ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-187/19 от 27.03.2019 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 5-187/19

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 марта 2019 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края, официально нетрудоустроенного, зарегистрированного по адресу: <.........>, проживающего по адресу: <.........>,

У С Т А Н О В И Л

05.03.2019 государственным участковым инспектором Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов Находкинско-Михайловской государственной районной инспекции Пограничного управления ФСБ России по Приморскому краю ФИО3 в отношении ФИО1 был составлен протокол № 2459/148-19 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, в связи с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

В суде ФИО2 свою вину в совершении указанного правонарушения не признал и пояснил, что он занимался спортом, бегал, когда добежал до пляжа Лесная, испортилась погода, он увидел грузовичок, попросил подвезти, на что водитель согласился. По пути следования их остановили сотрудники погранорганов и предъявили незаконную добычу биоресурсов, хотя он совершенно не знал, что за груз находится в грузовике у ранее ему незнакомого водителя ФИО7.

Сам он неофициально подрабатывает в автосервисе по ремонту машин.

Судья, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.

Из материалов дела установлено, что 15.02.2019 в 22 час. 30 мин. на побережье бухты Лесная залива Петра Великого (внутренние морские воды РФ) на расстоянии 150-200 метров от уреза воды, в координатах 4204911111 Северной широты 13204714111 Восточной долготы ФИО2 совместно с гражданином ФИО5, управлявшим автомобилем – грузовой пикап «Toyota Hilux», г/н , осуществил приемку, погрузку и транспортировку добытых (выловленных) водных биологических ресурсов (103 особей краба-стригуна опилио, 718 секций конечностей краба-стригуна опилио, 45 особей краба камчатского, не имея документов на добычу водных биоресурсов, чем нарушил п. п. 66.1, 68 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных Приказом Министерства сельского хозяйства России от 21.10.2013г. № 385, совершив административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и причинив ущерб государству на сумму 2 526 096 руб.

По данному факту 05.03.2019 Находкинско-Михайловской государственной районной инспекции ПУ ФСБ России по ПК в отношении ФИО2 был составлен протокол № 2459/148-19 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ.

Административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ, признается нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море.

Исходя из положений Федеральных законов от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (Далее - Закон о рыболовстве), от 30 ноября 1995 г. N 187-ФЗ "О континентальном шельфе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации", необходимыми условиями законного ведения промысла водных биоресурсов (рыболовства) являются получение соответствующих разрешительных документов (в случаях, когда установлена необходимость их получения), выполнение обязанностей и соблюдение предусмотренных законодательством ограничений, обязательных при осуществлении конкретной деятельности в рамках данного вида рыболовства.

С учетом этого невыполнение лицами, осуществляющими рыболовство, одного или нескольких из предусмотренных требований влечет административную ответственность, в том числе на основании части 2 статьи 8.17 КоАП РФ.

Статья 1 Закона о рыболовстве определяет понятие рыболовства не только как деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов, но и в предусмотренных данным Законом случаях, как деятельность по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих ресурсов.

Так, в соответствии с указанной нормой любительское и спортивное рыболовство представляет собой деятельность по добыче (вылову) водных биоресурсов в целях личного потребления и в рекреационных целях, в то время как промышленное рыболовство - это предпринимательская деятельность по поиску и добыче (вылову) водных биоресурсов, по приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству на судах рыбопромыслового флота рыбной и иной продукции из этих водных биоресурсов.

К нарушениям правил осуществления рыболовства относятся, например:

добыча (вылов) водных биоресурсов без разрешительных документов, если их получение является необходимым условием осуществления этой деятельности (то есть без разрешения на добычу (вылов), без путевки для осуществления любительского и спортивного рыболовства);

нарушение условий, предусмотренных разрешительным документом на добычу (вылов), в частности несоблюдение целей, указанных в разрешении на добычу (вылов) водных биоресурсов (промышленных, научных, контрольных, рыбоводных); добыча (вылов) в районах, не определенных в разрешении, с нарушением установленных сроков, не указанными в разрешении орудиями или способом, в большем количестве, чем предусмотрено разрешением;

несоблюдение установленных запретов (например, в отношении периода, орудий, способов лова, мест добычи (вылова) при осуществлении любительского и спортивного рыболовства).

