Дело № 5-185/2013 копия
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 декабря 2013 года г. Мелеуз
Судья Мелеузовского районного суда Республики Башкортостан Субхангулов А.Н.,
при секретаре Мурдашевой Г.Р.,
с участием представителей юридического лица администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ Курмаева А.И. и Гимранова С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материал об административном правонарушении в отношении юридического лица - администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Администрация сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ привлекается к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ за то, что на основании приказа <№>-п от <дата обезличена> ФИО1 по РБ был осуществлен выезд <дата обезличена> и проведена рейдовая проверка на территории водоохраной зоны ... водохранилища в <адрес обезличен> РБ. В ходе проверки на территории Администрации сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, которые не вывозились. На момент осмотра производилась уборка территории в ходе, которой сжигались на костре твердые бытовые отходы без специальных установок.
Исходя из вышеизложенного, выявлено размещение отхода производства и потребления, ТБО на территории СП Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ непосредственно на почву, допустив нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Вина юридического лица администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ заключается в том, что оно допустил размещение отхода производства и потребления, ТБО на территории СП Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ непосредственно на почву, допустив нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Исходя из вышеизложенного, администрация сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ привлекается к административной ответственности, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
ФИО1 по РБ надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. Просят рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель юридического лица Курмаев А.И. показал в суде, что он вину не признает. Место совершенного правонарушения, обнаруженное Роспотребнадзором, никому не принадлежит. Данный земельный участок находится в водоохраной зоне Нугушского водохранилища, и относится к территории Национального парка. Это земли Российской Федерации. Землями сельского поселения эти земли не являются. В настоящее время земли никому не переданы в аренду, обременения никакого нет, земля ни у кого не находится. В настоящее время согласно данных с Росреестра данные земельные участки являются бесхозными.
Представитель юридического лица Гимранов С.Г. показал в суде, что данная территория находится под надзором Росприроднадзора, так как является в сфере охраны окружающей среды. Главой администрации Курмаевым А.И. ранее было направлено письмо-уведомление <№> от <дата обезличена> о возможности возникновения угрозы окружающей среде, что является в настоящее время предметом протокола осмотра от <дата обезличена> года. В данном случае у юридического лица отсутствует состав административного правонарушения, так как у администрации сельского поселения Нугушевского сельсовета не находится в собственности, аренде, ведомственности. Данные земельные участки сельским поселением не пользуется уже много лет, земли являются бесхозными. Данными земельными участками пользуются индивидуальные предприниматели и физические лица на незаконных основаниях, осуществляют свою деятельность. Администрация СП никаких мер не может принять в отношении них, так как земли находятся не в их ведомственности. Глава сельского поселения направлял обращения по предотвращению незаконных действий предпринимателей и физических лиц, осуществляющих рекреационных деятельности, обслуживание отдыхающих и туристов. По распоряжению данных земель он никаких мер не смог принять, так как не имел полномочий. По обращению главы сельского поселения Курмаева А.И. был инициирован выезд, по результатам которой администрация сельского поселения в настоящее время привлекается к административной ответственности, то есть по его же обращению.
Выслушав доводы представителей юридического лица, исследовав материалы об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.
Согласно ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с требованиями ст. 26.2, 26.11 доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, выражается в противоправном действии или бездействии, связанных с нарушением Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и изданных в соответствии с ним нормативных правовых актов в области экологической безопасности.
По протоколу об административном правонарушении от <дата обезличена> следует, что на основании приказа <№> от <дата обезличена> Управления Роспотребнадзора по РБ был осуществлен выезд <дата обезличена> и проведена рейдовая проверка на территории водоохраной зоны ... водохранилища в <адрес обезличен> РБ. В ходе проверки на территории администрации сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ были выявлены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, которые не вывозились. На момент осмотра производилась уборка территории в ходе, которой сжигались на костре твердые бытовые отходы без специальных установок.
