 года в 15 часов 00 минут по адресу: ул. Садовая-Сухаревская, д. 16, <...>, на основании приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18.11.2016 года № 1940 «О проведении внеплановой документарной проверки в отношении федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет» в части Троицкого филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет». Проводилась внеплановая документарная проверка по вопросу осуществления федерального государственного надзора в сфере образования в части соблюдения лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности Троицким филиалом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Челябинский государственный университет», расположенным по адресу 457100, <...> (далее по тексту - ФГБОУ ВО «ЧелГУ»).
В ходе данной проверки выявлены грубые нарушения филиалом лицензиата лицензионных требований и условий при ведении образовательной деятельности, установленные Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности):
подпункта «а» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности - в лицензии на осуществление образовательной деятельности филиала лицензиата отсутствует адрес: <...>, по которому осуществляется учебно-воспитательная деятельность в соответствии с договором аренды имущества от 29.09.2016 года № К-2103 между филиалом лицензиата и муниципальным бюджетным образовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 9»;
подпункта «г» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 12 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктов 13, 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 года № 1367, зарегистрирован Минюстом России 24.02.2014 года, регистрационный № 31402), - филиалом лицензиата не разработана и не утверждена образовательная программа высшего образования по направлению подготовки специалитета 38.05.01 Экономическая безопасность, реализуемая в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности (на сайте филиала лицензиата http://tfcsu.ru в информационно-коммуникационной сети «Интернет» данная образовательная программа не представлена);
подпункта «к» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, статьи 50 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - в филиале лицензиата отсутствуют научные работники.
Таким образом, ФГБОУ ВО «ЧелГУ» совершено административное правонарушение, предусмотрено ч.3 ст.19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Государственный инспектор отдела контроля качества образования и мониторинга в системе образования Управления надзора и контроля за организациями, осуществляющими образовательную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) в судебном заседании не участвовал, о времени и месте судебного заседания извещался надлежащим образом.
Представитель ФГБОУ ВО «ЧелГУ» ФИО1 в судебном заседании участвовала, возражала против привлечения ФГБОУ ВО «ЧелГУ» к административной ответственности, в связи с отсутствием нарушений в действиях Троицкого филиала.
Заслушав представителя ФГБОУ ВО «ЧелГУ», исследовав материалы дела, суд считает, что в действиях ФГБОУ ВО «ЧелГУ» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Нормы ст.26.1 КоАП РФ обязывают суд определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении.
Вина ФГБОУ ВО «ЧелГУ» в совершении правонарушения подтверждается протоколом № об административном правонарушении от 12 января 2017 года; актом проверки Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки юридического лица от 20 декабря 2016 года за №; приказом о проведении внеплановой документарной проверки в отношении ФГБОУ ВО «ЧелГУ» в части Троицкого филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» № от 18.11.2016 года; приказом об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях № от 30.06.2016 года; выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; копией лицензии; скрин-шотом страницы сайта; справкой № от 02 декабря 2016 года об отсутствии в штатном расписании Троицкого филиала ФГБОУ ВО «ЧелГУ» должностей научных работников; должностным регламентом советника отдела проведения проверок Рособрнадзора; извещением № от 21 декабря 2016 года; копией договора аренды имущества от 29.09.2016 года; копиями образовательных программ высшего образования по специальности 38.05.01 «Экономическая безопасность»; копиями распоряжений по образовательной деятельности; копиями приказов и трудовых договоров по преподавательскому составу; планом спортивно-оздоровительной работы; скрин-шотом страницы сайта; выписками из протоколов; штатным расписанием.
Протокол об административном правонарушении, соответствует требованиям ст.28.2 КоАП РФ. Срок для привлечения к административной ответственности ФГБОУ ВО «ЧелГУ» не истек.
Суд считает материалы административного дела допустимыми и достоверными доказательствами по делу на основании ст. 26.2 КоАП РФ.
Согласно п. 13 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 года № 1367 образовательная программа представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий, форм аттестации, который представлен в виде общей характеристики образовательной программы, учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ дисциплин (модулей), программ практик, оценочных средств, методических материалов, иных компонентов, включенных в состав образовательной программы по решению организации.
Согласно п. 15 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 года № 1367 в общей характеристике образовательной программы указываются: квалификация, присваиваемая выпускникам; вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовятся выпускники; направленность (профиль) образовательной программы; планируемые результаты освоения образовательной программы; сведения о профессорско-преподавательском составе, необходимом для реализации образовательной программы. Организация может включить в состав общей характеристики образовательной программы также иные сведения.
В силу п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются:
а) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам;
г) наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
к) наличие в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, научных работников в соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Согласно п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения.
В связи с тем, что при проведении Рособрнадзором внеплановой документарной проверки в отношении ФГБОУ ВО «ЧелГУ» выявлены нарушения требований п.п. «а», «г» и «к» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, действия ФГБОУ ВО «ЧелГУ» верно квалифицированы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено наличие у ФГБОУ ВО «ЧелГУ» препятствий для соблюдения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 года № 966, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Состав правонарушения, предусмотренный ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, является формальным, осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением требований лицензии, существенно нарушает охраняемые общественные отношения в области образования, а потому не может быть признано малозначительным правонарушением.
Обстоятельствами предусмотренными ст.4.2 КоАП РФ, и смягчающими административную ответственность, являются совершение административного правонарушения впервые, кроме того на момент рассмотрения дела об административном правонарушении нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности устранены.
Обстоятельств, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, и отягчающих административную ответственность не имеется.
Определяя вид и размер административного наказания, суд учитывает характер совершенного правонарушения, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих вину обстоятельств, принимая во внимание, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении нарушения требований Положения о лицензировании образовательной деятельности устранены, считает возможным назначить наказание в виде минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией данной статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Челябинский государственный университет» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
Административный штраф перечислить согласно следующим реквизитам: получатель: Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства (Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, л/с <***>) Банковские реквизиты: ИНН <***>, КПП 770201001, л/с <***> в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства, р/с <***> в ОПЕРУ - 1 Банка России по г. Москва, БИК 044501002, ОКТМО 45379000, КБК: 07711607000016000140, ОКВЭД 75.11.11, ОКФС 12, ОКОПФ 72.
Согласно ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен в течение шестидесяти дней со дня вступления в законную силу постановления об административном правонарушении в добровольном порядке на расчетный счет, указанный в постановлении.
Предупредить ФГБОУ ВО «ЧелГУ» об административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ за неуплату административного штрафа в установленный законом срок.
Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд Челябинской области, со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: