ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-187/18 от 23.10.2018 Ленинскогого районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

5 – 187/18

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

23 октября 2018 года город Ижевск

Судья Ленинского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики Дмитрошкин А.Н., при секретаре Зариповой Г.Р., рассмотрев материалы дела к протоколу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области (далее МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области), юридический адрес: УР, г.Ижевск, ул.Пушкинская, 148, ИНН 1841004975; ОГРН 1091841004617; ранее не привлекавшегося к административной ответственности за нарушение законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в совершении, административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в 13 час. 56 мин. произошло возгорание шпиля башни корпуса С3 объекта культурного наследия. На основании Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995г. «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» объекты недвижимого имущества в составе 6 производственных корпусов, расположенных по адресу: <адрес>, зарегистрированы в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (регистрационный ) в качестве объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода», 1808-1815 гг., 1834-1843 гг. (далее - объект культурного наследия).

Согласно выписок из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. № производственные корпуса С1 (кадастровый ), С2 (кадастровый ), СЗ (кадастровый ), С4 (), С5 (кадастровый ), Т (кадастровый ), расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности РФ. В пользование объект не передан и находится в государственной казне РФ.

Право собственности РФ на объект культурного наследия зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815 гг., 1834-1843 гг., арх. ФИО5» утвержден предмет охраны объекта культурного наследия.

Приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца.

В ходе проведенных сотрудником Агентства контрольных мероприятий ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ. установлено, что объекту культурного наследия причинен ущерб – шпиль башни (триумфальная (дорическая) колонна) разрушен вследствие пожара и падения; объект был отключен от инженерных коммуникаций, не охранялся от проникновения третьих лиц; отсутствовали огнетушители, система противопожарной сигнализации, система автоматического пожаротушения, объект захламлен. Противопожарная обработка деревянных конструкций не проводилась.

В соответствии с приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815 гг., 1834-1843 гг., арх. ФИО5» башня центрального корпуса, увенчанная «триумфальной колонной» входит в предмет охраны объекта культурного наследия.

В соответствии с п.4 Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР и Кировской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ. , МТУ Росимущество в УР и Кировской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну РФ.

В соответствии с пунктом 17 охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом Агентства от ДД.ММ.ГГГГ. , при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия МТУ Росимущества в УР и Кировской области обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Представитель МТУ Росимущества в УР и Кировской области Спешилова С.А., действующая на основании доверенности, которой были разъяснены права и обязанности, возражала против привлечения Управления к административной ответственности, указывая на то, что главный корпус перешел по решению суда. Охрана объекта не осуществлялась из-за отсутствия надлежащего финансирования. Управление пыталось закрепить объект за Агенством по госохране объектов культурного наследия, Удмуртской Республикой, но решение не принято. Неоднократно запрашивалось финансирование объектов, но Росимущество давало отказ, т.к. финансирование распределено. После возгорания были выделены денежные средства, в настоящее время осуществляется охрана объекта. Просила приобщить письменные пояснения.

Представитель Агентства по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики ФИО7, действующая на основании доверенности, в суде пояснила, что Агентство создано в 2015 году. Федеральное агентство запрашивало объекты, что бы взять в пользование, но на территории Республики отсутствует аналогичное помещение. Пытались заключить охранные обязательства с Росимуществом. В январе 2018 года помещения были осмотрены, составлен акт об неудовлетворительном состоянии объектов, чтобы обязать собственника по содержанию и сохранению объектов в надлежащем состоянии. Обращения были о передаче объектов в собственность УР, но решение не принято. 6 корпусов пришли в негодность, что бы взять их в собственность, необходимо принять меры по очистке фасадов и охране объектов. На данные объекты были осуществлены проникновения, украден колокол, из-за отсутствия охранных обязательств и надлежащего ухода произошло возгорание шпиля и его падение, в связи с чем, он подлежит восстановлению заново. Охранные обязательства объектов не выполнялись, т.к. денежные средства не выделялись Министерством культуры. Считает, что Росимуществом не было предпринято необходимых мер для охраны объектов культурного наследия, считает, что состав правонарушения по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ имеется.

Выслушав объяснения явившихся сторон, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ (далее Закон № 73-ФЗ).

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления (ст.1 Закона № 73-ФЗ).

Согласно ст.3 Закона № 73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с п.1 ст.33 Закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу п.1 ст.40 Закона № 73-ФЗ, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ст.47.1 Закона № 73-ФЗ, ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные п.п. 1 - 3 ст.47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия.

На основании подп.1 п.1 ст.47.3 Закона № 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п.11 ст.47.6 данного закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

В судебном заседании установлено, что приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815 гг., 1834-1843 гг., арх. ФИО5» утвержден как предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения (адрес: Удмуртская Республика, <адрес>).

Приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ. утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца.

В соответствии с подп.1 п.17 охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, утвержденного приказом Агентства по государственной охране объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ, при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия МТУ Росимущества в УР и <адрес> обязано осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Согласно выписки из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. , производственный корпус СЗ (кадастровый расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности РФ, в пользование объект не передан и находится в государственной казне Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ. в 13 час. 56 мин. произошло возгорание шпиля башни корпуса С3 объекта культурного наследия.