Действия (бездействие), совершенные в пределах внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа, исключительной экономической зоны Российской Федерации или открытого моря и выразившиеся в нарушении правил и требований, регламентирующих рыболовство в их пределах, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.17 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемых деяний, предусмотренных частью 2 статьи 253, статьями 256 или 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (положения пунктов 6 – 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 27 (ред. от 31.10.2017) "О практике рассмотрения дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением правил и требований, регламентирующих рыболовство").

В соответствии с ч. 1 ст. 39 Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» охрана внутренних морских вод, территориального моря и их природных ресурсов осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 10 Закона о рыболовстве водные биологические ресурсы находятся в федеральной собственности.

На основании ст.ст. 11, 14 Закона о рыболовстве - добыча водных биологических ресурсов осуществляется на основании разрешения.

В соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона о рыболовстве - рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена.

В силу п. 3 ст. 6 Закона о рыболовстве - действие законодательства о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов распространяется, в том числе на сухопутную территорию Российской Федерации, которая используется в целях рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

На основании ч. 1 ст. 26 Закона о рыболовстве - в целях обеспечения сохранения водных биологических ресурсов, может устанавливаться запрет в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов. Ограничения рыболовства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

Согласно ч.ч. 1, 4 ст. 43.1 Закона о рыболовстве - правила рыболовства являются основой осуществления рыболовства и сохранения водных биоресурсов.

Правила рыболовства обязательны для исполнения юридическими лицами и гражданами, осуществляющими рыболовство и иную связанную с использованием водных биоресурсов деятельность.На основании п. п. 66, 66.1 «Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна», утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства России от 21.10.2013г. № 385, запрещается добыча (вылов) следующих водных биологических ресурсов во внутренних морских водах и в территориальном море в подзоне Приморье (в границах Приморского края): крабов: камчатского, синего, колючего, волосатого, краба-стригуна опилио, за исключением любительского и спортивного рыболовства по путевкам.

Согласно п. 68 вышеназванных Правил рыболовства: в случае если добыты (выловлены) запретные для добычи (вылова) водные биоресурсы, они подлежат немедленному выпуску в естественную среду обитания с наименьшими повреждениями.

Исходя из изложенного, ФИО2 совместно с ФИО5 (в отношении которого также был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ), являясь участником любительского и спортивного рыболовства, осуществив приемку, погрузку и транспортировку добытых (выловленных) водных биологических ресурсов, при отсутствии путевки и документов, подтверждающих законность добычи ВБР, своими действиями нарушил п. п. 66.1, 68 Правил рыболовства от 21.10.2013г. № 385, чем совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8. 17 КоАП РФ.

Факт совершения указанного административного правонарушения ФИО2 и его вина подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 05.03.2019 № 2459/148-19; заключением эксперта Союза «Приморская торгово-промышленная палата» от 21.02.2019 серия 19 № 0200320207; протоколом досмотра транспортного средства от 16.02.2019; протоколом об изъятии вещей и документов от 16.02.2019; фототаблицами; актом пересчета, перевес объектом морской живой природной среды, незаконно добытых (выловленных) физическим лицом от 16.02.2019; актом приема-передачи имущества на хранение от 16.02.2019; агентским договором на перевозку грузов от 10.01.2018; расчетом веса сырца ВБР, явившихся предметом административного правонарушения; протоколами опроса свидетелей и другими материалами дела.

Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что в действиях ФИО2 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и его вина в совершении указанного правонарушения полностью доказана.

Доводы ФИО2 о его непричастности к совершению вменяемого правонарушения опровергаются вышеперечисленными доказательствами, в том числе показаниями ФИО5, допрошенного в ходе производства по делу в качестве свидетеля и предупреждённого об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 17-19), согласно которым на побережье бухты Лесная ФИО2 достал из оврага и погрузил в его машину 15 полипропиленовых мешков зеленого цвета, в которых, как позже выяснилось, находился краб-стригун опилио и краб камчатский.

