Дело №
62RS0№-93
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Рязань 26 апреля 2021 года
Судья Рязанского районного суда Рязанской области Петрова Е.Н.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ООО «<данные изъяты>» - ФИО2,
при секретаре судебного заседания Савочкиной А.И.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ООО «<данные изъяты>», о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч.2 ст.8.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
ООО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 и ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, а именно: допустило самовольное снятие и перемещение слоя почвы, и уничтожение плодородного слоя почвы на земельном участке с кадастровым номером 62:15:0060215:10, при следующих обстоятельствах:
04 февраля 2021 года вблизи <адрес> установлено место самовольного снятия и перемещения грунта, включая верхний плодородный слой почвы, в виде котлована максимальной шириной 67 метров, длиной 131 метр, глубиной до 5 метров площадью 6009 кв.м. (0,6009 га. Вдоль северо-восточной и юго-восточной границы котлована расположены бурты, состоящие из снятого ранее верхнего плодородного слоя почвы, высотой 1,5 м. Признаков смешивания верхнего плодородного слоя с неплодородными компонентами при осмотре не установлено. К западной границе котлована примыкает площадка неправильной формы со снятым и перемещенным верхним плодородным слоем почвы, используемая для стоянки и ожидания очереди на погрузку самосвал. Максимальная длина площадки – 72 м, ширина – 42м, площадь 852 кв.м. на момент осмотра на земельном участке проводятся работы по изъятию грунта из котлована, погрузке в самосвалы и последующей перевозке с помощью следующей тяжелой автомобильной и спецтехники, на всю технику нанесены логотипы СПК «<данные изъяты>». С места работ отобраны 6 проб на агрохимические показатели для сравнительного анализа. Согласно протоколам испытаний, представленным ФГБУ ЦНМВЛ №21.1686, 21.16.85 ТВ от 24 февраля 2021 года на земельном участке с кадастровым номером № на площади 0,6861 га произошло существенное снижение плодородия почвы (деградация земель), согласно критериям существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выразившееся в изменении содержания следующих агрохимических показателей, а именно: содержание подвижных форм фосфора, содержание подвижных форм калия.
В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, ООО «<данные изъяты>» - ФИО2 в судебном заседании вину Общества в совершении вменяемого административного правонарушения не признала, и пояснила, что ООО «<данные изъяты>» является собственником земельного участка с кадастровым номером №. Указанные замечания в протоколе являются несостоятельными, поскольку земляные работы по устройству искусственного водоема на земельном участке производятся на основании разработанного проектным бюро ООО «<данные изъяты>» проектом организации строительства и рекультивации по объекту: «пруд для разведения и содержания аквакультуры в Рязанском районе у <адрес>», проект был направлен в Управление. После завершения строительных работ компанией будут проведены работы по восстановлению плодородного слоя почвы, так как осуществление мероприятий по рекультивации земель невозможно во время проведения земляных работ на данном земельном участке. В настоящее время проект организации строительства и рекультивации, выполненный ООО «<данные изъяты>», и план (проект) рекультивации, выполненный ФГБУ ЦНМВЛ, предоставлены в адрес Управления Россельхознадзора в целях соблюдения правил проведения рекультивации и консервации земель. После получения от специалистов Управления Россельхознадзора замечаний компания приостановила земляные работы по устройству водоема до момента окончания проверки. Компания не уклоняется от исполнения обязанности по проведению рекультивации почвы, и выполнит предусмотренные проектом мероприятия на принадлежащем ей земельном участке после завершения земельных работ по устройству искусственного водоема. Кроме того, просит учесть, что ООО «<данные изъяты>» впервые привлекается к административной ответственности, общество является субъектом малого предпринимательства, в настоящее время компания является убыточной.
Частью 1 ст.8.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, за что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются отношения в области охраны земель (почв).
В качестве предмета выступает земля как природный ресурс, неотъемлемый компонент биосферы, необходимое условие существования жизни, базис любой деятельности человека, включающая в себя все виды земельных участков независимо от форм собственности, характера владения, степени освоенности и использования человеком для удовлетворения своих потребностей.
Объективную сторону рассматриваемого правонарушения составляют действия по вывозу, выносу за пределы участка, переносу для использования на другом земельном участке в целях облегчения доступа к запасам полезных (в том числе общераспространенных) ископаемых, в ходе строительства - для освобождения строительных площадок плодородного слоя почвы. В целях привлечения к административной ответственности и выявления в действиях виновного лица признаков объективной стороны правонарушения необходимо установить факт перемещения земли и отсутствие разрешения на него.
Под самовольным снятием плодородного слоя почвы понимается его отделение от поверхности земли без разрешения. Самовольное перемещение плодородного слоя почвы подразумевает под собой осуществленное без надлежащего разрешения изменение пространственного расположения плодородного слоя почвы.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия (бездействие), связанные с уничтожением или порчей плодородного слоя почвы в результате несоблюдения природоохранного законодательства.