Исходя из вышеизложенного, выявлено размещение отхода производства и потребления, ТБО на территории СП Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ непосредственно на почву, допустив нарушение экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В обосновании вины юридического лица - администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ указывают, что юридическое лицо допустил размещение отхода производства и потребления, ТБО на территории СП Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ непосредственно на почву, допустив нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Согласно протоколу осмотра от <дата обезличена> следует, что в ходе осмотра было выявлено следующее: на территории водоохраной зоны ... водохранилища по левому берегу было обнаружено, замусорено ТБО (пластиковые бутылки, стекло, железные банки и т.д.) в том числе две несанкционированные свалки ТБО (наиболее крупные), на момент осмотра производилась уборка территории, в ходе которой сжигали ТБО на костре; на данной территории имеются туалеты деревянные. Фекалии из данных туалетов просаживаются непосредственно в почву, на момент осмотра туалеты находились в 100 метрах от уреза воды; на данном участке имеются столы с деревянными беседками в количестве 55 штук, из них 9 на металлических каркасах, а остальные деревянные; пять палаток на бетонном основании, пять круглых столов на металлических ножках, диаметр каждого стола 1 метр, вместо скамеек автошины от трактора Белорус; имеются две бань, одна металлическая на колесах в 20 метрах от уреза воды, вторая в 20 метрах от уреза воды (размер 3*2,5 м., высота 2 м с металлической печкой); металлическая конструкция (вышка) в 3 метрах от уреза воды, основание которой забетонировано, размер 2,5*3 м. – основание, высота 15 метров); вдоль береговой полосы (на понтонах металлических) и на берегу находились 10 прогулочных катеров (моторные лодки) и три катамарана.
Фото-таблицей к протоколу осмотра подтверждается вышеуказанные обстоятельства, выявленные <дата обезличена>
Постановлением Кабинета Министров РБ от 17.08.1999 N 263 "Об уточнении границ Национального парка "Башкирия" - установлено площадь Национального парка "Башкирия" - 84278 га, в том числе: лесной фонд - 81778 га, акватория Нугушского водохранилища - 2500 га. Сохранено в составе Мелеузовского, Кугарчинского, Бурзянского лесхозов 1473,1 га земель лесного фонда, в том числе: части кварталов 126-131, 147, 148, 151, 155, 157, 158, 162, 163, 165, 181, 183, 189, 190 Бельского лесничества площадью 743,2 га и части кварталов 116, 136 площадью 12,7 га Иргизлинского лесничества Национального парка "Башкирия" в составе Мелеузовского лесхоза Мелеузовского района; части кварталов 149, 150, 156, 159-161, 172-174, 187, 188, 191, 192 Бельского лесничества Национального парка "Башкирия" площадью 681,9 га в составе Кугарчинского лесхоза Кугарчинского района; части кварталов 118, 137, 166, 184 Иргизлинского лесничества Национального парка "Башкирия" площадью 35,3 га в составе Бурзянского лесхоза Бурзянского района.
Согласно ч.7, 8 ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Содержание права государственной собственности на особо охраняемые природные территории, в том числе на находящиеся на них природные комплексы и объекты, устанавливается в порядке, предусмотренном статьями 129, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не следует из настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 95 ЗК РФ земли национальных парков относятся к землям особо охраняемых природных территорий, которые в силу ч. 6 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 12 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Согласно ответа ФГБУ «Национальный парк «Башкирия» <№> от <дата обезличена> следует, что постановлением Совета Министров РСФСР от 11 сентября 1986 г. акватория Нугушского водохранилища включена в состав особо охраняемой природной территории федерального значения (статья 66 Водного кодекса РФ), а также водоемов, имеющих ценное рыбохозяйственное значение, поэтому для него допустима ширина водоохраной зоны 200 м. Соответственно все берега Нугушского водохранилища на расстоянии 200 м. от многолетнего уреза воды относятся к его водоохраной зоне.
Согласно уведомлениям ФИО1 федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ от <дата обезличена> <№> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества – земельных участков, кадастровыми номерами <№> площадью ... кв.м.; <№>; <№>
Исход из вышеизложенного вытекает, что выявленное ТБО находятся на территории особо охраняемой природной территории федерального значения, относящийся к ФГБУ «Национальный парк «Башкирия».