Согласно показаниям сотрудника Службы в г. Находке ПУ ФСБ России по Приморскому краю ФИО4, допрошенного в ходе производства по делу в качестве свидетеля и предупреждённого об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (л.д. 45-47), 15.02.2019 он находился в составе группы, осуществлявшей контрольно-проверочные мероприятия по соблюдению природоохранного законодательства в районе бухты Лесная залива Петра Великого, где ими был замечен автомобиль– грузовой пикап «Toyota Hilux», г/н , который в 22 часа подъехал задней частью к оврагу, водитель, (как позже было установлено - ФИО5), открыл задний борт кузова, а пассажир, (как установлено - ФИО2), вытащил из оврага мешки и загрузил их в кузов данного пикапа, затем они вдвоём завели строп-ленту, закрепив мешки, после чего осуществили движение в сторону г. Находки, где были остановлены оперативной группой и было установлено, что в мешках находились ВБР – краб, документов на добычу и перевозку которого у данных лиц не имелось. Данной оперативной группой было также выявлено, что ранее указанные мешки были перегружены на берег неустановленными лицами с резиновой надувной моторной лодки и катера и сброшены в овраг, из которого впоследствии были вытащены ФИО2 и погружены в автомобиль ФИО5 При этом ФИО2 был обут в теплые зимние рыболовные сапоги, на которых была морская соль, а одежда ФИО2 была снаружи мокрой и в песке.

Аналогичные показания даны свидетелем ФИО6 (л.д. 65-67).

Таким образом, вина ФИО2 в осуществления приемки, погрузки и транспортировки незаконно добытых ВБР нашла своё подтверждение в ходе рассмотрения дела и его доводы расцениваются критически как способ уклонения от административной ответственности.

Санкция ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ предусматривает наказание для граждан в виде административного штрафа в размере от одной второй до одного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, с конфискацией судна и иных орудий совершения административного правонарушения или без таковой.

Согласно расчету административного органа, однократный размер стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения (103 особей краба-стригуна опилио, 718 секций конечностей краба-стригуна опилио, что составило в общем 460,922 кг; 45 особей краба камчатского, что составило 60,500 кг), составляет 261 864,90 руб.

При назначении наказания судья учитывает требования ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП РФ, - характер совершенного правонарушения, причиняющего вред состоянию и качеству окружающей среды, ущерб, причинённый государству от незаконной добычи (вылова) водных биоресурсов, личность правонарушителя, который свою вину не признал, ранее к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался, сведения об имущественном положении ФИО2, который официально не трудоустроен.

Судьей также учитывается отсутствие смягчающих административную ответственность ФИО2 обстоятельств и наличие отягчающего обстоятельства, предусмотренного п. 4 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ - совершение административного правонарушения группой лиц.

С учетом изложенного, судья полагает возможным назначить ФИО2 административное наказание в виде административного штрафа в размере одной второй стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, что от 261 864,90 руб. составляет 130 932,45 руб., без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба.

Согласно расчету административного органа ущерб, причиненный государству от незаконной добычи (вылова) ВБР (103 особей краба-стригуна опилио, 718 секций конечностей краба-стригуна опилио, 45 особей краба камчатского) составил 2 526 096 руб. (л.д. 80).

Между тем, ФИО2 свою вину в незаконной добыче ВБР не признал, в связи с чем, оснований для взыскания данной суммы ущерба с ФИО2 одновременно с назначением административного наказания не имеется.

В связи с чем, в соответствии с ч. 1 ст. 4.7 КоАП РФ спор о возмещении имущественного ущерба должен быть разрешен в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, а также о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено административное наказание в виде конфискации или возмездного изъятия. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возврату законному владельцу.

Согласно материалам дела (л.д 35), изъятые в рамках производства по делу об административном правонарушении у ФИО5 незаконно добытые ВБР: 103 особи краба-стригуна опилио, 718 секции конечностей краба-стригуна опилио, 45 особей краба камчатского, находящиеся на хранении в отделении (ПОГЗ) «Астафьева» Службы в г. Находке – подлежат уничтожению.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ

Признать ФИО2, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> края виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.17 КоАП РФ и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 130 932,45 (ста тридцати тысяч девятисот тридцати двух) рублей 45 копеек без конфискации судна и иных орудий совершения административного правонарушения.

Административный штраф должен быть оплачен в течение 60 суток с момента вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

ИНН <***> КПП 253601001 Дальневосточное ГУ Банка России г. Владивосток, БИК 040507001, расчетный счет <***> ОКТМО 05701000 УФК по Приморскому краю (ПУ ФСБ России по Приморскому краю), л/с <***>, КБК 18911613000017000140, УИН 18907251360190001489.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Елистратова О.Б.