Под порчей земель понимаются действия (бездействие), направленные на частичное или полное разрушение плодородного слоя земли в результате умышленных или неосторожных действий, либо частичной утраты плодородного слоя или ухудшения его физических, химических или биологических свойств, а также снижения природно-хозяйственной ценности земель. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется как умышленной, так и неосторожной формами вины.
Субъектами рассматриваемых правонарушений могут выступать граждане, должностные лица и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.
С субъективной стороны рассматриваемые составы административных правонарушений характеризуются как умышленной, так и неосторожной формами вины.
Согласно статье 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; обеспечивать проведение мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с планом проведения таких мероприятий, составленным в соответствии с частью четвертой статьи 15 настоящего Федерального закона; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; обеспечить доступ к земельным участкам представителям федерального бюджетного государственного учреждения, указанного в статье 15 настоящего Федерального закона, при проведении ими почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
В соответствии с ч.2 ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В судебном заседании установлено, что 04 февраля 2021 года при непосредственном осмотре специалистами управления Россельхохнадзорав юго-восточной части земельного участка с кадастровым номером №, вблизи <адрес> установлено место самовольного снятия и перемещения грунта, включая верхний плодородный слой почвы, в виде котлована максимальной шириной 67 метров, длиной 131 метр, глубиной до 5 метров площадью 6009 кв.м. (0,6009 га. Вдоль северо-восточной и юго-восточной границы котлована расположены бурты, состоящие из снятого ранее верхнего плодородного слоя почвы, высотой 1,5 м. Признаков смешивания верхнего плодородного слоя с неплодородными компонентами при осмотре не установлено. К западной границе котлована примыкает площадка неправильной формы со снятым и перемещенным верхним плодородным слоем почвы, используемая для стоянки и ожидания очереди на погрузку самосвал. Максимальная длина площадки – 72 м, ширина – 42м, площадь 852 кв.м. на момент осмотра на земельном участке проводятся работы по изъятию грунта из котлована, погрузке в самосвалы и последующей перевозке с помощью следующей тяжелой автомобильной и спецтехники, на всю технику нанесены логотипы СПК «<данные изъяты>». С места работ отобраны 6 проб на агрохимические показатели для сравнительного анализа. Согласно протоколам испытаний, представленным ФГБУ ЦНМВЛ №21.1686, 21.16.85 ТВ от 24 февраля 2021 года, на земельном участке с кадастровым номером № на площади 0,6861 га произошло существенное снижение плодородия почвы (деградация земель), согласно критериям существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, выразившееся в изменении содержания следующих агрохимических показателей, а именно: содержание подвижных форм фосфора, содержание подвижных форм калия. Таки образом в действиях юридического лица - ООО «<данные изъяты>» содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 и ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Вина юридического лица во вмененном правонарушении и факт его совершения подтверждаются протоколом осмотра (обследования) от 04 февраля 2021 года, актами отбора проб почвы от 04 февраля 2021 года, протоколами испытаний №.1682 ТВ от 24.02.2021, №.1683 ТВ от 24.02.2021, №.1684 ТВ от 24.02.2021, №.1685 ТВ от 24.02.2021, №.1686 ТВ от 24.02.2021, №.1681 ТВ от 24.02.2021, и другими исследованными доказательствами.
Таким образом, совокупность исследованных в судебном заседании доказательств, которые суд признает достоверными и достаточными, позволяют суду сделать вывод о виновности юридического лица – ООО «<данные изъяты>» в совершении правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании установлено, что ООО «<данные изъяты>» является субъектом малого предпринимательства, в настоящее время деятельность компании является убыточной, что подтверждается бухгалтерским балансом на 31 декабря 2020 года, также обществом предприняты меры к устранению допущенных нарушений, а именно: план (проект) рекультивации части земельного участка, утвержденный директором Рязанского филиала ФГБУ ЦНМВЛ ФИО1 от 24 марта 2021 года, направлен в адрес управления Россельхознадзора.
Согласно части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Положениями части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (введенной в действие Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ) с 04.07.2016 предусмотрена возможность замены административного наказания в виде административного штрафа лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
При назначении наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.4.3 КоАП РФ, не установлено.
Принятие ООО «<данные изъяты>» мер к устранению допущенных нарушений, суд, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, признает смягчающим административную ответственность обстоятельством.
Как следует из материалов дела, ООО «<данные изъяты>» к административной ответственности привлекается впервые, а совершенное правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» является субъектом малого предпринимательства, в настоящее время деятельность компании является убыточной.
С учетом характера совершенного правонарушения, конкретных обстоятельств его совершения, отсутствие последствий, указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, суд приходит к выводу о возможности замены наказания в виде штрафа на предупреждение.
На основании изложенного и руководствуясь ст.3.4, ч.1 ст.4.1.1, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л:
Юридическое лицо - ООО «<данные изъяты>» признать виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.1 и ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Рязанский районный суд Рязанской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: подпись.