Дело №5-180/2021
29RS0022-01-2021-001916-09
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
<...> 08 ноября 2021 года
Судья Приморского районного суда Архангельской области Брежнева Е.С., с участием законного представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Талажская средняя школа» ФИО3, главного специалиста-эксперта отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления развития системы образования министерства образования Архангельской области ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Талажская средняя школа», расположенного по адресу: <адрес>
установил:
В ходе плановой выездной проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами министерства образования Архангельской области
установлено, что муниципальным бюджетным общеобразовательным
учреждением «Талажская средняя школа» (далее - учреждение), расположенным
по адресу: <адрес>,
осуществляющим образовательную деятельность, нарушены лицензионные
требования, предусмотренные подпунктом «г» пункта 7 Положения
о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ
№, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ для осуществления образовательной деятельности в качестве педагога дополнительного образования, а с ДД.ММ.ГГГГ учителя технологии (по совместительству) привлечена ФИО1, не имеющая профессионального образования и соответствующей квалификации; а также не созданы условия для непрерывного профессионального развития посредством освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности в сроки, установленные действующим законодательством (не реже, чем один раз в три года) учителю физической культуры ФИО2
В судебном заседании законный представитель МБОУ «Талажская СШ» ФИО3 не оспаривал, что на момент проведения проверки факт нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности, указанный в протоколе об административном правонарушении, имел место. Вместе с тем, что выявленные нарушения устранены – ФИО2 прошел повышение квалификации в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а ФИО1 является студентом № курса группы № заочной формы обучения Автономной некоммерческой профессиональной образовательной организации «<данные изъяты>» по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах с ДД.ММ.ГГГГ. Юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению в связи с отсутствием необходимых педагогических работников. Просил назначить наказание в виде предупреждения в порядке ст.4.1.1 КоАП РФ, поскольку МБОУ «Талажская СШ» ранее к административной ответственности не привлекалось, а совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
Главный специалист-эксперт отдела надзора и контроля за соблюдением законодательства в сфере образования управления развития системы образования министерства образования Архангельской области ФИО4 просила назначить административное наказание.
Заслушав участников, исследовав в судебном заседании письменные материалы дела, суд пришел к следующему.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Санкция части 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. № 1490 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности. В силу подпункта «г» пункта 7 Положения о лицензировании лицензионными требованиями к лицензиату является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам в соответствии с пунктом 2 части 3, частью 10 статьи 11, статьей 46 и статьей 50 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»).
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678, установлены должности Педагог дополнительного образования, Учитель.
В силу части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики Должностей работников образования». Согласно данному квалификационному справочнику Педагог дополнительного образования должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного Детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы, Учитель - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Приказом Минтруда России от 5 мая 2018 г. № 298н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», согласно которому педагог дополнительного образования должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или высшее образование либо среднее профессиональное образование в рамках иного направления подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования при условии его соответствия дополнительным общеразвивающим программам, дополнительным предпрофессиональным программам, реализуемым организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и получение при необходимости после трудоустройства дополнительного профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогические науки».
Приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», согласно которому учитель должен иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, Материально-техническим условиям. Федеральные государственные образовательные стандарты предъявляют требования к кадровым условиям, которые включают в себя непрерывность профессионального развития педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам начального общего образования (пункт 23 федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373), основного общего образования (пункт 22 федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 года № 413).
В силу части 11 статьи 19 Закона О лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Так, пунктом 9 Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 7 и подпунктами «б», «д» и «е» пункта 8 Положения о лицензировании, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Судом установлено, что МБОУ «Талажская СШ» является действующим юридическим лицом, поставлено на учет в налоговом органе, основным видом деятельности юридического лица является деятельность по образованию среднему общему. МБОУ «Талажская СШ» имеет лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также дополнительного образования детей и взрослых. Согласно приложению № к данной лицензии местами осуществления образовательной деятельности учреждения являются адреса: <адрес>.
Во исполнение плана проведения плановых проверок юридических лиц
и индивидуальных предпринимателей на 2021 год в соответствии с решением
министерства образования Архангельской области о проведении плановой
выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ в период с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка учреждения, предметом которой являлось соблюдение учреждением обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами.