В судебном заседании установлено, что захламление участка на территории водоохраной зоны Нугушевского водохранилища по левому берегу происходит туристами и отдыхающими, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческую деятельность по оказанию услуг туристам и отдыхающим.
Согласно п. «ж», «з» ч.2 ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе: движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий, организация туристских стоянок и разведение костров за пределами специально предусмотренных для этого мест.
Таким образом, захламление особо охраняемой природной территории Национального парка «Башкирия» произошло в нарушение ст. 15 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях".
В обосновании вины юридического лица - администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ в протоколе об административном правонарушении указывают, что юридическое лицо допустил размещение отхода производства и потребления, ТБО на территории СП Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ непосредственно на почву, допустив нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
Однако, акватория Нугушского водохранилища включена в состав особо охраняемой природной территории федерального значения и согласно Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" контроль за данной территорий должны осуществлять должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, которые не должны допускать захламление ТБО туристами и индивидуальными предпринимателями.
При этом, согласно обращения администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> адресованный Межрайонному прокурору Мелеузовской межрайонной прокуратуры РБ ФИО8 следует, что в настоящее время на левом берегу Нугушского водохранилища в районе ДОЛ «...» произведен самовольный захват территорий гражданами, индивидуальными предпринимателями желающими осуществлять коммерческую деятельность по оказанию услуг туристам и отдыхающим (размещение, питание, коммерческий прокат водных транспортных средств и т.п.) В свою очередь <дата обезличена> ФИО1 ФИО2, администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ осуществили выезд на данную территорию для мониторинга сложившейся ситуации и сбора информации. По итогам выезда свитают необходимым принять меры прокурорского реагирования по защите прав и интересов неопределенного круга лиц и природоохранного законодательства РФ. Выявлено явное нарушение Водного кодекса РФ по соблюдению 20 – ти метровой водоохраной защитной полосы, порядка пользования водным транспортном.
Согласно сообщению администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> руководителю Управления Росприроднадзора по РБ ФИО9 следует, что Нугушское водохранилище в летний период является местом активного отдыха не только местного населения, но и для приезжих из других регионов и областей РФ, а также индивидуальных предпринимателей, предоставляющих коммерческую деятельность. В связи с этим просят дать правовую оценку нахождения индивидуальных предпринимателей, предоставляющих свои услуги отдыхающим, и которые находятся близко к урезу воды, что ограничивает свободный доступ населения и приезжим. Также информируют о несанкционированных спусках катеров КС, находящихся в эксплуатации более 35 лет, которые не прошли соответствующие техническое освидетельствование. Просят помочь в принятии мер по устранению вышеперечисленных нарушений, согласно законодательства и усилить группировку сил и средств госинспекторов на акватории Нугушского водохранилища, в целях предотвращения происшествий.
Такое сообщение было направлено администрацией сельского поселения Нугушевский сельсовет МР Мелеузовский район РБ <№> от <дата обезличена> Министру природопользования и экологии РБ ФИО10
Таким образом, администрацией сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ были предприняты все зависящие от него меры для устранения нарушений экологических требований при обращении с отходами производства и потребления. Однако в связи с тем, что администрация сельского поселения Нугушевский сельсовет не имела полномочий не пускать туристов и индивидуальных предпринимателей в акваторию Нугушского водохранилища, и поэтому у нее не имелось возможности для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом, доказательств, что указанные ТБО находились на территории администрации сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ, суду не представлены.
В силу статьи 1.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что в действиях администрации сельского поселения Нугушевского сельсовета муниципального района Мелеузовский район РБ отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
В силу п.1 ч.1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
Руководствуясь ст. ст. 8.2, 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении администрации сельского поселения Нугушевский сельсовет муниципального района Мелеузовский район РБ привлекаемого к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись Субхангулов А.Н.
...
...