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. отказано в возбуждении уголовного дела, в связи с отсутствием события преступления, предусмотренного ч.1 ст.219 УК РФ. Данным постановлением установлено, что возгорание произошло в 13 час. 56 мин. ДД.ММ.ГГГГ. в центральном корпусе (корпус С3) с башней объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода», расположенного по адресу: <адрес>. В результате пожара уничтожен шпиль башни. В ходе осмотра места происшествия установлено на всех этажах и помещениях объекта культурного наследия зафиксировано большое количество тополиного пуха, дощатых конструкций и других горючих элементов, в связи с чем, сделан вывод, что наиболее вероятной причиной пожара является тепловое самовозгорание, а именно: воспламенение скопившегося на шпиле башни тополиного пуха от нагретой металлической поверхности обшивки шпиля башни вследствие воздействия солнечных лучей с последующим распространением горения на деревянные конструкции шпиля башни.

Указанные обстоятельства подтверждаются совокупностью исследованных доказательств: протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ.; акта визуального осмотра объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) федерального значения «Главный корпус оружейного завода», 1808-1815гг., 1834-1843гг. (<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. с фотофиксацией; задания -Ф, на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия, полномочия по государственной охране которых осуществляются Агентством по государственной охране объектов культурного наследия УР от ДД.ММ.ГГГГ. с фотофиксацией; постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от ДД.ММ.ГГГГ.; приказа от ДД.ММ.ГГГГ. об утверждении охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия; охранного обязательства собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ «Главный корпус оружейного завода», 1808-1815гг., 1834-1843гг.; паспорта объекта культурного наследия, в котором указана категория историко-культурного значения объекта культурного наследия федерального значения, вид объекта-памятник; приказа от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Главный корпус оружейного завода, 1808-1815гг., 1834-1843гг., арх. ФИО5», которым утвержден предмет охраны; выписками из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ. № производственные корпуса С1 (кадастровый ), С2 (кадастровый ), СЗ (кадастровый ), С4 (), С5 (кадастровый ), Т (кадастровый ), расположенные по адресу: <адрес>, находятся в собственности РФ. В пользование объект не передан и находится в государственной казне РФ и другими материалами дела.

Данные доказательства являются допустимыми, поскольку составлены надлежащим должностным лицом, который находился при исполнении служебных обязанностей, оснований не доверять которому у суда не имеется.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, для юридических лиц предусмотрено наказание виде штрафа в размере от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия народов РФ, которые регулируются Федеральным законом от 25.06.2002г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Предметом правонарушения являются объекты культурного наследия, их территории и зоны охраны. Объективная сторона заключается в непринятии надлежащих мер по сохранению объекта культурного наследия, содержанию его в исправном техническом, санитарном, противопожарном состоянии, а также поддержанию территории объекта в благоустроенном состоянии. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, юридические лица.

Согласно пункту 26 Постановления Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) и пункту 30 Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Минкультуры СССР от 13.05.1986г. , установлена обязанность предприятий, учреждений, организаций и граждан обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование.

Доказательств того, что МТУ Росимущество в Удмуртской Республике и <адрес> приняло все зависящие от него меры по сохранению объекта культурного наследия, суду представлено не было.

МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области, будучи собственником памятника культурного наследия федерального значения имело возможность исполнить требования охранного обязательства, но не приняло всех зависящих от него меры по его соблюдению, т.е. не осуществляло расходов на содержание памятника культурного наследия и поддержания его в надлежащем санитарном и противопожарном состоянии.

Довод представителя МТУ Росимущества в Удмуртской Республики и Кировской области о том, что неоднократно обращалось в Росимущество с вопросом выделения денежных средств на содержание данного объекта, но денежные средства не выделялись, нельзя признать достаточными мерами.

Управление вступая в соответствующие правоотношения, и беря на себя обязательства по надлежащему содержанию памятника культуры, должно было знать о существовании установленных обязанностей и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения действующих норм и правил, что должно было выразиться в соблюдении требований законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры.

При этом суд не находит оснований для признания недопустимыми исследованных доказательств, поскольку последние составлены в соответствии с требованиями закона, и содержат в себе все необходимые сведения. Существенных нарушений норм Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе принципа презумпции невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, не допущено.

Таким образом, суд полагает, что совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, которые отвечают требованиям допустимости, установлена вина МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении наказания юридическому лицу, учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица. Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность, в соответствии со ст.ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.

Часть 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (ч.3.3 ст.4.1 КоАП РФ).

Учитывая, что в материалы дела не предоставлено доказательств, что ранее юридическое лицо привлекалось административной ответственности, в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, нахожу возможным снижение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, но до размера не менее половины минимального размера.

С учетом изложенного, суд считает, возможным назначить наказание в виде административного штрафа ниже минимального размера санкции статьи.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области, ИНН 1841004975; ОГРН 1091841004617, привлечь к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в апелляционном порядке в течение 10 суток со дня получения копии постановления, через суд вынесший постановление.

Судья: Дмитрошкин А.Н.

Банковские реквизиты для оплаты штрафа: Получатель УФК по Удмуртской Республике (Агентство по государственной охране объектов культурного наследия Удмуртской Республики) ИНН 1831178683; КПП 183101001; код ОКТМО 94701000; р/с , банк – отделение НБ Удмуртской Республики <адрес>; БИК 049401001; л/с 04132D51110 в УФК по Удмуртской Республике; КБК 8631 16 90040 04 0000 140.

Согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в Ленинский районный суд <адрес> по адресу: <адрес>, кабинет 503. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.