В ходе проверки предоставленных копий документов об образовании и квалификации педагогических работников, копий документов
о дополнительном профессиональном образовании педагогических работников,
копий дополнительных соглашений к трудовым договорам, иной информации,
установлено, что ФИО1 принята на работу с ДД.ММ.ГГГГ в Центр дополнительного образования - структурное подразделение МБОУ «Талажская СШ» педагогом дополнительного образования (приложение 3), с ДД.ММ.ГГГГ переведена педагогом дополнительного образования в МБОУ «Талажская СШ» (приложение 4). При этом она (ФИО1) имеет среднее общее образование (аттестат о среднем общем образовании № выдан МБОУ «Талажская СШ» ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выписке из приказа директора учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нагрузки педагогическим работникам МБОУ «Талажская СШ» (приложение 5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО1 имеет педагогическую нагрузку по дополнительному образованию в 1 -4 классах, 5-9 классах, учебным предметам в 5-9 классах, курсах по выбору в 10-11 классах. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (приложение №) ФИО1 установлена дополнительная учебная нагрузка в объеме 10,25 часов в неделю по должности учитель.
ФИО2 проходил повышение квалификации в ФГАОУ ВО
<данные изъяты>по дополнительной профессиональной программе - программе повышения
квалификации «Подготовка спортивных судей главной судейской коллегии
и судейских бригад физкультурных и спортивных мероприятий Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)»
в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (приложение №).
Согласно выписке из приказа от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении нагрузки педагогическим работникам МБОУ «Талажская СШ» (приложение 5) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГФИО2 как учителю физической культуры установлена педагогическая нагрузка по учебным предметам и внеурочным курсам в 1-4 классах (начальное общее образование), учебным предметам в 5-9 классах (основное общее образование), 10-11 классах (среднее общее образование), при этом ему не созданы условия для непрерывного профессионального развития посредством освоения дополнительных профессиональных программ по профилю педагогической деятельности в сроки, установленные действующим законодательством (не реже, чем один раз в три года).
Вина МБОУ «Талажская СШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, подтверждается совокупностью исследованных доказательств, в том числе протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, актом плановой выездной проверки
от ДД.ММ.ГГГГ№, предписанием об устранении
выявленных нарушений от ДД.ММ.ГГГГ№, иными материалами.
Все исследованные в судебном заседании доказательства являются достоверными, допустимыми и относимыми.
У МБОУ «Талажская СШ» имелась возможность для соблюдения вышеуказанных лицензионных требований, но данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Анализируя и оценивая, в соответствие со ст.26.11 КоАП РФ, исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, судья считает вину МБОУ «Талажская СШ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, доказанной, что не оспаривалось законным представителем юридического лица.
Приведенные доводы законного представителя юридического лица о невозможности заменить ФИО2, ФИО1 другими работниками, не свидетельствуют об отсутствии вины указанного юридического лица в вышеуказанном грубом нарушении лицензионных требований и не исключают в действиях указанного учреждения состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, поскольку решение кадровых вопросов относится к исключительной компетенции указанного учреждения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд на основании ч.1 и ч.2 ст.4.2 КоАП РФ признает фактическое признание вины в совершении административного правонарушения и раскаяние в содеянном, устранение выявленных нарушений на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.
Предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
Предусмотренный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения МБОУ «Талажская СШ» к административной ответственности не истек.
При назначении МБОУ «Талажская СШ» административного наказания суд, согласно ст.4.1 КоАП РФ, учитывает характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность.
Согласно статьи 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности назначается судом только в случаях, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, суд полает, что оснований для административного приостановления деятельности МБОУ «Талажская СШ» не имеется.
Условия для признания совершенного юридическим лицом правонарушения малозначительным, предусмотренные пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в рассматриваемом случае отсутствуют.
В силу ст.4.1.1 КоАП РФ юридическим лицам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
С учетом взаимосвязанных положений ч.2 ст.3.4 и ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии следующей совокупности обстоятельств: совершение административного правонарушения юридическим лицом впервые; отсутствие причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, а также иным объектам, перечисленным в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.
МБОУ «Талажская СШ» является муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением.
Обстоятельств, исключающих применение к МБОУ «Талажская СШ» наказания в виде предупреждения, а также обстоятельств, отягчающих его административную ответственность, не установлено.
Должностным лицом не доказано причинение правонарушением вреда либо возникновение угрозы причинения вреда указанным в статье 3.4 КоАП РФ объектам.
Как следует из материалов дела, МБОУ «Талажская СШ» ранее к административной ответственности не привлекалось, а совершенное им правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
С учетом конкретных обстоятельств дела, имущественного и финансового положения МБОУ «Талажская СШ», которое ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалось, предприняло все возможные меры по устранению выявленных нарушений и исполнении предписания, выявленные нарушения не повлекли угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, так как данных, опровергающих данный вывод, материалы дела не содержат, с учетом смягчающих административную ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о возможности назначении административного наказания юридическому лицу в виде предупреждения на основании ст.4.1.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,
постановил:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Талажская средняя школа», признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ, и назначить ему предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде через Приморский районный суд Архангельской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии данного постановления.
Мотивированное постановление изготовлено 11 ноября 2021 года.
Судья Е.С. Брежнева